Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 02.08.2023 N 199
Республиканская адресная программа
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики на 2023-2026 годы"
Паспорт республиканской адресной программы "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, на 2023-2026 годы"
Наименование Программы |
Республиканская адресная программа "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, на 2023-2026 годы" |
Основание для разработки Программы |
Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон), постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2022 N 1469 "Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Разработчик Программы (уполномоченный орган) |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Наименование главного распорядителя бюджетных средств Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Цель Программы |
Основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан в многоквартирных домах, ликвидация жилищного фонда, переселение в течение 2023-2026 годов граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Формирование подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости переселения в первоочередном порядке граждан: из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения; из многоквартирных домов на основании вступившего в законную силу решения суда по делам, связанным с расселением аварийного жилищного фонда; из многоквартирных домов, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов на территории других муниципальных образований; из многоквартирных домов, которые расположены на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки |
Задачи Программы |
Снижение доли аварийного жилищного фонда в жилищном фонде Карачаево-Черкесской Республики. Переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года. Создание правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда. Привлечение финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий". Выработка механизмов предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда |
Сроки реализации Программы |
2023-2026 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 888805038,33 * рублей, в том числе: за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд развития территорий) (по согласованию) - 281744865,87 * рублей; долевое финансирование за счет средств республиканского бюджета - 607060172,46 * рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Переселение 1126 граждан из 39 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, общей площадью расселяемых жилых помещений 15346,7 кв. м, в том числе: в течение 2023 года высвободить 4375,5 кв. м аварийного жилищного фонда, расселить 273 граждан из 104 помещений 15 многоквартирных домов; в течение 2023-2024 годов, высвободить 2786,7 кв. м аварийного жилищного фонда, расселить 165 граждан из 59 помещений 8 многоквартирных домов; в течение 2024-2025 годов, высвободить 3380.2 кв. м аварийного жилищного фонда, расселить 260 граждан из 70 помещений 7 многоквартирных домов; в течение 2025-2026 годов, высвободить 4804.3 кв. м аварийного жилищного фонда, расселить 428 граждан из 114 помещений 9 многоквартирных домов |
Исполнители Программы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию) |
Участники Программы |
Муниципальные образования Карачаево-Черкесской Республики: 1. Урупский муниципальный район: Курджиновское сельское поселение. 2. Хабезский муниципальный район: Бесленеевское сельское поселение; Псаучье-Дахское сельское поселение. 3. Карачаевский муниципальный район: Хумаринское сельское поселение. 4. Прикубанский муниципальный район: Кавказское сельское поселение; Ударненское городское поселение; Мичуринское сельское поселение. 5. Адыге-Хабльский муниципальный район: Адыге-Хабльское сельское поселение. 6. Карачаевский городской округ. 7. Усть-Джегутинское городское поселение |
Этапы реализации Программы |
1 этап программы - 2022-2023 годы 2 этап программы - 2023-2024 годы 3 этап программы - 2024-2025 годы 4 этап программы - 2025-2026 годы |
Система организации и контроля за реализацией Программы |
Координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет государственный заказчик Программы. Контроль за реализацией Программы осуществляет уполномоченный орган в пределах полномочий, установленных республиканским законодательством, в соответствии с требованиями Федерального закона |
______________________________ * - в связи с отсутствием утвержденных лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда развития территорий на период 2024-2026 годов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, финансовые средства на период 2024-2026 года для Программы рассчитаны исходя из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 2 квартал 2023 года. Прогнозная потребность в финансировании из республиканского бюджета подлежит изменению в соответствии с доведенными Фондом развития территорий лимитами на финансирование соответствующего этапа Программы |
1. Характеристика текущего состояния жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики
Наличие аварийного жилищного фонда представляет собой угрозу жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики, сдерживает развитие инфраструктуры, снижает инвестиционную привлекательность территорий.
В рамках Программы с участием средств финансовой поддержки Фонда развития территорий, а также за счет средств республиканского бюджета до 31 декабря 2026 года на территории Карачаево-Черкесской Республики планируется расселить, затем снести 39 многоквартирных аварийных жилых домов площадью 15346,70 кв. метров, расположенных на территории 7 муниципальных образований.
Оценка технического состояния жилых многоквартирных зданий и структуризации жилого фонда малой и средней этажности осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 24.12.2019 N 853/пр "Об утверждении свода правил "Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния".
Оценка технического состояния жилых многоквартирных зданий и структуризации жилого фонда малой и средней этажности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", нормативной, технической и методической документацией.
Сведения об аварийном жилищном фонде, признанном в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года в разрезе муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики:
N п/п |
Муниципальное образование |
Общая жилая площадь помещений |
Количество жителей дома |
1. |
Урупский муниципальный район |
1739,30 |
89 |
2. |
Хабезский муниципальный район |
2352,10 |
140 |
3. |
Карачаевский муниципальный район |
1363,10 |
101 |
4. |
Прикубанский муниципальный район |
1417,20 |
100 |
5. |
Адыге-Хабльский муниципальный |
356,70 |
39 |
6. |
Карачаевский городской округ |
6295,90 |
501 |
7. |
Усть-Джегутинское городское поселение |
1822,40 |
156 |
|
Итого |
15346,70 |
1126 |
Программой предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Расчет общей стоимости Программы, количества граждан подлежащих переселению, площади и количества жилых помещений аварийного жилищного фонда в настоящей Программе определяется исходя из особенностей, установленных Федеральным законом и в соответствии с объемом утвержденного лимита финансовой поддержки за счет средств Фонда развития территорий на период 2023-2024 годы в общем планируемом размере 281744865,87 рублей, в том числе по годам:
на 2023 год - 172988670,43 рублей;
на 2023 год - 2024 год - 108756195,44 рублей;
на 2024 год - 2025 год - 0 * рублей (прогнозный показатель);
на 2025 год - 2026 год - 0 * рублей (прогнозный показатель).
Финансовые средства, предусмотренные в настоящей Программе, расходуются исключительно в соответствии с требованиями Федерального закона.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Привлечение средств Фонда развития территорий на реализацию мероприятий, направленных на расселение многоквартирных аварийных жилых домов, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Переселение в течение 2023-2026 годов граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Формирование подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости переселения в первоочередном порядке граждан:
из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения;
из многоквартирных домов на основании вступившего в законную силу решения суда по делам, связанным с расселением аварийного жилищного фонда;
из многоквартирных домов, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов на территории других муниципальных образований;
из многоквартирных домов, которые расположены на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки.
Расселение многоквартирных домов, признанных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" аварийным.
Конечный результат реализации Программы, объемы и источники финансирования Программы будут ежегодно уточняться, в связи с тем, что к уже признанному аварийному жилищному фонду на территории Карачаево-Черкесской Республики имеется жилищный фонд с высокой степенью износа (потенциально аварийный), в настоящее время обследование которых осуществляется межведомственными комиссиями администраций муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, с привлечением специализированных организаций.
Признание многоквартирных домов аварийными производится в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и методическими рекомендациями по оценке технических заключений специализированных организаций по обследованию технического состояния многоквартирных домов, утвержденными Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 30.12.2020.
3. Меры, принимаемые для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктом 4.3 методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.11.2021 N 817/пр (далее - методические рекомендации), органам местного самоуправления рекомендуется провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений, размере возмещения за изымаемые жилые помещения, размере субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
На основании информации, полученной в результате проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, в соответствии с пунктом 4.7 методических рекомендаций органам местного самоуправления рекомендуется сформировать предложения о выбранных гражданами способах реализации программы и направить их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство).
Реестр жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года (далее - Перечень), приведен в приложении 5 к Программе.
Перечень сформирован на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления и внесенных в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ".
Для обеспечения полноты и достоверности сведений об аварийном жилищном фонде Министерство осуществляет проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены в Министерство.
4. Критерии очередности участия в Программе муниципальных образований
Формирование Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом необходимости переселения в следующем первоочередном порядке граждан:
из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения;
на основании вступившего в законную силу решения суда по делам, связанным с расселением аварийного жилищного фонда;
многоквартирные дома, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов на территории других муниципальных образований;
из многоквартирных домов, которые расположены на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки.
5. Мероприятия Программы
Реализация Программы предполагает взаимодействие Министерства и органов местного самоуправления.
Расходование средств, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется исключительно на:
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом за счет средств Фонда развития территорий может выплачиваться возмещение в части, не превышающей величину, рассчитанную как произведение общей площади изымаемого жилого помещения, трех четвертей нормативной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - нормативная стоимость квадратного метра), установленной на I квартал года подачи заявки, и процента долевого финансирования за счет средств Фонда развития территорий, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть возмещения выплачивается за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда развития территорий;
строительство многоквартирных домов (в том числе подготовка проектной документации в целях строительства многоквартирных домов), приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство, приобретение домов блокированной застройки, строительство индивидуальных жилых домов по проектам, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда, в размере до 100 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции за счет средств Фонда развития территорий.
При этом при приобретении жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками таких домов или лицами, с которыми заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, стоимость 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, оплачиваемая за счет средств Фонда развития территорий, не может превышать величину, рассчитанную как произведение трех четвертей нормативной стоимости квадратного метра и процента долевого финансирования за счет средств Фонда развития территорий, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть расходов осуществляется за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда развития территорий;
предоставление субсидии юридическому лицу, созданному Карачаево-Черкесской Республикой и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, настоящего пункта, в размере до 100 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.
Способ переселения выбирается гражданами, проживающими в аварийном жилищном фонде, самостоятельно.
Иные способы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы не допускаются.
Реализация Программы предусматривает разработку и утверждение муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые не противоречат условиям настоящей Программы и направлены на обеспечение решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года таковым после 01.01.2017.
Требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Программы, приведены в разделе 7 Программы.
Строительство жилых помещений в многоквартирных домах может осуществляться органами местного самоуправления следующими способами:
участие в долевом строительстве на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
строительство многоквартирных домов, заказчиком строительства которых выступает орган местного самоуправления муниципального образования. Строительство таких домов осуществляется путем заключения договора строительного подряда в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) за счет средств Фонда развития территорий, средств долевого финансирования за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики и (или) средств местных бюджетов.
Изъятие жилых помещений в аварийном жилищном фонде (за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию), осуществляется в порядке, предусмотренном положениями статей 32 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определение размера возмещения за изымаемое жилое помещение осуществляется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оценка рыночной стоимости изымаемого жилого помещения для определения размера возмещения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Изъятие нежилых помещений в аварийном жилищном фонде осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, содержащий информацию по способам переселения приведен в приложении 2.
План-график реализации Программы, содержащий информацию о механизмах реализации Программы по муниципальным образованиям приведен в приложении 3.
Информация о реализации Программы предоставляется собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах с использованием всех доступных средств массовой информации, включая:
официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, официальные сайты муниципальных образований;
республиканские газеты, периодические печатные издания, распространяемые в соответствующем муниципальном образовании;
сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и печатные издания ассоциаций товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, ассоциаций и (или) саморегулируемых организаций управляющих организаций;
телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.
6. Срок реализации Программы
Программа будет реализована в 2023 - 2026 годах четырьмя этапами:
1. 2022 - 2023 годы;
2. 2023 - 2024 годы;
3. 2024 - 2025 годы;
4. 2025 - 2026 годы.
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В реализации Программы участвуют муниципальные образования Карачаево-Черкесской Республики, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года.
Государственному заказчику Программы муниципальными образованиями, участвующими в этапах реализации Программы, представлены предложения о выбранных способах реализации Программы. С учетом предоставленных предложений муниципальных образований о выбранных гражданами способах реализации Программы сформирована настоящая Программа.
Муниципальным образованиям Карачаево-Черкесской Республики при реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников, соблюдать следующий перечень характеристик ("Технические характеристики жилья, приобретаемого в рамках Программы") проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации Программы:
Технические характеристики жилья, приобретаемого в рамках Программы:
N п/п |
Наименование рекомендуемой характеристики |
Содержание рекомендуемой характеристики |
1. |
Проектная документация на дом |
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды. Проектную документацию рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями: Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр; СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные", утвержденным Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 883/пр; СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные" (утвержденным Приказом Минстроя России от 20.10.2016 N 725/пр); СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр; СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах", утвержденным Приказом Минстроя России от 24.05.2018 N 309/пр; СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений", утвержденным Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 970/пр; СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденным Приказом МЧС России от 12.03.2020 N 151; СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288; СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденным Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр; СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия", утвержденным Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 891/пр; СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии", утвержденным Приказом Минстроя России от 27.02.2017 N 127/пр; СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий", утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265; СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции", утвержденным Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 109/ГС; СП 230.1325800.2015 "Конструкции ограждающие здания. Характеристики теплотехнических неоднородностей", утвержденным Приказом Минстроя России от 8.04.2015 N 261/пр; СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденным приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр.; СП 260.1325800.2016 "Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования", утвержденным приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 881/пр; СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 N 2; ГОСТ Р 21.101-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2020 N 282-ст; Методики расчета совокупного выделения в воздух внутренней среды помещений химических веществ с учетом совместного использования строительных материалов, применяемых в проектируемом объекте капитального строительства, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.10.2017 N 1484/пр. Рекомендуется обеспечивать соответствие планируемых к строительству (строящихся) многоквартирных домов, а также подлежащих приобретению жилых помещений положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения экспертизы в соответствии с требованиями, установленными законодательством о градостроительной деятельности |
2. |
Конструктивное, инженерное и технологическое оснащение строящегося многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье |
В строящихся домах рекомендуется обеспечивать наличие: несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов: стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением; перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций; фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций; Для сейсмически опасных районов, территорий с просадочными или подрабатываемыми грунтами, в труднодоступных районах допускается применение комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций с наземной этажностью дома не выше трех этажей. Для возведения надземной части здания на монолитном железобетонном и (или) свайном фундаменте допускается применение легких стальных тонкостенных конструкций при условии соблюдения требований раздела 1 настоящего приложения. Подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям; санитарного узла (раздельного или совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину, внутридомовых инженерных систем, включая системы: электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией); холодного водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов); горячего водоснабжения; противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией); мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией); при наличии экономической целесообразности локальных систем энергоснабжения; принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией). Лифты рекомендуется оснащать: кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом; оборудованием для связи с диспетчером; аварийным освещением кабины лифта; светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении; панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении, внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях); оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности; при входах в подъезды дома освещения с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком; во входах в подвал (техническое подполье) дома металлических дверных блоков с замком, ручками и авто доводчиком; отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от фундаментов; организованного водостока; благоустройства придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией) |
3. |
Функциональное оснащение и отделка помещений многоквартирного дома |
Для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретенные жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного; оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее): электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения; холодного водоснабжения; горячего водоснабжения (централизованной или автономной); водоотведения (канализации); отопления (централизованного или автономного); вентиляции; газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией), внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями-изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией); имеющие чистовую отделку "под ключ", в том числе: входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком; межкомнатные двери с наличниками и ручками; оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; вентиляционные решетки; подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры; установленные и подключенные к соответствующим внутри квартирным инженерным сетям: звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией); мойку со смесителем и сифоном; умывальник со смесителем и сифоном; унитаз с сиденьем и сливным бачком; ванну с заземлением, со смесителем и сифоном; одно-, двухклавишные электровыключатели; электророзетки; выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением); радиаторы (отопительные приборы или иные теплопотребляющие элементы внутридомовой системы теплоснабжения) отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел; напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе; отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей (их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей (их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой); обоями в остальных помещениях; отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской, либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки) |
4. |
Конструктивные, объемно-планировочные и иные решения индивидуальных жилых домов |
В соответствии с Приказом Минстроя России от 02.08.2022 N 633/пр "Об утверждении методики отбора проектов индивидуальных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда" |
5. |
Материалы и оборудование |
Проектом на строительство дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, технологического и инженерного оборудования. Строительство рекомендуется осуществлять с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации. Работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ рекомендуется выполнять в соответствии с требованиями технических регламентов, требованиями энергетической эффективности и требованиями оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов |
6. |
Энергоэффективность дома |
Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже "В" согласно Правилам определения класса энергетической эффективности, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 06.06.2016 N 399/пр. Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома: предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше; в многоквартирных домах производить установку в помещениях общего пользования, лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности; проводить освещение придомовой территории многоквартирных домов с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности; выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией); проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и другие, предусмотренные в проектной документации; выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией); проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием авто доводчиками; устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с автодоводчиками. Рекомендуется обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом 3 Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 N 399/пр |
7. |
Эксплуатационная документация дома |
Рекомендуется иметь в наличии паспорта и инструкции по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачей энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующие документы (копии документов), предусмотренные пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии с п. 10.1 Градостроительного кодекса (Требования к безопасной эксплуатации зданий) и СП 255.1325800 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения" (в соответствии с проектной документацией), инструкции по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования рекомендуется передать Заказчику |
Участники Программы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключают муниципальные контракты с учетом вышеперечисленных требований.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Органы местного самоуправления, после получения от государственного заказчика Программы уведомления о положительном решении Фонда развития территорий о предоставлении государственной поддержки за счет средств Фонда заключают с государственным заказчиком Программы соглашение о реализации Программы на территории муниципального образования (далее - Соглашение) по форме, установленной государственным заказчиком Программы.
Главным распорядителем средств Фонда развития территорий, поступивших в республиканский бюджет, и средств республиканского бюджета, направленных на реализацию мероприятий Программы, является государственный заказчик Программы.
Государственный заказчик Программы после получения в установленном порядке уведомления о поступлении средств Фонда развития территорий информирует об этом органы местного самоуправления - участников Программы, включенных в заявку текущего этапа 2022-2023 гг. на предоставление средств Фонда развития территорий.
Поступившие в местные бюджеты средства Фонда развития территорий и средства республиканского бюджета используются в порядке, предусмотренном Федеральным законом и Соглашением.
Органу местного самоуправления необходимо разъяснить собственникам изымаемых жилых помещений, что в случае наличия у них в собственности нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление им в связи с переселением из таких жилых помещении субсидий осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности граждан и входящих в аварийный жилищный фонд, включенный в программу переселения, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения.
В соответствии с пунктом 4.4 методических рекомендации в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить необходимость доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, а также рекомендуется разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.
8. Объем и источники финансирования Программы
Реализация Программы предусматривает привлечение средств финансовой поддержки Фонда развития территорий, республиканского бюджета и местных бюджетов для проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и предполагает взаимодействие Министерства и органов местного самоуправления.
Минимальный размер этапа Программы (далее - минимальный размер этапа) на текущий год определяется как частное от деления суммы лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации на 2023 год ( или ) соответственно, деленной на процент долевого финансирования за счет средств Фонда развития территорий для соответствующего субъекта Российской Федерации (), на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, на квартал, в котором подается заявка субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда развития территорий (далее - заявка).
Этапы Программы должны быть реализованы не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу выделение лимита предоставления финансовой поддержки. Региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее срока реализации последнего этапа таких программ, установленного в соответствии с настоящим пунктом.
Прогнозная потребность в финансировании Программы составляет 888805038,33 * рублей, в том числе за счет средств:
финансовой поддержки Фонда развития территорий - 281744865,87 * рублей;
республиканского бюджета в рамках долевого финансирования - 607060172,46 * рубля;
местных бюджетов - при необходимости. Программные мероприятия, планируемые на 2023 год:
1 этап Программы - 2022 - 2023 годы.
Объем финансирования I этапа Программы на условиях Федерального закона - 250708218,02 рублей, из них:
172988670,43 рублей - средства Фонда развития территорий;
77719547,59 рублей - средства республиканского бюджета;
2 этап Программы - 2023-2024 годы.
Объем финансирования II этапа Программы на условиях Федерального закона - 160171127,31 рублей, из них:
108756195,44 рублей - средства Фонда развития территорий;
51414931,87 рублей - средства республиканского бюджета;
3 этап Программы - 2024-2025 годы.
Объем финансирования III этапа Программы на условиях Федерального закона - 197383398.80 рублей, из них:
0 рублей - средства Фонда развития территорий;
197383398,80 * рублей - средства республиканского бюджета;
4 этап Программы - 2025-2026 годы.
Объем финансирования IV этапа Программы на условиях Федерального закона - 280542294.2 рублей, из них:
0 рублей - средства Фонда развития территорий;
280542294.20* рублей - средства республиканского бюджета;
Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками Программы осуществляется исходя из общего объема средств, предусмотренных по Программе, из общей площади помещений в аварийных многоквартирных домах, расположенных на территориях муниципальных образований, участвующих в Программе.
План мероприятий по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, признанного таковым в период с 1 января 2017 года по 1 января 2022 года, приведен в приложении 1 к Программе.
9. Обоснование объема средств, необходимых для проведения переселения граждан из аварийного жилищного фонда
В рамках настоящей Программы планируется расселить 347 жилых помещений общей площадью 15346,70 м 2.
Финансовые средства на период 2023-2024 года для Программы рассчитаны исходя из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 2 квартал 2023 года.
Финансирование мероприятий Программы в части, превышающей размер предельной стоимости 1 м 2 общей площади предоставляемых гражданам жилых помещений, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Финансирование мероприятий Программы в части стоимости общей площади предоставляемых жилых помещений, превышающей общую площадь ранее занимаемых гражданами жилых помещений, осуществляется за счет средств Фонда развития территорий.
Планируемая общая площадь жилых помещений в аварийном жилищном фонде, подлежащая расселению в рамках Программы, составляет 15346,70 м 2, в том числе по годам:
на 2023 год 4375,5 м 2;
на 2023 год - 2024 год 2786,7 м 2;
на 2024 год - 2025 год 3380,2 м 2;
на 2025 год - 2026 год 4804,3 м 2.
Планируемая стоимость жилых помещений, предназначенных для переселения граждан в жилые помещения, общей площадью, равнозначной общей площади ранее занимаемых гражданами жилых помещений в аварийном жилищном фонде, составляет 898593367,32 * рублей.
Планируемая общая площадь жилых помещений в аварийном жилищном фонде, подлежащая расселению, и планируемая стоимость жилых помещений, предназначенных для переселения граждан в жилые помещения, общей площадью, равнозначной общей площади ранее занимаемых гражданами жилых помещений в аварийном жилищном фонде, на период 2023-2026 годов при подаче заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда развития территорий на очередной финансовый год подлежат актуализации.
В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений по цене, превышающей нормативную стоимость квадратного метра, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета.
10. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик Программы осуществляет мониторинг и контроль за ходом реализации Программы.
Ответственные лица в муниципальных образованиях представляют государственному заказчику Программы информацию (отчеты) о ходе ее выполнения в рамках заключенного Соглашения по форме и в сроки, установленные государственным заказчиком Программы, за подписью Главы муниципального образования.
Ответственность за достоверность и полноту представляемой государственному заказчику Программы информации (отчетов) возлагается на Глав муниципальных образований.
11. Результаты реализации Программы
В результате реализации Программы до 31.12.2026 года планируется расселить, затем снести 39 многоквартирных аварийных жилых домов площадью 15346,70 кв. метров, расположенных на территории 7 муниципальных образований республики с количеством проживающих 1126 граждан.
Реализация мероприятий, указанных в настоящей Программе, планируется путем предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Карачаево-Черкесской Республики.
Планируемые показатели реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, приведены в приложении 4 к Программе.
12. Управление Программой
Функции исполнителя Программы:
предоставление муниципальному образованию субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете (сводной бюджетной росписи) на очередной финансовый год и плановой период;
обеспечение заключения с муниципальным образованием соглашения на предоставление субсидии;
осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидии в рамках заключенного соглашения;
осуществление подготовки проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Программу;
осуществление мониторинга и контроля за ходом реализации Программы и расходования денежных средств, предусмотренных на ее реализацию, в соответствии с порядком, утвержденным решением Правления Фонда развития территорий;
предоставление в Фонд развития территорий заявки на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда развития территорий;
предоставление в Фонд развития территорий отчетности о реализации мероприятий Программы, о расходовании средств Фонда развития территорий за прошедший отчетный год;
обеспечение софинансирования мероприятий Программы в объеме, предусмотренном в соответствии с законом о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики.
Функции участников при реализации Программы:
информирование жителей многоквартирных аварийных домов о проведении мероприятий по переселению;
обеспечение софинансирования мероприятий Программы в пределах не менее установленного размера со финансирования в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
проведение конкурентных процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства в целях строительства (приобретения) жилых помещений;
выкуп жилых помещений у собственников, проживающих в аварийных домах, в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение целевого и эффективного использования выделенных средств;
осуществление переселения граждан из аварийного жилищного фонда в срок до 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом развития территорий решения о предоставлении финансовой поддержки Карачаево-Черкесской Республики на этап (заявку), в котором муниципальное образование приняло участие;
обеспечение сноса или реконструкции расселяемых аварийных домов;
представление в Министерство документации для направления в Фонд развития территорий, отчета о расходовании средств Фонда развития территорий за прошедший отчетный период, отчета о ходе реализации Программы;
иные функции, реализуемые в рамках действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.