г. Краснодар |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А53-10221/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Рыжкова Ю.В. и Ташу А.Х,, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зазуля Т.В. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от истца - публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Титовой О.М. (доверенность от 24.10.2018), от ответчика - акционерного общества "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (ИНН 6154098036, ОГРН 1126154005240) - Беляева И.Б. (доверенность от 01.03.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2018 (судья Корниенко А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 (судьи Фахретдинов Т.Р., Илюшин Р.Р., Мисник Н.Н.) по делу N А53-10221/2018, установил следующее.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (далее - компании) о взыскании 520 354 рублей 94 копеек долга за потребленную в ноябре - декабре 2017 года электроэнергию в целях содержания общего имущества многоквартирных домов (ОДН), 8447 рублей 55 копеек пеней за период с 16.12.2017 по 28.02.2018, а также пеней, начисленных по дату фактической оплаты долга (уточненные требования).
Решением от 27.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2018, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что оплата ресурса, поставленного в многоквартирные дома на общедомовые нужды, является обязанностью компании.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты, уменьшить размер взыскиваемого долга до 64 230 рублей 92 копеек. По мнению заявителя, в многоквартирных домах N 1 и 3 в пер. 17-м Новом и N 8 по ул. Комарова не установлены узлы учета электрической энергии. Общество или иная сетевая организация не направляли компании уведомлений об установке приборов учета, такие приборы не были установлены в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и компании. Начисление обществом компании сверхнормативных расходов электроэнергии на общедомовые нужды в названных домах на основании показаний приборов учета, размещенных в подстанциях общества, является незаконным. Расчет долга за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию должен осуществляться исходя из норматива потребления данного ресурса с применением коэффициента 1,5.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители компании и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество поставляет электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении компании.
1 января 2017 года общество и компания заключили договор энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг N 290102203/17.
Общество, определив объем потребленной электроэнергии на содержание общедомового имущества в виде разницы между общим объемом поставки электроэнергии в многоквартирные дома, объемом индивидуального потребления и объемом потребления на ОДН, рассчитанным по нормативу, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании стоимости поставленного на ОДН ресурса в размере 520 354 рублей 94 копеек.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пунктами 150, 150 и 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пунктами 6, 7, 30, 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и пришли к выводу о правомерности определения объема поставленной истцом электрической энергии в многоквартирные жилые дома по показаниям установленных сетевой организацией приборов учета, скорректированного на величину потерь на участке сетей до границы балансовой принадлежности сетей.
Компания, не отрицая свою обязанность по оплате электроэнергии, потребленной на содержание общедомового имущества, считает неправомерным установку сетевой организацией расчетных приборов учета, по которым определяется объем потребленной электроэнергии в многоквартирных домах N 1 и 3 в пер. 17-м Новом и N 8 по ул. Комарова.
Требования к обеспечению многоквартирного дома общедомовым прибором учета установлены в Основных положениях N 442, которые предусматривают установление коллективных (общедомовых) приборов учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, а в отношении многоквартирных домов - на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем.
В силу части 5 статьи 13 N 261-ФЗ до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства указанной обязанности, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства (пункт 150 Основных положений N 442).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что МУП "Таганрогэнерго" для организации учета общедомового электропотребления в спорных многоквартирных домах приняло в присутствии представителя компании в качестве расчетных приборы учета электроэнергии, смонтированные сетевой организацией в ТП-256 и ТП-170 (акты от 03.03.2017 N 1832 и 1833 и от 16.03.2017 N 1866).
Суды отклонили доводы о невозможности применения в расчетах показаний установленных сетевой организацией приборов учета, поскольку компания подтвердила факт отказа собственников помещений указанных многоквартирных домов от установки общедомовых приборов учета. Компания не представила сведений, подтверждающих наличие для установки прибора учета иного места, максимально приближенного к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств в спорных многоквартирных домах.
Вместе с тем компания при наличии доказанной технической возможности установки прибора учета в месте, более приближенном к указанной границе по сравнению с ТП -256 и ТП-170, не лишена права требовать от общества и сетевой организации изменения места установки прибора учета.
Проверив расчет общества, суды признали его правильным. Поскольку приборы учета установлены в трансформаторных подстанциях сетевой организации, общество скорректировало объем электроэнергии, поставленной в многоквартирные дома, на объем потерь, возникающих на участке сетей до внешней границы сетей электроснабжения.
Компания не представила в судах первой и апелляционной инстанций данных, опровергающих достоверность расчетов общества.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы компании сводятся к несогласию с установленными судами по делу обстоятельствами и направлены на оценку доказательств.
Поскольку оценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции, снования для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу N А53-10221/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пунктами 150, 150 и 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пунктами 6, 7, 30, 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и пришли к выводу о правомерности определения объема поставленной истцом электрической энергии в многоквартирные жилые дома по показаниям установленных сетевой организацией приборов учета, скорректированного на величину потерь на участке сетей до границы балансовой принадлежности сетей.
...
Требования к обеспечению многоквартирного дома общедомовым прибором учета установлены в Основных положениях N 442, которые предусматривают установление коллективных (общедомовых) приборов учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, а в отношении многоквартирных домов - на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем.
...
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства указанной обязанности, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства (пункт 150 Основных положений N 442)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2019 г. N Ф08-1503/19 по делу N А53-10221/2018