Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Данная Программа разработана с учётом существующей ситуации в образовательных учреждениях и направлена на приведение системы образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" в соответствие с приоритетами социально-экономического развития муниципалитета. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают учреждения, подведомственные управлению образования администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", и призваны решить проблемы в развитии муниципальной системы образования, сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Система образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
Реализация предыдущей целевой программы "Развитие образования" на 2015-2018 годы", а также федеральных, областных и муниципальных целевых программ - проектов, обеспеченных финансовыми вложениями, - позволили внести реальные изменения в системе образования муниципалитета. Данные мероприятия создали необходимые условия для дальнейшего поступательного развития системы образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области", а также скорректировали цели и задачи последующих целевых программ развития образовательной системы муниципалитета.
В системе образования происходят комплексные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. Активно проводится комплексная модернизация школьного образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
В период 2022 года отмечалась динамика по снижению количества детей, получающих дошкольное образование. По состоянию на 01.01.2023 года услугами дошкольного образования охвачено 1209 детей (из них 168 детей в возрасте до 3 лет).
Наиболее значимым результатом, достигнутым в общем образовании области, стало доведение размера средней заработной платы педагогических работников до уровня средней заработной платы по экономике региона, который теперь необходимо сохранить.
В общеобразовательных учреждениях создаются необходимые условия для введения обновлённых ФГОС общего образования. Для организации образовательного процесса в условиях введения обновлённых ФГОС учителям и руководителям общеобразовательных учреждений необходимо повышение квалификации.
В системе дополнительного образования создаются условия для внедрения и развития системы персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Вместе с тем, остается ряд проблем в области развития образования:
- потребности в развитие кадрового ресурса: дефицит квалифицированных работников системы, необходимость в обновлении педагогического корпуса, совершенствование механизмов привлечения в сферу образования и закрепления в ней молодых специалистов (негативное влияние на развитие муниципальной системы образования оказывает возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет 11%, доля педагогов-мужчин - чуть более 9%; постепенно происходит обновление педагогического корпуса); требует совершенствования система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных организаций;
- материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений, по-прежнему, не в полной мере отвечает современным требованиям; наличие предписаний надзорных органов (Роспотребнадзора, Госпожнадзора и пр.) о несоответствии зданий образовательных учреждений современным требованиям и правилам безопасности; в том числе; отсутствие условий доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (в части доступности зданий и территорий), отсутствие условий оказания медицинского обслуживания (отсутствие медкабинетов); а также значительный износ зданий (более 50%);
- недостаточное обеспечение детского населения в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования
Численность воспитанников, получающих дошкольное образование, на 01.01.2023 г. составляет 1209 детей (из них: 168 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 1041 детей в возрасте от 3-х до 7 лет).
На территории Багратионовского муниципального округа функционирует 9 учреждений, реализующих уровень дошкольного образования:
6 - детских садов (МБДОУ "Д/с г. Багратионовска"; Чеховский детский сад, МБДОУ "Нивенский детский сад", МБДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "д/с пос. Долгоруково", МБДОУ "Пограничный детский сад");
1 - МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское";
На базе МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" функционирует группа дошкольного воспитания. Учитывая особую значимость формирования готовности детей к обучению в школе, в МБОУ "СОШ п. Корнево" действует группа кратковременного пребывания.
Все дошкольные образовательные учреждения муниципалитета реализуют федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС ДО) дошкольного образования. Внесены изменения в нормативные документы, разработаны программы, приобретены методические пособия, материалы и игрушки для развития предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. Педагогические работники и руководители прошли курсовую подготовку по разным направлениям введения ФГОС ДО.
В настоящее время полностью ликвидирована актуальная очередь детей с 3 до 7 лет. Сегодня поставлена следующая задача: доступность дошкольного образования детьми в возрасте от 2-х месяцев. В настоящее время группы раннего возраста (до 3 лет) посещают 168 детей. Очередь этой возрастной категории по сравнению с 2022 годом уменьшилась с 271 до 255 детей.
Анализ показывает, что задача обеспечения доступности качественного дошкольного образования для всех детей (от 2-х месяцев и старше) может быть решена через:
- расширение вариативности его форм, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (сегодня это 1,2% воспитанников, план - 4%);
- ввод в эксплуатацию в 2023 году детского сада в п. Чехово на 120 мест;
- развитие негосударственного сектора, предоставляющего услуги по образованию и услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.
В настоящее время ведутся окончательные работы по объекту детского сада в пос. Чехово Багратионовского муниципального округа.
Модернизация системы общего образования
В сфере общего образования 7 средних общеобразовательных учреждений и 1 учреждение начальная школа - детский сад.
Для реализации прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов необходимо совершенствование материально-технической, средовой и кадровой составляющих общеобразовательных учреждений. Проведенный комплекс мероприятий в совокупности направлен на создание в школах комфортных условий обучения в соответствии с СанПиН. Вместе с тем, ещё существуют проблемы в школах муниципалитета, не позволяющие отнести их к категории учреждений, соответствующих современным нормативным требованиям.
В связи с этим, в 2019 году в рамках национального проекта "Образование" федерального проекта "Современная школа" в МБОУ "Южная СОШ" создан Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Данные Центры создаются, как структурные подразделения школы и их деятельность направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Математика и информатика", "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности", "Химия", "Биология" и "Физика".
В 2020 году к региональному проекту "Современная школа" присоединились еще 3 школы:
- МБОУ "Средняя школа города Багратионовска";
- МБОУ "СОШ им. А.Антошечкина";
- МБОУ "СОШ п. Пятидорожное".
В 2021 году созданы центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" в 2 школах:
- МБОУ "СОШ п. Тишино";
- МБОУ "СОШ п. Корнево".
В 2022 году создан центр "Точка роста" в МБОУ "СОШ п. Нивенское".
В 2022-2023 учебном году сетевое взаимодействие и реализацию совместных мероприятий осуществляют МБОУ "Южная СОШ", МБОУ "СОШ п. Нивенское", МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" и МБОУ "Средняя школа города Багратионовска".
Главной задачей создания Центров является достижение национальной цели - обеспечение возможности самореализации и развития талантов. Благодаря им в школах активно развивается дополнительное образование, появилось больше возможности выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи.
Все образовательные организации, в которых созданы Центры "Точка роста" выполняют индикативные показатели результативности деятельности Центров "Точка роста", включая охват детей дополнительным образованием 100 процентов.
Также, немаловажными факторами являются развитие дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, материальное и техническое оснащение образовательных учреждений, обновление методов обучения и образовательных программ на основе использования современных электронных систем.
В связи с этим, в 2020 году в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" за бюджетные средства были отремонтированы классы информатики в двух школах муниципалитета МБОУ "СОШ п. Нивенское" и МБОУ "СОШ п. Корнево".
В 2021 году цифровая образовательная среда (в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования) была внедрена в 5 школах муниципалитета:
- МБОУ "Средняя школа города Багратионовска";
- МБОУ "СОШ им. А.Антошечкина";
- МБОУ "СОШ п. Пятидорожное";
- МБОУ "Южная СОШ";
- МБОУ "СОШ п. Тишино"
В 2022 году федеральный проект "Цифровая образовательная среда" внедрён в МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское".
Для кардинального изменения ситуации по обеспечению улучшения условий качества предоставляемых услуг в образовании необходимо решить вопрос строительства корпуса начальной школы МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" (на 250 мест) и строительство новой школы в п. Нивенское (на 1 200 мест).
Для создания в школах комфортных условий обучения в соответствии с СанПиН, актуальным является улучшения санитарно-гигиенических условий:
- капитальный ремонт в помещениях, учебных кабинетах, пищеблоках и коридорах;
- обеспечение ремонтов туалетных комнат в соответствии с требованиями;
- замена оконных блоков;
- обеспечение обустройства и лицензирования медицинских кабинетов в школах и детских садах, на сегодняшний день лицензии имеют МБОУ "Средняя школа города Багратионовска", МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" и МБДОУ "Владимировский детский сад".
Учитывая значительный износ зданий образовательных учреждений, требуются значительные затраты для обеспечения их жизнедеятельности, проведение капитальных ремонтов кровель, утепления фасадов, восстановление отмосток и др. В ближайшей перспективе необходим ремонт в 6 учреждениях:
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" (утепление фасада, восстановление отмостки, ремонт кровли, благоустройство территории);
МБОУ "СОШ п. Корнево" (здания литер А, Б, здания столовой) (ремонт кровель, утепление фасадов, ремонт внутренних помещений);
МБОУ "СОШ п. Тишино" (утепление фасада);
МБОУ "СОШ им. А.Антошечкина" (ремонт спортивного зала, утепление фасада и благоустройство территории);
МБОУ "СОШ п. Нивенское" (здание начальной школы п. Владимирово, пер. Школьный, 8а) (ремонт помещений и учебных кабинетов первого и второго этажа, спортивного зала);
МБОУ "Южная СОШ" (ремонт внутренних помещений и учебных кабинетов, столовой).
Для приведения зданий в нормативное состояние в соответствии с требованиями пожарного надзора 8 образовательным учреждениям необходим вынос 8 котельных:
МБОУ "СОШ п. Нивенское" (здание п. Нивенское, ул. Калининградская, д. 4);
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" (здания в п. Ново-Московское и п. Пятидорожное, ул. Ильичёвская);
МБДОУ "Пограничный детский сад" (здание п. Совхозное);
МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" (здание ул. Пограничная, д. 78);
МБДОУ "Нивенский д/с" (здание п. Нивенское);
МБДОУ д/с пос. Долгоруково (здание п. Долгоруково);
МАУ Центр ППСП Багратионовского муниципального округа.
Развитие "безбарьерной среды" в муниципальной системе образования для получения качественного общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит особой задачей.
Вопрос обустройства доступной среды в образовательных учреждениях (элементы "безбарьерной среды") решен только в двух школах: г. Багратионовска и п. Долгоруково, в двух дошкольных учреждениях МБДОУ "Владимировский детский сад" и МБДОУ "Д/с г. Багратионовска" и в учреждении дополнительного образования МАУ ДО "ДЮСШ г. Багратионовска".
Особенностью муниципальной системы образования является значительное количество детей на подвозе - 1484 обучающийся, что составляет 48% от общего количества обучающихся. Подвоз школьников к месту проведения занятий и в обратном направлении осуществляет МУП "Площадка - накопитель 33 км" - 21 автобус, МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" - 3 автобуса.
Вместе с задачами требующими значительных финансовых затрат актуальным остается развитие воспитывающей среды образовательных учреждений, формирование социального партнерства в сфере воспитания детей, обеспечивающих их позитивную социализацию. Здесь ведущая роль принадлежит дополнительному образованию.
Обеспечение доступного качественного дополнительного образования детей
Для решения задачи по обеспечению условий для выявления и развития талантливых детей независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей, увеличению количества воспитанников и совершенствованию организационных механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования необходимо:
- распространение модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования;
- введение ставок педагогов в учреждения дополнительного образования;
В соответствии с общими приоритетными направлениями совершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации, закрепленными, в частности, Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям именных сертификатов дополнительного образования.
Реализуемый финансово-экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования именных сертификатов дополнительного образования управление образования администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области".
Помимо реализуемого механизма персонифицированного финансирования в муниципальном образовании "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" реализуется механизм персонифицированного учета детей, получающих дополнительное образование за счет средств бюджетов различных уровней, которые в совокупности создают систему персонифицированного дополнительного образования.
Кроме этого в рамках национального проекта "Образование", федерального проекта "Успех каждого ребенка", регионального проекта "Доступное дополнительное образование для детей в Калининградской области" в муниципальном образовании в системе дополнительного образования на базе следующих образовательных учреждений: ДДТ Багратионовского муниципального округа, МАУ ДО ДЮСШ г. Багратионовска, МДОУ "Владимировский детский сад", МБДОУ "Д/с г. Багратионовска", МБОУ "Начальная школа - детский сад п. Партизанское" в 2021 году было создано 146 новых инфраструктурных мест, что составляет 408 ученико-мест. Создание и оснащение новых мест дополнительного образования позволит увеличить долю детей, охваченных дополнительным образованием, что влечёт за собой увеличение муниципального задания в учреждениях дополнительного образования и изменение штатного расписания организаций.
В 2022 году на территории муниципального образования Багратионовский муниципальный округ Калининградской области были реализованы мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Новые места были созданы в следующих общеобразовательных организациях:
NN п/п |
Муниципальное образование |
Наименование организации |
Кол-во ученикомест |
Кол-во групп |
Кол-во инфраструктурных мест |
Направленность |
1 |
Багратионовский муниципальный округ |
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
2 |
МБОУ "СОШ п. Нивенское" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
3 |
МБОУ "Южная СОШ" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
4 |
МБОУ "СОШ им. А.Антошечкина" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
5 |
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" |
20 |
2 |
10 |
техническая |
|
6 |
МБОУ "СОШ п. Тишино" |
10 |
1 |
10 |
техническая |
Общий объём финансирования для реализации мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей составил в 2022 году: 2 061 287,20 (два миллиона шестьдесят одна тысяча двести восемьдесят семь рублей, 20 копеек), в том числе: объём софинансирования из средств местного бюджета 20 612,80 (двадцать тысяч шестьсот двенадцать рублей, 80 копеек).
В 2023 году также планируется на территории муниципального образования Багратионовский муниципальный округ Калининградской области реализация мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях муниципалитета для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Новые места будут создаваться в следующих общеобразовательных организациях:
NN п/п |
Муниципальное образование |
Наименование организации |
Кол-во ученикомест |
Кол-во групп |
Кол-во инфраструктурных мест |
Направленность |
1 |
Багратионовский муниципальный округ |
МБОУ "Средняя школа города Багратионовска" |
30 |
3 |
10 |
художественная |
2 |
МБОУ "СОШ п. Нивенское" |
30 |
3 |
10 |
туристско-краеведческая |
|
3 |
МБОУ "Южная СОШ" |
30 |
3 |
10 |
социально-гуманитарная |
|
4 |
МБОУ "СОШ им. А.Антошечкина" |
30 |
3 |
10 |
туристско-краеведческая |
|
5 |
МБОУ "СОШ п. Пятидорожное" |
30 |
3 |
10 |
социально-гуманитарная |
|
6 |
МБОУ "СОШ п. Тишино" |
30 |
3 |
10 |
художественная |
Повышение квалификации работников системы образования, совершенствование механизмов привлечения в сферу образования и закрепления в ней молодых специалистов
Кадровое обеспечение - ключевая задача для улучшения качества системы образования. Данный вопрос остаётся одним из самых актуальных на современном этапе. В системе образования трудится более 600 человек, в том числе педагогические кадры: на уровне дошкольного образования 72 педагога; школы - 197 педагогических работников общего образования, в системе дополнительного образования - 71 педагог дополнительного образования.
Из 72 педагогических работников дошкольного образования высшее образование имеют - 40% педагогов; среднее профессиональное - 60%. Из общего числа педагогов высшую квалификационную категорию имеют 43% педагогов, первую квалификационную категорию - 39% педагогов.
Из 197 педагогических работников общеобразовательных организаций высшее образование имеют 159 работника, что составляет 81%, среднее профессиональное 36 работников (18%), 127 педагогов общеобразовательных организаций имеют высшую и первую квалификационные категории, что составляет 64,5%. Из 71-го педагогического работника, реализующего программы дополнительного образования высшую и первую квалификационную категории, имеют только 19 педагогов (27%). Таким образом, только 27% педагогических работников имеют квалификационные категории. Анализ данной статистики показывает необходимость дальнейшее повышение квалификации и уровня образования педагогических работников.
Несмотря на то, что школы обеспечивают выполнение всего учебного плана, достигается это большой нагрузкой педагогов. В ряде образовательных организаций существует острая потребность в педагогических кадрах. Серьезная кадровая проблема в МБОУ "Средняя школа города Багратионовска", "МБОУ СОШ п. Корнево" и МБОУ "СОШ п. Тишино".
Негативное влияние на развитие муниципальной системы образования оказывает возрастной дисбаланс: численность учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций составляет 17%.
Кадровую проблему в системе образования муниципалитета возможно решить через реализацию комплекса мер по привлечению молодых специалистов в школы муниципального округа, активная социальная поддержка педагогов, в том числе:
- реализация Плана мероприятий ("Дорожная карта") по привлечению молодых педагогов на 2022-2024 годы;
- участие в федеральной программе "Земский учитель";
- заключение договоров о целевом обучении;
- участие в конкурсе на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на основании жилищного сертификата;
- предоставление служебного жилья;
- развитие института наставничества;
- совершенствование системы повышения квалификации работников;
- мотивация профессионального роста через конкурсное движение, совершенствование систем оплаты труда;
- адресная поддержка педагогов, подтвердивших высокую профессиональную квалификацию, имеющих значительные успехи в конкурсном движении.
Выбор программно-целевого метода для решения комплекса проблем в системе образования муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" обусловлен следующими условиями:
- проблемы имеют крупномасштабный характер, затрагивают каждого жителя муниципалитета;
- проблемы не могут быть устранены в краткосрочной перспективе;
- решение проблем невозможно без широкого участия и взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления;
- для устранения проблем требуется обеспечить концентрацию финансовых и иных видов ресурсов и предусмотреть механизмы их эффективного использования.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач, стоящих перед системой образования в 2019-2024 годах.
Мероприятия Программы согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их реализации, а также определены исходя из приоритетов социально-экономического развития с учётом ресурсных возможностей на муниципальном уровне.
Таким образом, в данной Программе определен комплекс мер по созданию условий на территории муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ Калининградской области" для дальнейшего улучшения качества образования и воспитания детей. Результатом реализации муниципальной Программы должно явиться предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования, дополнительного образования и воспитания детей в соответствии с современными требованиями общества и потребностями каждого гражданина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.