Упрощенная система налогообложения
16 июля 2003 года у нас в редакции состоялась горячая линия на тему "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности". На вопросы бухгалтеров ответил заместитель руководителя департамента налоговой политики Минфина России Александр Ильич Косолапов.
- Добрый день! Мы работаем на "упрощенке" доходы минус расходы. Первый вопрос, который очень волнует, и никто не может на него точно ответить. За I квартал 2003 года я заплатила единый налог 15 процентов. Скажите, можно ли его включать в расходы или нет?
- Минуточку. Давайте откроем главу 26.1... Статья 346.16. Действительно, здесь сказано, что в расходы можно включить "налоги, уплаченные в соответствии с законодательством". Но дело в том, что единый налог у вас является распределяемым. Поэтому его в расходах учитывать не надо. Это как и в 25-й главе. Там в статье 270 сказано, что распределяемые налоги в расходы не включаются. Иначе, где логика? Вы же раньше, когда платили налог на прибыль, не включали его в расходы.
- Понятно. У меня еще такой вопрос. Мы в I квартале перечислили в бюджет НДС за IV квартал прошлого года. Можно ли отнести эту сумму в расходы?
- Как я понимаю, вы раньше работали в общеустановленном режиме. А какой метод применяли? Начисления?
- Да, начисления.
- Значит, расходы по уплате НДС за IV квартал 2002 года вы должны были учесть в декларации по этому налогу за прошлый год. Соответственно в расходы по "упрощенке" за I квартал 2003 года этот налог вы включить не можете.
- Здравствуйте! В прошлом месяце к нам пришла оплата - аванс от покупателей. Но они потребовали выставить счет-фактуру и выделить в нем НДС. Иначе они отказывались заключать договор. Соответственно в этом месяце я заплатила в бюджет этот НДС и сдала декларацию. Теперь у меня такой вопрос: могу ли я уменьшить на эту сумму налоговую базу по единому налогу?
- Нет, поступившую от покупателей оплату вы учитываете в доходах в полной сумме.
- То есть я должна заплатить в бюджет НДС и с общей суммы вместе с НДС еще и единый налог?
- Да, я понимаю вашу беду, но закон неумолим. Вы не должны были выделять НДС, платить его в бюджет и выписывать счет-фактуру. Поэтому и из налогооблагаемой базы вы его исключить не можете.
- Ясно. У меня еще такой вопрос. Наш сотрудник ходил на семинар, за который нам выставили счет-фактуру с НДС. Оплату за семинар я в расходы не включила, так как она не предусмотрена в закрытом перечне по статье 346.16. Но, судя по подпункту 8 пункта 1 этой статьи, в расходах можно учесть НДС. Там сказано: "НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам)".
- Как вы правильно поняли, оплата за семинары в расходах по "упрощенке" не учитывается. А налог на добавленную стоимость входит в общую сумму этой оплаты. Поэтому его тоже нельзя включить в расходы.
- Я бухгалтер из Москвы. Хочу задать наболевший для всех вопрос. Как все-таки "упрощенцам" учитывать стоимость покупных товаров? Когда их отражать в книге учета доходов и расходов? При покупке или только после того, как мы их продадим?
- Вы правы, вопрос наболевший. Действительно, в главе 26.1 нет прямой ссылки на то, что покупные товары при "упрощенке" нужно учитывать так же, как по 25-й главе. Однако мы считаем, что логично будет учитывать эти товары в том отчетном периоде, когда получен доход от их продажи. В этом наша точка зрения совпадает с мнением МНС, изложенном в письме от 11 июня 2003 года N СА-6-22/657.
- Мы перешли на "упрощенку" с 1 января 2003 года. До этого применяли общий режим налогообложения, метод начисления. В прошлом году у нас были затраты, которые остались неоплаченными. В расходной части мы их, конечно, учли, но НДС по ним к возмещению не взяли. Эти затраты мы оплатили в I квартале 2003 года. Что нам делать с суммой НДС, которую мы так и не приняли к зачету?
- К сожалению, пока этот вопрос не решен. Более того, по вопросам пересечения НДС и "упрощенки" сейчас действительно очень много спорных моментов. Поэтому как раз сейчас МНС совместно с Минфином готовят специальное письмо, в котором будут устранены многие противоречия. Так что ждите разъяснений.
- Здравствуйте! Я бухгалтер из Владикавказа. У меня вопрос по основным средствам. В январе 2003 года мы купили станок и включили его стоимость в расходы. В июне мы этот станок продали. Поэтому мы должны восстановить расходы за I квартал и доплатить налог. Так сказано в пункте 3 статьи 346.16. Но ведь стоимость проданного станка у нас вошла в доходы за II квартал. Получается, мы два раза платим налог.
- Видите ли, упрощенная система хороша тем, что в ней нет понятия амортизационных отчислений. Стоимость основных средств вы можете учитывать в расходах сразу, как только оплатите их и введете в эксплуатацию. Это сделано, чтобы поддерживать капитальные вложения в малом бизнесе. А раз вы приобрели станок и тут же продали, значит, он вам не был нужен. За это в главе 26.1 предусмотрены санкции - вы должны восстановить расходы. Это будет вам как наказание.
- Понятно. Можно еще вопрос?
- Да, конечно.
- Еще до перехода на "упрощенку" мы купили основные средства и оплатили их. Но в эксплуатацию мы вводим их только сейчас. Можем ли мы включить их в расходы? И как это сделать - сразу или постепенно? В статье 346.16 (подп.2 п.3) сказано, что сразу можно учесть стоимость основных средств, "приобретенных в период применения упрощенной системы".
- Так... Смотрим главу 26.1 подпункт 2 пункта 3 статьи 346.16. Здесь сказано, что расходы по таким основным средствам вы должны учитывать в зависимости от срока полезного использования. Кстати, к какой амортизационной группе относятся ваши основные средства?
- К третьей. Это от трех до пяти лет.
- Тогда расходы по ним вы должны списывать в течение года равными долями за каждый квартал.
- Здравствуйте. Мы агентство "Аэрофлота" из Владикавказа. Продаем билеты по агентским договорам. С нового года мы переведены на "упрощенку". Должны ли мы уплачивать в бюджет налог с продаж?
- Я понимаю, почему у вас возник такой вопрос. Действительно, при упрощенной системе вы уплачиваете единый налог вместо ряда налогов, в том числе вместо налога с продаж. Однако плательщики единого налога не освобождены от обязанностей налоговых агентов. Поэтому в данном случае вы должны уплачивать налог с продаж, но не как плательщик, а как налоговый агент.
- Наша фирма с 1 января 2003 года перешла на "упрощенку". Мы арендуем помещение, которое находится в муниципальной собственности. Оплату за аренду мы перечисляем в начале квартала за весь период. Какой датой относить в расходы эти платежи?
- Поскольку вы применяете кассовый метод, то расходы по аренде вы учитываете тогда, когда вы их фактически перечисляете.
- И это независимо от того, что мы заплатили за квартал вперед, да?
- Конечно. Это кассовый метод.
- Понятно. А скажите, нужно ли нам начислять НДС за аренду муниципальной собственности?
- Да, вы должны перечислить в бюджет НДС как налоговый агент.
- Добрый день. Хотелось бы задать вопрос по книге учета доходов и расходов. Можно ли в ней делать сторнировочные записи? Наша фирма получила деньги от покупателя, и я отразил их в составе доходов. А потом эти деньги были возвращены.
- Конечно, нет проблем. Делаете обычную сторнировочную запись.
- Понятно. И еще такой вопрос. Как нам отразить в книге доходов и расходов товары, которые мы вернули поставщику?
- Этот вопрос переплетается с предыдущим. Если вы включили стоимость товара в расходы, то делаете сторнировочную запись на возврат.
- Хорошо, а если ситуация такая: товар еще не оплачен, и его стоимость я еще не успел отразить в книге. Нужно ли в ней делать какие-либо записи, возвращая контрагенту этот товар?
- Если приобретенный вами товар еще не оплачен, тогда вы вообще не показываете его поступление и возврат в книге доходов и расходов. Все записи в книге нужно делать только по кассовому методу.
- Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Наша фирма перешла на упрощенную систему. Вроде мы не платим ЕСН. Но страховые взносы в Пенсионный фонд есть. Должны ли мы подавать в налоговую инспекцию отчеты по ЕСН и взносам на пенсионное страхование?
- Поскольку ЕСН вы не начисляете и не уплачиваете, то и декларацию по этому налогу представлять в инспекцию не нужно. А вот отчетность по пенсионным взносам вы сдаете в обязательном порядке.
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.