г. Краснодар |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А32-1642/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Бабенко Александра Анатольевича (ОГРНИП 304235803300033) - Ветлугаева А.В. (доверенность 24.11.2017), от заинтересованного лица - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399) - Дубровина А.А. (доверенность 28.12.2018), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-1642/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабенко Александр Анатольевич (далее - предприниматель, глава хозяйства, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просил:
- признать незаконным отказ департамента от 26.12.2017 N 52-47757/17-32-20 в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 45 0000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701002:9, местоположением: Краснодарский край, Щербиновский район, в 3-х километрах по направлению на юго-запад от ориентира, находящегося за пределами участка, ориентир ст. Старощербиновская, с видом разрешенного использования "ведение сельскохозяйственного производства" (далее также - земельный участок с кадастровым номером 23:36:0701002:9),
- обязать департамент в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Бабенко А.А. договор купли-продажи земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 45 0000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701002:9.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2018 (судья Данько М.М.) заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебный акт мотивирован следующим. На основании договора аренды от 21.08.1995 N 3690000019 (предыдущий номер 113) и, в последующем заключенного, договора аренды от 31.07.2015 N 8836000159, в отношении которых осуществлена государственная регистрация, глава хозяйства использует земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 45 0000 кв. м с кадастровым номером 23:36:0701002:9. Письмом от 26.12.2017 департамент сообщил главе хозяйства, что нахождение на участке высоковольтной лини электропередачи (ВЛ-35 кВ) препятствует его приватизации в существующем виде. Для размещения линейных объектов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). По смыслу норм пункта 2 статьи 49, статьи 89 Земельного кодекса, пунктов 2, 3, 4, 8 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, далее - Правила N 486), размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Использование земельных участков непосредственно под опорами линий электропередачи невозможно, в связи с чем, у главы хозяйства отсутствует право на приобретение в собственность участка под указанным объектом. Требование о предоставлении земельного участка иной конфигурации и площади предприниматель не заявил. Такой подход при аналогичной правовой и фактической ситуации установлен вступившим в законную силу судебным актом окружного суда по делу N А32-8504/2017.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - ПАО "Кубаньэнерго"; т. 1, л. д. 106 - 109).
Апелляционным постановлением от 24.09.2018 решение от 26.03.2018 отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ департамента от 26.12.2017 N 52-47757/17-32-20 в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "ведение сельскохозяйственного производства", площадью 45 0000 кв. м, с кадастровым номером 23:36:0701002:9. На департамент возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в адрес Бабенко А.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701002:9. С департамента в пользу Бабенко А.А. взыскано 450 рублей судебных расходов, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 рублей Бабенко А.А. из федерального бюджета возвращена.
Суд апелляционной инстанции исходил из следующего. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила N 160), в силу которых установление охранных зон возлагает на собственника участка ряд обязанностей, однако не влечет ограничения оборотоспособности земельного участка либо изъятия его из оборота, не препятствует его использованию по целевому назначению. Подтверждается заключением кадастрового инженера от 31.07.2018, что спорный земельный участок обременен охранной зоной воздушной линии электропередачи. Следует из актов обследования спорного участка государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубаньземконтроль" (далее - ГКУ КК "Кубаньземконтроль") от 24.06.2016 N 173, от 25.10.2016 N 395, от 14.09.2017 N 273, от 06.12.2017 N 371, что ВЛ-35 кВ и автодорога расположены вне его пределов (граничат с ним с северной стороны). Представитель ПАО "Кубаньэнерго" в судебном заседании пояснил, что опоры ЛЭП расположены на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:00:0000000:382, доказательства наложения, пересечения земельных участков отсутствуют. В материалы дела не представлено доказательств ограничения испрашиваемого главой КФХ земельного участка в обороте, исключающего его предоставление в собственность в целях сельскохозяйственного производства.
В кассационной жалобе департамент просит апелляционное постановление от 24.09.2018 по настоящему делу отменить, оставить в силе решение от 26.03.2018.
По мнению подателя жалобы, согласно требованиям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) суды должны проверить законность оспариваемого решения департамента с учетом тех документов, которыми он располагал на дату принятия отказа от 26.12.2017. По информации, содержащейся в письмах департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края (от 15.12.2017 N 71-14252/17-03-01), администрации муниципального образования Щербиновский район (от 14.12.2017 N 01-8604/1718), на земельном участке с кадастровым номером 23:36:0701002:9 проходит линия электропередачи ВЛ-35 кВ. Размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям. Использование земельных участков непосредственно под опорами линий электропередачи невозможно. Для размещения конструктивных элементов ЛЭП 35 кВ требуется предоставление части спорного земельного участка. Сложившаяся арбитражная практика выражена во вступивших в законную силу судебных актах по делам N А32-5717/2017, N А32-8504/2017.
Глава КФХ в отзыве против удовлетворения кассационной жалобы возразил.
В судебном заседании представитель департамента на удовлетворении кассационной жалобы настаивал, представитель главы хозяйства просил жалобу отклонить.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Бабенко А.А. является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 45 0000 кв. м с кадастровым номером 23:36:0701002:9, принадлежащего на праве собственности Краснодарскому краю, первоначально предоставленного ему как главе КФХ постановлением главы администрации Щербиновского района Краснодарского края от 17.08.1995 N 335/1 из свободных земель фонда перераспределения на территории колхоза имени Фрунзе (т. 1, л. д. 10 - 19, 24 - 33, 38 - 40, 48, 51).
Письмом от 26.12.2017 N 52-47757/17-32-20 департамент отказал главе хозяйства в предоставлении государственной услуги по передаче в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:36:0701002:9, указав, что по информации департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 15.12.2017 N 71-14252/17-03-01, по испрашиваемому участку проходит линия электропередачи 35 кВ, и сославшись на подпункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 36 - 37).
Полагая, что решение департамента противоречит действующему законодательству и нарушает его права, законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции правомерно исходили из того, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести его в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения с ним договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса.
Установлено подпунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса (в действующей на момент принятия решения от 26.12.2017 редакции), на который имеется ссылка в оспариваемом отказе департамента, что одним из таких оснований является расположение на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе строительство которого не завершено) размещается на участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, вступившим в силу с 1 марта 2015 года (далее - Перечень). В пункте 5 данного Перечня поименованы линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, с учетом достаточности и взаимной связи.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суд апелляционной инстанции установил отсутствие в границах земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701002:9 как указанной в оспариваемом решении департамента от 26.12.2017 линии электропередачи классом напряжения 35 кВ, так и автомобильной дороги, иных объектов и обстоятельств, ограничивающих спорный участок из земель сельскохозяйственного назначения в обороте, и исключающих предоставление его в собственность главе хозяйства, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы, обусловленные обязанностью суда проверить законность оспариваемого решения департамента с учетом тех документов, которыми он располагал на дату принятия отказа от 26.12.2017, а именно, писем департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края (от 15.12.2017 N 71-14252/17-03-01), администрации муниципального образования Щербиновский район (от 14.12.2017 N 01-8604/1718) о нахождении на участке с кадастровым номером 23:36:0701002:9 линии электропередачи ВЛ-35 кВ, окружным судом не принимаются, поскольку не исключают учета иных документов, содержащих достоверную информацию о спорном земельном участке.
Обязательность для департамента, осуществляющего функции собственника испрашиваемого земельного участка и являющегося уполномоченным органом на принятие решения по заявлению о предоставлении его в собственность, сведений, предоставленных иными органами, организациями, отсутствие права и обязанности проверить поступившую информацию, нормативно не обоснованы. Департамент не подтвердил, что не располагал на момент принятия решения от 26.12.2017 результатами обследования подведомственным им учреждением ГКУ КК "Кубаньземконтроль" земельного участка с кадастровым номером 23:36:0701002:9 (т. 2, л. д. 4 - 7), принятыми во внимание судом апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А32-5717/2017, N А32-8504/2017 несостоятельна, ввиду ее противоречия части 4 статьи 170 Кодекса, а также установленным при рассмотрении названных дел иным фактическим обстоятельствам расположения в границах спорных земельных участков линий электропередачи классом напряжения 110 кВ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления от 24.09.2018 по доводам кассационной жалобы не имеется. Правильность выводов суда апелляционной инстанции подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебного акта. Суд апелляционной инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, к которым верно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2018 по ходатайству департамента исполнение апелляционного постановления от 24.09.2018 по настоящему делу приостановлено на срок до рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление исполнения судебного акта, произведенное названным определением, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент (орган государственной власти) от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А32-1642/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2019 г. N Ф08-10838/18 по делу N А32-1642/2018