г. Краснодар |
|
25 января 2019 г. |
Дело N А53-5501/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при ведении протокола помощником судьи Гайдуковой Н.В., с участием от истца - общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" (ИНН 6166063133,ОГРН 1076166003792) - Беликова С.В. (доверенность от 24.09.2018), от ответчика - акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ИНН 6152000359, ОГРН 1026103720170) - Майсурадзе Л.К. (доверенность от 11.01.2019), рассмотрев в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, кассационную жалобу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2018 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 (судьи Фахретдинов Т.Р., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А53-5501/2018, установил следующее.
ООО "Коммунальщик Дона" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с АО "Теплокоммунэнерго" (далее - компания) 2 424 857 рублей 41 копейки неосновательного обогащения, в виде оплаты за тепло, уплаченной по договорам теплоснабжения от 22.11.2013 N 204/2, от 01.01.2015 N 1/16, а также 455 426 рублей 33 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.07.2015 по 28.02.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России, действующей в день оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 01.03.2018 по день фактической оплаты (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 4, л. д. 201).
Решением от 28.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.09.2018, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что примененный компанией расчет объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома (далее - МКД) под управлением общества, противоречит требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, утверждение судов о том, что стоимость тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, заложена в тариф, несостоятельны, поскольку пункт 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не содержит алгоритма расчета стоимости двух указанных компонентов. Тепловычислитель не считает объем теплоэнергии, израсходованной на нагрев холодной воды. Следовательно, определить количество тепла на нагрев воды ответчик может только расчетным способом. Компания выставила обществу к оплате исключительно тот объем, который был потреблен спорными домами, соответственно на стороне теплоснабжающей организации не возникло неосновательного обогащения.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
В судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, компания (теплоснабжающая организация) и общество (абонент) заключили договоры теплоснабжения от 22.11.2013 N 204/2, от 01.01.2015 N 1/16. В соответствии с разделом 5 договоров учет тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды осуществляется по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии или выходе из строя - в соответствии с действующим законодательством.
Суды установили, что находящиеся в управлении общества МКД имеет открытую систему водоснабжения и оборудованы общедомовыми приборами учета.
Ежемесячно к отчетам о суточных параметрах теплопотребления общедомовых приборов учета (УУТЭ) компания производит доначисление за тепловую энергию по нагреву горячей воды от температуры холодной воды до температуры в обратном трубопроводе (акты корректировки объемов тепловой энергии по отчетам УУТЭ помесячно представлены в материалы дела).
Между сторонами договора возникли разногласия в части правомерности корректировок по доначислению объемов тепловой энергии по горячему водоснабжению (ГВС).
По мнению общества, переплата за неправомерно начисленный расход теплоносителя на нагрев холодной воды до температуры воды в обратном трубопроводе составила 2 424 857 рублей 41 копейку (с мая по сентябрь 2015 года - 1 432 566 рублей 57 копеек, с мая по сентябрь 2016 года - 992 290 рублей 84 копейки), что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Общество, будучи управляющей организацией и абонентом, приобретает тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Правоотношения по определению объема коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 354 и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 38 Правил N 354 (в редакции от 14.02.2015) в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, общий объем поставленной в многоквартирный дом электроэнергии должен соответствовать объему, зафиксированному общедомовым прибором учета. Общество должно приобретать коммунальный ресурс (в частности, горячую воду) у компании по тарифам, установленным для населения (граждан). Общество (исполнитель коммунальных услуг) лишено возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за горячее водоснабжение сверх объема, определенного приборами учета.
Как видно из материалов дела, компания в спорный период предъявила к оплате обществу количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, превышающее показания приборов учета, ссылаясь на то, что система горячего водоснабжения открытая.
Суды установили, что в спорных многоквартирных домах теплоснабжение и поставка горячей воды осуществляется от двухтрубной тепловой магистрали (одна труба отопление, другая горячая вода, а также обратка по каждой из труб). Тепловые пункты встроены в здание и присоединены к двум трубам тепловых сетей по зависимой схеме с открытым водозабором. Для получения горячей воды нужной температуры производится ее смешивание в разной пропорции непосредственно из подающего и обратного трубопроводов тепловой сети, нагрев воды с использованием тепловой энергии не производится. Общедомовой узел учета оснащен средствами измерения тепловой энергии - расходомерами, установленными на вводе подающего трубопровода и на трубопроводе системы горячего водоснабжения.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
В силу пункта 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), установлено, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области (т. 4, л. д. 68 - 79) подтверждается факт установления тарифа на горячую воду, включающего в себя компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию
Компания не доказала неисправность прибора учета, соответствие которого необходимым требованиям проверялось им при принятии прибора в эксплуатацию, и не обосновала невозможность включения в тарифы тех расходов, которые связаны с технологией производства энергии и горячей воды, в том числе донагревом теплоносителя, возвращающегося от потребителей.
Ссылка заявителя на необходимость применения к спорным правоотношениям Правил N 1034 обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции с учетом того, что в рассматриваемом споре конечными потребителями тепловой энергии являются граждане, горячее водоснабжение осуществляется в отношении жилых домов, поэтому спорные правоотношения регулируются в первую очередь нормами жилищного законодательства и Правил N 354.
Пунктом 5 договора теплоснабжения от 22.11.2013 предусмотрено определение количества потребляемой энергии прибором учета. Поскольку компания не доказала неисправность прибора либо недостаточность измеряемых прибором параметров, суды правильно указали на отсутствие оснований для применения в спорный период приборно-расчетного метода и удовлетворили иск.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2018 по делу N А53-3243/2016.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ином толковании заявителем положений норм права и правильности выводов судебных инстанций не опровергают.
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу N А53-5501/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2019 г. N Ф08-11590/18 по делу N А53-5501/2018