г. Краснодар |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А53-9736/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Склярова А.А., Шабашовой И.С. (доверенности от 16.01.2018), в отсутствие истца - федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 6163030588, ОГРН 1026103173910), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2018 (судья Батурина Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 (судьи Шапкин П.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А53-9736/2018, установил следующее.
ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора с ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) от 29.12.2017 N 79/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор N 79/1; уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 1, л. д. 31, 32).
Решением от 01.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2018, подпункт "г" пункта 15 договора N 79/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования изложен в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Плата определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением ОАО "РЖД", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику, и начисляется за сутки, в которые была осуществлена подача и уборка вагонов. На дату заключения настоящего Договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 0,679*3230 = 2193,17 (две тысячи сто девяносто три) рубля 17 копеек в сутки. В случае утверждения ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", с даты утверждения ОАО "РЖД" новых размеров ставок владелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, с учетом новых размеров ставки. При этом оформление нового соглашения и/или дополнительного соглашения к договору не требуется.". Судебные акты мотивированы тем, что действия ответчика, являющегося монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование железнодорожным путем и взиманию указанной платы с истца при отсутствии соответствующей нормы права противоречат существу законодательного регулирования обязательств. Таким образом, условия спорного пункта договора изложены в редакции учреждения.
В кассационной жалобе, поддержанной представителями в судебных заседаниях, железная дорога просит отменить решение и постановление, принять разногласия по договору в ее редакции. По мнению заявителя, условие договора о взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования соответствует нормам статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), изложенной в новой редакции (с учетом вступивших с 01.04.2015 изменений). Ссылаясь на положения статьи 58 Устава, письма Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.05.2015 N ТС-6279/10, Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11.04.2016 N АР/23572/16, пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, заявитель считает правомерным взимание за пользование путем ежесуточной платы вне зависимости от выхода локомотива или занятия путей необщего пользования. Правомерность внесения ежесуточной платы подтверждена Верховным Судом Российской Федерации, который выразил свою позицию, указав, что условия о взимании такой платы не противоречат действующему законодательству, кроме того, ежесуточное взимание платы, не привязанной к количеству выходов локомотива, обусловлено возмещением расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути и поддержание его в надлежащем состоянии с целью обеспечения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов. Ставка платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования 3230 рублей за 1 км утверждена протоколом заседания Правления железной дороги от 29.12.20174 N 69.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 06.02.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
После перерыва заседание продолжено с участием представителя железной дороги, поддержавшего свою правовую позицию по спору.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей железной дороги, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что учреждение осуществляет эксплуатацию принадлежащего дороге железнодорожного пути необщего пользования при станции Ростов-Товарный СКЖД.
Учреждение обратилось к железной дороге с заявлением о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Северо-Кавказской базы хранения ресурсов федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ" при станции Ростов-Товарный СКЖД N 79/1.
В проекте своего договора учреждение предложило подпункт "г" пункта 15 изложить в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта РФ. Плата определяется по соглашению сторон как произведение среднесетевой ставки (руб/км в сутки), утвержденной Правлением ОАО "РЖД", на развернутую длину пути (км), принадлежащего перевозчику, и начисляется за сутки, в которые была осуществлена подача и уборка вагонов. На дату заключения договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 0,679*3230 = 2193,17 (две тысячи сто девяносто три рубля 17 копеек) в сутки. В случае утверждения ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", с даты утверждения ОАО "РЖД" новых размеров ставок владелец уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, с учетом новых размеров ставки. При этом оформление нового соглашения и/или дополнительного соглашения к договору не требуется.".
Дорога направила учреждению свой проект договора, в котором излагает подпункт "г" пункта 15 договора от 29.12.2017 N 79/1 в редакции, согласно которой плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего дороге, начисляется ежесуточно.
Учреждением подготовлен протокол разногласий к редакции договора железной дороги; железной дорогой протокол согласования разногласий. Стороны провели производственное совещание по урегулированию спорных вопросов, однако к единому мнению не пришли.
Поскольку стороны не урегулировали названные разногласия, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском.
Рассматривая заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие между перевозчиками, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, регулируются, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В силу части 3 статьи 58 Устава (в редакции, действующей с 01.04.2015) перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" (далее - Закон N 17-ФЗ), статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ") предусмотрено, что дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Тарифы, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу подпункту "а" пункта 4 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов, и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов. В данный Перечень не включено регулирование цены на предоставление в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего железной дороге.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 данной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Судебные инстанции удовлетворили исковые требования учреждения, согласовав условия подпункта "г" пункта 15 договора N 79/1 в его редакции с исключением указания на взимание ежесуточной платы, поскольку взимание рассматриваемого ежесуточного сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования ни положениями Устава, на иными нормами, в том числе абзацем 3 статьи 58 Устава, прямо не предусмотрено, отметив, что действия железной дороги, являющейся монополистом и профессиональным участником рынка услуг железнодорожного транспорта, по включению в договор условия о ежесуточной плате за пользование принадлежащим ей железнодорожным путем и взиманию с учреждения указанной платы по расценкам, утвержденным дорогой, при отсутствии соответствующей нормы права противоречат существу законодательного регулирования, поэтому не могут быть признаны обоснованными.
Суды отклонили ссылки железной дороги на документы, подтверждающие размер ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, а также на компенсационный характер сбора (так как ответчик должен постоянно нести расходы на содержание путей необщего пользования), сославшись на то, что представленные документы являются ее внутренними локальными актами, в силу чего не имеют значения для рассматриваемого спора.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на разъяснение Министерства транспорта Российской Федерации, данное в письме от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 по вопросу применения статьи 58 Устава в части, касающейся взимания платы с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев других путей сбора за использование пути, принадлежащего перевозчику, не учел его при принятии постановления от 09.10.2018.
При вынесении решения и постановления судебными инстанциями не принято во внимание следующее.
Возникший между сторонами спор касается пути необщего пользования, принадлежащего в долях учреждению и железной дороге, обслуживающего объекты учреждения и ведущего к таким объектам. Развернутая длина пути необщего пользования составляет 1267,4 метров, в том числе принадлежащих железной дороге - 679 метров. Исходя из этой длины пути железная дорога рассчитала учреждению плату.
Суды не выяснили и не отразили в судебных актах, кто (только учреждение либо и иные лица) осуществляют владение и пользование данным участком пути. В случае, когда путь используется несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами по отдельным договорам, учтено ли это железной дорогой при определении величины платы, определялась ли доля и коэффициент использования пути именно учреждением (как разъяснено в письме Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881). Суды не учли, что временное возмездное пользование имуществом другого лица отвечает признакам аренды, а не услуг. Предметом договора оказания услуг является деятельность исполнителя, а предоставление в пользование пути необщего пользования такой деятельностью исполнителя не является. При аренде плата вносится за предоставление самой возможности пользования в течение согласованного периода и вне зависимости от того, реализовал ли арендатор фактически право на использование имущества в тот или иной день, если иное прямо не предусмотрено договором.
Содержание условий заключаемого сторонами договора свидетельствует о согласовании именно условий аренды участка пути необщего пользования.
Возражая против редакции железной дороги спорного пункта договора, учреждение не представило доказательств явной обременительности для него условий, предлагаемых железной дорогой (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017). Суды не выяснили, не будет ли нарушен баланс интересов сторон при оплате за путь исходя из времени фактического использования, но содержании железной дорогой данного участка пути в интересах единственного пользователя.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о невозможности согласования спорного пункта договора, предусматривающего ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования в редакции подпункта "г" пункта 15 договора, предложенной железной дорогой, являются преждевременными, подлежащими дополнительному исследованию.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение для устранения указанных нарушений.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить участвующим в деле лицам документально обосновать свои позиции, установить фактические обстоятельства со ссылками на конкретные доказательства, всесторонне и полно их исследовать и оценить в соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в зависимости от установленного разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 по делу N А53-9736/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.