г. Краснодар |
|
22 февраля 2019 г. |
Дело N А32-23758/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть" (ИНН 2309021440, ИНН 1022301428401) - Помокаевой О.А. (доверенность от 15.02.2019), Кучер Э.А. (доверенность от 09.01.2019), Никитина Д.В. (доверенность от 05.10.2018), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (ИНН 2310023594, ОГРН 1042305724460) - Цыганковой Е.А. (доверенность от 18.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 (судьи Николаев Д.В., Стрекачев А.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-23758/2018, установил следующее.
АО "Краснодарский нефтеперерабатывающий завод - Краснодарэконефть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 16.01.2018 N 06-13/1309; возврате излишне взысканного 1250 рублей штрафа.
Решением суда от 07.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.10.2018, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы обоснованным выставлением инспекцией требования о представлении документов (информации) от 27.09.2017 N 06-11/23004 и правомерным привлечением общества к ответственности за непредставление запрошенных документов.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы считает неправомерным истребование инспекцией документов требованием от 27.09.2017 N 06-11/23004, поскольку не указано конкретное мероприятие налогового контроля, в рамках которого запрошены документы за ранее проверенные камеральными проверками периоды (2015, 2016 годы). Запрошенные в требовании договоры не могут однозначно идентифицировать конкретную сделку, так как заключены по основному виду деятельности общества, являются длящимися, фактически - рамочными, то есть определяющими общий порядок действий (поведения) сторон по достижению общих целей. Суд не дал оценку ответам общества на требования инспекции. Запрошенные инспекцией документы имелись в ее распоряжении. Общество не уклонялось от предоставления запрошенных документов, а обоснованно ответило о наличии уважительных причин их непредставления. Инспекция не доказала наличие вины общества в существенном нарушении исполнения указанного требования.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил, что инспекция проводила мероприятия вне рамок налоговых проверок (предпроверочный анализ деятельности общества за 2015, 2016 годы) и, ссылаясь на пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и наличие у него статуса производителя товарных нефтепродуктов из давальческого сырья по договорам с ООО "Юг-Нефтепродукт" от 12.12.2011 N 907/05 и АО "Компания "Адамас"" от 04.03.2010 N 120/05, направила обществу требование от 27.09.2017 N 06-11/23004 (далее - спорное требование) о предоставлении следующих документов (информации):
- 1.01 документы по подекадной корректировке плана производства товарных нефтепродуктов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
- 1.02 документы по инвентаризации остатков сырья за 2015, 2016 годы;
- 1.03 отчеты завода о составе затрат на переработку сырья за 2015, 2016 годы;
- 1.04 журнал показаний учетно-измерительного оборудования произведенных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
- 1.05 расчет плановых затрат на переработку "давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
- 1.06 расчет фактических затрат на переработку "давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
- 1.07 калькуляция (плановая себестоимость) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по каждой установке;
- 1.08 расчет себестоимости товарных нефтепродуктов, получаемых смешением (компаундированием) за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.09 производственно-технические отчеты по переработке нефти за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.10 бухгалтерские регистры (журналы) приемки (сдачи) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.11 бухгалтерские регистры (журналы) приема-передачи выработанной продукции из сырья налогоплательщика за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.12 расчеты естественной убыли нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
- 1.13 транспортные железнодорожные накладные на прибывшие с сырьем вагоны за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.14 заявки на отгрузку нефтепродуктов, представленные ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы. Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.15 Дубликат железнодорожной накладной на отправку переработанного сырья по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы. Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.16 квитанция о приеме груза со штемпелем станции отправителя, свидетельствующем о приеме товарных нефтепродуктов к перевозке за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.17 заявки (форма ГУ-12) на согласование объемов перевозок в международном/внутреннем сообщении на предстоящий/текущий месяц за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Примечание:
по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.18 железнодорожные перевозочные документы, заполненные в соответствии с заявками (инструкциями) ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы. Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.19 документ учета перевозок товарных нефтепродуктов по отгруженным товарным нефтепродуктам всего с разбивкой по виду транспорта и по направлениям (внутренний рынок, экспорт, в том числе Дальнее Зарубежье, Республика Беларусь, Ближнее Зарубежье). Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.20 документация на установки, используемые заводом для переработки нефти, содержащая сведения о технических характеристиках и мощности производственного оборудования.
Письмом от 04.10.2017 N 09/2911 общество сообщило, что в данном требовании инспекция запросила документы по всей финансово-хозяйственной деятельности общества за 2015, 2016 годы, касающиеся всего процесса производства нефтепродуктов за этот период. Запрошенные документы не содержат конкретные сведения, конкретные реквизиты, содержащие определенные данные (номер, дата и прочие реквизиты, указывающие на конкретную сделку).
Поскольку спорное требование общество частично не исполнило, инспекция составила акт от 09.10.2017 N 06-13/138 и вынесла решения от 17.11.2017 N 06-13/431 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 Кодекса и от 16.01.2018 N 06-13/1309 о привлечении его к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Кодекса в виде взыскания 1250 рублей штрафа за отказ в предоставлении документов (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств штраф уменьшен в 4 раза).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 11.04.2018 N 24-12-453 решение инспекции от 16.01.2018 N 06-13/1309 оставлено без изменения.
Общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
При рассмотрении дела судебные инстанции, ссылаясь на статьи 31, 82, 93, 93.1 и 129.1 Кодекса, сочли неправомерным непредставление обществом запрошенных в спорном требовании документов, и наличии оснований привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Кодекса.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Кодекса (пункт 4 статьи 93.1 Кодекса).
В силу пункта 5 статьи 93 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Кодекса (пункт 6 статьи 93.1 Кодекса).
Судебные инстанции, оценив спорное требование, сочли его содержащим необходимые сведения, позволяющие определить и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам общества с ООО "Юг-Нефтепродукт" (от 12.12.2011 N 907/05) и АО "Компания "Адамас"" (от 04.03.2010 N 120/05).
При этом суд отметил, что в спорном требовании указано, что документы (информация) истребуются вне рамок проведения налоговой проверки в связи с возникновением у инспекции обоснованной необходимости получения информации о конкретной сделке в связи с подтверждением фактов финансово-хозяйственных отношений проверяемого налогоплательщика с контрагентом или иным лицом. Из требования ясно следует, что необходимо предоставить документы и информацию по сделкам (конкретным договорам с конкретными контрагентами).
Ссылка в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (статьи 82 Кодекса).
В совместном письме Минфина и ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ отмечено, что требования в порядке пункта 2 статьи 93 Кодекса должны направляться исходя из существа конкретной ситуации (разумность и обоснованность требований), принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускается произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля. При этом учитывается, обращался ли налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов, принималось ли и какое именно решение налогового органа по этому вопросу.
Те же правовые подходы о принципах недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля, отсутствии в цели налогового администрирования дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика, сформулированы в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 13084/07). Ограничение свободы предпринимательской деятельности возможно только в случае, если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей. Налоговый контроль не должен подавлять экономическую самостоятельность и инициативу, чрезмерно ограничивать свободу предпринимательства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П).
Отклоняя довод общества о наличии у инспекции документов (представлены в рамках налоговых проверок), подтверждающих финансово-хозяйственные отношения с контрагентами ООО "Юг-Нефтепродукт" и АО "Компания "Адамас"" за 2015, 2016 годы, суд отметил направление обществу ранее требований о предоставлении документов от 01.09.2017 N 06-11/22759 и 06-11/22737, а также от 25.09.2017 N 06-11/23004, после анализа которых сформировано и направлено налогоплательщику спорное новое требование от 27.09.2017 N 06-11/23004 с отражением конкретных документов (информации), которыми инспекция не располагает. При этом как в спорном требовании, так и в требованиях от 01.09.2017 основная часть документов и сведений запрашивались у общества, а дополнительно истребованные спорным требованием документы (с 1.13 по 1.20 пункты) общество не представило, о наличии каких-либо причин, препятствующих их направлению, не сообщило, как не направило ходатайство об отсрочке исполнения спорного требования в связи с необходимостью более длительного периода времени для подготовки и изготовления запрошенной информации. Вскоре, как отметил суд, общество направило инспекции недостающие сведения в период последовавшей вслед за предпроверочными мероприятиями налогового контроля выездной налоговой проверки.
Так, из материалов дела видно, что инспекция до выставления спорного требования запросила у общества требованиями от 01.09.2017 N 06-11/22759 и 06-11/22737 (л. д. 51 - 55, 61 - 65 т. 1):
1.01. Договоры (контракт, соглашение) от 04.03.2010 N 120/05, 12.12.2011 N 907/05. Примечание: Договоры от 04.03.2010 N 120/05, 12.12.2011 N 907/05 со всеми изменениями, приложениями и дополнительными соглашениями, заключенные между обществом и ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт", а также иные договоры на переработку нефтяного сырья, заключенные с данными контрагентами;
1.02. Акты приемки-сдачи работ (услуг) за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. Примечание: акты о приемке выполненных работ по взаимоотношениям с ЗАО "Компания "Адамас"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.03. Карточки бухгалтерских счетов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. Примечание: по счетам 60, 62, 76, 66, 67 по контрагентам ЗАО "Компания "Адамас"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.04. Приложения к договорам за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, в том числе: наименование, сроки передачи и количество сырья, передаваемого заказчиком в течение одного месяца, цена переработки, порядок оплаты транспортных расходов и иные условия переработки за 2015, 2016 годы помесячно; наименование и количество товарных нефтепродуктов, вырабатываемых заводом в течение отчетного месяца за 2015, 2016 годы помесячно; материальные балансы переработки за 2015, 2016 годы помесячно; отчеты о выработке товарных нефтепродуктов в ассортименте и количестве за 2015, 2016 годы помесячно; отчеты об использовании сырья за 2015, 2016 годы помесячно; акты выполненных работ за 2015, 2016 годы помесячно; документы по подекадной корректировке плана производства товарных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы; документы по инвентаризации остатков сырья за 2015, 2016 годы; акты выполненных работ по учету газообразного топлива и топлива технологического за 2015, 2016 годы; акты приема-передачи газообразного топлива и топлива технологического за 2015, 2016 годы; приложения о количестве передачи газообразного топлива и топлива технологического за 2015, 2016 годы; акты сверки остатков полуфабрикатов нефтепродуктов за 2015, 2016 годы; акты сверки товарных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы; расчеты нормативных товарных (технологических) потерь за 2015, 2016 годы; отчеты завода о составе затрат на переработку сырья за 2015, 2016 годы; договоры хранения нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
1.05. Материальный баланс по нефтепродуктам за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.06. Журнал показаний учетно-измерительного оборудования произведенных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
1.07. Акты приема-передачи нефти, подписанные представителем АК "Транснефть" и общества на узле учета с пометкой: "Давальческая нефть" за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.08. Расчет плановых затрат на переработку "Давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
1.09. Расчет фактических затрат на переработку "Давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
1.10. Калькуляция (плановая себестоимость) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по каждой установке;
1.11. Расчет себестоимости товарных нефтепродуктов, получаемых смешением (компаундированием) за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.12. Акты выработки продукции (нефтепродуктов) из сырья налогоплательщика за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.13. Производственно-технические отчеты по переработке нефти за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.14. Акты приемки (сдачи) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.15. Бухгалтерские регистры (журналы) приемки (сдачи) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.16. Акты приема-передачи выработанной продукции из сырья налогоплательщика за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.17. Бухгалтерские регистры (журналы) приема-передачи выработанной продукции из сырья налогоплательщика за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.18. Отчеты об использовании давальческого сырья за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.19. Бухгалтерские регистры (журналы) по счету 003 "Материалы, переданные в переработку" за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" в разрезе субсчетов;
1.20. Бухгалтерские регистры (журналы) по счету 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" в разрезе субсчетов;
1.21. Технологические регламенты на производство каждого вида продукции за 2015, 2016 годы;
1.22. Форма N 3-ПС за 2015, 2016 годы;
1.23. Расчеты естественной убыли нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
1.24. Акты приема-сдачи нефти, подписанные обществом с пометкой: "Давальческая нефть" за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания"Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.25. Транспортные железнодорожные накладные на прибывшие с сырьем вагоны за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.26. Копии квитанций о приеме груза на отправление порожних собственных вагонов за 2015, 2016 годы;
1.27. Акты по форме ТОРГ-2 за 2015, 2016 годы;
1.28. Заявки на отгрузку нефтепродуктов, представленные ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы;
1.29. Заявки на отгрузку нефтепродуктов, представленные иными лицами, указанными ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы;
1.30. Дубликат железнодорожной накладной на отправку переработанного сырья ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы;
1.31. Квитанция о приеме груза со штемпелем станции отправителя, свидетельствующем о приеме товарных нефтепродуктов к перевозке за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.32. Заявки (форма ГУ-12) на согласование объемов перевозок в международном/внутреннем сообщении на предстоящий/текущий месяц за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт";
1.33. Железнодорожные перевозочные документы, заполненные в соответствии с заявками (инструкциями) ЗАО "Компания "Адамас"", ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы;
1.34. Документ учета отгрузок товарных нефтепродуктов по отгруженным товарным нефтепродуктам всего с разбивкой по виду транспорта и по направлениям (внутренний рынок, экспорт, в том числе Дальнее Зарубежье, Республика Беларусь, Ближнее Зарубежье).
Общество письмом от 18.09.2017 N 09/2730 (л. д. 56 - 60 т. 1) в ответ на требование от 01.09.2017 N 06-11/22759 сообщило о ранее представленных документах и предоставило недостающие документы за период с 2015 по 2016 годы.
Так, по пунктам 1.01, 1.04 общество сообщило, что договор на переработку давальческого нефтяного сырья от 12.12.2011 N 907/05 представлен 24.05.2017 в инспекцию к документам, подтверждающим экспорт за октябрь - ноябрь 2016 года (исходящее сопроводительное письмо от 24.05.2017 N 09/1589), дополнительные соглашения к договору от 12.12.2011 N 907/05, сведения о цене переработки, содержащиеся в протоколах согласования стоимости и протоколах согласования свободной оптовой цены представлены в ответах на требования 2015, 2016 годов: от 27.04.2015 N 06-11/14404 (исх. от 06.05.2015 N 09/1339), 03.08.2015 N 06-11/15158 (исх. от 10.08.2015 N 09/2265), 28.10.2015 N 06-11/15893 (исх. от 09.11.2015 N 09/3000), 10.02.2016 N 06-11/16869 (исх. от 18.02.2016 N 09/413), 12.05.2016 N 06-11/17684 (исх. 23.05.2016 N 09/1308), 12.08.2016 N 06-11/18529 (исх. от 24.08.2016 N 09/2489), 11.11.2016 N 06-11/19364 (исх. от 24.11.2016 N 09/3512), 03.02.2017 N 06-11/20297 (исх. от 17.02.2017 N 09/525).
По пунктам 1.02, 1.04, 1.12 общество сообщило, что акты сверки ресурсов, по пункту 1.07 акты приема-передачи нефти, подписанные представителем ОАО "Черномортранснефть", по пунктам 1.14, 1.16 акты по договору от 12.12.2011 N 907/05, по пункту 1.24 акты о приемке нефти представлены в ответах на требования 2015, 2016 годов: 19.03.2015 N 14121 (исх. от 02.04.2015 N 09/1003), 12.05.2015 N 14509 (исх. от 26.05.2015 N 09/1517), 07.07.2015 N 15000 (исх. от 21.07.2015 N 09/2078), 31.07.2015 N 15157 (исх. от 17.08.2015 N 09/2330), 03.09.2015 N 15471 (исх. от 23.09.2015 N 09/2601), 21.10.2015 N 15818 (исх. от 02.11.2015 N 09/2956), 26.10.2015 N 15855 (исх. от 03.11.2015 N 09/2966), 30.10.2015 N 15932 (исх. от 16.11.2015 N 09/3043), 12.11.2015 N 16070 (исх. от 26.11.2015 N 09/3130), 23.12.2015 N 16466 (исх. от 15.01.2016 N 09/78), 02.02.2016 N 16758 (исх. от 17.02.2016 N 09/409), 01.04.2016 N 17316 (исх. от 15.04.2016 N 09/994), 04.04.2016 N 17325 (исх. от 15.04.2016 N 09/993), 13.06.2016 N 17987 (исх. от 27.06.2016 N 09/1731), 05.07.2016 N 18137 (исх. от 18.07.2016 N 09/2074), 29.07.2016 N 18356 (исх. от 17.08.2016 N 09/2441), 27.09.2016 N 19088 (исх. от 02.11.2016 N 09/3229), 19.10.2016 N 19071 (исх. от 07.11.2016 N 09/3274), 23.11.2016 N 19547 (исх. от 14.12.2016 N 09/3728), 20.12.2016 N 19863 (исх. от 19.01.2017 N 09/191), 19.01.2017 N 20047 (исх. от 08.02.2017 N 09/432), 24.01.2017 N 20114 (исх. от 08.02.2017 N 09/431), 26.01.2017 N 20179 (исх. от 17.02.2017 N 09/526), 17.03.2017 N 20865 (исх. от 07.04.2017 N б/н), 27.04.2015 N 06-11/14404 (исх. от 06.05.2015 N 09/1339), 03.08.2015 N 06-11/15158 (исх. от 10.08.2015 N 09/2265), 28.10.2015 N 06-11/15893 (исх. от 09.11.2015 N 09/3000), 10.02.2016 N 06-11/16869 (исх. от 18.02.2016 N 09/413), 12.05.2016 N 06-11/17684 (исх. от 23.05.2016 N 09/1308), 12.08.2016 N 06-11/18529 (исх. от 24.08.2016 N 09/2489), 11.11.2016 N 06-11/19364 (исх. от 24.11.2016 N 09/3512), 03.02.2017 N 06-11/20297 (исх. от 17.02.2017 N 09/525).
Дополнительно предоставлены копии актов приема-передачи нефти N 5, 12 за май и декабрь 2015 года, N 1 - 5, 7 - 12 за январь - январь - май, июль - декабрь 2016 года; копии актов-1 от 31.05.2015, 31.01.2016, 29.02.2016, 31.03.2016, 30.04.2016, 31.05.2016, 31.07.2016, 31.07.2016 (акт-2), 31.08.2016, 30.09.2016, 30.09.2016 (акт-2), 31.10.2016, 31.10.2016 (акт-2), 30.10.2016, 30.10.2016 (акт-2), 31.12.2016, 31.12.2016 (акт-2).
По пункту 1.03 предоставлены карточки счета 62 за 2015 и 2016 годы, счета 76 за 2015 и 2016 годы. Карточки счета 60 за 2015 и 2016 годы не предоставлены в связи с отсутствием операций. На счетах 66, 67 за 2015 и 2016 годы не отражались операции, относящиеся к рассматриваемой сделке.
По пункту 1.04, 1.05 общество сообщило, что сведения о наименовании, сроках передачи и количестве сырья, передаваемого заказчиком в течение одного месяца, о наименование и количестве товарных нефтепродуктов, вырабатываемых заводом в течение отчетного месяца, о выработке товарных нефтепродуктов в ассортименте и количестве, а также об использовании сырья за 2015, 2016 годы приведены в ежемесячных актах сверки ресурсов и представлены в ответах на требования, перечисленных в пункте 1.02; сведения материальных балансов переработки за 2015, 2016 годы помесячно содержатся в актах сверки ресурсов (пункт 1.02); документы по подекадной корректировке плана производства товарных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы, документы по инвентаризации остатков сырья за 2015, 2016 годы не предоставляются, так как не относятся к сделке в рамках договора от 12.12.2011 N 907/05; акты выполненных работ по учету газообразного топлива и топлива технологического за 2015, 2016 годы, акты приема-передачи газообразного топлива и топлива технологического за 2015, 2016 годы, приложения о количестве передачи газообразного топлива и топлива технологического за 2015, 2016 годы не составляются, информация о выработанном и использованном топливе технологическом содержится в актах сверки ресурсов (пункт 1.02); данные актов сверки остатков полуфабрикатов нефтепродуктов и актов сверки товарных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы представлены в актах сверки ресурсов (пункт 1.02).
Расчеты нормативных товарных потерь представлены в ответах на требования от 19.03.2015 N 14121 (от 02.04.2015 исх. N 09/1003), 12.05.2015 N 14509 (от 26.05.2015 исх. N 09/1517), 07.072015 N 15000 (от 21.07.2015 исх. N 09/2078), 31.07.2015 N 15157 (от 17.08.2015 исх. N 09/2330), 03.092015 N 15471 (от 23.09.2015 исх. N 09/2601), 21.10.2015 N 15818 (от 02.11.2015 исх. N 09/2956), 26.10.2015 N 15855 (от 03.11.2015 исх. N 09/2966), 30.10.2015 N 15932 (от 16.11.2015 исх. N 09/3043), 12.11.2015 N 16070 (от 26.11.2015 исх. N 09/3130), 23.12.2015 N 16466 (от 15.01.2016 исх. N 09/78), 02.02.2016 N 16758 (от 17.02.2016 исх. N 09/409), 01.04.2016 N 17316 (от 15.04.2016 исх. N 09/994), 04.04.2016 N 17325 (от 15.04.2016 исх. N 09/993), 13.062016 N 17987 (от 27.06.2016 исх. N 09/1731), 05.072016 N 18137 (от 18.07.2016 исх. N 09/2074), 29.07.2016 N 18356 (от 17.08.2016 исх. N 09/2441), 27.092016 N 19088 (от 02.11.2016 исх. N 09/3229), 19.102016 N 19071 (от 07.11.2016 исх. N 09/3274), 23.11.2016 N 19547 (от 14.12.2016 исх. N 09/3728), 20.12.2016 N 19863 (от 19.01.2017 исх. N 09/191), 19.01.2017 N 20047 (от 08.02.2017 исх. N 09/432), 24.01.2017 N 20114 (от 08.02.2017 исх. N 09/431), 26.01.2017 N 20179 (от 17.02.2017 исх. N 09/526), 17.03.2017 N 20865 (от 07.04.2017 исх. N б/н).
Отчеты завода о составе затрат на переработку сырья за 2015, 2016 годы не предоставляются, так как не относятся к сделке в рамках договора от 12.12.2011 N 907/05.
Договор хранения от 01.032012 N 284/05 представлен в ответ на требование от 07.07.2015 N 15000 (от 21.07.2015 исх. N 09/2078).
Документы (информация) по пунктам 1.06, 1.08, 1.09, 1.10, 1.11, 1,13, 1.15, 1.17, 1.23 не предоставляются, так как они не относятся к сделке в рамках договора от 12.12.2011 N 907/05.
По пункту 1.18 общество сообщило, что сведения об использовании давальческого сырья за 2015, 2016 годы содержатся в ежемесячных актах сверки ресурсов (пункт 1.02).
По пункту 1.19 общество предоставило оборотно-сальдовые ведомости по счету 003 за 2015, 2016 годы.
По пункту 1.20 общество предоставило оборотно-сальдовые ведомости по счету 002 за 2015, 2016 годы.
По пункту 1.21 общество сообщило, что информация о технологических регламентах (нормативных документах) на производство каждого вида продукции за 2015, 2016 годы представлена в договоре от 12.12.2011 N 907/05.
По пункту 1.22 общество сообщило, что форма N 3-ПС за 2015 год представлена в ГП "ЦЦУ ТЭК" (письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2014 N КМ-15061/06), форма N 3-ПС за 2016 год представлена в ФГБУ "ЦДУ ТЭК" (письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 15.12.2015 N КМ-14455/06). Формы N 3-ПС не относятся к сделке в рамках договора от 12.12.2011 N 907/05.
По пункту 1.26 общество сообщило, что общество не имело порожних собственных вагонов в 2015, 2016 годах, в связи с этим копии квитанций о приеме груза на отправление порожних собственных вагонов не предоставляются.
По пункту 1.29 общество сообщило, что акты по форме ТОРГ-2, заявки на отгрузку нефтепродуктов, представленные иными лицами, указанными ООО "Юг-Нефтепродукт", не предоставляются, так как в 2015, 2016 году не оформлялись.
По пунктам 1.25, 1.28, 1.30 - 1.34 общество просило уточнить, какие конкретно документы необходимо предоставить, с указанием номера и даты.
Инспекция, ссылаясь на наличие у общества статуса производителя товарных нефтепродуктов из давальческого сырья по договорам с ООО "Юг-Нефтепродукт" от 12.12.2011 N 907/05 и АО "Компания "Адамас"" от 04.03.2010 N 120/05 направила обществу требование от 25.09.2017 N 06-11/23004 (л. д. 77 - 79 т. 1) о предоставлении следующих документов (информации):
- 1.01 документы по подекадной корректировке плана производства товарных нефтепродуктов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
- 1.02 документы по инвентаризации остатков сырья за 2015, 2016 годы;
- 1.03 отчеты завода о составе затрат на переработку сырья за 2015, 2016 годы;
- 1.04 журнал показаний учетно-измерительного оборудования произведенных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
- 1.05 расчет плановых затрат на переработку "давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
- 1.06 расчет фактических затрат на переработку "давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
- 1.07 калькуляция (плановая себестоимость) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по каждой установке;
- 1.08 расчет себестоимости товарных нефтепродуктов, получаемых смешением (компаундированием) за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.09 производственно-технические отчеты по переработке нефти за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.10 бухгалтерские регистры (журналы) приемки (сдачи) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт".
Инспекция также направила обществу спорное требование от 27.09.2017 N 06-11/23004 (л. д. 77 - 81 т. 1) о предоставлении следующих документов (информации):
- 1.01 документы по подекадной корректировке плана производства товарных нефтепродуктов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
- 1.02 документы по инвентаризации остатков сырья за 2015, 2016 годы;
- 1.03 отчеты завода о составе затрат на переработку сырья за 2015, 2016 годы;
- 1.04 журнал показаний учетно-измерительного оборудования произведенных нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
- 1.05 расчет плановых затрат на переработку "давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
- 1.06 расчет фактических затрат на переработку "давальческой нефти" по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" на весь объем поставленной нефти за 2015, 2016 годы;
- 1.07 калькуляция (плановая себестоимость) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по каждой установке;
- 1.08 расчет себестоимости товарных нефтепродуктов, получаемых смешением (компаундированием) за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.09 производственно-технические отчеты по переработке нефти за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.10 бухгалтерские регистры (журналы) приемки (сдачи) нефтепродуктов за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.11 бухгалтерские регистры (журналы) приема-передачи выработанной продукции из сырья налогоплательщика за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт";
- 1.12 расчеты естественной убыли нефтепродуктов за 2015, 2016 годы;
- 1.13 транспортные железнодорожные накладные на прибывшие с сырьем вагоны за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.14 заявки на отгрузку нефтепродуктов, представленные ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы. Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.15 Дубликат железнодорожной накладной на отправку переработанного сырья по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы. Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.16 квитанция о приеме груза со штемпелем станции отправителя, свидетельствующем о приеме товарных нефтепродуктов к перевозке за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.17 заявки (форма ГУ-12) на согласование объемов перевозок в международном/внутреннем сообщении на предстоящий/текущий месяц за 2015, 2016 годы по ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт". Примечание:
по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.18 железнодорожные перевозочные документы, заполненные в соответствии с заявками (инструкциями) ЗАО "Компания "Адамаc"" и ООО "Юг-Нефтепродукт" за 2015, 2016 годы. Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.19 документ учета перевозок товарных нефтепродуктов по отгруженным товарным нефтепродуктам всего с разбивкой по виду транспорта и по направлениям (внутренний рынок, экспорт, в том числе Дальнее Зарубежье, Республика Беларусь, Ближнее Зарубежье). Примечание: по договорам поставки от 12.12.2011 N 907/05 и 04.03.2010 N 120/05;
- 1.20 документация на установки, используемые заводом для переработки нефти, содержащая сведения о технических характеристиках и мощности производственного оборудования.
Таким образом, по спорному требованию общество не представило инспекции запрошенные документы по пунктам 1.13 - 1.20 (транспортные железнодорожные накладные на прибывшие с сырьем вагоны, заявки н отгрузку нефтепродуктов, дубликаты железнодорожных накладных на отправку переработанного сырья, квитанции о приеме груза, заявки на согласование объемов перевозок, железнодорожные перевозочные документы, документ учета отгрузок товарных нефтепродуктов по отгруженным товарным нефтепродуктам, документы на установки, используемые заводом для переработки нефти со сведениями о технических характеристиках и мощности производственного оборудования), ссылаясь на отсутствие их взаимосвязи со сделками, вызвавшими у инспекции обоснованные сомнения (с ЗАО "Компания "Адамас"" и ООО "Юг-Нефтепродукт").
При этом какие-либо ходатайства о предоставлении более длительного периода изготовления копий истребуемых документов общество не заявило, указывая лишь на отсутствие в них конкретных сведений, реквизитов с определенными данными (номер, дата, реквизиты, указывающие на конкретную сделку).
Основанием непредставления отчетов завода о составе затрат на переработку сырья общество в ответе на спорное требование от 04.10.2017 указало, что проверяемые инспекцией сделки носят рамочный характер, а запрошенные документы не содержат конкретные сведения, реквизиты с определенными датами, а также конкретное мероприятия налогового контроля, при проведении которого истребуются документы и сведения, чем нарушены права общества.
Суд сделал вывод о наличии у общества, и оно это не оспаривает, запрошенных инспекцией требованием от 27.09.2017 N 06-11/23004 документов (информации) (либо информации об их отсутствии) в связи с обязательностью их составления с учетом требований договоров от 04.03.2010 N 120/05 и 12.12.2011 N 907/05.
При этом суд отметил, что на выставленное впоследствии инспекцией требование от 26.10.2017 N 12-17-344-2 общество представило соответствующие пояснения и документы о взаимоотношениях с указанными контрагентами по названным договорам и периодам, что расценено как наличие у общества истребуемых документов (информации), либо информацией об их отсутствии.
Суд изучил содержание спорного требования инспекции и указал, что оно содержало необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать запрашиваемую информацию (документы) (отчеты, журналы показаний, калькуляции, расчеты себестоимости, бухгалтерские регистры, железнодорожные накладные, заявки на отгрузку, квитанции и иные документы), периоды, за который следует представить документы (2015, 2016 годы); контрагенты, по взаимоотношениям с которыми запрошены документы (ООО "Юг-Нефтепродукт" и АО "Компания "Адамас""), реквизиты договоров (от 04.03.2010 N 120/05 и 12.12.2011 N 907/05), ссылку на истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок.
Статья 93.1 Кодекса не устанавливает обязанность указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации 26.10.2017 N 302-КГ17-15714.
Поскольку общество в нарушение пункта 5 статьи 93.1 Кодекса не представило истребованные документы (информацию) в установленный срок и не сообщило о том, что не располагает этими документами (информацией), а также необходимости более длительного периода для подготовки ответа, судебные инстанции сделали вывод о правомерном привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Получив требование инспекции, общество, по мнению суда, обязано представить в инспекцию запрашиваемые документы, а при их отсутствии полностью или частично обязано представить соответствующие пояснения.
Суд проверил довод общества о необоснованном повторном истребовании документов, ранее предоставленных в инспекцию в рамках проведения налоговых проверок, и иные возражения налогоплательщика.
Суд также учел, что вынесение инспекцией решения от 17.11.2017 N 06-13/431 связано с первоначально неправильной квалификацией выявленного на основании соответствующего акта от 09.10.2017 N 06-13/138 правонарушения по пункту 2 статьи 126 Кодекса, в то время как в случае непредставления документов (информации), истребуемых налоговым органом по пункту 2 статьи 93.1 Кодекса, виновное лицо подлежит привлечению к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Кодекса, правомерно примененной инспекцией при вынесении обжалуемого решения от 16.01.2018 N 06-13/1309.
Поскольку в силу части 1 статьи 286 и статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке таких установленных судом в рассматриваемом случае оценочных понятий, как разумность, обоснованность, целесообразность и обусловленность целями и задачами налогового контроля, налогоплательщик с ходатайством о продлении срока представления истребуемых документов не обращался, а судебные инстанции избыточным применение меры налогового контроля не признали, посчитав спорное требование адекватным, соразмерным и необходимым для защиты конституционно значимых ценностей, жалоба подлежит отклонению как содержащая доводы, направленные на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обоснованность снижения инспекцией суммы штрафа в четыре раза по мотиву наличия смягчающих вину обстоятельств не оспаривается. Доводы о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора в части возврата уплаченного обществом штрафа в жалобе и возражениях на нее не приводятся, в связи с чем в части 1 статьи 286, статьи 287, части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверке в кассационном порядке не подвергаются.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А32-23758/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.