Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 245000-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях защиты прав граждан на тишину и покой.
В настоящее время одной из острых и актуальных проблем населенных пунктов, особенно городов-миллионников, является проблема повышенного уровня шума, нарушающего тишину и покой граждан и создаваемого автомобилями, мотоциклами, квадроциклами и иными транспортными средствами (далее - транспортные средства), используемыми в городах и других населенных пунктах.
Недобросовестные водители (владельцы транспортных средств) при эксплуатации своих транспортных средств используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку при помощи звуковоспроизводящих устройств и (или) устройств звукоусиления, установленных на транспортные средства, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.
При этом установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) меры административной ответственности за подобные правонарушения являются откровенно недостаточными и фактически не могут эффективно воздействовать на таких водителей.
Так, согласно статье 8.23 КоАП РФ эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Аналогичное наказание предусматривает и статья 12.5 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена.
Подобный размер штрафа для лиц, которые могут потратить только на модификацию двигателя и системы выхлопа своего транспортного средства или установку мощной звуковоспроизводящей системы от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей и более, представляется явно недостаточным.
Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся у них полномочий в настоящее время устанавливают административную ответственность за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время. Однако совершение данных правонарушений с использованием транспортных средств имеет существенную специфику и требует внесения комплексных изменений в КоАП РФ.
В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за нарушение покоя граждан и тишины с использованием автомобилей или мототранспортных средств. В целях предупреждения совершения таких правонарушений владельцами особо "шумных" транспортных средств (спортивных автомобилей и мотоциклов с двигателями высокой мощности) предлагается закрепить возможность устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя, поскольку уровень шума, производимого исправным транспортным средством, в большой степени зависит от категории этого транспортного средства и мощности его двигателя. Так, мотоциклы и грузовые транспортные средства, как правило, производят больший уровень шума, чем легковые автомобили. При этом у легковых автомобилей с повышением мощности двигателя (особенно у спортивных автомобилей) увеличивается и уровень издаваемого им шума.
Дополнительно следует отметить, что дорогостоящие спортивные транспортные средства, как правило, приобретают граждане с высокой материальной обеспеченностью. В связи с этим максимальный размер штрафа в пять тысяч рублей, который субъекты Российской Федерации вправе установить своими законами, в данном случае является явно недостаточным и не позволит выполнить задачу общей превенции. Поэтому предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать для граждан штрафы за административные правонарушения, посягающие на покой граждан и тишину и совершенные с использованием автомобилей или мототранспортных средств, в размере, превышающем пять тысяч рублей, но не более тридцати тысяч рублей.
Кроме того, в настоящее время в целях фиксации отдельных правонарушений в области дорожного движения, а также административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, совершенных с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, применяются работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае применяется специальный упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении.
Законопроектом предлагается разрешить фиксировать административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, посягающие на покой граждан и тишину и совершенные с использованием автомобилей или мототранспортных средств, с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции измерения уровня звука, издаваемого транспортным средством, совмещенных с работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - работающие в автоматическом режиме шумомеры), а также распространить на данные случаи специальный упрощенный порядок производства по делу об административном правонарушении. Это позволит обеспечить неотвратимость и оперативность применения штрафных санкций к правонарушителям.
Кроме того, законопроектом предлагается применять задержание транспортного средства с демонтированной или модифицированной системой выпуска отработанных газов двигателя, использование которого нарушило покой граждан и тишину, поскольку водитель (владелец транспортного средства) не может оперативно, на месте совершения правонарушения, устранить причину такого нарушения. На практике для ряда нарушителей это может стать более эффективной предупредительной мерой, чем непосредственно наказание в виде штрафа.
Также в целях разграничения федерального и регионального составов правонарушений законопроектом предлагается внести изменения в статью 8.23 КоАП РФ, исключив ответственность за превышение уровня шума для водителей автомобилей и мототранспортных средств. При этом за эксплуатацию гражданами иных транспортных средств (воздушных и водных судов, катеров, тракторов и самоходных машин), у которых уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, предлагается повысить размер штрафа до пяти тысяч рублей, приблизив его к размеру штрафа для автомобилей и мототранспортных средств, поскольку граждане испытывают дискомфорт от шума, производимого любыми транспортными средствами. Следовательно, сохранение прежнего незначительного размера штрафа (пятьсот рублей) за данное правонарушение при ужесточении ответственности за превышение уровня шума автомобилями и мототранспортными средствами нарушало бы логику законодательного регулирования.
Принятие законопроекта позволит эффективно пресекать нарушения покоя граждан и тишины с использованием транспортных средств, снизить уровень шумового загрязнения окружающей среды, повысить комфортность проживания граждан в крупных городах.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.