Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 мая 2003 г. N КА-А40/2491-03
АК Сбербанк РФ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МНС РФ о признании недействительным решения налогового органа от 27.05.2002 N 1.
МНС РФ заявлен встречный иск к Сбербанку РФ о взыскании налоговых санкций в сумме 716592 руб. 69 коп.
Третьим лицом к участию в деле привлечено Министерство финансов РФ.
Решением суда от 18.11.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2003, первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано на основании п. 4 ст. 2, ст. 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Указаний ЦБ РФ от 05.02.99 N 497-У.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе ответчика - МНС РФ, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что новые государственные ценные бумаги ОФЗ-ФД были получены истцом не в результате приобретения их на вторичном рынке, а предоставлены эмитентом (Минфином РФ) взамен ГКО-ОФЗ со сроками погашения до конца 1999 г.; истец являлся первичным владельцем новых обязательств и при этом не понес затрат по уплате накопленного купонного дохода; выплаченный купонный доход и отраженный в отчете об итогах замены обязательств, является процентным доходом по вновь предоставленным облигациям и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.12.98 N 1787-р не входит в совокупность новых обязательств, предоставляемых инвестором в ходе новации; выводы налогового органа об оплате Сбербанком России номинальной стоимости ценных бумаг без учета накопленного купонного дохода подтверждаются также письмом Минфина России от 22.10.2001 N 5-2-06.
Истец в отзыве и выступлении в заседании суда с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах.
Министерство финансов РФ отзыв не представило. Представитель Минфина РФ в выступлении в заседании суда поддержал позицию МНС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции, действовавшей в спорном периоде, не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроком погашения до 31.12.99, выпущенных в обращение до 17.08.98, при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги. Не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ.
Аналогичная норма в отношении отдельных видов доходов содержится в п. 1 ст. 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного Закона при реализации первичными владельцами государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией. Под оплаченной стоимостью государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования (новации), признается стоимость, равная фактическим затратам инвестора на приобретение ГКО и ОФЗ, погашаемых в результате выкупа или новации, уменьшенным на сумму денежных средств, полученных при реструктуризации (новации).
Распоряжением Правительства РФ от 12.12.98 N 1787-р "О новации по государственным ценным бумагам" и совместным письмом Минфина РФ и Банка России от 21.12.98 N 258, N 375-Т "Об основных условиях осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.99 и выпущенных в обращение до заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ от 17.08.98 путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств" были утверждены условия и порядок проведения новации по государственным ценным бумагам и отчетность по данной новации.
Во исполнение упомянутых Распоряжения Правительства РФ и совместного письма Минфина РФ и Банка России Центральный банк РФ издал Указание от 05.02.99 N 497-У.
Согласно п. 1 Указания ЦБ РФ кредитные организации, участвующие в новации облигаций, в срок не позднее 2 рабочих дней после подачи заявки на замену принадлежащих им государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31.12.99 и выпущенных в обращение до заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17.08.98 (в дальнейшем - заменяемые облигации) осуществляют взаимозачет всех сумм купонного дохода, уплаченного и полученного по каждому выпуску заменяемых облигаций.
Согласно п. 4 Указания ЦБ РФ кредитные организации при получении "Отчетов об итогах замены облигаций" в сроки, установленные в п. 2.1 настоящего Указания, списывают балансовую стоимость заменяемых облигаций (скорректированную в соответствии с п. 1.2 Указания на сумму уплаченного накопленного купонного дохода) с одновременной постановкой на балансовый учет полученных при проведении новации от Минфина России облигаций (в дальнейшем - новые облигации).
При этом общая балансовая стоимость имущества, полученного при проведении новации облигаций (денежных средств и новых облигаций), приравнивается к общей балансовой стоимости заменяемых облигаций.
Согласно п. 5 Указания новые облигации учитываются на балансовом счете N 50103 "Долговые обязательства РФ, приобретенные для инвестирования" по ценам их приобретения.
Согласно п. 5.3 Указания в цену приобретения облигаций федеральных займов с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД) включается купонный доход, накопленный по ним на дату проведения новации облигаций.
В соответствии с пп. 5.3.1, 5.3.2 Указания ЦБ РФ стоимость приобретения ОФЗ-ФД определяется как разница между балансовой стоимостью заменяемых облигаций (скорректированной в соответствии с п. 1.2 настоящего Указания на сумму уплаченного накопленного купонного дохода) и общей стоимостью ГКО и ОФЗ-ПД, определенной исходя из цен, установленных в п.п. 5.1 и 5.2 Указания, а также уплаченных Минфином РФ денежных средств.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на балансовый учет ОФЗ-ФД, накопленный по ним купонный доход списывается на балансовый счет N 61405 "Уплаченный авансом накопленный процентный (купонный) доход по процентным (купонным) долговым обязательствам".
В полном соответствии с положениями п. 4 ст. 2, ст. 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Указания ЦБ РФ от 05.02.99 N 497-У истец отнес часть купонного дохода в сумме 23886422,70 руб. на балансовый счет 61405 и исключил из налогооблагаемой базы по налогу на доходы от государственных ценных бумаг.
Ссылка МНС РФ на письмо Минфина РФ от 22.10.2001 N 5-2-06 и утверждение о том, что купонный доход не входит в совокупность новых обязательств противоречат п. 5.3 Указания ЦБ РФ от 5.02.99 N 497-У и данным сводного баланса системы Сбербанка России по результатам новации по государственным ценным бумагам на л.д. 138-140 т. 7, которые исследовались судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований к отмене решения и постановления, предусмотренных ст.ст. 286, 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 18.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2003 по делу N А40-22074/02-116-219 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу МНС РФ без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2003 г. N КА-А40/2491-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании