Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 14 июля 2023 года N 497
(приложение)
Региональная адресная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах"
Паспорт
региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах"
Наименование Программы |
Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019 - 2025 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204); Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон); федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" |
Срок реализации Программы |
1 января 2019 года - 1 сентября 2025 года |
Этапы Программы |
1 этап 2019 - 2020 годов; 2 этап 2020 - 2021 годов; 3 этап 2021 - 2022 годов; 4 этап 2022 - 2023 годов; 5 этап 2023 - 2024 годов; 6 этап 2024 - 2025 годов. Сроки реализации этапов: до 31 декабря года, следующего за годом предоставления финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд), для этапов (заявок) с 2019 по 2023 годы включительно; до 1 сентября 2025 года при предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда в 2024 году |
Цели Программы |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; снижение доли аварийного жилищного фонда на территориях муниципальных образований Ленинградской области; развитие жилищного строительства на территории Ленинградской области |
Задачи Программы |
Расселение аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года, путем консолидации финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда. Снос 1059 многоквартирных аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года |
Объем и источники финансирования Программы по этапам |
Общий объем финансирования Программы - 25 506 337 114,15 руб., в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 1 045 727 258,09 руб., по этапу 2020 - 2021 годов - 1 760 432 870,86 руб., по этапу 2021 - 2022 годов - 4 472 375 780,86 руб., по этапу 2022 - 2023 годов - 6 075 121 721,37 руб., по этапу 2023 - 2024 годов - 4 245 004 734,88 руб., по этапу 2024 - 2025 годов - 7 907 674 748,09 руб., из них: средства Фонда - 7 887 556 002,83 руб., в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 537 900 829,86 руб., по этапу 2020 - 2021 годов - 960 977 492,27 руб., по этапу 2021 - 2022 годов - 1 398 876 638,94 руб., по этапу 2022 - 2023 годов - 3 514 928 075,70 руб., по этапу 2023 - 2024 годов - 504 332 254,88 руб., по этапу 2024 - 2025 годов - 970 540 711,18 руб.; средства областного бюджета - 16 376 169 270,41 руб., в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 294 995 371,97 руб., по этапу 2020 - 2021 годов - 622 004 133,50 руб., по этапу 2021 - 2022 годов - 2 708 481 700,24 руб., по этапу 2022 - 2023 годов - 2 184 279 385,94 руб., по этапу 2023 - 2024 годов - 3 701 879 981,91 руб., по этапу 2024 - 2025 годов - 6 864 528 696,85 руб.; средства местных бюджетов - 1 242 611 840,91 руб., в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 212 831 056,26 руб., по этапу 2020 - 2021 годов - 177 451 245,09 руб., по этапу 2021 - 2022 годов - 365 017 441,68 руб., по этапу 2022 - 2023 годов - 375 914 259,73 руб., по этапу 2023 - 2024 годов - 38 792 498,09 руб., по этапу 2024 - 2025 годов - 72 605 340,06 руб. |
Объем и источники финансирования Программы по годам |
Общий объем финансирования Программы - 25 526 968 280,11 * руб., в том числе: в 2019 году - 563 614 898,90 руб., в 2020 году - 2 202 064 935,51 руб., в 2021 году - 2 670 403 404,15 руб., в 2022 году - 5 299 967 021,02 руб., в 2023 году - 3 156 895 635,30 руб., в 2024 году - 10 833 433 154,76 руб., в 2025 году - 790 064 442,87 руб., из них: средства Фонда - 7 899 613 397,81 руб., в том числе: в 2019 году - 310 713 818,50 руб., в 2020 году - 1 172 970 258,52 руб., в 2021 году - 1 380 100 624,87 руб., в 2022 году - 3 167 923 145,96 руб., в 2023 году - 897 364 838,78 руб., в 2024 году - 970 540 711,18 руб., в 2025 году - 0,00 руб.; средства областного бюджета - 16 384 014 708,10 руб., в том числе: в 2019 году - 160 467 346,01 руб., в 2020 году - 746 496 908,16 руб., в 2021 году - 1 047 302 307,22 руб., в 2022 году - 1 671 649 940,60 руб., в 2023 году - 2 201 059 701,74 руб., в 2024 году - 9 774 234 600,82 ** руб., в 2025 году - 782 803 903,55 ** руб.; средства местных бюджетов - 1 243 340 174,20 руб., в том числе: в 2019 году - 92 433 734,39 руб., в 2020 году - 282 597 768,83 руб., в 2021 году - 243 000 472,06 руб., в 2022 году - 460 393 934,46 руб., в 2023 году - 58 471 094,78 руб., в 2024 году - 99 182 630,36 руб., в 2025 году - 7 260 539,32 руб. |
Планируемые показатели выполнения |
Расселенная площадь аварийного жилищного фонда - 235 151,05 кв. м, в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 20 369,48 кв. м, |
Программы в разрезе этапов |
по этапу 2020 - 2021 годов - 29 710,60 кв. м, по этапу 2021 - 2022 годов - 41 107,84 кв. м, по этапу 2022 - 2023 годов - 59 923,54 кв. м, по этапу 2023 - 2024 годов - 29 265,43 кв. м, по этапу 2024 - 2025 годов - 54 774,16 кв. м; количество переселенных жителей - 15 087 чел., в том числе: по этапу 2019 - 2020 годов - 1 356 чел., по этапу 2020 - 2021 годов - 1 897 чел., по этапу 2021 - 2022 годов - 2 714 чел., по этапу 2022 - 2023 годов - 3 929 чел., по этапу 2023 - 2024 годов - 1 744 чел., по этапу 2024 - 2025 годов - 3 447 чел. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Расселенная площадь - 235 151,05 кв. м, в том числе: 2019 год - 3 872,56 кв. м, 2020 год - 20 431,51 кв. м, 2021 год - 30 195,49 кв. м, 2022 год - 48 450,88 кв. м, 2023 год - 48 161,02 кв. м, 2024 год - 29 265,43 кв. м, 2025 год - 54 774,16 кв. м; количество переселенных жителей - 15 087 чел., в том числе: 2019 год - 256 чел., 2020 год - 1 340 чел., 2021 год - 1 898 чел., 2022 год - 3 220 чел., 2023 год - 3 182 чел., 2024 год - 1 744 чел., 2025 год - 3 447 чел. |
Орган исполни тельной власти, ответственный за реализацию Программы |
Комитет по строительству Ленинградской области |
Стоимость разработки Программы |
Без финансовых затрат |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Комитет по строительству Ленинградской области |
Исполнители Программы |
Администрации муниципальных образований, на территории которых планируется переселение граждан из аварийного жилья в рамках Программы (далее - администрации муниципальных образований) |
Участники Программы |
Фонд, Правительство Ленинградской области, комитет по строительству Ленинградской области, администрации муниципальных образований |
Фамилия, имя, отчество, номер телефона руководителя Программы |
Лазуткин Виталий Витальевич - председатель комитета по строительству Ленинградской области, тел. (812) 539-44-44 |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств Фонда, направленных на реализацию Программы, осуществляют заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и комитет по строительству Ленинградской области. Оценку результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет комитет по строительству Ленинградской области. Отчеты о ходе реализации мероприятий Программы представляются: администрациями муниципальных образований в комитет по строительству Ленинградской области - в установленные комитетом сроки; комитетом по строительству Ленинградской области: ежеквартально - в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и в Комитет финансов Ленинградской области; в установленные сроки - в Фонд |
-----------------------------
* В рамках этапов 2019 - 2020 годов, 2020 - 2021 годов и 2021 - 2022 годов Программы администрациями муниципальных образований в 2019, 2020 и 2021 годах перечислены средства Фонда и средства областного бюджета в соответствии с заключенными контрактами. По этапам 2019 - 2020 годов, 2020 - 2021 годов граждане, для которых были приобретены квартиры, умерли, администрациями в 2022 году возвращены средства Фонда и средства областного бюджета в полном объеме. По этапам 2020 - 2021 годов и 2021 - 2022 годов в муниципальные контракты внесены изменения в части разбивки по источникам финансирования, в связи с чем в 2023 году администрациями муниципальных образований будет возвращена в бюджет Ленинградской области разница между средствами Фонда и средствами областного бюджета.
** Расчетный размер средств областного бюджета Ленинградской области, рассчитанный исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленного приказом Минстроя России от 22 декабря 2022 года N 1111/пр, и не учитывающий уровень софинансирования между областным бюджетом Ленинградской области и средствами ППК "Фонд развития территорий", предусмотренный при начале реализации программы 2019 - 2025 годов в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 года N 2468-р.
Средства областного бюджета в размере 6 864 528 696,85 рубля (на реализацию этапа 2024 - 2025 годов Программы) составляют дефицит и не предусматриваются в указанном периоде в областном бюджете Ленинградской области. При этом Ленинградская область оставляет за собой право принимать решения о подаче заявки на этап 2024 - 2025 годов исходя из фактических возможностей областного бюджета Ленинградской области. В этой связи распределение средств по муниципальным образованиям по этапу 2024 - 2025 годов носит расчетный характер и не влечет за собой обязанности по принятию соответствующих финансовых обязательств и доведению уведомлений по расчетам между бюджетами.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Одним из приоритетных направлений жилищной политики в Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания граждан. В настоящее время дефицит жилых помещений в Ленинградской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда и несоответствием условий проживания нормативным требованиям.
Проблема аварийного жилищного фонда является причиной некоторых отрицательных социальных тенденций. Условия проживания в аварийном жилищном фонде оказывают негативное влияние на здоровье граждан и на демографическую ситуацию, понижают социальный статус гражданина. Проживание в аварийных домах практически всегда связано с низким уровнем благоустройства, что создает неравные условия доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и снижает возможности их использования. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из наиболее актуальных задач и требует скорейшего решения с использованием программно-целевого метода.
Федеральным законом предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации до 1 сентября 2025 года расселить все многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу.
Необходимость расселения аварийных домов предусмотрена Указом N 204.
Реализация Программы осуществляется в рамках государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407.
Таким образом, Ленинградская область до 1 сентября 2025 года должна расселить и снести 1059 многоквартирных аварийных домов площадью 235 151,05 кв. метра, расположенных на территориях 88 муниципальных образований.
2. Требования к проектируемым (строящимся) жилым помещениям, приобретаемым у застройщиков в рамках Программы
Рекомендуемые требования предназначены для использования муниципальными образованиями при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений в домах, введенных в эксплуатацию.
N |
Наименование рекомендуемого требования |
Содержание рекомендуемого требования |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проектная документация на дом |
В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности устанавливаются таким образом, чтобы в процессе строительства и эксплуатации жилье было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды. Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями: постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"; Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр; СП 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Минстроя России от 13 мая 2022 года N 361/пр; СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр; СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах", утвержденного приказом Минстроя России от 24 мая 2018 года N 309/пр; СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений", утвержденного приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года N 970/пр; СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного приказом МЧС России от 12 марта 2020 года N 151; СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288; СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения", утвержденного приказом Минстроя России от 24 августа 2016 года N 590/пр. Оформление проектной документации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 "Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июня 2020 года N 282-ст. Планируемые к строительству (строящиеся) многоквартирные дома, а также подлежащие приобретению жилые помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3. В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы |
2 |
Конструктивное, инженерное и технологическое оснащение строящегося многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье |
В строящихся домах рекомендуется обеспечивать наличие: несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов: а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением; б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций; в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций. Не рекомендуется строительство домов и приобретение жилья в домах, выполненных из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), структурно-изолированных панелей (СИП-панелей), металлических сэндвич-панелей; подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям; внутриквартирного санитарного узла (раздельного или совмещенного), включающего ванну, унитаз, раковину; внутридомовых инженерных систем, включая системы: а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией); б) холодного водоснабжения; в) водоотведения (канализации); г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания, с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется строительство газовых котельных на дом); е) горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых колонок); ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией); з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией); при наличии экономической целесообразности - локальных систем энергоснабжения; принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией). Лифты рекомендуется оснащать: а) кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом; б) оборудованием для связи с диспетчером; в) аварийным освещением кабины лифта; г) светодиодным освещением кабины лифта в антивандальном исполнении; д) панелью управления кабиной лифта в антивандальном исполнении; внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности общедомовых (коллективных) приборов учета электрической, тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (при централизованном теплоснабжении в установленных случаях); оконных блоков со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; освещения этажных лестничных площадок дома с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света, датчиков движения и освещенности; при входах в подъезды дома освещения с использованием светильников в антивандальном исполнении со светодиодным источником света и датчиков освещенности, козырьков над входной дверью и утепленных дверных блоков с ручками и автодоводчиком; во входах в подвал (техническое подполье) дома - металлических дверных блоков с замком, ручками и автодоводчиком; отмостки из армированного бетона, асфальта, устроенной по всему периметру дома и обеспечивающей отвод воды от фундаментов; организованного водостока; благоустройства придомовой территории, в том числе наличие твердого покрытия, озеленения и малых архитектурных форм, площадок общего пользования различного назначения, в том числе детской игровой площадки с игровым комплексом (в соответствии с проектной документацией) |
3 |
Функциональное оснащение и отделка помещений |
Для целей переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретенные жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, и: оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее): а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения; б) холодного водоснабжения; в) горячего водоснабжения (централизованного или автономного); г) водоотведения (канализации); д) отопления (централизованного или автономного); е) вентиляции; ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания, с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); з) внесенных в Государственный реестр средств измерений, поверенных предприятиями-изготовителями, принятых в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующих установленным требованиям к классам точности индивидуальных приборов учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией); имеющие чистовую отделку "под ключ", в том числе: а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком; б) межкомнатные двери с наличниками и ручками; в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; г) вентиляционные решетки; д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры; е) установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям: звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией); мойку со смесителем и сифоном; умывальник со смесителем и сифоном; унитаз с сиденьем и сливным бачком; ванну с заземлением, со смесителем и сифоном; одно-, двухклавишные электровыключатели; электророзетки; выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением); радиаторы отопления (отопительные приборы или иные теплопотребляющие элементы внутридомовой системы теплоснабжения) с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел; ж) напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе; з) отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни; обоями в остальных помещениях; и) отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки) |
4 |
Материалы и оборудование |
Проектом строительства многоквартирного дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, изделий, технологического и инженерного оборудования. Строительство рекомендуется осуществлять с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации. Работы и применяемые строительные материалы в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ рекомендуется выполнять в соответствии с требованиями технических регламентов, требованиями энергетической эффективности и требованиями оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов |
5 |
Энергоэффективность дома |
Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже "В" согласно Правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 года N 399/пр. Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома: предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше; производить освещение придомовой территории, помещений общего пользования, лестничных клеток, перед входом в подъезды с использованием светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности; с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности; выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией); проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и других приборов, предусмотренных проектной документацией; устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с автодоводчиками. Обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 года N 399/пр |
6 |
Эксплуатационная документация дома |
Наличие паспортов и инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое, оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачи энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующих документов (копий документов), предусмотренных пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии с пунктом 10.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Требования к безопасной эксплуатации зданий) и СП 255.1325800 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения" (в соответствии с проектной документацией). Наличие инструкций по эксплуатации внутри квартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования подлежат передаче заказчику |
3. Перечень муниципальных образований, на территориях которых находятся аварийные многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года в связи с физическим износом и подлежащие сносу или реконструкции
N |
Наименование муниципального образования |
Расселяемая площадь жилых помещений (кв. м) |
1 |
2 |
3 |
Бокситогорский муниципальный район | ||
1 |
Ефимовское городское поселение |
3 068,74 |
2 |
Город Пикалево |
2 017,23 |
Волосовский муниципальный район | ||
3 |
Большеврудское сельское поселение |
168,10 |
4 |
Волосовское городское поселение |
3 567,81 |
. 5 |
Калитинское сельское поселение |
293,50 |
6 |
Каложицкое сельское поселение |
146,30 |
7 |
Клопицкое сельское поселение |
916,53 |
Волховский муниципальный район | ||
8 |
Город Волхов |
7 842,99 |
9 |
Вындиноостровское сельское поселение |
295,40 |
10 |
Сясьстройское городское поселение |
28 283,11 |
11 |
Усадищенское сельское поселение |
203,90 |
Всеволожский муниципальный район | ||
12 |
Агалатовское сельское поселение |
181,93 |
13 |
Город Всеволожск |
2 554,88 |
14 |
Заневское городское поселение |
426,10 |
15 |
Колтушское сельское поселение |
286,20 |
16 |
Кузьмоловское городское поселение |
400,80 |
17 |
Куйвозовское сельское поселение |
36,20 |
18 |
Лесколовское сельское поселение |
4 592,90 |
19 |
Рахьинское городское поселение |
4 912,67 |
20 |
Романовское сельское поселение |
186,30 |
21 |
Свердловское городское поселение |
568,19 |
22 |
Токсовское городское поселение |
526,70 |
23 |
Щегловское сельское поселение |
1 315,60 |
Выборгский район | ||
24 |
Город Выборг |
1 263,63 |
25 |
Гончаровское сельское поселение |
466,44 |
26 |
Каменногорское городское поселение |
572,87 |
27 |
Полянское сельское поселение |
319,70 |
28 |
Рощинское городское поселение |
8 992,16 |
29 |
Селезневское сельское поселение |
412,40 |
Гатчинский муниципальный район | ||
30 |
Вырицкое городское поселение |
643,92 |
31 |
Город Гатчина |
4 238,22 |
32 |
Дружногорское городское поселение |
4 537,07 |
33 |
Елизаветинское сельское поселение |
421,70 |
34 |
Кобринское сельское поселение |
519,40 |
35 |
Город Коммунар |
3 652,80 |
36 |
Новосветское сельское поселение |
546,84 |
37 |
Пудомягское сельское поселение |
967,30 |
38 |
Пудостьское сельское поселение |
1 212,64 |
39 |
Рождественское сельское поселение |
848,30 |
40 |
Сиверское городское поселение |
5 593,75 |
41 |
Таицкое городское поселение |
722,83 |
Кингисеппский муниципальный район | ||
42 |
Большелуцкое сельское поселение |
390,80 |
43 |
Город Ивангород |
2 867,98 |
44 |
Кингисеппское городское поселение |
412,07 |
45 |
Котельское сельское поселение |
359,80 |
46 |
Опольевское сельское поселение |
2 390,40 |
47 |
Пустомержское сельское поселение |
2 332,40 |
48 |
Усть-Лужское сельское поселение |
879,20 |
Киришский муниципальный район | ||
49 |
Будогощское городское поселение |
3 355,20 |
50 |
Кусинское сельское поселение |
115,10 |
Кировский муниципальный район | ||
51 |
Мгинское городское поселение |
782,80 |
52 |
Отрадненское городское поселение |
822,20 |
53 |
Павловское городское поселение |
160,70 |
54 |
Шлиссельбургское городское поселение |
5 191,44 |
55 |
Шумское сельское поселение |
580,90 |
Лодейнопольский муниципальный район | ||
56 |
Алеховщинское сельское поселение |
1 488,10 |
57 |
Доможировское сельское поселение |
958,80 |
58 |
Лодейнопольское городское поселение |
6 478,50 |
59 |
Янегское сельское поселение |
2 010,00 |
Ломоносовский муниципальный район | ||
60 |
Аннинское городское поселение |
2 465,70 |
61 |
Лебяженское городское поселение |
1 193,80 |
Лужский муниципальный район | ||
62 |
Дзержинское сельское поселение |
1 171,13 |
63 |
Лужское городское поселение |
43 720,81 |
64 |
Мшинское сельское поселение |
574,50 |
65 |
Оредежское сельское поселение |
1 602,60 |
66 |
Скребловское сельское поселение |
272,95 |
67 |
Толмачевское городское поселение |
1 469,69 |
68 |
Торковичское сельское поселение |
78,60 |
69 |
Заклинское сельское поселение |
316,30 |
Подпорожский муниципальный район | ||
70 |
Винницкое сельское поселение |
2 063,28 |
71 |
Вознесенское городское поселение |
5 776,90 |
72 |
Подпорожское городское поселение |
26 321,79 |
Приозерский муниципальный район | ||
73 |
Кузнечнинское городское поселение |
2 193,50 |
74 |
Мичуринское сельское поселение |
642,00 |
75 |
Приозерское городское поселение |
1 054,65 |
76 |
Сосновское сельское поселение |
252,30 |
77 |
Громовское сельское поселение |
76,70 |
Сланцевский муниципальный район | ||
78 |
Загривское сельское поселение |
389,90 |
79 |
Черновское сельское поселение |
558,50 |
Тихвинский муниципальный район | ||
80 |
Тихвинское городское поселение |
4 785,68 |
81 |
Шугозерское сельское поселение |
84,10 |
Тосненский район | ||
82 |
Красноборское городское поселение |
1 233,60 |
83 |
Лисинское сельское поселение |
286,50 |
84 |
Любанское городское поселение |
103,30 |
85 |
Рябовское городское поселение |
2 191,44 |
86 |
Тельмановское сельское поселение |
2 921,30 |
87 |
Ульяновское городское поселение |
1 018,19 |
88 |
Форносовское городское поселение |
30,90 |
Всего по Ленинградской области |
235 151,05 |
Перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, на переселение граждан из которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации Программы, приведен в приложении 1 к Программе.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения, План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, приведены в приложениях 2 - 4 к Программе.
4. Порядок реализации Программы
Объем средств на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений и размера стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в рамках реализации Программы.
Программа реализуется посредством предоставления субсидий муниципальным бюджетам (средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств областного бюджета Ленинградской области) на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407.
В соответствии с Федеральным законом и методическими рекомендациями по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года N 817/пр, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам в рамках реализации Программы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства.
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по этапу 2019 - 2020 годов Программы составляет 45685 рублей (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года").
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по этапу 2020 - 2021 годов Программы составляет 51607 рублей (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 827/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года").
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по этапу 2021 - 2022 годов Программы составляет 56194 рубля (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 557/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2020 года").
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по этапу 2022 - 2023 годов Программы составляет 86080 рублей (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 декабря 2021 года N 955/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2022 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2022 года").
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по этапу 2023 - 2024 годов Программы и последующих составляет 132554 рублей (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2022 года N 1111/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2023 года").
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по последующим этапам Программы с 2024 по 2025 годы устанавливается ежегодно на дату подачи в Фонд заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по последующим этапам Программы с 2023 по 2024 годы будет пересчитываться ежегодно на момент формирования заявок на основании приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае удорожания сметной стоимости строительства по этапу 2021 - 2022 годов на 20 процентов и более и по последующим этапам Программы на 10 процентов и более по итогам вновь полученного положительного заключения ГАУ "Леноблгосэкспертиза" в рамках действующих (неисполненных) муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов муниципальным образованиям в соответствии с предварительно согласованным с комитетом по строительству Ленинградской области письменным расчетом выделяются дополнительные субсидии за счет средств областного бюджета Ленинградской области, которые рассчитываются как разница между предполагаемой стоимостью муниципальных контрактов (согласно повторному положительному заключению ГАУ "Леноблгосэкспертиза") и уже заключенными муниципальными контрактами. Объем средств финансовой поддержки Фонда перерасчету не подлежит.
Размер финансовой поддержки Фонда определяется в соответствии с лимитами бюджетных ассигнований, утвержденных решением правления Фонда, доведенными Фондом до Ленинградской области, на текущий и плановый период в целях реализации Программы.
В муниципальных образованиях, которым предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда, минимальная доля долевого софинансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований по этапу 2019 - 2020 годов Программы определена в объеме 5 процентов от общего объема финансирования исходя из расселяемой аварийной площади жилых помещений.
С этапа 2020 - 2021 годов Программы процент софинансирования муниципальными образованиями определен в объеме 1 процента от общего объема финансирования исходя из расселяемой аварийной площади жилых помещений:
распоряжение Правительства Ленинградской области от 2 декабря 2019 года N 802-р "Об установлении предельного уровня софинансирования Ленинградской областью (в процентах) объема расходных обязательств муниципальных образований Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 8 июня 2020 года N 403-р "Об установлении предельного уровня софинансирования Ленинградской областью (в процентах) объема расходных обязательств муниципальных образований Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 18 июня 2021 года N 396-р "Об установлении предельного уровня софинансирования Ленинградской областью (в процентах) объема расходных обязательств муниципальных образований Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов";
распоряжение Правительства Ленинградской области от 23 мая 2022 года N 340-р "Об установлении предельных уровней софинансирования Ленинградской областью (в процентах) объема расходных обязательств муниципальных образований Ленинградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области и средств местных бюджетов расходуются на:
приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае несоответствия площади расселяемых жилых помещений Региональным нормативам градостроительного проектирования Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 22 марта 2012 года N 83 (далее - минимальные нормативы), финансирование за счет средств бюджета Ленинградской области должно быть осуществлено исходя из минимальных значений нормативов, в соответствии с которыми площадь квартир должна быть:
однокомнатная квартира - не менее 28 кв. метров (не менее 33 кв. метров в случае приведения правил землепользования и застройки к минимальным нормативам);
двухкомнатная квартира - не менее 44 кв. метров;
трехкомнатная квартира - не менее 56 кв. метров;
четырехкомнатная квартира - не менее 70 кв. метров.
Программой устанавливаются следующие способы реализации:
строительство многоквартирных домов;
приобретение жилых помещений у застройщиков в строящихся многоквартирных домах;
приобретение жилых помещений у застройщиков в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию;
выкуп жилых помещений у собственников;
приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками;
предоставление жилых помещений по договорам о развитии застроенных территорий;
предоставление жилых помещений в свободном муниципальном жилищном фонде.
Муниципальные образования на основании проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости 1 кв. метра приобретения и строительства жилых помещений, наличия договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального жилищного фонда проводят сравнительный анализ и оценку экономической эффективности каждого из способов переселения.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (статьи 32 и 86, части 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
При реализации Программы путем выкупа жилых помещений у собственников размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование мероприятий по расселению граждан, проживающих в коммунальных квартирах, расположенных в многоквартирных аварийных домах, планируется осуществлять в целях приобретения отдельных квартир по площадям не менее ранее занимаемых в аварийных многоквартирных домах.
Обязательным условием при предоставлении гражданам жилых помещений является сохранение количества квадратных метров общей площади расселяемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме.
Предоставление гражданам жилых помещений менее количества квадратных метров общей площади расселяемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме возможно с согласия в письменной форме этих граждан.
5. Функции участников Программы, формы и методы управления Программой
Функции комитета по строительству Ленинградской области (далее - комитет):
осуществление управления реализацией Программы;
координация реализации Программы в соответствии с утвержденными объемами финансирования;
осуществление корректировки Программы и внесение предложений по изменениям в областной закон об областном бюджете Ленинградской области;
участие в софинансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
подача в Фонд заявки на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда в пределах установленного лимита;
подготовка предложений о возврате муниципальными образованиями средств Фонда и средств областного бюджета, предоставленных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
осуществление контроля за целевым использованием выделенных средств;
подготовка порядка, форм и сроков представления муниципальными образованиями отчетов о ходе реализации Программы;
обеспечение перечисления средств Фонда и средств областного бюджета в бюджет муниципального образования в пределах выделяемых бюджетных ассигнований;
представление в Фонд отчетов о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период, о ходе реализации Программы в сроки и по форме, установленные Фондом.
Функции исполнителей Программы:
обеспечение информирования граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, о сроках выполнения мероприятий по переселению, в том числе путем размещения на фасаде каждого дома, подлежащего расселению, табличек с информацией о дате признания дома аварийным, запланированных сроках переселения граждан, лицах, ответственных за переселение граждан в комитете и муниципальном образовании с указанием должности, фамилии и контактного телефона, а также с размещением в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о переселении граждан и телефона горячей линии Фонда;
уведомление жителей аварийных многоквартирных домов о проведении мероприятий по переселению;
обеспечение софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в пределах не менее установленного размера софинансирования;
проведение конкурсных процедур (электронных аукционов) и заключение муниципальных контрактов на строительство многоквартирных домов, на долевое участие в строительстве многоквартирных домов, приобретение жилых помещений у лиц, являющихся и (или) не являющихся застройщиком;
выкуп жилых помещений у собственников, проживающих в аварийных многоквартирных домах;
обеспечение целевого и эффективного использования выделенных средств;
осуществление переселения граждан из аварийного жилищного фонда в срок до 31 декабря года, следующего за годом предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств долевого финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области на этап (заявку) в 2019 - 2023 годах, в которых муниципальное образование приняло участие; в срок до 1 сентября 2025 года при предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств долевого финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области в 2024 году;
обеспечение сноса расселяемых аварийных домов за счет средств местных бюджетов не позднее 12 месяцев после завершения переселения граждан;
представление в комитет необходимой документации для направления в Фонд заявки, отчета о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период, отчета о ходе реализации Программы.
Администрации муниципальных образований являются получателями бюджетных средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, несут ответственность за достоверность представляемых сведений.
Контроль за ходом выполнения Программы, целевым использованием средств Фонда, а также бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, осуществляют заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и комитет.
Оценка результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются комитетом.
Отчеты о ходе реализации мероприятий Программы представляются комитетом ежеквартально в Комитет финансов Ленинградской области, а также в Фонд - в сроки, установленные Фондом.
Администрации муниципальных образований представляют отчеты о ходе реализации, мероприятий Программы в комитет в установленные соглашением сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.