Определение Верховного Суда РФ от 7 августа 2023 г. N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 по делу N А83-24654/2021 Арбитражного суда Республики Крым
по заявлению Министерства экономического развития Республики Крым (далее - министерство) к обществу с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" (далее - общество) о возврате средств меры поддержки, полученных в апреле и мае 2020 года в сумме 24 260 рублей, и использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю,
установила:
Законом N 86-ЗРК/2020 предусмотрено предоставление компенсационных выплат, предоставляемых из средств бюджета Республики Крым организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющим деятельность по видам экономической деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
В соответствии с подпунктом 5 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Одним из условий Закона N 86-ЗРК/2020 для включения в Реестр получателей мер поддержки является подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке того, что он обязуется уплатить налог на доходы физических лиц за период, в течение которого предоставляется мера поддержки, не менее 13 процентов от размера полученной меры поддержки.
Законом Республики Крым от 17.07.2020 N 103-ЗРК/2020 "О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Крым "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" предусмотрено, что получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязан оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от размера полученной меры поддержки не позднее месяца, следующего за месяцем получения меры поддержки.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом Республики Крым N 86-ЗРК/2020, и распоряжения председателя Совета министров Республики Крым от 12.11.2020 N 393-рп/ДСП общество "Алеф Альянс", находящееся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы", включено в реестр получателей мер поддержки N 13.
Общество обратилось в министерство с заявками на получение мер поддержки в апреле и мае 2020 года, в которых обязалось уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Платежными поручениями от 12.11. NN 78, 79 обществу была перечислена субсидия за апрель и май 2020 года в сумме 24 260 рублей.
В целях ведомственного контроля Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым предоставило министерству сведения о получателях субсидии, которые не оплатили налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения меры поддержки, в числе которых указано общество.
Министерством в адрес общества было направлено требование от 28.06.2021 N 12/3092 о возврате полученных средств поддержки.
Неисполнение обществом указанного требования послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд.
Решением Арбитражного Республики Крым от 14.06.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022, в удовлетворении требования было отказано.
Суды, проанализировав положения Закона N 86-ЗРК/2020, пришли к выводу, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Из выписки по банковскому счету общества следует, что субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов, какие-либо выплаты генеральному директору общества (единственному работнику) не производились, что подтверждается справкой по форме 6-НДФЛ.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что спорные средства были израсходованы на цели, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами, в связи с чем оснований для их возврата не имеется.
Суд апелляционной инстанции также указал, что общество, находящееся на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы", включило полученную субсидию в налогооблагаемый доход по УСН за 2020 год, с которого уплачен соответствующий налог, что подтверждается сведениями, полученными из налоговой инспекции по городу Симферополю.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены. Исковые требования Министерства экономического развития Республики Крым удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" в пользу Министерства экономического развития Республики Крым взыскано 24 260 рублей.
При этом суд кассационной инстанции исходил из того, что согласно буквальному прочтению подпункта "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 и условию, обозначенному в заявках общества, получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Обязательство оплатить налог на доходы физических лиц в месяце после получения субсидии прямо обусловлено наличием соответствующей налоговой обязанности.
При отсутствии доказательств выплат в пользу работника меры поддержки, перечисленные обществу на 1 работника, не соответствуют экономическому основанию такой компенсационной выплаты, указанной в Законе N 86-ЗРК/2020, поэтому право на ее удержание или трату на текущие расходы отсутствует.
Не согласившись с постановлением суда округа, общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права.
По мнению заявителя, буквальное прочтение судом округа условия, выраженного в подпункте "г" пункта 6 части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020, является неправильным толкованием норм вышеуказанного Закона, в том числе потому, что согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Соответственно, при получении данной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы.
Также, выражая несогласие с приведенной судом округа интерпретацией указанной нормы, общество утверждает, что Закон N 86-ЗРК/2020 не содержит такого экономического основания, как обязательная выплата в пользу работника, и прямо устанавливает возможность компенсации затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности.
Более того, заявитель отмечает, что Закон N 86-ЗРК/2020, согласно пояснительной записке, подготовлен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576).
Согласно пункту 1 Правил N 576 целью предоставления субсидий является частичная компенсация затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Следовательно, при получении данной субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработной платы.
Данные выводы так же основаны на письме ФНС от 6 июля 2020 г. N БС-4-11/10821@.
Полученная обществом субсидия была направлена на сопровождение и аккредитацию в торговой процедуре для возобновления хозяйственной деятельности в период неблагоприятной экономической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
Поскольку субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов, то есть на цели, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами, а неначисление заработной платы директору не образует у общества как у налогового агента обязанности удерживать налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов от суммы полученной меры поддержки, оснований для её возврата не имеется
Кроме того заявитель указывает, что судом кассационной инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что общество не является плательщиком налога на доходы физических лиц и его налоговый режим не предусматривает уплату налога на доходы с физических лиц.
Обществом полученная сумма субсидии в размере 24 260 руб. включена в налогооблагаемый доход по упрощенной системе налогообложения за 2020, с которого оплачен налог по УСН с полученной компенсационной выплаты по требованию Федеральной налоговой службы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу заявителя с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
передать кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алеф Альянс" с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 7 августа 2023 г. N 310-ЭС23-3056 по делу N А83-24654/2021
Опубликование:
-