г. Краснодар |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А32-5609/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" (ИНН 2320120639, ОГРН 1042311679123), органов, осуществляющих публичные полномочия: департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) и третьих лиц: департамента ветеринарии Краснодарского края, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-5609/2017, установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Ветуправление города Сочи" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), к администрации муниципального образования город Сочи (далее - администрация) с заявлением, в котором просило:
- признать отказ департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1, и утверждении схемы расположения земельном участке на кадастровом плане территории незаконным;
- обязать департамент издать соответствующее распоряжение (приказ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1 и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- признать незаконным бездействие администрации в разрешении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1 и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- обязать администрацию издать соответствующее распоряжение (приказ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1 и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявление обоснованно ссылками на положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью решений (бездействия) органов, уполномоченных на принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для целей оформления прав учреждения на участок, необходимый для использования (эксплуатации) закрепленного за ним недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: департамент ветеринарии Краснодарского края (далее - департамент ветеринарии); управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра); федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018, требования удовлетворены частично. Решение департамента о возврате материалов, представленных учреждением для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признано незаконным. На департамент возложена обязанность по рассмотрению в соответствии с положениями статей 11.10, 39.14, 39.15 Земельного кодекса заявление учреждения от 10.11.2016 и принятию по результатам такого рассмотрения решения по вопросу о предварительном согласовании предоставления земельного участка с направлением принятого решения заявителю.
Суды установили, что за учреждением 05.12.2011 на праве оперативного управления в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрировано здание ветеринарного участка, расположенное по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1. На основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 12.07.2007 N 467-р и акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность Краснодарского края от 03.08.2007, в ЕГРН 15.06.2016 зарегистрировано право собственности Краснодарского края на здание ветеринарного участка. Учреждение обратилось в департамент с заявлением от 10.11.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка по пер. Ветеринарный, 1 в Хостинском районе г. Сочи и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, для эксплуатации здания ветеринарного участка. Департамент в письме от 18.11.2016 N 52-33581/16-33-13 "О возврате материалов" сообщил учреждению о том, что право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, в границах которого располагается объект недвижимого имущества, не зарегистрировано. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Учреждение обратилось с аналогичным заявлением от 29.10.2016 в администрацию. Письмом от 23.12.2016 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи возвратил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории без утверждения в связи с несоответствием ее требованиям, установленным пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса. Учреждение повторно обратилось с заявлением от 12.01.2017 в администрацию с просьбой осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка и утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В письме от 27.02.2017 N 21.01-13/1196 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован тем, что формируемый земельный участок расположен под зданием ветеринарного участка, находящимся в собственности Краснодарского края, следовательно, администрация не уполномочена принимать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории. Не согласившись с указанными решениями департамента и администрации, учреждение оспорило их в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 3.1, 3.3 Закона N 137-ФЗ, статей 10, 11, 11.2, 11.3, 11.10, 39.2, 39.14, 39.15 Земельного кодекса. Закрепленное за учреждением здание ветеринарного участка является собственностью субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, поэтому земельный участок, на котором оно расположено, также относится к собственности Краснодарского края. В целях последующего предоставления земельного участка учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования им подготовлена схема расположения участка на кадастровом плане территории, подготовлен расчет нормативной площади земельного участка (324 кв. м), формируемого для эксплуатации здания ветеринарного участка. Аналогичная информация содержалась и в обращениях учреждения в администрацию города Сочи. В данном случае, уполномоченным на совершение действий по утверждению схемы является департамент, представляющий Краснодарский край как публичного собственника соответствующего земельного участка, расположенного под зданием, на которое зарегистрировано право собственности Краснодарского края. Следовательно, у департамента отсутствовали основания для возвращения заявления учреждения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Отсутствие государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок не исключает процедуру рассмотрения поступившего от учреждения заявления, поскольку земельный участок только предстоит образовать и произвести регистрацию права собственности Краснодарского края на него. При таких обстоятельствах действия департамента являются незаконными, они нарушают права учреждения, за которым здание ветеринарного участка закреплено на праве оперативного управления. Арбитражный суд учел, что не обладает компетенцией по рассмотрению таких заявлений, в том числе компетенцией по проверке правильности составления схемы расположения земельного участка, и не должен подменять своими решениями функции уполномоченного органа по рассмотрению адресованных ему обращений. Поэтому в порядке устранения нарушения прав (интересов) учреждения на департамент возложена обязанность по рассмотрению заявления по существу с принятием соответствующего решения. В удовлетворении требований, заявленных к администрации, суды отказали в связи с тем, что администрация не является уполномоченным органом на принятие соответствующего решения. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на статьи 10, 11.2, 11.3, 11.10, 39.2, 39.17 Земельного кодекса, статьи 198, 200, 201 Кодекса, статью 3.3 Закона N 137-ФЗ и мотивирована следующим. В связи с отсутствием существующего (сформированного) земельного участка под объектом недвижимого имущества, закрепленного за учреждением, образование такого участка должно осуществляться администрацией в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа, на территории которого расположены такие участки. Департамент применительно к обстоятельствам, установленным судами при разрешении спора, не является органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка под зданием ветеринарного участка.
Учреждение и департамент ветеринарии в отзывах указали на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Податель жалобы не учитывает, что в соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса именно департамент является органом, уполномоченным на утверждение схемы земельного участка, на котором расположено здание, зарегистрированное на праве собственности за Краснодарским краем. Соответствующий вывод судебных инстанций департаментом в кассационной жалобе никак не опровергнут.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, за учреждением 05.12.2011 на праве оперативного управления в ЕГРН зарегистрировано здание ветеринарного участка, расположенное по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Ветеринарный, 1.
На основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 12.07.2007 N 467-р и акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность Краснодарского края от 03.08.2007, в ЕГРН на здание ветеринарного участка 15.06.2016 зарегистрировано право собственности Краснодарского края.
Учреждение обратилось в департамент с заявлением от 10.11.2016, в котором просило осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по пер. Ветеринарный, 1 в Хостинском районе г. Сочи, для эксплуатации здания ветеринарного участка, находящегося в собственности Краснодарского края.
Департамент в письме от 18.11.2016 N 52-33581/16-33-13 "О возврате материалов" сообщил учреждению о том, что право государственной собственности Краснодарского края на земельный участок, в границах которого располагается объект недвижимого имущества, не зарегистрировано. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них (статья 3.3).
Учреждение обратилось с аналогичным заявлением от 29.10.2016 в администрацию.
Письмом от 23.12.2016 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи возвратил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории без утверждения в связи с несоответствием ее требованиям, установленным в пункте 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Учреждение повторно обратилось заявлением от 12.01.2017 в администрацию, в котором просило осуществить предварительное согласование предоставления земельного участка и утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В письме от 27.02.2017 N 21.01-13/1196 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ мотивирован тем, что администрация не является органом, уполномоченным на принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, поскольку формируемый участок расположен под зданием ветеринарного участка, находящимся в собственности Краснодарского края.
Ссылаясь на незаконность решений (бездействия) органов, уполномоченных на принятие решения об утверждении схемы для целей оформления прав учреждения на земельный участок, необходимый для использования (эксплуатации) закрепленного за ним недвижимого имущества, последнее оспорило их в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
По правилам статьи 39.9 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в том числе, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Порядок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса, подпункт 1 пункта 1 которой предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении (пункт 2 статьи 39.14 Земельного кодекса).
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Распоряжение такими участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное (статьи 3.1, 3.3 Закона N 137-ФЗ).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующие обстоятельства. На здание ветеринарного участка в ЕГРН зарегистрировано право собственности Краснодарского края, а также право оперативного управления учреждения. Указанное здание передано Краснодарскому краю на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 12.07.2007 N 467-р и акта от 03.08.3007 приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность Краснодарского края. Земельный участок под зданием ветеринарного участка не сформирован, на кадастровый учет не поставлен. Уполномоченным органом по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является департамент, представляющий Краснодарский край как собственника земельного участка, расположенного под зданием ветеринарного участка, на которое в ЕГРН зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации. Администрация в данном случае не является уполномоченным органом на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы его расположения. Отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок не являются основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления такого участка или для возвращения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы его расположения. С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций признали решение департамента, оформленное письмом от 18.11.2016, о возврате заявления учреждения о предварительном согласовании предоставления земельного участка без рассмотрения его по существу, незаконным и нарушающим права (интересы) заявителя как правообладателя здания, для использования (эксплуатации) которого необходимо оформить право на земельный участок.
В порядке восстановления нарушенных прав (законных интересов) учреждения судебные инстанции обязали департамент рассмотреть заявление от 10.11.2016 по существу, приняв по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункты 13, 16 статьи 11.10, пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы об отсутствии у департамента полномочий по принятию решения о предварительном согласовании предоставления учреждению земельного участка проверялся судами при разрешении спора и был отклонен ими со ссылкой на пункты 3, 13 статьи 11.10, статью 39.2 Земельного кодекса, статью 3.1 Закона N 137-ФЗ. Судебные инстанции обоснованно признали именно департамент органом, уполномоченным принять решение по вопросам предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории. На земельном участке, в отношении которого учреждением подано соответствующее заявление, расположено здание ветеринарного пункта, принадлежащее на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, образование которого предусмотрено подготовленной учреждением схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе, приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 по делу N А32-5609/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы об отсутствии у департамента полномочий по принятию решения о предварительном согласовании предоставления учреждению земельного участка проверялся судами при разрешении спора и был отклонен ими со ссылкой на пункты 3, 13 статьи 11.10, статью 39.2 Земельного кодекса, статью 3.1 Закона N 137-ФЗ. Судебные инстанции обоснованно признали именно департамент органом, уполномоченным принять решение по вопросам предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории. На земельном участке, в отношении которого учреждением подано соответствующее заявление, расположено здание ветеринарного пункта, принадлежащее на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, образование которого предусмотрено подготовленной учреждением схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2019 г. N Ф08-281/19 по делу N А32-5609/2017