Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2023 г. N 5-КГ23-24-К2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 июля 2023 г. кассационную жалобу Илющенко Геннадия Николаевича, также представляющего интересы Илющенко Валентины Николаевны по доверенности, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 г.
по делу N 2-10561/2021 Мещанского районного суда г. Москвы по иску Илющенко Геннадия Николаевича и Илющенко Валентины Николаевны к государственному казенному учреждению г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании отказов в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными, об обязании назначить субсидию, возвратить все средства неоплаченных субсидий с момента прекращения выплат, о взыскании денежных средств в счет компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Илющенко Г.Н., представляющего также интересы Илющенко В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя государственного казенного учреждения г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" Можаровой О.М.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Илющенко Геннадий Николаевич и Илющенко Валентина Николаевна 23 июля 2021 г. обратились в суд с иском к государственному казенному учреждению г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее также - Городской центр жилищных субсидий), в котором просили признать отказы в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - субсидия) на заявления от 24 ноября 2020 г., от 15 февраля 2021 г., от 13 мая 2021 г., от 2 июня 2021 г. незаконными и отменить их, обязать назначить субсидию, возвратить средства неоплаченных субсидий с момента прекращения выплат, взыскать денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 225 000 руб. в пользу каждого из истцов.
В обоснование заявленных требований Илющенко Г.Н., ... года рождения, и Илющенко В.Н., ... года рождения (бывшие супруги), указывали, что они зарегистрированы и проживают по адресу: ..., эта квартира принадлежит им на праве собственности без определения долей, они своевременно и в полном объеме оплачивают жилое помещение и коммунальные услуги, задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у них отсутствует, имеют право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Илющенко Г.Н. является инвалидом.
Илющенко Г.Н. обращался 24 ноября 2020 г., 15 февраля 2021 г., 13 мая 2021 г. с заявлениями в своих интересах и как представитель Илющенко В.Н. по доверенности о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением всех необходимых документов в Городской центр жилищных субсидий через многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) района "Северный", указав в заявлениях двух лиц: себя - Илющенко Г.Н. и бывшую супругу - Илющенко В.Н.
Заявления и документы к ним были приняты к исполнению без замечаний, однако в предоставлении субсидии Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. Городским центром жилищных субсидий было отказано. Причиной отказов Городским центром жилищных субсидий со ссылкой на пункт 2.9.1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-ПП (приложение 1 к постановлению; далее также - Административный регламент), было названо наличие в представленных заявителем Илющенко Г.Н. документах противоречивых сведений, а именно: в заявлениях о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указан не член семьи (бывшая супруга Илющенко В.Н.).
2 июня 2021 г. Илющенко Г.Н. обратился в Городской центр жилищных субсидий с двумя отдельными заявлениями о предоставлении субсидии - от себя и от бывшей жены Илющенко В.Н. Городским центром жилищных субсидий Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. было отказано в предоставлении субсидии со ссылкой на пункт 2.9.1.1 Административного регламента. Основанием для отказа Илющенко Г.Н. названо то, что не представлен документ, подтверждающий размер вносимой им оплаты за жилое помещение. Основание для отказа Илющенко В.Н. - не представлен документ, подтверждающий размер вносимой ею оплаты за жилое помещение.
Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации, разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", истцы полагали, что отказы Городского центра жилищных субсидий в назначении им субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются неправомерными, в связи с чем просили суд восстановить их конституционное право на социальное обеспечение.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 г. судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Илющенко Г.Н., также представляющего интересы Илющенко В.Н. по доверенности, ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 9 февраля 2023 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 12 мая 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Илющенко Г.Н. и его бывшая жена Илющенко В.Н. зарегистрированы и проживают в принадлежащей им на праве общей собственности без определения долей двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ...
С 1 апреля 2009 г. Илющенко Г.Н. установлена инвалидность III группы.
С 1 сентября 2012 г. по 1 марта 2018 г. Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. получали субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг раздельно на основании предоставленных выделенных единым информационным расчетным центром (ЕИРЦ) района "Северный" платежей.
В 2018 году Илющенко Г.Н. дважды обращался за предоставлением субсидии в Городской центр жилищных субсидий, указав в заявлении о предоставлении субсидии в качестве члена своей семьи бывшую супругу Илющенко В.Н. В предоставлении субсидии Илющенко Г.Н. было отказано.
Вопрос о правомерности отказа Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. в предоставлении субсидии был предметом рассмотрения в Мещанском районном суде г. Москвы (гражданское дело N 2-7321/2019).
Вступившим в законную силу решением Мещанского районного суда г. Москвы от 26 августа 2019 г. по гражданскому делу N 2-7321/2019 в удовлетворении исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. к Городскому центру жилищных субсидий о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии и его отмене, восстановлении права на предоставление субсидии, возврате денежных средств за неоплаченную субсидию, компенсации морального вреда отказано.
Впоследствии Илющенко Г.Н. вновь обращался в своих интересах и в интересах Илющенко В.Н. в Городской центр жилищных субсидий за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При обращении в Городской центр жилищных субсидий за предоставлением субсидии Илющенко Г.Н. в заявлениях от 24 ноября 2020 г., от 15 февраля 2021 г. и от 13 мая 2021 г. указывал в них бывшую супругу Илющенко В.Н. как собственника жилого помещения.
В предоставлении субсидии по этим заявлениям Илющенко Г.Н. Городским центром жилищных субсидий отказано на основании пункта 2.9.1.2 Административного регламента: наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений - в заявлении о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указан не член семьи, заявителю сообщено, что для решения вопроса о предоставлении субсидии ему следует устранить противоречия и представить в МФЦ района полный пакет документов.
2 июня 2021 г. Илющенко Г.Н. обратился в Городской центр жилищных субсидий с двумя отдельными заявлениями о предоставлении субсидии - от себя и от бывшей жены Илющенко В.Н., представив от нее доверенность на свое имя с полномочиями решать вопросы по оформлению и предоставлению субсидии на оплату коммунальных услуг, совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.
Городским центром жилищных субсидий по заявлениям от 2 июня 2021 г. Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. отказано в предоставлении субсидии по причине представления заявителями неполного комплекта документов со ссылкой на пункт 2.9.1.1 Административного регламента. Основанием для отказа Илющенко Г.Н. названо то обстоятельство, что заявителем не представлен документ, содержащий сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги без учета следующих зарегистрированных, но не указанных в заявлении граждан - Илющенко В.Н. Основание для отказа Илющенко В.Н. - заявителем не представлен документ, содержащий сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги без учета следующих зарегистрированных, но не указанных в заявлении граждан - Илющенко Г.Н. Заявителю предложено для решения вопроса о предоставлении субсидии представить в МФЦ района полный пакет документов.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. о признании отказов в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными, об обязании назначить субсидию, о возврате денежных средств за неоплаченную субсидию, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения названных исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н.
При этом суд исходил из того, что Илющенко Г.Н. 24 ноября 2020 г. обратился в Городской центр жилищных субсидий с заявлением о предоставлении субсидии, в которое включил в качестве члена семьи бывшую супругу Илющенко В.Н., в последующие заявления от 15 февраля 2021 г., 13 мая 2021 г. Илющенко Г.Н. также включал бывшую супругу Илющенко В.Н., указывая, что Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. являются собственниками жилого помещения, в связи с чем в предоставлении субсидии им было отказано в соответствии с пунктом 2.9.1.2 Административного регламента (наличие в представленных документах противоречивых сведений). Суд первой инстанции также отметил, что обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лежит как на Илющенко Г.Н., так и на Илющенко В.Н., ввиду чего ответчик (Городской центр жилищных субсидий) правомерно отказал Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по заявлениям от 2 июня 2021 г., так как Илющенко Г.Н. не представил документ, подтверждающий размер вносимой каждым из них платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необходимый в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", указав, что действующее законодательство не предусматривает возможности назначения субсидии без выполнения указанного требования.
Не установив нарушений прав и законных интересов истцов действиями Городского центра жилищных субсидий, суд первой инстанции признал требование Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. о взыскании компенсации морального вреда также не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что Илющенко В.Н. и Илющенко Г.Н. не доказано, что их уровень доходов требует оказания мер социальной поддержки в порядке статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствует указание на такие доказательства и в апелляционной жалобе Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. В связи с этим, по мнению суда апелляционной инстанции, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным отказа Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии по заявлениям Илющенко Г.Н. от 2 июня 2021 г., а также оснований для признания Илющенко В.Н. и Илющенко Г.Н. членами одной семьи, поскольку брак между ними расторгнут, а судом истцы членами одной семьи признаны не были.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
1. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (абзацы первый, второй, третий пункта 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации). Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2022 г.) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению 1.
------------------------------
1Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации" в часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2022 г. Данная норма изложена в следующей редакции: "Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы".
------------------------------
В соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 2 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии предусмотрен разделом V Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов или их копий, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункт 14 Правил).
Гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают (абзац первый пункта 41 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
В городе Москве предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", которым в том числе утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги г. Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-П).
В пункте 2.9.1 Административного регламента перечислены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе: представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3(1) данного регламента (пункт 2.9.1.1); наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений (пункт 2.9.1.2).
Результатом предоставления государственной услуги является: предоставление субсидии заявителю; отказ в предоставлении субсидии (пункты 2.10.1, 2.10.1.1, 2.10.1.2 Административного регламента).
Полномочия по предоставлению государственной услуги в виде предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (пункты 2.1, 2.3.1 Административного регламента).
Из приведенных выше нормативных положений следует, что:
- право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданин подает соответствующее заявление в уполномоченный орган с приложением документов, в том числе содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, а также документов, подтверждающих размер вносимой платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги гражданами, не являющимися членами семьи заявителя, но зарегистрированными совместно с ним по месту его постоянного жительства;
- по общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на субсидию, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Основанием для отказа в предоставлении субсидии может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов или наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений;
- субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в зависимости от совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина. При этом уполномоченный орган проводит проверку предоставленных заявителем сведений о доходах при принятии решения о предоставлении субсидии. Предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором проживает гражданин и члены его семьи;
- действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не допускает формального подхода при принятии уполномоченным органом соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении). Такое понимание правового регулирования данных отношений соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П);
- в случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам о предоставлении субсидии, ее размере, об отказе в предоставлении уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Нормативные положения, регулирующие отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, не установлены.
2. Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. о признании незаконными отказов в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об их отмене, об обязании назначить субсидию и других исковых требований, суд первой инстанции привел лишь причины отказа, указанные Городским центром жилищных субсидий (наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений, представление заявителем неполного комплекта документов), оставив без внимания нормативные положения, определяющие условия назначения субсидии, круг лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и основания к отказу в предоставлении данной субсидии, а также социально-значимый характер спорных отношений и неприемлемость формального подхода уполномоченного органа при реализации гражданином права на меры социальной поддержки. В результате этого суд не исследовал и не оценил имеющиеся в деле доказательства, представленные истцами в обоснование исковых требований.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании отказов Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии незаконными и подлежащими отмене, Илющенко Г.Н., действующий в своих интересах и на основании доверенности в интересах Илющенко В.Н., в исковом заявлении и судебном заседании суда первой инстанции приводил доводы о том, что:
- в поданных им заявлениях о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 24 ноября 2020 г., от 15 февраля 2021 г. и от 13 мая 2021 г. не содержалось противоречивых сведений, Илющенко Г.Н. излагал в них достоверную информацию о том, что с Илющенко В.Н. в браке не состоит, проживают они в одном жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. 7-я Северная линия, д. 10, кв. 3, Илющенко В.Н. наряду с ним является собственником данного жилого помещения, при этом заявления о предоставлении субсидии установленной формы заполнялись им в соответствии с рекомендациями уполномоченного органа;
- Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. отвечают всем требованиям, предъявляемым к получателям данной меры социальной поддержки, ранее продолжительное время получали названную субсидию (с 2012 года по 2018 год);
- на двухкомнатную квартиру по адресу: ..., принадлежащую на праве собственности Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. без определения долей, управляющей организацией всегда выставлялся единый платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на имя Илющенко В.Н. По данному платежному документу ежемесячно собственниками производилась оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у них не имеется. При обращении Илющенко Г.Н. с отдельными заявлениями о предоставлении субсидии 2 июня 2021 г. им была предоставлена полная достоверная информация о заявителях (Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н.), к заявлениям им был приложен единый жилищный документ 2, единый платежный документ и чек, подтверждающий оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. У Илющенко Г.Н. отсутствовала объективная возможность приложить к заявлениям от 2 июня 2021 г. какой-либо иной платежный документ, подтверждающий размер вносимой каждым из собственников платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
------------------------------
2 Согласно пункту 2.3.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление информации жилищного учета", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-ПП (Приложение N 2) (в редакции, действовавшей на день обращения Илющенко Г.Н. с заявлениями о предоставлении субсидии - 2 июня 2021 г.), единый жилищный документ заменяет в том числе выписку из домовой книги; копию карточки учета собственника жилого помещения; справку о регистрации по адресу, справку о составе семьи; справку об оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг в разрезе отдельных видов услуг за период; справку об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг; акт сверки начисленной и внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
------------------------------
- Городской центр жилищных субсидий при рассмотрении заявлений Илющенко Г.Н. о предоставлении субсидии проявил формальный подход, поскольку Илющенко Г.Н. (инвалид, пенсионер) и Илющенко В.Н. (пенсионер) отвечали всем требованиям, установленным нормативными предписаниями, для предоставления им субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не имели задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в установленном порядке обратились за предоставлением субсидии, указав достоверную информацию о себе и представив полный пакет документов. При таких условиях Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. не могло быть отказано в реализации права на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Названные доводы Илющенко Г.Н., приводимые в их обоснование обстоятельства и представленные документы при рассмотрении настоящего дела не стали предметом исследования суда первой инстанции вопреки положениям статей 56, 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о доказательствах и доказывании в гражданском процессе, о содержании решения суда), суд их не рассмотрел и не дал им какой-либо оценки.
Вследствие этого судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства того, что Илющенко Г.Н., обращаясь через МФЦ в Городской центр жилищных субсидий 24 ноября 2020 г., 15 февраля 2021 г., 13 мая 2021 г., заполнял предоставленные ему формы заявлений, предусмотренные для граждан, имеющих членов семьи, которые (формы заявлений) в его жизненной ситуации не подходили для заполнения, в связи с чем ему и было отказано Городским центром жилищных субсидий в предоставлении субсидии (наличие в представленных документах противоречивых сведений - в заявлении Илющенко Г.Н. указан не член семьи), в то время как эти обстоятельства могут свидетельствовать о формальном подходе уполномоченного органа при принятии решения об отказе в предоставлении субсидии по заявлениям Илющенко Г.Н.
Что касается отказа Городского центра жилищных субсидий по заявлениям Илющенко Г.Н. от 2 июня 2021 г., то, соглашаясь с этим отказом, суд первой инстанции сослался только на подпункт "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (о необходимости приложения к заявлению о предоставлении субсидии документа, подтверждающего размер вносимой платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги гражданами, не являющимися членами семьи гражданина, подающего заявление, но зарегистрированными совместно с ним по месту его постоянного жительства), не учитывая при этом особенности спорных правоотношений, заключающиеся в том, что жилое помещение находится в общей собственности Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. без определения долей (совместной собственности) и на оплату этого жилого помещения и коммунальных услуг управляющей организацией выставлялся единый платежный документ.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения. Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 253 ("Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности") Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 325 ("Исполнение солидарной обязанности одним из должников") Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору, при этом, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками, должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.
Применительно к спорным отношениям из изложенного следует, что в случае, если один из собственников жилого помещения, находящегося в общей собственности без определения долей, оплатил выставленный управляющей организацией единый платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, эта обязанность считается исполненной собственниками солидарно в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Оценивая законность действий Городского центра жилищных субсидий по отказу в предоставлении субсидии Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. по заявлениям от 2 июня 2021 г., суд первой инстанции приведенное выше правовое регулирование и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации с учетом жизненной ситуации Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. не принял во внимание, в связи с чем не дал надлежащей оценки действиям Городского центра жилищных субсидий по отказу в предоставлении Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. субсидии, исходя из того, что у Илющенко Г.Н. при обращении с заявлениями о предоставлении субсидии 2 июня 2021 г. не имелось объективной возможности представить документы, подтверждающие размер вносимой каждым из собственников платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку оплата за жилое помещение и коммунальные услуги всегда производилась собственниками солидарно на основании единого платежного документа, выставляемого управляющей организацией.
Ввиду изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. о признании незаконными отказов в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об их отмене, об обязании назначить субсидию и других исковых требований является неправомерным, он сделан при неправильном применении норм материального права и с нарушением норм процессуального права, без установления юридически значимых обстоятельств по делу и без оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, без надлежащей и полной оценки характера спорных отношений.
3. Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н., вопреки требованиям статей 327 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о пределах рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и о постановлении суда апелляционной инстанции) допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не исправил.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконным отказа Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии по заявлениям Илющенко Г.Н. от 2 июня 2021 г., исходил из недоказанности того обстоятельства, что уровень доходов Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. требует оказания им мер социальной поддержки.
Однако данный вывод суда апелляционной инстанции несостоятелен, поскольку он опровергается материалами дела. Городской центр жилищных субсидий не отказывал Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. в предоставлении субсидии по основанию несоответствия уровня их доходов условиям для получения субсидии, истцам было отказано по другим основаниям (наличие в представленных заявителем документах противоречивых сведений, представление заявителем неполного комплекта документов). Следовательно, суд апелляционной инстанции, оценивая законность отказа Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии по заявлениям Илющенко Г.Н., подменил собой уполномоченный орган, самостоятельно определил иное основание для отказа в предоставлении субсидии, тогда как Городской центр жилищных субсидий такого основания в извещениях об отказе не указывал. Таким образом, суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. вышел за рамки своих полномочий и за пределы доводов апелляционной жалобы.
4. Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, имеющий социально-значимый характер и связанный с реализацией пенсионером и инвалидом Илющенко Г.Н. и пенсионером Илющенко В.И. права на меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, которые установлены статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и их права на справедливую и компетентную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Исходя из приведенного выше решение суда первой инстанции, апелляционное определение суда апелляционной инстанции и определение суда кассационной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Илющенко Г.Н. и Илющенко В.Н., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20 октября 2022 г. по делу N 2-10561/2021 Мещанского районного суда г. Москвы отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Мещанский районный суд г. Москвы в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2023 г. N 5-КГ23-24-К2
Опубликование:
-