Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 7 августа 2023 г. N 345-а
Государственная программа
Костромской области "Цифровая трансформация государственного (муниципального) управления"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере цифровой трансформации государственного (муниципального) управления
Раздел I. Оценка текущего состояния цифровой трансформации Костромской области
1. Переход от информационной эры в цифровую раскрывает ряд преимуществ, связанных с использованием информации не только для принятия оптимальных решений, но и для обработки большого массива релевантной информации в короткий срок для принятия решений и прогнозирования последствий их реализации. Под влиянием цифровых трансформаций происходят кардинальные изменения в традиционных сферах экономики и социальной жизни общества.
2. Для обеспечения высокого качества проводимых изменений в основе реализации цифровых решений лежат принципы: ориентация на людей, доверие и прозрачность, обоснованность управленческих решений, обратная связь, цифровая прослеживаемость и управление рисками.
3. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определена национальная цель развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" и показатели ее достижения:
1) достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
2) увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
3) рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов;
4) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.
4. Таким образом, магистральными направлениями цифровой трансформации являются: формирование необходимой цифровой инфраструктуры и регуляторной среды, обеспечение ускоренной цифровизации государственного управления; создание условий для достижения "цифровой зрелости" ключевых для государства отраслей экономики и социальной сферы.
5. В целях формирования управленческой вертикали цифровой трансформации во всех исполнительных органах Костромской области, органах местного самоуправления Костромской области назначены ответственные за цифровую трансформацию (далее - РЦТ). Ответственным за координацию деятельности РЦТ определен заместитель губернатора Костромской области, координирующий работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сфере развития информационных технологий.
6. Руководители исполнительных органов Костромской области, заместители руководителей исполнительных органов Костромской области, ответственные за цифровую трансформацию, ответственные должностные лица исполнительных органов Костромской области прошли обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленным на развитие компетенций цифровой экономики.
7. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены отраслевые стратегии цифровой трансформации.
8. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Костромской области (далее - Стратегия) сформулирована через определение приоритетов развития и безопасности в каждой из сфер, проходящих цифровую трансформацию, на основании которых произведен выбор федеральных проектов цифровой трансформации и роль субъектов Российской Федерации в их реализации.
9. Первоначально Стратегия была разработана и утверждена губернатором Костромской области 23 августа 2021 года, включала описание цифровой трансформации 7 отраслей: "Образование и наука", "Здравоохранение", "Развитие городской среды", "Транспорт и логистика", "Государственное управление", "Социальная сфера", "Промышленность".
10. В 2022 году Стратегия скорректирована с учетом приоритетов федерального и регионального уровней и включает описание цифровой трансформации по 17 направлениям: "Образование и наука", "Здравоохранение", "Строительство", "Развитие городской среды", "Транспорт и логистика", "Государственное управление", "Безопасность", "Социальная сфера", "Промышленность", "Кадровое обеспечение цифровой экономики", "Экология и природопользование", "Культура", "Физическая культура и спорт", "Сельское хозяйство", "Туризм", "Торговля и предпринимательство", "Связь".
11. Наиболее важный результат цифровой трансформации - переход к принятию управленческих (государственных) решений на основе данных, который достигается за счет комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1) создание стимулов к повышению операционной эффективности на основе внедрения цифровых технологий и использования конкурентоспособных отечественных ИТ-решений в ключевых отраслях экономики и социальной сферы;
2) обеспечение перехода на цифровое взаимодействие граждан, бизнеса и государства, в том числе на юридически признаваемый электронный документооборот, устранение технических ограничений использования электронной отчетности, обеспечение хранения данных по документам обязательной отчетности в электронном виде. Формирование доверия к новому формату обмена документами у бизнеса и граждан;
3) создание нормативных и финансовых условий для внедрения цифровых технологий;
4) предоставление гражданам возможности приобретать востребованные цифровые компетенции через программы дополнительного профессионального образования, включая специализированные программы для государственных служащих, программы дополнительной квалификации для студентов и курсы обучения современным языкам программирования для школьников;
5) внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении - повышение качества жизни каждого человека и уровня доверия граждан, организаций, государственных органов через трансформацию подходов к работе с людьми для решения их жизненных ситуаций, простого и быстрого решения проблем, проактивного информирования о новых возможностях, возникающих в государстве, в том числе за счет внедрения новых цифровых решений.
12. Департаментом цифрового развития Костромской области осуществляется координация работы исполнительных органов Костромской области по достижению показателя "Достижение "Цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, здравоохранения, образования, а также государственного управления". По итогам 2022 года значение данного показателя составляет 61,9 процента при плановом значении 55,6 процента.
13. В целях преобразования городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" организована работа по достижению "Индекса эффективности цифровизации городского хозяйства (индекс IQ городов)" (далее - индекс).
14. Оценка индекса осуществляется на основе показателей в различных сферах: городское управление, "умное ЖКХ", инновации для городской среды, умный городской транспорт, туризм и сервис, интеллектуальные системы социальных услуг, инфраструктура сетей связи и прочее.
15. Уровень цифровизации городского хозяйства города Костромы получил высокую оценку Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. По итогам 2021 года город Кострома вошел в десятку лучших городов (в группе городов с численностью жителей от 250 тыс. до 1 млн. человек, 5 место со значением индекса 78,68 балла при плановом значении 35,76 балла).
16. С 2022 года проведение оценки индекса предусмотрено во всех муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации уровня городской округ и муниципальный район независимо от общей численности населения.
17. В целях создания экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан, создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках, реализуется национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
18. В июле 2019 года между администрацией Костромской области и Министерством цифрового развития Российской Федерации заключены соглашения о реализации пяти региональных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации": "Информационная инфраструктура", "Кадры для цифровой экономики", "Цифровое государственное управление", "Информационная безопасность", "Цифровые технологии".
19. Созданы органы управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". На базе ФГБОУ ВО "Костромской государственный университет" образован проектный комитет по реализации региональных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" под председательством заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сфере развития информационных технологий. Сформированы Центры компетенций, рабочие группы по конкретным направлениям работы (группам мероприятий).
20. С целью обеспечения граждан Костромской области информацией о государственных и муниципальных услугах создана и внедрена региональная государственная информационная система "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Костромской области".
21. Создана и внедрена региональная государственная информационная система "Комплексная система предоставления услуг населению Костромской области".
22. Создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), интегрированная с федеральной СМЭВ по защищенному каналу связи.
23. Организованы защищенные каналы связи для органов власти всех уровней; в исполнительных органах Костромской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Костромской области установлены рабочие места с подключением к СМЭВ и подсистемам федеральной государственной информационной системы "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), проведено обучение всех ответственных должностных лиц.
24. Ведется работа по модернизации СМЭВ (СМЭВ 4.0), созданию "витрин данных".
25. Обеспечена бесперебойная работа единой сетевой инфраструктуры региона: региональной государственной информационной системы "Комплексная система предоставления услуг населению Костромской области", портала государственных органов Костромской области, СМЭВ, обеспечено единое пространство электронных документов от губернатора Костромской области, администрации Костромской области до муниципальных районов и муниципальных округов, городских округов Костромской области.
26. На ЕПГУ доступны все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги и сервисы (далее - МСЗУ), предоставляемые на территории Костромской области (84). Доля обращений за получением МСЗУ в электронном виде с использованием ЕПГУ на 1 июля 2023 года составила 40,9 процента при контрольном показателе на конец 2023 года 40 процентов. Доля активных пользователей ЕПГУ по состоянию на 1 июля 2023 года составляет 44 процента при контрольном показателе на конец 2023 года 50 процентов.
27. Вместе с тем существуют определенные проблемы и трудности в сфере государственного управления, решаемые при цифровой трансформации:
1) наличие дисбаланса в качестве и доступности государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами Костромской области, и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области;
2) высокие трудовые и временные издержки на подготовку исполнительными органами Костромской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области статистических отчетов и сведений, представляемых в различные ведомства;
3) быстрое изменение технологий, требующее принятия решений на основе объективной, оперативной и регулярно собираемой информации, исполнения государственных функций в электронной форме и взаимодействия между контрольными (надзорными) органами и проверяемыми субъектами посредством электронных документов;
4) высокая административная нагрузка на бизнес во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.
28. Указанные проблемы и трудности формируют вызовы развития отрасли государственного управления:
1) применение современных информационных технологий и новых средств коммуникаций, меняющих подходы в управлении ключевыми сферами жизни человека и формы взаимодействия государства и общества;
2) совершенствование государственного управления посредством цифровизации контрольно-надзорной деятельности, в том числе с применением дистанционных технологий взаимодействия между контролирующими органами и подконтрольными субъектами.
29. Общие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:
1) уязвимость информационных систем;
2) недостаточное качество данных;
3) нарушение функционирования информационной инфраструктуры;
4) быстрое изменение процессов в обществе, связанных с внедрением цифровых технологий, требующее трансформации системы государственного управления.
30. С целью обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания в Костромской области функционирует сеть ОГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению" (далее соответственно - ОГКУ "МФЦ", МФЦ) в составе 20 филиалов, 9 территориально обособленных структурных подразделений, 2 Центров оказания услуг, в том числе 22 специализированных окон "МФЦ для бизнеса".
31. Доступ к получению услуг по принципу "одного окна" обеспечен для 99,05 процента в жителей Костромской области.
32. На базе МФЦ по состоянию на 20 июня 2023 года предоставляются 224 услуги (из них 145 услуг для ведения бизнеса), в том числе 73 федеральных, 79 региональных, 56 муниципальных и 16 дополнительных услуг.
33. В связи с развитием сервисов электронного правительства возрастает роль МФЦ как модератора взаимоотношений граждан и государства. В целях вовлечения граждан в использование цифровых технологий при получении государственных и муниципальных услуг в МФЦ организовано обучение заявителей пользованию электронными сервисами, а также предоставление технической возможности гражданам, не имеющим доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", выполняются функции центра компетенций по оптимизации предоставления услуг в электронной форме.
34. В Костромской области с 2021 года ведется реализация проекта по переводу МСЗУ в электронный формат с использованием ЕПГУ:
утвержден План перевода МСЗУ в электронный формат;
организованы защищенные каналы связи для органов власти всех уровней, вплоть до администраций сельских поселений;
в исполнительных органах Костромской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Костромской области установлены рабочие места с подключением к СМЭВ и подсистемам ЕПГУ, проведено обучение всех ответственных должностных лиц;
организована техническая поддержка пользователей в исполнительных органах Костромской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Костромской области силами ГАУ "Агентство цифровых технологий Костромской области" в режиме 24/7.
35. Весь комплекс мероприятий направлен на цифровую трансформацию государственных услуг и сервисов, которая строится на основе следующих требований к их предоставлению:
1) реестровая модель предоставления услуг;
2) проактивность предоставления услуг;
3) экстерриториальность предоставления услуг;
4) многоканальность предоставления услуг;
5) исключение участия человека в процессе направления межведомственных запросов и принятия решения при предоставлении услуг.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
36. Государственная программа Костромской области "Цифровая трансформация государственного (муниципального) управления" (далее - Программа) направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:
1) Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента N 474) (цель: "Цифровая трансформация");
2) Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств; использования преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
3) Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" в части развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов;
4) государственной программе Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", в части реализации мероприятий по модернизации ведомственных информационных систем с целью оказания массовых социально значимых услуг (сервисов) исполнительными органами Костромской области, муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области в электронном виде с применением машиночитаемых цифровых административных регламентов, которые разработаны с использованием утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых регламентов предоставления региональных услуг в машиночитаемом формате;
5) поручении Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года "Перечня поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту" в части разработки и реализации региональной стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их "цифровой зрелости";
6) национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 года N 7), в части достижения целей национальной программы:
создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями;
7) распоряжении Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 2036-р в целях формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий;
8) распоряжении Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 1315-р в части создания условий для социально-экономического развития страны посредством внедрения результатов отечественных исследований и разработок;
9) Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года", в целях формирования единого информационного пространства Костромской области, повышения качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
37. Программа направлена на достижение показателей, определенных в Указе Президента N 474:
1) увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
2) достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
38. Задачами цифровой трансформации государственного управления являются повышение качества и системность исполнения следующих государственных функций:
1) предоставление государственных и муниципальных услуг;
2) осуществление контрольной и надзорной деятельности;
3) обеспечение безопасности государства в целом и граждан в частности.
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы (комплексной программы)
39. В соответствии с вышеперечисленными документами приоритетами государственной политики Костромской области в сфере цифрового развития Костромской области являются:
1) развитие цифровых механизмов и инструментов коммуникации государства и общества;
2) увеличение доли МСЗУ, доступных в электронном виде, до 95 процентов к 2030 году (к 2030 году в электронном виде должны предоставляться все региональные государственные и муниципальные услуги, за исключением тех, по которым имеются объективные ограничения к предоставлению их в электронном формате);
3) повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и в соответствии с целевой моделью;
4) цифровизация контрольно-надзорной деятельности в Костромской области;
5) обеспечение постепенного полного перевода деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений на электронный документооборот;
6) достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
7) развитие единой информационно-телекоммуникационной сети исполнительных органов Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, формирование инфраструктуры цифровой экономики Костромской области;
8) развитие единого информационного пространства, обеспечение интересов и реализация стратегических приоритетов региона;
9) развитие единой сервисно-ориентированной архитектуры информационной среды региона;
10) обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем;
11) оптимизация деятельности исполнительных органов Костромской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области при помощи внедрения современных информационных и коммуникационных технологий;
12) внедрение принципа принятия решений на основе данных;
13) создание системы поддержки принятия управленческих решений, основанной на использовании единого информационного пространства, включающего единую среду сбора, накопления и аналитической обработки информации больших объемов;
14) создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни;
15) постоянное повышение компетенций сотрудников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений;
16) вовлечение граждан в решение вопросов городской среды.
Раздел IV. Цель Программы
40. Цель Программы - достижение уровня "цифровой зрелости" государственного (муниципального) управления к 2030 году 100 процентов.
41. Ожидаемые результаты реализации Программы:
1) внедрение в Костромской области сквозных технологий в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
2) внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
3) повышение эффективности деятельности органов государственной власти Костромской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Костромской области от 7 августа 2023 г. N 345-а "Об утверждении государственной программы Костромской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.