Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2023 г. N 39-КГ23-7-К1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июля 2023 г. кассационную жалобу Пименовой Марины Степановны на решение Ленинского районного суда г. Курска от 17 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2022 г.
по делу N 2-2357/2022 Ленинского районного суда г. Курска по иску Пименовой Марины Степановны к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области о возложении обязанности выплатить страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Пименова М.С. 19 декабря 2021 г. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (далее также - ОПФР в Курской области, пенсионный орган), в котором просила обязать ОПФР в Курской области выплатить ей страховую пенсию по старости с 1 февраля 2017 г. по 30 июля 2020 г. включительно с учётом всех надбавок и индексаций за указанный период, в том числе как многодетной матери.
В обоснование заявленных требований Пименова М.С., ... года рождения, указала, что является многодетной матерью, ... г. она достигла возраста 55 лет и приобрела право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По достижении возраста 55 лет она обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости, представила трудовую книжку, подтверждающую её трудовой стаж с 1 января 1997 г. по 26 декабря 1999 г., а также пояснила специалисту пенсионного органа, что трудовая книжка, подтверждающая её трудовой стаж в период с 1983 по 1993 год ею была утеряна, вместе с тем она знает о месте нахождения прежнего работодателя, в адрес которого необходимо сделать запрос относительно периода её трудовой деятельности. Однако работники пенсионного органа в устной форме отказались запрашивать сведения о её трудовой деятельности, а также отказали Пименовой М.С. в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью страхового стажа.
С 2017 по 2020 год Пименова М.С. неоднократно в устной форме обращалась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости, в установлении которой ей было отказано.
В 2020 году Пименова М.С. получила от работодателя (акционерного общества "Центральная геофизическая экспедиция", г. Москва) справку, подтверждающую период её работы с 1983 по 1993 год. Указанную справку Пименова М.С. представила в пенсионной орган, после чего с 17 августа 2020 г. ей назначена страховая пенсия по старости.
Пименова М.С. считает, что она незаконно была лишена права на пенсионное обеспечение со дня достижения возраста 55 лет ... г.), поскольку на эту дату имела достаточный страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости и обращалась до этой даты в пенсионный орган.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Курска от 17 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Пименовой М.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2022 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Пименовой М.С. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 6 апреля 2023 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 26 мая 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
С 1 января 2023 г. в результате реорганизации Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), соответственно с 1 января 2023 г. правопреемником государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Курской области.
Истец Пименова М.С. и представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, Пименова М.С. сведений о причинах неявки не представила. Представитель ответчика в письменных возражениях на кассационную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на неё представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области по доверенности Касьяновой И.Л., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Пименова М.С. ... г. достигла возраста 55 лет.
Пименова М.С. является многодетной матерью, проживает в д. ... района Курской области.
По данным администрации Студенокского сельсовета Рыльского района Курской области, которые отражены в справке этого органа от 10 февраля 2022 г. N 27, в обязанности Студенокского сельсовета входит приём документов, предоставляемых неработающими жителями, проживающими на территории Студенокского сельсовета, и направление этих документов в пенсионный орган г. Рыльска. 1 декабря 2016 г. Пименова М.С. представила в сельсовет документы (паспорт, трудовую книжку от 13 марта 2001 г., в которой содержится запись о её работе в товариществе с ограниченной ответственностью "Заря" с 1 января 1997 г. по 26 декабря 1999 г. в качестве доярки, свидетельство о рождении двух детей - Пименовой Олеси, ... года рождения, Пименова Вячеслава, ... года рождения). Эти документы были отправлены в пенсионный орган г. Рыльска. Письменных уведомлений на имя Пименовой М.С. от пенсионного органа в администрацию Студенокского сельсовета Рыльского района Курской области не поступало.
В материалах дела также имеется справка, выданная АО "Центральная геофизическая экспедиция" 29 июля 2020 г., из которой следует, что Пименова М.С. с 1 января 1983 г. по 1 октября 1993 г. работала в АО "Центральная геофизическая экспедиция" (ранее ГП "Центральная геофизическая экспедиция", ОАО "Центральная геофизическая экспедиция") в должности уборщицы.
17 августа 2020 г. Пименова М.С. обратилась в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении страховой пенсии по старости, к которому приложила справку АО "Центральная геофизическая экспедиция".
5 октября 2020 г. пенсионным органом принято решение о назначении Пименовой М.С. страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 августа 2020 г. бессрочно.
Пименова М.С. неоднократно (15 сентября и 1 ноября 2020 г., 12 января 2021 г.) обращалась в пенсионный орган с заявлениями по вопросу выплаты ей страховой пенсии по старости за прошлое время - с 1 февраля 2017 г. по 16 августа 2020 г.
Письмом ОПФР по Курской области от 1 декабря 2020 г. Пименова М.С. была уведомлена о том, что по информации Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курчатове Курской области (межрайонного) Пименова М.С. как лицо, достигшее возраста 55 лет, значилась в списке пенсионеров на январь 2017 г. В порядке электронного взаимодействия администрацией Студенокского сельсовета Рыльского района Курской области в пенсионный орган были направлены документы Пименовой М.С. (паспорт, трудовая книжка со сведениями о периодах работы с 1 января 1997 г. по 26 декабря 1999 г., свидетельства о рождении детей). Согласно представленным документам стаж работы Пименовой М.С. составил 5 лет 7 месяцев 20 дней, что не давало ей права на назначение страховой пенсии по старости. В письме также сообщалось, что в ходе проведённой проверки не установлен факт обращения Пименовой М.С. в пенсионный орган ранее 17 августа 2020 г. по вопросу пенсионного обеспечения, в том числе в январе 2017 г., с целью оформления пенсии и оказания содействия в истребовании документов о трудовом стаже за периоды работы, которые не поименованы в её трудовой книжке от 13 марта 2001 г.
Письмом ОПФР по Курской области от 10 февраля 2021 г. Пименовой М.С. было разъяснено, что в соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается со дня обращения гражданина за указанной пенсией с соответствующим заявлением и необходимыми документами для её назначения. При этом обязанность представить документы, подтверждающие трудовой стаж лица, претендующего на назначение страховой пенсии по старости, лежит на этом лице. При отсутствии у гражданина возможности представить такие документы самостоятельно, пенсионный орган по его заявлению оказывает содействие в их истребовании. В ходе проведённой проверки журнала регистрации обращений граждан в клиентскую службу по Рыльскому району установлено, что Пименова М.С., несмотря на её неоднократное уведомление пенсионным органом о возникновении у неё права на назначение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и необходимыми документами или с заявлением об оказании содействия в истребовании документов с января 2017 г. не обращалась. Впервые с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в пенсионный орган Пименова М.С. обратилась 17 августа 2020 г., на основании которого страховая пенсия по старости ей была назначена с даты обращения.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления Пименовой М.С. пенсионным органом уведомлений, указанных в названных письмах ОПФР по Курской области.
Разрешая спор и отказывая Пименовой М.С. в удовлетворении исковых требований о возложении на пенсионный орган обязанности выплатить страховую пенсию по старости с даты её первоначального обращения за назначением страховой пенсии по старости по дату назначения такой пенсии, суд первой инстанции сослался на статьи 16, 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и исходил из того, что представление документов о трудовом стаже является обязанностью заявителя (гражданина, обратившегося с заявлением о назначении страховой пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается пенсионным органом с даты обращения лица, претендующего на её назначение, с заявлением о назначении такой пенсии и приложением к этому заявлению всех необходимых документов. Суд первой инстанции указал на то, что Пименовой М.С. в материалы дела не представлено доказательств обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее 17 августа 2020 г., а также доказательств её обращения в пенсионный орган с заявлением о содействии в истребовании документов, подтверждающих её трудовой стаж, в связи с чем пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. При этом суд первой инстанции отметил, что в рамках проведения заблаговременной работы администрацией Студенокского сельсовета Рыльского района были направлены в Пенсионный фонд Российской Федерации документы, представленные Пименовой М.С. (паспорт, трудовая книжка, свидетельства о рождении двоих детей).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, оставляя без изменения судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, не установила нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"; нормы этого закона далее приведены в редакции, действовавшей на ... г. - дату достижения Пименовой М.С. возраста 55 лет).
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создаётся материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2017 году составляла 8 лет (приложение N 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).
В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий и сроки её назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчёта их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подаётся через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днём обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях).
В части 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за страховой пенсией считается день приёма заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н 1 в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на дату достижения Пименовой М.С. возраста 55 лет (... г.) и до 1 января 2022 г. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчёта и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.
------------------------------
С 1 января 2022 г. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утратил силу на основании пункта 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
------------------------------
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н был утверждён Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (документ действовал на дату достижения Пименовой М.С. возраста 55 лет - ... г. и утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее - Административный регламент) 2.
Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N 1 к Административному регламенту), о перерасчёте пенсии (приложение N 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N 3 к Административному регламенту).
В пункте 7 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта), о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги, о месте размещения на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации информации по вопросам предоставления государственной услуги.
------------------------------
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утверждён новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
------------------------------
Из приведённых нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определённого возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учётом особого её значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение N 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменном виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Пименовой М.С. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) не применили, ошибочно полагая имеющим значение для дела только факт подачи Пименовой М.С. в пенсионный орган письменного заявления о назначении страховой пенсии по старости.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что требования Пименовой М.С. о возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ей страховую пенсию по старости за прошлое время, то есть с момента первоначального обращения в пенсионный орган по вопросу пенсионного обеспечения, связаны с тем, что она была лишена права получить страховую пенсию по старости с даты достижения возраста 55 лет ... г.) по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей пенсионные права при её неоднократных обращениях в пенсионный орган по этому вопросу, в том числе и до даты достижения возраста 55 лет через Студенокский сельсовет Рыльского района Курской области.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учётом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учётом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учётом исковых требований Пименовой М.С., возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций (л.д. 71, 148) относительно иска, и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление того, были ли пенсионным органом по обращениям Пименовой М.С., в том числе через Студенокский сельсовет Рыльского района Курской области, которым документы Пименовой М.С. были направлены в пенсионный орган, совершены действия, предусмотренные Административным регламентом, а именно: регистрировались ли обращения Пименовой М.С.; разъяснялись ли Пименовой М.С. права, связанные с пенсионным обеспечением, в том числе о том, какие документы необходимо представить в пенсионный орган для оценки пенсионных прав и назначения страховой пенсии по старости, о необходимости подачи заявления о назначении пенсии по установленной форме; какая работа была проведена по документам Пименовой М.С., направленным в пенсионный орган Студенокским сельсоветом Рыльского района Курской области; направлялось ли Пименовой М.С. пенсионным органом соответствующее уведомление с перечнем недостающих для назначения страховой пенсии по старости документов и разъяснением о возможности представления таких документов в сроки, предусмотренные законом (не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа).
Судами первой и апелляционной инстанций в нарушение положений части 2 статьи 56, части 1 статьи 196, части 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В исковом заявлении и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Пименова М.С. приводила доводы о том, что она заблаговременно до достижения ... г. возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (55 лет), и до фактического назначения ей страховой пенсии по старости с 17 августа 2020 г. неоднократно обращалась в пенсионный орган с целью реализации своего права на получение пенсии, в том числе через администрацию Студенокского сельсовета Рыльского района Курской области (1 декабря 2016 года), что подтверждается представленными в материалы дела документами. Однако её устные обращения пенсионным органом официально зарегистрированы не были, работники пенсионного органа не разъяснили ей то, что каждое её обращение должно представляться в пенсионный орган в письменном виде путём подачи заявления по установленной форме, не проинформировали о перечне документов, которые необходимо представить в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости. На письменное обращение в пенсионный орган через администрацию Студенокского сельсовета Рыльского района Курской области ответа от пенсионного органа она не получила, решение об отказе в назначении Пименовой М.С. страховой пенсии по старости пенсионным органом не выносилось.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, этим доводам Пименовой М.С., которая поставила вопрос о том, что не получает страховую пенсию по старости по вине пенсионного органа с даты достижения ею возраста 55 лет ... г.), суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки, указав на то, что Пименовой М.С. в материалы дела не представлено доказательств обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее 17 августа 2020 г., а также доказательств её обращения в пенсионный орган с заявлением о содействии в истребовании документов, подтверждающих её трудовой стаж.
Между тем в материалах дела имеются письма администрации Студенокского сельсовета Рыльского района Курской области и ОПФР по Курской области об обращениях Пименовой М.С. по вопросу установления страховой пенсии по старости до назначения ей пенсионным органом названной пенсии 17 августа 2020 г. Эти письма суды первой и апелляционной инстанций проигнорировали, неправомерно возложив на Пименову М.С. бремя доказывания имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе касающихся её обращений в пенсионный орган до 17 августа 2020 г. (даты назначения Пименовой М.С. страховой пенсии по старости).
Тем самым суды первой и апелляционной инстанций, нарушив нормы материального права, не дали надлежащей правовой оценки исковым требованиям Пименовой М.С. и по существу эти требования не разрешили, допустив формальный подход к делу, где гражданин (Пименова М.С.) в отношениях с пенсионным органом, осуществляющим публичные функции в силу своей компетенции по назначению страховой пенсии, выступает как слабая сторона, чем нарушили право Пименовой М.С. на судебную защиту её прав и свобод, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что не имеется предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения исковых требований Пименовой М.С. о возложении на пенсионный орган обязанности выплатить ей страховую пенсию по старости со дня, следующего после даты достижения Пименовой М.С. возраста 55 лет ... г.) и до даты назначения ей страховой пенсии по старости, нельзя признать соответствующими закону.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Пименовой М.С. законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права при разрешении исковых требований Пименовой М.С. не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Курска от 17 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Пименовой М.С., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Курска от 17 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 26 июля 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2022 г. по делу N 2-2357/2022 Ленинского районного суда г. Курска отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Курска.
Председательствующий |
Л.М. Пчелинцева |
Судьи |
Т.Ю. Вавилычева |
|
М.А. Жубрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июля 2023 г. N 39-КГ23-7-К1
Опубликование:
-