г. Краснодар |
|
21 февраля 2019 г. |
Дело N А61-2821/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890) - Никоненко О.Л. (доверенность от 21.12.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Подкова" (ИНН 1514010961, ОГРН 1121514000508) - Арчиновой В.И. (доверенность от 28.04.2017), в отсутствие третьего лица - Федерального государственного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республики Северная Осетия - Алания", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.07.2018 (судья Ясиновская Т.Д.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 (судьи Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А61-2821/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Подкова" (далее - организация) о взыскании 4 134 818 рублей 97 копеек задолженности по договору поставки газа и 189 088 рублей 45 копеек пеней с 26.01.2018 по 17.04.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Северная Осетия - Алания".
В ходе судебного разбирательства истец уменьшил исковые требования до 1 566 249 рублей 32 копеек, из которых 1 534 519 рублей 26 копеек основного долга и 31 730 рублей 06 копеек неустойки. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением от 25.07.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2018, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что истец документально не подтвердил неисправность узла учета газа организации.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.
По мнению заявителя, суды неправомерно отказали в удовлетворении требований общества в связи с отсутствием уведомления ответчика о проводимой проверке. Пунктом 4.8 договора поставки газа предусмотрено, что покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика в присутствии уполномоченных лиц возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа. Данным пунктом не предусмотрена обязанность заблаговременного уведомления организации о проводимой проверке. Из акта проверки узла учета газа от 14.12.2017 следует, что средство измерения организации не соответствует требованиям действующего законодательства.
В отзыве организация просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество (поставщик) и организация (покупатель) заключили договор поставки газа от 15.12.2016 N 39-2-11964/17 (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется с 01.01.2017 по 31.12.2017 включительно поставлять газ горючий природный и / или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
Согласно пункту 5.5.4 договора окончательные расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.4 договора на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными авансовыми платежами.
Порядок учета газа определен сторонами в разделе 4 договора.
Согласно пункту 4.1 договора количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа (комплекту средств измерений и технических устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров) поставщика, установленного у покупателя.
При неисправности или отсутствии узлов учета газа поставщика, а также при несоответствии их требованиям действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам покупателя.
При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа (показания счетчиков, диаграмм и распечаток по расходу и т.д.), а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения, либо по соглашению сторон.
В силу пункта 4.8 договора ответственность за надлежащее техническое состояние, своевременную поверку средств измерений, входящих в состав узла учета газа, за достоверность результатов измерений и расчетов несет владелец узла учета газа.
Покупатель обязан в любое время предоставлять представителям поставщика в присутствии уполномоченных или назначенных приказом ответственных лиц покупателя возможность проверки правильности работы средств измерения расхода и количества газа, ведение необходимой документации, осмотр газопотребляющего оборудования и документации на него.
Общество в материалы дела представило акт проверки узла учета газа от 14.12.2017, согласно которому у организации установлено следующее газопотребляющее оборудование: "Котел отопительный Lambordgini 310 РМ/МЕ" в количестве двух единиц с мощностью 300 м3/час и "Горелка Lambordgini ЕМ 50/2Е" в количестве одной единицы с мощностью 58,5 м3/час.
В данном акте указаны следующие нарушения: паспорта на средства измерения представлены не в полном объеме (нет 6 паспортов ДТ, ДД), установленное по факту газопотребляющее оборудование не соответствует проектной документации, не представлены паспорта на газопотребляющее оборудование, диапазон измерения датчика давления не соответствует требованиям пункта 9.2.1.2 ГОСТ Р 8.740-2011, датчик температуры не защищен от несанкционированного вмешательства (крышка датчика не опломбирована), имеется свободный доступ к линиям связи без нарушения защитных пломб общества, нарушен пункт 1.8 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации 30.12.2013 N 961, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30.04.2014 N 32168, до узла учета газа не опломбирован штуцер датчика перепада давления, имеется возможность отбора газа без его учета, нарушен пункт 21 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), типоразмер счетчика выбран неверно, не соответствует ГОСТу Р 8.740-2011, на счетчике газа РСГ Сигнал 80 G160 N 03839 нарушены пломбы госповерителя, предусмотренные описанием типа данного средства измерения (оттиск свинцовых пломб не читаем), имеются следы механического воздействия (свинцовые пломбы деформированы), отсутствует защита от несанкционированного вмешательства в заводскую конструкцию счетчика, не защищены болты крепления крышек роторного блока корпуса счетчика, нарушен пункт 19 Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке (утвержден приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815). При снятии архивных данных с вычислителя ВКГ-3Т N 140681 для проверки зафиксировано обнуление архивов от 13.10.2017.
Указанный акт направлен обществом ответчику 02.02.2018 и получен организацией 10.02.2018.
На основании выявленных при проверке узла учета газа нарушений истец определил количество поставленного ответчику в декабре 2017 года газа по мощности газопотребляющего оборудования.
Согласно товарной накладной на отпуск газа от 31.12.2017 N 59478 ответчику поставлен газ в объеме 410,724 тыс. м3 на сумму 4 134 818 рублей 97 копеек.
Неоплата поставленного газа явилась основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа, а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
В пунктах 22 и 23 Правил поставки газа определено, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
В силу пункта 3.9 Правил учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Суды указали, что общество не уведомило организацию о проверке 14.12.2017; кроме того, в нарушение условий договора не ознакомило организацию с актом, который получен ею 10.02.2018. Данные обстоятельства лишили ответчика возможности выразить особое мнение, предусмотренное пунктом 4.10 договора.
Суды также пришли к выводу о том, что спорный акт нельзя считать надлежащим доказательством неисправности узла учета организации. Ответчик представил в материалы дела акт проверки узла учета газа от 19.12.2017, проведенной сторонами совместно. Из указанного акта, подписанного представителями истца и ответчика, следует, что все составляющие узла учета газа поверены. Данное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком в материалы дела копиями действительных свидетельств о поверке средств измерений, входящих в состав узла учета газа ответчика.
Кроме того, в акте проверки узла учета газа от 19.12.2017 указано, что на счетчике газа РСГ Сигнал 80 G160 N 03839 пломбы госповерителя, предусмотренные описанием типа данного средства измерения, нечитаемы (свинцовые пломбы деформированы); при снятии архивных данных с вычислителя ВКГ-ЗТ N 140681 зафиксировано обнуление (сброс) архива труб и дополнительных датчиков 18.10.2017; требуется внести изменения в проектную документацию в части газопотребляющего оборудования; представлен акт N 165 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011.
Следовательно, при составлении 19.12.2017 совместного акта проверки узла учета газа большинство нарушений, указанных в акте проверки от 14.12.2017, зафиксированы не были.
ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает методику измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа.
В пункте 12.1.1 данного ГОСТа установлено, что проверку реализаций методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта. Согласно пункту 12.1.4 названного ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований данного стандарта в соответствии с Приложением "Г".
В силу пункта 25 Правил поставки газа ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем (пункт 26 Правил поставки газа).
В материалы дела представлен акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 25.12.2014 N 165, выданный ФГУ "Северо-Осетинский центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Северная Осетия - Алания", в котором проверены все составляющие узла учета газа, согласованные сторонами в Техническом соглашении от 15.12.2016 к договору.
Согласно указанному акту измерительный комплекс природного газа организации соответствует ГОСТ Р 8.740-2011 и признан годным к эксплуатации в качестве коммерческого измерительного комплекса.
Доказательства того, что диапазон измерения датчика давления (преобразователь давления абсолютный МИДА-ДА-13П Ех-01 N 14208807) не соответствует ГОСТ Р 8.740-2011, в материалах дела отсутствуют. При этом в акте от 25.12.2014 N 165 указанный датчик давления признан соответствующим требованиям ГОСТ Р 8.740-2011. Датчик давления согласован в проектной документации на строительство котельной.
Истец также указывает на то, что до узла учета газа не опломбирован штуцер датчика перепада давления, имеется возможность отбора газа без его учета. Между тем истец не представил нормативного и документального обоснования необходимости опломбировки штуцера датчика перепада давления, при этом сам датчик перепада давления соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, не представил доказательств его пломбировки до проведения проверки. Кроме того, истец не представил доказательств того, что факт отсутствия пломбы на штуцере датчика перепада давления влияет на достоверность показаний узла учета газа.
В акте от 14.12.2017 истец ссылается на то, что датчик температуры не защищен от несанкционированного вмешательства (крышка датчика не опломбирована), имеется свободный доступ к линиям связи без нарушения защитных пломб общества, однако доказательств наличия указанного нарушения со стороны ответчика не представил.
При этом в акте проверки от 19.12.2017, составленном совместно сторонами, указанные факты зафиксированы не были.
Обнуление архивов, отмеченное в актах проверки от 14.12.2017 и 19.12.2017, является штатной работой оборудования, а не признаком сбоя. Согласно пункту 2.4 Руководства по эксплуатации вычислителя количества газа ВКГ-ЗТ глубина архива рассчитана на 1448 часов, что составляет 60 суток соответственно, поэтому при снятии архива 19.12.2017 произошло обнуление часового архива до 18.10.2017.
Из материалов дела также не усматривается, что указанное в акте проверки от 14.12.2017 газоиспользующее оборудование не соответствует узлу учета газа и указанным в акте проверки средствам измерений по диапазону измерений.
Ответчик представил технические паспорта на установленные у него котлы и проектную документацию по реконструкции котельной, технические условия которой утверждены главным инженером ООО "Газпром газораспределение Владикавказ" 18.07.2014, а план согласован ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" 01.08.2014.
Указанная проектная документация содержит сведения о газопотребляющем оборудовании, замененном ответчиком на аналогичное по мощности в связи с рекомендацией поставщика оборудования, что не противоречит действующему законодательству и условиям договора.
В пункте 8 акта от 14.12.2017 истец указал, что на счетчике газа РСГ Сигнал 80 G160 N 03839 нарушены пломбы госповерителя, предусмотренные описанием типа данного средства измерения (оттиск свинцовых пломб не читаем), имеются следы механического воздействия (свинцовые пломбы деформированы), отсутствует защита от несанкционированного вмешательства в заводскую конструкцию счетчика.
Согласно представленному организацией ответу ООО Энгельсского приборостроительного объединения "Сигнал" (изготовитель счетчика) от 21.12.2017 N 13869 на запрос на данном счетчике используются пластилиновые пломбы, которые ранее применялись для пломбировки счетчиков. В настоящее время для пломбировки применяются свинцовые пломбы. Читаемость любых пломб становится плохой в процессе длительной эксплуатации, в связи с чем их следует заменить на новые.
В этой связи организация направила обществу запрос от 19.12.2017 N 7446 о возможности проведения внеочередной проверки счетчика.
Согласно совместному акту сторон от 26.12.2017 пломба со счетчика газа РСГ Сигнал 80 G160 N 03839 была снята.
На основании совместного акта сторон от 30.12.2017 узел учета газа опломбирован и принят в эксплуатацию.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих неисправность контрольно-измерительных приборов ответчика в спорный период, в связи с чем расчет цены иска, произведенный обществом по мощности газопотребляющего оборудования, значения не имеет.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований общества.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 25.07.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу N А61-2821/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2019 г. N Ф08-282/19 по делу N А61-2821/2018