Решение Приморского краевого суда от 20 июня 2023 г. по делу N 3а-91/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Кулага Л.B.,
с участием прокурора Куприяновой Т.А.,
представителя административного истца Мартыненко А.А. - Балдина Ю.В.,
представителей административных ответчиков Законодательного Собрания Приморского края - Петровой Е.М., Правительства Приморского края - Филониной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартыненко Анны Андреевны к Законодательному Собранию Приморского края, Правительству Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
19 декабря 2022 года Законодательным Собранием Приморского края принят и 23 декабря 2022 года подписан исполняющей обязанности Губернатора Приморского края Щербина В.Г. Закон Приморского края N 272-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке семей с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ), который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 26 декабря 2022 года и в последующем опубликован в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 100 (2039), 27 декабря 2022 года.
Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ "О социальной поддержке семей с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ) устанавливает меру социальной поддержки проживающим на территории Приморского края семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно тексту Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ вносимыми изменениями, в том числе определяется порядок расчёта размера денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Пунктом "а" части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ часть 1 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ изложена в следующей редакции:
"1. Размер денежной выплаты рассчитывается уполномоченным органом исходя из следующих показателей: состав семьи с детьми на дату подачи заявления; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная в соответствии с частью 15 статьи 13 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" в муниципальном образовании, на территории которого проживает семья с детьми, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации".
Мартыненко А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Приморского края о признании не действующим с даты введения в действия пункта "а" части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ, указав, что она является участником Программы предоставления денежной выплаты на приобретение жилого помещения согласно Закону Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ. Её семья состоит из 5 человек, она и муж воспитывают троих детей, один из которых ребенок-инвалид. Согласно уведомлению министерства труда и социальной политики Приморского края от 20 октября 2020 года о предоставлении денежной выплаты на состав семьи 5 человек, расчётная площадь составляет 47 кв. метра. В силу первоначальной редакции части 1 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ, размер денежной выплаты рассчитывался уполномоченным органом исходя из следующих показателей: состав семьи с детьми, 18 кв. м общей площади жилья на каждого члена семьи; средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Пунктом "а" части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ внесены изменение в часть 1 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ, а именно, изменён порядок расчёта суммы предоставляемой денежной выплаты. Данным законом устанавливается, что размер денежной выплаты рассчитывается уже не исходя из стоимости жилья на территории Приморского края, а исходя из стоимости жилья в муниципальном образовании, на территории которого проживает семья с детьми. Считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт изменяет в худшую сторону её положение, как ранее принятой на учёт для получения сумм выплат на приобретение жилого помещения. В частности, существенно снижает размер денежных средств, так как изменения порядка расчёта размера денежной выплаты влияет на её размер, поскольку показатель стоимости жилья по всей территории Приморского края выше, чем по муниципальному образованию г. Спасск-Дальний. Более того, статья данного оспариваемого закона сформулирована таким образом, что сохраняет правило: в случае, если в каком-нибудь городе Приморского края стоимость одного квадратного метра жилья станет выше, чем в общем по Приморскому краю, то сумма выплаты все равно не может быть выше стоимости жилья по Приморскому краю, установленной федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, данный закон изменяет порядок расчёта размера денежной выплаты, когда уже возникли правоотношения, регулируемые законом в прежней редакции. Она была принята на учёт, в период, когда сумма выплаты определялась как подсчёт стоимости жилья по всему Приморскому краю, а перед выдачей свидетельства на получение указанной суммы в закон были внесены изменения, ухудшающие её положение, путём уменьшения размера выплаты. Считает, что при внесении в законодательный акт изменений, им была придана обратная сила, что противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 22 декабря 2022 года N 1111/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2023 года", согласно пункту 77 данного которого стоимость одного квадратного метра в Приморском крае составляет ..., между тем, стоимость одного квадратного метра в г. Спасск-Дальний определена в размере ....
Просит: признать пункт "а" части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ недействующим с даты введения его в действие (с 26 декабря 2022 года).
В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству в качестве административного соответчика привлечено Законодательное Собрание Приморского края, как орган, принявший оспариваемый в части нормативный правовой акт. Представитель административного истца настаивал на участии в деле двух административных ответчиков. Административное дело рассматривается с привлечением двух административных ответчиков.
Административный истец Мартыненко А.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Мартыненко А.А. - Балдин Ю.В., действующий на доверенности, поддержал доводы, изложенные административном исковом заявлении, дополнительно указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт также противоречит действовавшему на дату его принятия приказу Минстроя России от 20 сентября 2022 года N 773/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года", утвердившему среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Приморском крае на IV квартал 2022 года в размере .... Кроме этого, считает, что нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, полагает, что проект нормативного правого акта прокуратурой Приморского края не был исследован, отсутствует заключение по данному проекту прокурора Приморского края. Полагает, что реальная необходимость принятия оспариваемого закона отсутствовала, фактически изменением порядка расчета денежной выплаты экономятся средства бюджета Приморского края, что привело к значительному ухудшению положения административного истца по сравнению с гражданами, получившими денежную выплату до принятия Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Приморского края Петрова Е.М., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Приморского края, процедура принятия и введения его в действие соблюдены, административный истец права на дополнительную меру социальной поддержки не лишена.
Представитель административного ответчика Правительства Приморского края Филонина Е.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и дополнении к отзыву. Указала, что Правительство Приморского края является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу. Суду пояснила, что Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ установлена дополнительная меры социальной поддержки семей с детьми, направленная на увеличение площади жилых помещений с учётом имеющихся жилых помещений, с возможностью использования иных мер, также направленных на улучшение жилищных условий данной категории граждан (все виды материнского капитала, использование льготных ставок по ипотеке, возможность получения компенсации выплаты на первоначальный взнос и погашение долга по ипотеке). Согласно статье 6 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счёт средств краевого бюджета, следовательно, применение средней рыночной стоимости в соответствии с приказом Минстроя России для расчёта размера денежной выплаты в соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ не является обязательным для применения органами субъекта РФ при предоставлении мер социальной поддержки, осуществляемых за счёт средств краевого бюджета. Очередь в списке Мартыненко А.А. на выдачу свидетельства подошла в марте 2023 года, 1 марта 2023 года ей было оформлено (подписано уполномоченным лицом) свидетельство о предоставлении денежной выплаты. Несмотря на направление Мартыненко А.А. уведомления о необходимости явиться за получением свидетельства, свидетельство ею не получено. Права административного истца оспариваемым нормативным правовым актом не могут быть нарушены, в связи с тем, что сумма, подлежащая указанию в свидетельстве на дату внесения изменений оспариваемым Законом Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ, не была известна, так как расчёт не производился, очередь на выдачу свидетельства у административного истца на дату подачи административного искового заявления, на дату внесения изменений в Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ не подошла. Обратная сила оспариваемым положениям Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ не придавалась. В данном случае выплата предоставляется исходя из возможностей бюджета, дифференцировано, с учётом сложившейся рыночной стоимости на территории муниципального образования, в котором семья состоит на учёте, не направлена на переселение граждан. Законом не органичено право приобретения жилого помещения в пределах территории постановки на учёт, разрешено приобретение на территории Приморского края. Однако это не означает, что стоимость одного квадратного метра жилого помещения, учитываемая для расчёта денежной выплаты, должна быть применена как стоимость квадратного метра жилого помещения по муниципальному образованию, в котором такая стоимость максимальная. Считает, что признание недействующим оспариваемого положения Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ с даты введения его в действие, то есть, с 26 декабря 2022 года повлечёт нарушение прав семей, которым после вступления в силу Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ выданы свидетельства о предоставлении денежной выплаты (104 свидетельства).
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Куприяновой Т.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (до 1 января 2023 года)) (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно пункту 2.1 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
В силу пункту 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ по вопросу социальной поддержки семей, имеющих детей, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац 5 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьёй 26.3-1 названного федерального закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (абзац 6 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
На основании части 2 статьи 66 Устава Приморского края законами Приморского края могут устанавливаться дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края критериев нуждаемости.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.
В соответствии со статьями 8, 28 Устава Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края - постоянно действующий представительный и единственный законодательный орган государственной власти Приморского края, состоящий из 40 депутатов.
Законодательное Собрание Приморского края осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Приморского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Приморского края в пределах полномочий Приморского края (пункт 2 части 1 статьи 29 Устава Приморского края).
Порядок организации деятельности Законодательного Собрания Приморского края определен его Регламентом, принятым постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 7 августа 2002 года N 36.
Согласно главе 7 указанного Регламента законодательная процедура осуществляется в соответствии с Законом Приморского края "О законодательной деятельности в Приморском крае" от 22 декабря 2008 года N 373-КЗ (далее - Закон Приморского края от 22 декабря 2008 года N 373-КЗ).
В силу положений Закона Приморского края от 22 декабря 2008 года N 373-КЗ), согласно части 5 статьи 3 Закона Приморского края от 5 мая 1995 года N 5-КЗ "О Законодательном Собрании Приморского края" Законодательное Собрание Приморского края принимает законы Приморского края и постановления Законодательного Собрания по предметам ведения Приморского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Приморского края в пределах полномочий Приморского края.
Частью 1 статьи 13 Закона Приморского края от 22 декабря 2008 года N 373-КЗ предусмотрено, что рассмотрение проекта закона Приморского края, внесенного в Законодательное Собрание, осуществляется в трех чтениях в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Законодательного Собрания, за исключением проектов законов Приморского края, указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона.
Закон Приморского края, принятый Законодательным Собранием, в течение семи дней со дня его принятия направляется Законодательным Собранием для подписания и обнародования Губернатору края. Обнародование закона Приморского края осуществляется путем его официального опубликования. Губернатор края подписывает и обнародует закон Приморского края либо отклоняет закон Приморского края в течение 14 дней с момента поступления закона Приморского края Губернатору края (части 1 и 2 статьи 20 Закона Приморского края от 22 декабря 2008 года N 373-КЗ).
В соответствии со статьёй 2 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года N 463-КЗ "О порядке опубликования, размещения на официальных сайтах и вступления в силу правовых актов Приморского края" источниками официального опубликования законов Приморского края являются газета "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" (далее - газета "Приморская газета") и Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1). Официальным опубликованием закона Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете "Приморская газета" или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 3). Законы Приморского края, подписанные Губернатором Приморского края, подлежат официальному опубликованию в течение 14 дней с момента поступления законов Приморского края Губернатору Приморского края для подписания (часть 5).
В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что Закон Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ принят на заседании Законодательного Собрания Приморского края 19 декабря 2022 года в трех чтениях большинством голосов от установленного числа депутатов (при наличии кворума: на заседании присутствовало 35 депутатов, "за" проголосовало 35 депутатов), законодательные процедуры, предусмотренные Регламентом Законодательного Собрания Приморского края соблюдены.
Подписанный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации Закон Приморского края N 272-КЗ опубликован 26 декабря 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 26 декабря 2022 года и в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 100 (2039), 27 декабря 2022 года, вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "б" пункта 2 статьи 1, вступившего в силу с 1 января 2023 года.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии Закона Приморского края, содержащего оспариваемые положения, Законодательным Собранием Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.
Представитель административного истца Балдин Ю.В. в обоснование своих доводов по оспариванию в части нормативного правового акта указал на несоблюдение процедуры его принятия - на отсутствие письменного согласования проекта Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ прокуратурой Приморского края.
В соответствии со статьей 9 Закона Приморского края от 22 декабря 2008 N 373-КЗ подготовка проекта закона Приморского края к рассмотрению Законодательным Собранием включает обсуждение проекта закона Приморского края в комитетах Законодательного Собрания, учет отзывов, замечаний и предложений по проекту закона Приморского края, назначение и проведение в необходимых случаях научной экспертизы проекта закона Приморского края, проведение правовой и лингвистической экспертиз проекта закона Приморского края правовым управлением аппарата Законодательного Собрания, вынесение в необходимых случаях проекта закона Приморского края на общественное обсуждение и (или) направление проекта закона Приморского края для проведения общественной экспертизы в порядке, предусмотренном настоящим Законом и Регламентом Законодательного Собрания.
В ходе судебного разбирательства установлено, что порядок межведомственного взаимодействия между Законодательным Собранием Приморского края и прокуратурой Приморского края по вопросам подготовки и принятия проектов законов Приморского края не урегулирован законодательно, и решается согласно сложившейся практике: все проекты нормативных правовых актов направляются в прокуратуру Приморского края в процессе их принятия, то есть до заседания соответствующего комитета Законодательного Собрания Приморского края проект закона направляется в прокуратуру Приморского края, где изучается и, в том случае, если есть какие-либо замечания, то они прокуратурой Приморского края представляются в письменном виде, и учитываются в процедуре принятия в 1, 2, 3 чтениях первично на заседании комитета, где обязательно присутствует представитель прокуратуры Приморского края, а затем на заседании Законодательного Собрания Приморского края, где также присутствует представитель прокуратуры Приморского края. В подтверждение данных обстоятельств представителем административного ответчика Законодательного Собрания Приморского края представлены: информационное письмо от 27 октября 2022 года, поступившее в Законодательное Собрание Приморского края из прокуратуры Приморского края, согласно тексту которого в связи с сокращением должности старшего помощника прокурора края по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления, с 26 октября 2022 года вопросы взаимодействия с органами государственной власти края и органами местного самоуправления возложены на заместителя начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства советника юстиции Москальчука В.С., указаны номера телефонов и адрес электронной почты, сопроводительное письмо, направленное аппаратом комитета Законодательного Собрания Приморского края по социальной политике и защите прав граждан на имя Москальчука В.С. на указанный адрес электронной почты, о направлении приглашения на 16 декабря 2022 года на заседание комитета по социальной политике и защите прав граждан и материалов на заседание комитета, в том числе вопрос N 13 социальная поддержка семей с детьми первое чтение, вопрос N 14 социальная поддержка семей с детьми второе чтение, вопрос N 15 социальная поддержка семей с детьми третье чтение; письмо от 13 декабря 2022 года, адресованное заместителю начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства советника юстиции Москальчуку В.С. с приглашением принять участие в заседании комитета 16 декабря 2022 года; текст протокола заседания комитета Законодательного Собрания по социальной политике и защите прав граждан, на котором присутствовал заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства советника юстиции Москальчук В.С. Также установлено, что от прокуратуры Приморского края никаких замечаний относительно проекта оспариваемого нормативного правового акта не поступало.
При данных обстоятельствах указанный довод представителя административного истца суд расценивает как несостоятельный, поскольку прокуратура Приморского края принимала участие в изучении и обсуждении проекта оспариваемого нормативного правового акта.
Оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в Закон Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ (в редакции на момент внесения изменений от 22 сентября 2021 года N 1148-КЗ), устанавливающий меру социальной поддержки проживающим на территории Приморского края семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно первоначальной редакции части 1 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ размер денежной выплаты рассчитывается уполномоченным органом исходя из следующих показателей: состав семьи с детьми; 18 квадратных метров общей площади жилья на каждого члена семьи; средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Оспариваемыми положениями Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ часть 1 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ изложена в следующий редакции: размер денежной выплаты рассчитывается уполномоченным органом исходя из следующих показателей: состав семьи с детьми на дату подачи заявления; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленная в соответствии с частью 15 статьи 13 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" в муниципальном образовании, на территории которого проживает семья с детьми, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 13 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края" (в редакции, действующей на дату принятия Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ) в целях предоставления в очередном году социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, органом местного самоуправления ежегодно в срок до 31 декабря текущего года устанавливается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа. Размер указанной стоимости не может превышать размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Приморскому краю, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, изложением части 1 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ в новой редакции изменен подход к такому показателю как средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, учитываемого при расчете денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края, в связи с чем изменилась формула расчета денежной выплаты, с чем не согласна административный истец, указав, что данным положением нарушаются ее права, поскольку к получению ей будет причитаться денежная выплата в значительно меньшей сумме, чем та, на которую она рассчитывала до принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Вместе с тем в ходе рассмотрения административного дела установлено, что мера социальной поддержки, предусмотренная Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ, является дополнительной мерой социальной поддержки семьям, с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на территории Приморского края, направлена на увеличение площади жилых помещений с учётом имеющихся жилых помещений.
Согласно статьи 2 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ мерой социальной поддержки семьи с детьми является однократное предоставление денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края (далее - денежная выплата).
Статьёй 3 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ установлены условия предоставления денежной выплаты.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ в соответствии со статьёй 6 данного Закона осуществляется за счёт средств краевого бюджета.
В соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ, Постановлением Администрации Приморского края от 21 марта 2019 года N 171-па "Об утверждении Порядка предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий" утверждён Порядок предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).
Пунктом 2.15 Порядка предусмотрено, что право гражданина на денежную выплату удостоверяется свидетельством о получении денежной выплаты с указанием её размера (далее - свидетельство).
Датой выдачи свидетельства является дата его подписания уполномоченным лицом (пункт 2.16 Порядка).
Частью 2 статьи 5 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ предусмотрено, что размер денежной выплаты рассчитывается на дату подписания свидетельства и остается неизменным на весь период его действия.
Из материалов административного дела следует, что Мартыненко А.А. является участником Программы предоставления денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края семьям с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как семья, в которой воспитываются трое детей, один из которых ребёнок-инвалид.
В 2020 года в отношении административного истца Мартыненко А.А. принято решение о возникновении у неё права на меру социальной поддержки, предоставляемой семьям, с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на территории Приморского края, в подтверждение чего министерством труда и социальной политики Приморского края 20 октября 2020 года Мартыненко А.А., проживающей в г. Спасск-Дальний Приморского края направлено уведомление о предоставлении денежной выплаты на состав семьи из 5 человек, расчётной площадью 47 кв. м.
На дату принятия решения о предоставлении денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ Мартыненко А.А. находилась на 362 месте в списке получателей денежной выплаты, а по состоянию на 1 января 2023 года номер очереди семьи Мартыненко А.А. - 48.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на момент принятия Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ очередь Мартыненко А.А. на получение денежной выплаты не подошла, в связи с чем расчёт выплаты на дату принятия Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ Мартыненко А.А. не осуществлялся и, соответственно, ей не была известна сумма, подлежащая выплате.
Решением Думы городского округа Спасск-Дальний Приморского края от 30 ноября 2022 N 53-НПА "Об утверждении норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории городского округа Спасск-Дальний на 2023 год" на 2023 год установлен норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории городского округа Спасск-Дальний в целях предоставления социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в размере ....
Очередь Мартыненко А.А. в списке на выдачу свидетельства о предоставлении денежной выплаты подошла в марте 2023 года. 1 марта 2023 года ей было оформлено (подписано уполномоченным лицом) свидетельство N 49, удостоверяющее право семьи с детьми, нуждающейся в улучшении жилищных условий, на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края, где размер денежной выплаты - ....
Отделом по городскому округу Спасск-Дальний и Спасскому муниципальному району отделения по Лесозаводскому городскому округу КГКУ "Центр социальной поддержки населения Приморского края" 12 апреля 2023 года Мартыненко А.А. направлено уведомление о выдаче свидетельства, удостоверяющего право семьи с детьми, нуждающейся в улучшении жилищных условий, на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 1 марта 2023 года N 49.
Данное свидетельство Мартыненко А.А. до настоящего времени не получено.
Согласно информации, предоставленной краевым государственным казённым учреждением "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в Правительство Приморского края (письмо от 29 марта 2023 года N 1438/05), средний размер стоимости одного квадратного метра квартир площадью более 36 кв. м на рынке недвижимости в муниципальном образовании г. Спасск-Дальний в 2023 году составляет ....
Таким образом, установление расчёта размера денежной выплаты, предназначенной для улучшения уже имеющихся жилищных условий, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проживает семья с детьми, имеющая право на получение данной денежной выплаты, не свидетельствует о лишении административного истца права на использование дополнительной меры социальной поддержки, направленной на улучшение её жилищных условий, не ухудшает условия её предоставления. Поскольку размер денежной выплаты рассчитывается на дату подписания свидетельства о предоставлении денежной выплаты, то доводы административного истца об ухудшении ее положения оспариваемой нормой Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ, являются надуманными, так как данная денежная выплата не является фиксированной и её размер не был известен административному истцу ни по состоянию на 20 октября 2020 года - дату выдачи ей уведомления о праве на денежную выплату, ни на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта. В связи с чем не усматривается нарушение прав и законных интересов административного истца. Указанная денежная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки семьям, с детьми, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на территории Приморского края. Доказательств отсутствия возможности воспользоваться данной выплатой по её назначению административным истцом не представлено. Доводы административного истца о невозможности улучшить жилищные условия как она желала бы до принятия оспариваемого нормативного правового акта, по прежним правилам расчета денежной компенсации, носят предположительный характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца.
При проверке соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 29 января 2015 года N 211-О, от 23 апреля 2015 года N 821-О).
Таких обстоятельств по данному административному делу не имеется.
Согласно части 1 статья 2 Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "б" пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, следовательно, оспариваемые положения данного закона вступили в законную силу 26 декабря 2022 года и с этой даты начинается их действие.
Довод административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 2 приказа Минстроя России от 20 сентября 2022 года N 773/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года", которым, в том числе утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Приморском крае на IV квартал 2022 года в размере ... (N 77) и пункту 2 приказа Минстроя России от 22 декабря 2022 года N 1111/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2023 года", которым, в том числе утвержден показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Приморском крае на I квартал 2023 года в размере ... (N 77)) является несостоятельным.
Пунктом 2 приказа Минстроя России от 20 сентября 2022 года N 773/пр и пунктом 2 приказа Минстроя России от 22 декабря 2022 года N 1111/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2022 года и на I квартал 2023 года соответственно, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации для расчёта размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счёт средств федерального бюджета.
Поскольку финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ осуществляется за счёт средств краевого бюджета, применение средней рыночной стоимости, установленной приказом Минстроя России от 20 сентября 2022 года N 773/пр и приказом Минстроя России от 22 декабря 2022 года N 1111/пр не является обязательным при расчёте размера денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой за счёт средств бюджета Приморского края.
Таким образом, приняв оспариваемый нормативный правовой акт и откорректировав порядок расчёта денежной выплаты, региональный законодатель осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий. В связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт, не противоречит федеральному законодательству, поскольку не прекращает и не ограничивает прав административного истца на получение дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года N 426-КЗ.
Доводы представителя административного истца об отсутствии необходимости принятия оспариваемого закона судом отклоняются, поскольку как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в подпункте "а" пункта 28 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя полномочия органа, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая соблюдение Законодательным Собранием Приморского края порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного акта, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа Мартыненко А.А. в удовлетворении административного искового заявления.
Также исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ, разъяснений, приведенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Закон Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ принят Законодательным Собранием Приморского края, следовательно, именно данный орган является надлежащим ответчиком по делу. Правительство Приморского края оспариваемый закон не принимало и надлежащим ответчиком по делу не является, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований к данному административному ответчику.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административного ответчика Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного представительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мартыненко Анны Андреевны к Законодательному Собранию Приморского края, Правительству Приморского края о признании недействующим пункта "а" части 3 статьи 1 Закона Приморского края от 23 декабря 2022 года N 272-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке семей с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Приморского края" со дня вступления его в законную силу - отказать.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении в официальном печатном издании данного представительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Мотивированное решение суда составлено 4 июля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 20 июня 2023 г. по делу N 3а-91/2023
Опубликование:
-