Решение Ульяновского областного суда от 16 июня 2023 г. по делу N 3а-187/2023
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
с участием прокурора Макейкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лазаревой Наталии Александровны о признании недействующим Закона Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" и приложения к нему - Методики определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и распределения общего объема указанных субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области в действующих редакциях,
установил:
Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Текст указанного Закона области опубликован в газете "Ульяновская правда" N 84 (22.954) от 13 октября 2010 года.
В данный Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО были внесены изменения принятыми Законодательным Собранием Ульяновской области Законами Ульяновской области от 4 июля 2012 года N 85-ЗО, от 4 июня 2013 года N 86-ЗО, от 5 ноября 2015 года N 155-ЗО, от 2 декабря 2015 года N 185-ЗО, от 6 апреля 2016 года N 48-ЗО, от 31 августа 2017 года N 93-ЗО, от 27 мая 2019 года N 36-ЗО, от 22 ноября 2019 года N 132-ЗО, от 25 февраля 2020 года N 19-ЗО, от 3 марта 2022 года N 16-ЗО, от 24 октября 2022 года N 109-ЗО.
Лазарева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Законодательному Собранию Ульяновской области, Агентству ветеринарии Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании недействующим Закона Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее также Закон области N 158-ЗО) и приложения к нему - Методики определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и распределения общего объема указанных субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области (далее также Методика) в действующей редакции.
В обоснование требований указала, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Федеральному закону "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и иным федеральным нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенная в Методике формула определения величины норматива расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий, является неисполнимой, поскольку при её применении получается отрицательное число этой величины норматива, и, соответственно, общей суммы субвенций из областного бюджета.
В пунктах 1-7 части 2 Методики одной общей переменной "Nмз" обозначены различные величины расходов, связанных с приобретением материальных запасов, используемых при осуществлении разных мероприятий, оговоренных в Методике, что является неправомерным, поскольку величины расходов должны обозначаться отдельными переменными, отражающими специфику вида материальных затрат.
В пунктах 1-7 части 2 Методики одной общей переменной "Nфот" обозначена одна общая переменная, определяющая величину расходов, связанных с оплатой труда работников при осуществлении различных мероприятий, что является неправомерным, поскольку величина расходов, связанных с оплатой труда работников, осуществляющих различные трудовые функции, не однородные по специализации, специальности, квалификации, не может обозначаться одной общей переменной.
Закон области N 158-ЗО и Методика не предусматривают передачу государственных полномочий по устройству, проектированию и строительству приютов для животных без владельцев и их финансирование из областного бюджета.
Законом области N 158-ЗО и Методикой не предусматриваются передача и финансирование следующих государственных полномочий:
- по пожизненному содержанию в приютах животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания;
- по вакцинации животных без владельцев от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
- по размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о находящихся в приютах животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;
- по розыску и установлению собственников отловленных животных, по возврату потерявшихся животных их владельцам, по поиску новых владельцев.
Методикой не предусмотрено финансирование расходов по осуществлению следующих мероприятий:
- по лечению и своевременному оказанию животным ветеринарной помощи, включая проведение анализов, УЗИ, рентгена и иных исследований;
- по дезинсекции и дегельминтизации, по содержанию, учету и регистрации отловленных животных, которым не требуется стерилизация или кастрация;
- по оплате труда или услуг специалиста в области ветеринарии при отлове животных;
- по оплате труда специалиста в области ветеринарии при осуществлении кастрации, стерилизации и эвтаназии;
- по обеспечению техническими средствами и ресурсами для видеозаписи процесса отлова животных без владельцев, по обеспечению хранения файлов указанной видеозаписи;
- по проведению обследования (анализов, УЗИ, рентгена и других исследований) отловленных животных для подтверждения необходимости эвтаназии животных;
- по содержанию, учету и регистрации животных, которых подвергнут эвтаназии;
- по созданию единого реестра отловленных животных без владельцев, по маркированию неснимаемыми или несмываемыми метками;
- по массовой бесплатной стерилизации домашних и улично-опекунских животных;
- по исполнению государственных полномочий по обращению с кошками:
- по оплате услуг кинологов, специалистов по социальной адаптации животных без владельцев;
- по оплате водоснабжения, водоотведения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, внутреннего и наружного освещения, систем и средств охранно-тревожной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации и оповещения, автоматического пожаротушения;
- по утилизации биологических отходов, образующихся при ветеринарных операциях, отходов жизнедеятельности животных.
Методика не содержит отдельной переменной, обозначающей фонд оплаты труда для сотрудников муниципальных образований, занятых администрированием переданных государственных полномочий, не предусматривает финансирование расходов по мониторингу и подсчету количества животных без владельцев на территории муниципальных образований.
Закон области N 158-ЗО не содержит порядка осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий
Административный истец Лазарева Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам, изложенным в административном иске с учетом уточнения.
Представитель Лазаревой Н.А. - Сорокин Д.А. в судебном заседании поддержал позицию административного истца.
Представитель Законодательного Собрания Ульяновской области Стерлядев Э.В. в судебном заседании просил прекратить производство по административному делу по иску Лазаревой Н.А. на основании части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ссылаясь на то, что административный истец не является субъектом правоотношений, которые регулируются Законом области N 158-ЗО, в отношении неё оспариваемые нормы не применялись.
Дополнительно указал на то, что оспариваемый Закон области N 158-ЗО принят в соответствии с требованиями федерального законодательства в рамках тех полномочий, которые предоставлены субъектам РФ в сфере обращения с животными без владельцев. Процедура принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдена. Оспариваемый закон не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г. в судебном заседании просит прекратить производство по делу, приводя доводы, аналогичные приведенным представителем Законодательного Собрания Ульяновской области.
Представитель Агентства ветеринарии Ульяновской области Каракозова Н.Н. в судебном заседании просила прекратить производство по делу по административному иску Лазаревой Н.А., указывая на то, что в соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Закон области N 158-ЗО принят в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и определяет финансирование из областного бюджета Ульяновской области переданных полномочий.
Требования административного иска являются незаконными и необоснованными.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Макейкиной Е.В., изучив письменной заключение прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, которые считают административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статье 215 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктами "б", "ж", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктами 49, 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ), действовавшего до 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; осуществление полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, в том числе в подпунктах 49, 82, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Из изложенного следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Уставу Ульяновской области (далее также - Устав), утвержденному постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 года N 31/311, Законодательное Собрание Ульяновской области является законодательным (представительным) органом государственной власти Ульяновской области.
Законодательное Собрание Ульяновской области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Ульяновской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Ульяновской области в пределах полномочий Ульяновской области (часть 1 статьи 14 Устава).
Заседание Законодательного Собрания Ульяновской области считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области (часть 1 статьи 11 Устава).
Законы Ульяновской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области, и вступают в силу одновременно на всей территории Ульяновской области по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен более длительный срок вступления в силу (части 1 и 5 статьи 17).
Согласно части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" законы подлежат официальному опубликованию.
Официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета", "Ульяновская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года N 136-ЗО).
Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Текст указанного Закона области опубликован в газете "Ульяновская правда" N 84 (22.954) от 13 октября 2010 года.
В данный Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО были внесены изменения принятыми Законодательным Собранием Ульяновской области следующими Законами Ульяновской области:
- от 4 июля 2012 года N 85-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 70 (23195) от 6 июля 2012 года;
- от 4 июня 2013 года N 86-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 60-61 (23331-23332) от 7 июня 2013 года;
- от 5 ноября 2015 года N 155-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 156 (23797) от 9 ноября 2015 года;
- от 2 декабря 2015 года N 185-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 170 (23811) от 7 декабря 2015 года;
- от 6 апреля 2016 года N 48-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 47 (23880) от 12 апреля 2016 года;
- от 31 августа 2017 года N 93-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 65 (24039) от 5 сентября 2017 года;
- от 27 мая 2019 года N 36-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 39 (24211) от 31 мая 2019 года;
- от 22 ноября 2019 года N 132-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 94 (24266) от 6 декабря 2019 года;
- от 25 февраля 2020 года N 19-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 15 (24289) от 3 марта 2020 года;
- от 3 марта 2022 года N 16-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 18 (24489) от 15 марта 2022 года;
- от 24 октября 2022 года N 109-ЗО, опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 80 (24551) от 28 октября 2022 года.
Проанализировав представленные административным ответчиком документы, в том числе выписки из протоколов заседания Законодательного Собрания Ульяновской области N 52-4 от 30 сентября 2010 года, N 83-4 от 28 июня 2012 года, N 95-4 от 30 мая 2013 года, N 41-5 от 29 октября 2015 года, N 42-5 от 26 ноября 2015 года, N 50-5 от 31 марта 2016 года, N 75-5 от 23 августа 2017 года, N 13-6 от 22 мая 2019 года, N 20-6 от 20 ноября 2019 года, N 23-6 от 19 февраля 2020 года, N 53-6 от 28 февраля 2022 года, N 63-6 от 21 октября 2022 года суд приходит к выводу о том, что Закон области N 158-ЗО и вышеуказанные Законы Ульяновской области о внесении изменений приняты законодательным органом государственной власти Ульяновской области - Законодательным Собранием Ульяновской области в рамках полномочий и компетенции данного органа по вопросу, относящемуся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением установленной законом процедуры принятия, официального опубликования нормативных правовых актов и вступления в законную силу.
Проверяя оспариваемый Закон области N 158-ЗО на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.
Отношения по обращению с животными, в том числе, без владельцев регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 1 и статья 2 Федерального закона N 498-ФЗ).
Во исполнение требований Федерального закона N 498-ФЗ Правительством Российской Федерации были приняты постановление от 10 сентября 2019 года N 1180 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев", постановление от 23 ноября 2019 года N 1504 "Об утверждении Методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - это деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пункт 2); животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (пункт 6).
Статьей 7 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, а именно: 1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в ним в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; 2) установление порядка осуществления деятельности обращения с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; 2.1) установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями; 3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными; 4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными (часть 1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (часть 3).
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 498-ФЗ определено, что деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных;
6) иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы административного истца о несоответствии федеральному законодательству, в том числе, положениям Федерального закона N 498-ФЗ Закона области N 158-ЗО в том, что он не содержит перечня конкретных государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Изучив содержание статей Закона области N 158-ЗО, суд усматривает, что данный закон в нарушение приведенной части 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ не содержит перечня отдельных государственных полномочий Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области.
Кроме того, данное обстоятельство свидетельствует о неопределенности оспариваемого Закона области N 158-ЗО.
В силу изложенного суд считает необходимым признать его недействующим в той мере, в которой он не содержит перечня отдельных государственных полномочий Ульяновской области в данной сфере правового регулирования, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В случае наделения органов местного самоуправления полномочиями субъекта Российской Федерации нормативно-правовое регулирование и финансовое обеспечение соответствующих расходных обязательств остается за органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в то время как исполнение передается органам местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам.
Статьей 3 Закона области N 158-ЗО предусмотрено, что финансовые средства, необходимые администрациям для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области (далее - субвенции).
Порядок определения общего объема субвенций и распределения общего объема субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области, включая показатели (критерии) такого распределения, устанавливается методикой, предусмотренной приложением к настоящему Закону.
Приложением к Закону области N 158-ЗО является Методика определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и распределения общего объема указанных субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области.
Пунктом 1 Методики предусмотрено, что она устанавливает порядок определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и распределение общего объема субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области.
В нарушение приведенных положений статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ Закон области N 158-ЗО и Методика не предусматривают наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области следующими государственными полномочиями Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также их финансовое обеспечение:
1) по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных;
2) по возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
3) по размещению в приютах для животных и содержанию в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика Агентства ветеринарии Ульяновской области, оспариваемым нормативным правовым актом не предусмотрено финансирование размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о находящихся в приютах для животных без владельцев.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 7 части 7 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрена обязанность владельцев приютов для животных и уполномоченных ими лиц размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи сведения о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Таким образом, предусмотренная приведенной нормой обязанность является частью мероприятия по содержанию животных без владельцев, обязательной к выполнению, что требует определенных материальных затрат, соответственно, расходы на её выполнение должны учитываться при расчете субвенций.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать недействующими Закон области N 158-ФЗ и Методику в той мере, в какой они не предусматривают наделение органов местного самоуправления полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев по размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы, отказались, а также их финансовой обеспечение.
Частью 2 Методики установлена формула определения величины норматива расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий, - Nр, которая является составляющей формулы определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам в соответствующем финансовом году.
Указанная формула выглядит следующим образом:
Nр = (1 - К) x (0,5 x Nк + 0,5 x Nс) + К x Nэ, где:
К - численность животных без владельцев, подлежащих при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, умерщвлению гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть (далее - эвтаназия);
Nк - величина норматива расходов, связанных с осуществлением кастрации животных без владельцев;
Nс - величина норматива расходов, связанных с осуществлением стерилизации животных без владельцев;
Nэ - величина норматива расходов, связанных с осуществлением эвтаназии животных без владельцев.
Суд считает обоснованными утверждения административного истца о том, что по приведенной формуле не может быть рассчитана величины норматива расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий, поскольку она является неприменимой на практике. Принимая во внимание определение составляющей формулы К - численность животных без владельцев, подлежащих эвтаназии, при значении данной составляющей более единицы, величина норматива составит отрицательное число.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующей Методику в части формулы определения величины норматива расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий.
Пунктом 2 части 7 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрено, что владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Пунктом 2 Методики в расчеты величин нормативов расходов, связанных с осуществлением кастрации, стерилизации животных без владельцев (переменная Рos) включена стоимость услуг по маркированию животных без владельцев. Однако не указан способ маркирования животных без владельцев, а, именно, что оно должно быть осуществлено неснимаемыми и несмываемыми метками, как это предусмотрено приведенным пунктом 2 статьи 7 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ.
Принимая во внимание указанное обстоятельство, суд считает необходимым признать недействующей Методику в части отсутствия в расшифровках переменных формул величины норматива расходов, связанных с осуществлением кастрации и стерилизации, - Роs указания на маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками.
Согласно формулам величин норматива расходов, связанных с осуществлением стерилизации, кастрации и эвтаназии животных без владельцев, в расчете данных величин применяется переменная Роs, предусматривающая стоимость услуг по осмотру животных без владельцев специалистом в области ветеринарии.
В то же время в подпункте 4 пункта 2 - формуле определения стоимости услуг по кастрации животных, в подпункте в подпункте 5 пункта 2 - формуле определения стоимости услуг по стерилизации животных без владельцев, в подпункте 7 пункта 2 - формуле определения стоимости услуг по эвтаназии животных без владельцев в расшифровке переменной Nфот использована формулировка лица, непосредственно осуществляющего кастрацию, стерилизацию, эвтаназию соответственно, - "работник".
Данная формулировка содержит неопределенность в том, должен ли выполнять операции по кастрации, стерилизации и эвтаназии специалисты в области ветеринарии, имеющие специальное образование
Однако, в силу действующего федерального законодательства операции по кастрации, стерилизации и эвтаназии должны выполняться специалистами в области ветеринарии, имеющими специальное образование.
Так, это подтверждается положениями части 11 статьи 16 Федерального закона N 496-ФЗ, в которой закреплено, что животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "496-ФЗ" имеется в виду "498-ФЗ"
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующей Методику в части использования в вышеуказанных формулах в расшифровке переменной Nфот формулировки лица, непосредственно осуществляющего кастрацию, стерилизацию, эвтаназию соответственно, - "работник".
Суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что Методикой не предусмотрено финансирование расходов на содержание животных без владельцев, в отношении которых принимается решение об эвтаназии, что не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
Из формулы величины норматива расходов, связанных с осуществлением эвтаназии животных без владельцев, усматривается, что она не предусматривает указанные расходы.
Однако частью 5 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ предусматривается, что содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
Из содержания приведенных выше положений части 11 статьи 16 Федерального закона N 496-ФЗ, следует, что решение об эвтаназии принимается в отношении животных, содержащихся в приютах для животных.
Исходя из этого следует, что отловленных животных без владельцев, в том числе и в отношении которых по результатам осмотра и обследования специалистом в области ветеринарии при наличии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, может быть принято решение об эвтаназии, помещают в приюты, что предполагает их содержание там определенное время, а также их учет и регистрацию, что должно обеспечиваться необходимым финансированием.
С учетом этого суд считает необходимым признать недействующей Методику в той мере, в которой формула величины норматива расходов, связанных с осуществлением эвтаназии животных без владельцев, не предусматривает стоимость услуг по содержанию животных без владельцев, в том числе их учет и регистрацию.
Указание административного истца на использование в Методике в формулах определения стоимости услуг по осуществлению различных мероприятий по обращению с животными без владельцев одинакового наименования переменных - "Nмз" и "Nфот", не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку в формулах для каждой услуги эта переменная имеет соответствующую расшифровку величины расходов на осуществление того или иного мероприятия.
Ссылки административного истца на то, что Законом области N 158-ФЗ не предусмотрена передача государственных полномочий по устройству, проектированию и строительству приютов для животных без владельцев и финансирование этой деятельности не свидетельствуют о несоответствии федеральному законодательству оспариваемого Закона области N 158-ЗО.
Частью 2 статьи 7 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в силу данной нормы орган государственной власти субъекта имеет государственное полномочие по созданию (проектированию, строительству) приютов для животных.
Однако данное полномочие Законом области N 158-ФЗ не предусмотрено, то есть оно законодательным органом Ульяновской области не передано органам местного самоуправления, что не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку определение перечня отдельных государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления, в силу части 3 статьи 7 Федерального закона N 498-ФЗ является правом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указание административного истца на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в той части, в которой он не предусматривает финансирование расходов по вакцинации животных без владельцев от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, является несостоятельным.
Как следует из пояснений представителя Агентства ветеринарии Ульяновской области Каракозовой Н.Н., Законом области N 158-ЗО не предусматривается финансирование мероприятий по вакцинации животных без владельцев от бешенства и иных заболеваний, опасных для жизни человека и животных, поскольку данные мероприятия в регионе осуществляются в силу действующего законодательства за счет средств федерального бюджета специализированными организациями.
Данные пояснения объективно подтверждаются положениями действующего законодательства. Так, в соответствии с абзацем 10 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" к полномочиям Российской Федерации относятся обеспечение лекарственными средствами, проведение противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных
Пунктом 3 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 898, предусмотрено, что действие настоящих Правил не распространяется на проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике и ликвидации болезней, особо опасных для человека и животных.
В силу этого законодателем правомерно в оспариваемом нормативном правовом акте не было предусмотрено финансирование мероприятий по вакцинации животных без владельцев от бешенства и иных заболеваний, опасных для жизни человека и животных,
Утверждение административного истца о том, что Методикой не предусмотрено финансирование расходов по лечению и оказанию животным ветеринарной помощи, включая проведение анализов, УЗИ, рентгена и иных исследований, не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
Как усматривается из формул определения величин норматива расходов, связанных с осуществлением кастрации, стерилизации животных без владельцев, одной из составляющих этих формул является - Рсу - стоимость услуг по содержанию (в том числе по учету и регистрации) отловленных животных без владельцев.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона N 498-ФЗ владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также перечисленные в данной части дополнительные требования, в том числе проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались (пункт 1).
В силу пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 498-ФЗ к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии.
Таким образом, предусмотренная Методикой услуга по содержанию животных без владельцев, подлежащих кастрации или стерилизации, включает в себя, в том числе, мероприятия по оказанию ветеринарной помощи (обследованию, лечению) животным без владельцев.
Указание Лазаревой Н.А. на необходимость финансирования расходов на оплату услуг специалиста в области ветеринарии при отлове животных без владельцев является несостоятельным, поскольку нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не предусмотрено требование о проведении отлова животных с обязательным участием специалиста в области ветеринарии.
Доводы административного истца о том, что Методикой не предусмотрено финансирование расходов по дезинсекции и дегельминтизации, содержанию, учету и регистрации отловленных животных без владельцев, которым не требуется стерилизация и кастрация, опровергаются положениями Методики.
Общий объем субвенций определяется по формуле - общая прогнозная численность животных без владельцев, подлежащих отлову на территории Ульяновской области, а Nр - величина расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий. При этом в формуле расчета величины Nр вышеуказанные расходы по дезинсекции и дегельминтизации, содержанию, учету и регистрации животных предусмотрены для всех животных без владельцев, которые подлежат кастрации или стерилизации, за исключением тех, которые подлежат эвтаназии.
Поскольку при расчете общего объема субвенций учитывается общая прогнозная численность животных без владельцев, подлежащих отлову, то есть включающая в себя и тех животных, которые не подлежат стерилизации или кастрации по объективным причинам, соответственно, при расчете общего объема субвенций учитываются расходы по дезинсекции и дегельминтизации, содержанию, учету и регистрации всех отловленных животных, в том числе не подлежащих кастрации или стерилизации, за исключением животных без владельцев, подлежащих эвтаназии.
Указание административного истца на то, что Методикой не предусмотрены расходы по обеспечению техническими средствами и ресурсами для видеозаписи процесса отлова животных без владельцев, по обеспечению хранения файлов указанной видеозаписи, не могут быть признаны обоснованными.
В силу статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных (пункт 1 части 1), и при этом при отлове должно соблюдаться требование об обязательности ведения видеозаписи процесса отлова животных без владельцев и бесплатном представлении по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи (пункт 5 части 2). Таким образом, ведение видеозаписи процесса отлова животных без владельцев является составной частью мероприятия по отлову животных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающихся данным видом деятельности, а расходы по отлову заложены в расчет величины норматива расходов, связанных с осуществлением стерилизации, кастрации и эвтаназии.
Оснований говорить о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству по приведенным доводам Лазаревой Н.А. не имеется.
Доводы административного истца об отсутствии в Методике финансирования расходов по проведению обследования отловленных животных для подтверждения необходимости эвтаназии, несостоятельны.
Методикой в формуле определения величины норматива расходов, связанных с осуществлением эвтаназии животных без владельцев, включена стоимость услуг по осмотру животных без владельцев специалистом в области ветеринарии.
В силу части 11 статьи 16 Федерального закона N 496-ФЗ принятие решения специалистом в области ветеринарии об умерщвлении животного, содержащегося в приюте, возможно только при достоверном установлении у животного тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, что предусматривает при осмотре в случае необходимости проведения обследования.
Таким образом, обследование животного, находящегося в приюте, для принятия решения об эвтаназии является составной частью услуги по его осмотру, а финансирование данной услуги по осмотру животных без владельцев специалистом в области ветеринарии предусмотрено Методикой.
Ссылки Лазаревой Н.А. на отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте указания на финансирование массовой бесплатной стерилизации домашних и улично-опекунских животных не являются основанием для признания его недействующим, поскольку Закон области регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Данный Закон области не содержит правового регулирования отношений по обращению с животными, которые имеют владельцев.
Доводы административного истца о том, что в Методике отсутствует указание на финансирование расходов по исполнению государственных полномочий по обращению с кошками, не могут быть признаны обоснованными. Оспариваемым законом предусмотрено правовое регулирование в области обращения с животными без владельцев без конкретизации видов животных, то есть действие Закона области N 158-ЗО распространяется на правоотношения по исполнению государственных полномочий по обращению и с кошками, что не противоречит положениям действующего законодательства, в том числе, Федерального закона N 498-ФЗ.
Ссылки Лазаревой Н.А. на то, что Методикой не предусмотрено финансирование расходов по утилизации биологических отходов жизнедеятельности животных, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 498-ФЗ к общим требованиям к содержанию животных их владельцами относится осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, утилизация биологических отходов является составной частью услуги по содержанию животных в приютах, в стоимость услуги по содержанию включена в расчет величины норматива расходов, связанных с осуществлением стерилизации, кастрации животных без владельцев.
Доводы в административном иске об отсутствии в Методике финансирования расходов на оплату услуг кинологов, специалистов по социальной адаптации животных, по установлению систем и средств охранно-тревожной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации и оповещения, автоматического пожаротушения не являются основанием для удовлетворения административного иска. Обязательность оказания услуг данными специалистами при осуществлении государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев и обеспечения приютов указанным оборудованием не предусмотрены федеральным законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Указание Лазаревой Н.А. на то, что оспариваемым нормативным правовым актом не предусмотрено финансирование расходов приютов для животных по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, канализации, электроснабжению, теплоснабжению, не может повлечь признание недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку, как было установлено в ходе судебного разбирательства, в регионе не имеется государственных и муниципальных приютов, соответственно, не предусмотрено финансирование расходов по оплате перечисленных услуг.
Ссылки в административном иске на то, что Методика не содержит указание на финансирование оплаты труда для сотрудников органов местного самоуправления, занятых администрированием переданных государственных полномочий, не могут повлечь удовлетворение административного иска, поскольку вопросы оплаты труда сотрудников органов местного самоуправления, занимающихся организацией мероприятий по обращению с животными без владельцев, не затрагивают права и законные интересы административного истца.
Указание Лазаревой Н.А. на то обстоятельство, что в Методике не предусмотрено финансирование расходов по мониторингу и подсчету количества животных без владельцев на территории муниципальных образований, не является основанием для удовлетворения административного иска. Оспариваемой Методикой в соответствии с требованиями федерального законодательства предусмотрено финансирование расходов по учету и регистрации отловленных животных в приютах, а выполнение данных мероприятий является основой для мониторинга и ведения подсчета количества животных без владельцев.
Доводы административного истца об отсутствии в Законе области N 158-ЗО положений о порядке осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также о порядке отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий, несостоятельны.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона области N 158-ЗО при осуществлении администрациями государственных полномочий исполнительный орган Ульяновской области, осуществляющий государственное управление в сфере ветеринарии (далее - уполномоченный орган): издает нормативные правовые акты, а также обязательные для исполнения администрациями методические указания и инструкции по вопросам осуществления государственных полномочий (пункт 2); устанавливает требования к порядку предоставления, содержанию и формам отчетности администраций об использовании субвенций и об осуществлении государственных полномочий (пункт 4); запрашивает у администраций информацию, документы и материалы по вопросам осуществления государственных полномочий (пункт 5); осуществляет в установленном им порядке контроль за полнотой и качеством осуществления администрациями государственных полномочий, направляет предписания об устранении выявленных по результатам выездных и иных проверок нарушений и привлечении к ответственности должностных лиц администраций, исполняющих обязанности по непосредственному осуществлению государственных полномочий (пункт 6).
Статьей 6 Закона области N 158-ЗО предусмотрено, что при осуществлении государственных полномочий администрации: предоставляют по запросам уполномоченного органа информацию, документы и материалы по вопросам осуществления государственных полномочий (пункт 3); обеспечивают представление в уполномоченный орган в установленной форме ежеквартальных отчетов об использовании субвенций не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, а также ежеквартальных отчетов об осуществлении государственных полномочий не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункт 5); обеспечивают представление в Правительство Ульяновской области ежегодного отчета администрации об осуществлении государственных полномочий в установленных Правительством Ульяновской области форме, сроки и порядке (пункт 5.1).
Во исполнение приведенных положений пунктов 4, 6 части 1 статьи 5 Закона области N 158-ЗО Агентством ветеринарии Ульяновской области издан приказ от 11 июля 2022 года N 3-пр "Об утверждении порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления администрациями муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственных полномочий по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", а также распоряжение от 25 ноября 2019 года N 708-р "Об утверждении формы отчетности об использовании субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления переданных государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Из этого следует, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит правовое регулирование в отношении порядка осуществления органами государственной власти контроля за выполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий разработаны в регионе.
Доводы представителей административных ответчиком о том, что административное дело подлежит прекращению, поскольку оспариваемым Законом области N 158-ЗО не нарушаются или не затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца суд считает несостоятельными.
Учитывая, что правовое регулирование правоотношений в области обращения с животными без владельцев направлено на достижение целей защиты животных, укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан, соответственно, принятым на региональном уровне Законом области N 158-ЗО, содержащим правовое регулирование вопросов передачи государственных полномочий в области обращения с животными без владельцев органам местного самоуправления и их финансирования с целью исполнения последними данных полномочий, затрагиваются права и законные интересы административного истца Лазаревой Н.А., как гражданина и жителя Ульяновской области, как владельца собаки и зоозащитника.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует в части требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Лазаревой Н.А. подлежит удовлетворению частично.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что он применялся до принятия судом решения.
В связи с этим, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Ульяновская правда".
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Лазаревой Натальи Александровны удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" в действующей редакции в той мере, в которой он не содержит перечня отдельных государственных полномочий Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" и приложение к нему - Методику определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и распределения общего объема указанных субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области в действующей редакции, в той мере, в которой они не предусматривают наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области следующими государственными полномочиями Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и не предусматривают их финансовое обеспечение:
1) по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных;
2) по возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
3) по размещению в приютах для животных и содержанию в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
4) по размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу приложение к Закон Ульяновской области от 7 октября 2010 года N 158-ЗО - Методику определения общего объема субвенций из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и распределения общего объема указанных субвенций между муниципальными районами (городскими округами) Ульяновской области в действующей редакции в следующей части:
1) в части формулы определения величины норматива расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий,
2) в части использования в подпункте 4 пункта 2 - формуле определения стоимости услуг по кастрации животных без владельцев, в подпункте 5 пункта 2 - формуле определения стоимости услуг по стерилизации животных без владельцев, в подпункте 7 пункта 2 - формуле определения стоимости услуг по эвтаназии животных без владельцев в расшифровке Nфот формулировки лица, непосредственно осуществляющего кастрацию, стерилизацию, эвтаназию соответственно, - "работника";
3) в части отсутствия указания в расшифровках переменной формул величины норматива расходов, связанных с осуществлением кастрации животных без владельцев, и величины норматива расходов, связанных с осуществлением стерилизации животных без владельцев, - Роs на маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками;
4) в той мере, в которой формула величины норматива расходов, связанных с осуществлением эвтаназии животных без владельцев, не предусматривает стоимость услуг по содержанию животных без владельцев, в том числе их учет и регистрацию.
В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления Лазаревой Натальи Александровны отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - в газете "Ульяновская правда".
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
О.Е. Кинчарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 16 июня 2023 г. по делу N 3а-187/2023
Опубликование:
-