г. Краснодар |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А53-7507/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судебное поручение исполняет судья Лебедева Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киричковой Я.Г.), при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (ИНН 6151012111, ОГРН 1046151001071) - Романовой Л.Ю. (доверенность от 06.03.2018), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области (ИНН 6147030005, ОГРН 1096147000212) - Диковой Н.С. (доверенность от 15.02.2019), Харенко Г.В. (доверенность от 03.09.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новошахтинский завод нефтепродуктов" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 (судья Лебедева Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 (судьи Стрекачев А.Н., Емельянов Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А53-7507/2018, установил следующее.
ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.09.2017 N 59303.
Решением от 14.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2018, в удовлетворении требований отказано на том основании, что общество при расчете налога на имущество организаций необоснованно применило пониженную налоговую ставку, предусмотренную пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении оборудования электропередачи и магистральных трубопроводов, а также связанных с ними объектов.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права; неполное выяснение судами обстоятельств дела, имеющих существенное значение; наличие у налогоплательщика права на применение пониженной налоговой ставки по налогу на имущество; соблюдение требований, предъявляемых пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) для применения пониженных налоговых ставок по налогу на имущество; необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о назначении по делу технической экспертизы. Податель жалобы указывает, что общество с силу специфики своей деятельности является одновременно как производителем определенного вида энергии, так и ее потребителем. Кроме того, податель жалобы указывает, что ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, поскольку применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции. В данном случае при определении права на применение пониженной налоговой ставки по пункту 3 статьи 380 Кодекса необходимо руководствоваться совокупностью норм Кодекса, а также нормами постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - постановление N 504). По мнению подателя жалобы, суды не учли позицию Минэнерго России и Минфина Российской Федерации, изложенную в письмах от 10.04.2018 N 08-423, от 12.04.2018 N 03-05-04-01/244339, согласно которой вне зависимости от решения вопроса о правомерности доначисления налога на имущество организации, налогоплательщик должен быть полностью освобожден от привлечения к налоговой ответственности, а также от начисления пени.
В отзывах на кассационную жалобу налоговые органы просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по налогу на имущество организаций за 2016 год, в ходе которой установила неполную уплату налога на имущество в связи с необоснованным применением пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса. По итогам проверки инспекция составила акт 13.07.2017 N 57932.
Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, инспекция приняла решение от 18.09.2017 N 59303, которым начислила обществу 11 345 058 рублей налога на имущество, 475 182 рубля 61 копейка пеней и 1 134 505 рублей 80 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса.
Решением от 12.09.2016 N 15-15/2688 Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11, статьи 56, пункта 1 статьи 374, статьи 380, пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса, статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 3, 5, 7, 26, 43 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), постановления Правительства Российской федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 N 844 "Об утверждении Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 90 "Об утверждении Правил подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти", постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации", пунктов 1, 5 статьи 2 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-3C "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области", приказов Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", от 30.03.2001 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", постановления N 504, Государственного стандарта СССР ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения" (ГОСТ 19431-84), Государственного стандарта СССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (далее - ГОСТ 24291-90), Государственного стандарта СССР ГОСТ 21027-75 "Системы энергетические. Термины и определения", суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого обществом решения инспекции в части доначисления 11 345 058 рублей налога на имущество.
Согласно статье 56 Налогового кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерской отчетности.
В пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса установлено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2015 году 1,0 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением N 504, в котором указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, перечень содержит примечание, в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
При рассмотрении дела суды исследовали схему размещения льготируемых объектов, оценили экспертное заключение и пояснение заявителя и установили, что все объекты находятся за границей балансовой принадлежности с сетевой организацией и обществом, на территории последнего и предназначены исключительно для обеспечения работоспособности общества и передачи электрической энергии к электроприемникам и к устройствам обогрева трубопроводов нефтепродуктов.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество неправомерно применило пониженную ставку по налогу на имущество, поскольку по своему функциональному назначению, принадлежащее обществу имущество не относится к линиям электропередачи в том смысле, который изложен в постановлении N 504.
Полное и всестороннее исследование судов получил довод общества в отношении объектов магистральных трубопроводов. Суды исследовали трубопроводные объекты общества, оценили экспертное заключение и пояснение заявителя и сделали обоснованный вывод о том, что принадлежащее обществу оборудование не является магистральным трубопроводом либо его технологической частью.
При этом суды обоснованно применили постановление Правительства Российской федерации от 29.03.2011 N 218 "Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и утвержденные им "Правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации"; СП 36.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85", утвержденного приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 08/ГС; Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2011 N 90.
Суды, исходя из вышеизложенного, положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса с учетом положений специальных законов, правомерно сочли, что льгота по налогу на имущество организаций предоставляется исключительно в отношении объектов, предназначенных для транспортировки (перевозки, передачи) различных предметов материального мира, имеющих важное хозяйственное значение для государства (автомобилей, поездов, нефти и газа, электроэнергии) в режиме общего пользования, то есть с предоставлением права доступа неограниченному кругу лиц, в то время как иные объекты, имеющие сходные по своему виду и свойствам качества характеристики, но использующиеся собственникам в режиме не общего пользования, не отвечают требованиям данного пункта. Следовательно, при расчете налога на имущество организаций общество необоснованно применило пониженную налоговую ставку, предусмотренную пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса, в отношении магистральных трубопроводов, а также связанных с ними объектов.
Довод общества о немотивированном отказе в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы опровергается содержанием мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суды сделали верный вывод о законности решения в части доначисления 11 345 058 рублей налога на имущество.
Общество в обосновании неправомерности начисления 475 182 рублей 61 копейки пеней и 1 134 505 рублей 80 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса ссылалось на то, что действовало в соответствии с официальными разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства финансов Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации, поэтому просило применить пункт 8 статьи 75 и подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса. Однако данные доводы суды не исследовали и не дали им правовой оценки.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании недействительным решения инспекции от 18.09.2017 N 59303 о начислении 475 182 рублей 61 копейки пеней и 1 134 505 рублей 80 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А53-7507/2018 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИФНС России N 21 по Ростовской области от 18.09.2017 N 59303 в части начисления 475 182 рублей 61 копейки пеней и 1 134 505 рублей 80 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.