г. Краснодар |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А32-18695/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район (ИНН 2347006193, ОГРН 1032326312270) - Дрягалова В.В. (доверенность от 17.05.2018 N 134-3711/18-01-11), Уманцева С.А. (доверенность от 22.10.2018 N 134-8024/18-01-11), от заинтересованного лица - Министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570) - Сареева А.В. (доверенность от 15.01.2019 N 17-41/10), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Фроловой О.В. (доверенность от 19.03.2018 N 05-06/5), рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Краснодарского края и Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2018 (судья Дуб С.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А32-18695/2017, установил следующее.
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее - администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета" в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования Приморско-Ахтарский район межбюджетных трансфертов (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 23.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2018, заявленные администрацией требования удовлетворены в части. Приказ министерства от 06.04.2017 N 130 признан незаконным и отменен в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство на сумму 10 402 580 рублей. Суд обязал министерство в месячный срок устранить нарушение прав и законных интересов муниципального образования. В удовлетворении остальной части заявленных администрацией требований оказано.
В кассационных жалобах министерство и Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) просят отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, департаментом проведена выездная проверка администрации по вопросу соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств, включая отдельные межбюджетные трансферты, предоставленные из краевого бюджета за 2014 - 2015 годы, истекший период 2016 года.
В ходе проведения проверки установлено, что бюджетные средства, выделенные на финансирование реализации инвестиционного проекта "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска", фактически направлены не по целевому назначению, на общую сумму 10 234 200 рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета в сумме 9 036 600 рублей, за счет средств местного бюджета в сумме 1 197 400 рублей.
Кроме того, администрацией допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выделенных Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, на сумму 1 366 000 рублей в результате неправомерного выделения бюджетных средств главе КФХ Маливанову А.Ф. по соглашению от 17.10.2016 N 85 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенных сельскохозяйственных животных (нетелей), предназначенных для воспроизводства.
Указанные обстоятельства в совокупности послужили основанием для составления акта проверки от 20.01.2017.
В связи с выявлением департаментом фактов нецелевого использования муниципальным образованием средств краевого бюджета приказом министерства от 06.04.2017 N 130 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета" с 10.04.2017 приостановлено предоставление бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов) в соответствующей части.
Администрация, не согласившись с указанным приказом, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 4 статьи 21 Кодекса перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
Согласно пункту 2 Порядка применения целевых статей расходов в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, утвержденного приказом Минфина Краснодарского края от 31.12.2013 N 540 (далее - Порядок) и действовавшего в спорный период, целевые статьи расходов краевого бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований краевого бюджета к государственным программам Краснодарского края, их подпрограммам и (или) непрограммным направлениям деятельности органов государственной власти и иных государственных органов Краснодарского края и (или) к расходным обязательствам, подлежащим исполнению за счет средств краевого бюджета.
В силу пункта 9 Порядка перечень кодов целевых статей расходов, применяемых для отражения расходов краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края, и их наименований представлен в приложении к данному документу.
Согласно приложению к Порядку по коду направления расходов 6047 "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", действовавшего до 01.07.2014, по данному направлению расходов отражаются расходы краевого бюджета на предоставление бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения, а также расходы бюджетов муниципальных образований Краснодарского края на осуществление указанных полномочий, источником финансового обеспечения которых являются данные субсидии.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.06.2011 N 622 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы", действовавшим до 01.01.2014, предусматривалось предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по развитию общественной инфраструктуры муниципального значения.
Суды установили, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 (далее - МБОУ СОШ N 1) заключило с ООО "Монолит-Строй" гражданско-правовой договор от 01.11.2013 N 0118300014713000288 на реконструкцию здания МБОУ СОШ N 1.
При этом в рамках указанного договора МБОУ СОШ N 1 оплатило ООО "Монолит-Строй" в том числе, 9 036 600 рублей за счет средств краевого бюджета и 1 197 400 рублей за счет средств местного бюджета, за работы по демонтажу (сносу) покрытий кровель, перекрытий, водопровода, канализации, отопления, вентиляции, части здания литер "А1", и прочих конструкций (7 505 900 рублей) и за закупку строительных материалов (2 728 100 рублей).
Согласно сведениям об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 2014 год от 21.04.2014, утвержденным начальником управления образования Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, МБОУ СОШ N 1 на 2014 год предусмотрены субсидии с кодом субсидии 737 6047 00 на сумму 9 036 600 рублей - субсидии на осуществление капитальных вложений по объекту: "Реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска".
Согласно платежному поручению от 25.03.2014 N 251 средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 рублей поступили в местный бюджет с назначением платежа - субсидия ДКЦП "Развитие общественной инфраструктуры муниципального значения 2012-2015 годы" (реконструкция здания МБОУ СОШ N 1 г. Приморско-Ахтарска).
Оплата работ по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 произведена платежными поручениями от 24.12.2013 N 9182772, от 28.03.2014 N 430800, от 23.05.2014 N 1592.
В качестве назначения платежа в данных документах указана оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1 по гражданско-правовому договору от 18.10.2013 N 0118300014713000288, в качестве основания платежа - оплата реконструкции здания МБОУ СОШ N 1
Таким образом, средства краевого бюджета в сумме 9 036 600 рублей в рамках долгосрочной краевой целевой программы развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012 - 2015 годы направлены по целевому назначению с указанием "Субсидии на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения".
Довод департамента о том, что на основании гражданско-правового договора от 01.11.2013 N 0118300014713000288 и дополнительного соглашения к нему от 08.08.2014 N 2 МБОУ СОШ N 1 фактически осуществлен демонтаж (снос) зданий муниципальной собственности, изучен судами и отклонен как необоснованный, поскольку согласно представленной в материалы дела финансово-хозяйственной документации спорные денежные средства использованы в рамках целевого проекта по реконструкции здания МБОУ СОШ N 1.
Согласно акту обследования Межведомственной комиссией здания МБОУ СОШ N 1 от 31.10.2014, а также заключению и отчету специализированных экспертных организаций ОАО "Оргтехстрой" и ЗАО "Энергетик" техническое состояние части здания классифицировано как недопустимое, непригодное для эксплуатации и подлежащее сносу.
Указанные работы по демонтажу проведены в рамках общего проекта реконструкции.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нецелевом расходовании администрацией спорных денежных средств.
По эпизоду нецелевого использования муниципальным образованием средств краевого бюджета, выделенных в рамках реализации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1204 в связи с предоставлением субсидии главе крестьянского (фермерского) хозяйства Маливанову А.Ф., суды указали следующее.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-7407/2017 признано незаконным и отменено постановление департамента от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 16-037/ЮЛ о привлечении администрации к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 68 299 рублей штрафа за нецелевое использование муниципальным образованием средств краевого бюджета при предоставлении субсидии главе КФХ Маливанову А.Ф. При этом суды указали, что администрацией соблюдены условия предоставления субсидии и целевой характер использования бюджетных средств предпринимателем.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2018 N 308-АД18-10519 в передаче кассационной жалобы департамента на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 по делу N А32-7407/2017 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Суды установили, что решением Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017 пункт 2.1.1.1. Порядка предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Приморско-Ахтарский район, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 24.08.2016 N 841, признан недействительным и недействующим в части слов "приобретенных с 01.01.2015" с даты его принятия.
Учитывая вступившее в законную силу решение Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017, суды в рамках дела N А32-7407/2017 признали недоказанным факт нецелевого использования бюджетных средств, и пришли к выводу об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения по статье 15.14 Кодекса.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае доказательства, свидетельствующие о нецелевом расходовании администрацией спорных денежных средств, выразившемся в предоставлении субсидии главе КФХ Маливанову А.Ф до 01.01.2015, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным приказа министерства от 06.04.2017 N 130 и его отмены в части приостановления с 10.04.2017 предоставления бюджету муниципального образования межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем средств краевого бюджета является министерство.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А32-18695/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-7407/2017 признано незаконным и отменено постановление департамента от 08.02.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 16-037/ЮЛ о привлечении администрации к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 68 299 рублей штрафа за нецелевое использование муниципальным образованием средств краевого бюджета при предоставлении субсидии главе КФХ Маливанову А.Ф. При этом суды указали, что администрацией соблюдены условия предоставления субсидии и целевой характер использования бюджетных средств предпринимателем.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2018 N 308-АД18-10519 в передаче кассационной жалобы департамента на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018 по делу N А32-7407/2017 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
...
Учитывая вступившее в законную силу решение Приморско-Ахтарского районного суда от 04.08.2017, суды в рамках дела N А32-7407/2017 признали недоказанным факт нецелевого использования бюджетных средств, и пришли к выводу об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения по статье 15.14 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2019 г. N Ф08-12079/18 по делу N А32-18695/2017