Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Ростова-на-Дону
от 16.08.2023 N 806
Положение
о порядке обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (далее - город Ростов-на-Дону).
1.2. Обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
1.3. Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
1.4. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров на территории города Ростова-на-Дону.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий города Ростова-на-Дону;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности на территории города Ростова-на-Дону, также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.
1.5. Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на территориях Ростовской области и города Ростова-на-Дону.
1.6. Противопожарная пропаганда - информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности.
1.7. Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
1.8. Допустимый пожарный риск - пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий.
2. Реализация полномочий Администрации города Ростова-на-Дону по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования
2.1. Администрация города Ростова-на-Дону реализует полномочия по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности через свои отраслевые (функциональные) и территориальные органы при выполнении ими своей уставной деятельности в части, ее касающейся.
2.2. Полномочия Администрации города Ростова-на-Дону по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности реализуются на основании федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и нормативных правовых актов Ростовской области, настоящего постановления и иных правовых актов органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону.
2.3. Деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности осуществляется отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города Ростова-на-Дону и подведомственными им муниципальными учреждениями и предприятиями (далее - муниципальные организации) в соответствии с требованиями действующих норм и правил пожарной безопасности, а также на основании обязательных для исполнения предписаний органов государственного пожарного надзора по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
3. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах
3.1. Граждане города Ростова-на-Дону могут принимать участие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности:
путем выполнения на добровольной основе работ по очистке территорий от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. при проведении организуемых Администрацией города Ростова-на-Дону субботников и "месячников чистоты";
путем участия на безвозмездной основе в распространении листовок, памяток и иных информационных материалов по вопросам пожарной безопасности;
путем участия в конкурсах, викторинах, смотрах, проводимых по противопожарной тематике;
путем обсуждения вопросов пожарной безопасности на официальном портале Ростовской-на-Дону городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону в сети Интернет;
являться членом или участником общественного объединения пожарной охраны;
в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации формах.
3.2. Порядок осуществления материального стимулирования деятельности добровольных пожарных, страхования, представления компенсации и льгот добровольным пожарным и работникам добровольной пожарной охраны определяется на основании нормативных правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону, подготавливаемых Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ростова-на-Дону.
4. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности города Ростова-на-Дону и объектов муниципальной собственности
4.1. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ростова-на-Дону (далее - Управление по делам ГО и ЧС):
ежегодно разрабатывает Комплекс мероприятий Администрации города Ростова-на-Дону по реализации первичных мер пожарной безопасности на территории города (далее - Комплекс по реализации первичных мер пожарной безопасности), согласовывает с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ростову-на-Дону и выносит на рассмотрение и утверждение на ежегодном итоговом заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Ростова-на-Дону;
осуществляет сбор и обобщение информации о ходе реализации муниципальными организациями Комплекса по реализации первичных мер пожарной безопасности и выполнении иных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
подготавливает и представляет в Администрацию города Ростова-на-Дону отчеты о выполнении указанных мероприятий, а также предложения по повышению пожарной безопасности на территории города Ростова-на-Дону;
осуществляет подготовку к рассмотрению на заседаниях Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Ростова-на-Дону вопросов пожарной безопасности на территории города Ростова-на-Дону.
4.2. Руководители муниципальных организаций:
разрабатывают в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на выполнение первичных мер пожарной безопасности на подведомственных территориях и объектах, в соответствии с Комплексом по реализации первичных мер пожарной безопасности;
организуют деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности в границах города Ростова-на-Дону, в подведомственных зданиях, сооружениях и территориях;
в установленном порядке участвуют в работе Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Ростова-на-Дону, выполняют ее решения, вносят предложения на ее заседания;
составляют перечни мероприятий по повышению пожарной безопасности муниципальных организаций, рассчитывают объемы финансовых средств, необходимых для реализации первичных мер пожарной безопасности;
предоставляют в установленном порядке сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в муниципальных организациях;
направляют в курирующие отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Ростова-на-Дону отчеты о выполнении на подведомственных территориях и объектах мероприятий, предусмотренных Комплексом по реализации первичных мер пожарной безопасности, а также мероприятий, проводимых в соответствии с предписаниями, выданными органами Государственного пожарного надзора.
4.3. В целях предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений, на всех объектах муниципальных организаций создается система пожарной безопасности.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для территорий, зданий и сооружений муниципальных организаций должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие не превышение уровня допустимого пожарного риска.
Необходимый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также общеобъектовых инструкций о мерах пожарной безопасности, которыми устанавливаются правила применения на территории муниципальных организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ, а также инструкций о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка.
Основные требования к видам, содержанию и изложению инструкций о мерах пожарной безопасности в муниципальных организациях приведены в разделе 5 настоящего Положения.
4.4. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Ростова-на-Дону и подведомственные им муниципальные учреждения:
формируют перечни мероприятий по выполнению первичных мер пожарной безопасности по каждому получателю бюджетных средств в соответствии с Комплексом по реализации первичных мер пожарной безопасности, утвержденными нормативами и предписаниями, выданными органами Федерального государственного пожарного надзора;
осуществляют формирование объема затрат в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу с учетом потребностей и в соответствии с перечнями первичных мер пожарной безопасности.
В течение финансового года допускается изменение перечней первичных мер пожарной безопасности в связи с изменением действующего законодательства, возникновением необходимости дополнительных неотложных мероприятий и в других случаях в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.
4.5. Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону в соответствии с предоставленными полномочиями:
при разработке документов территориального планирования города Ростова-на-Дону, подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории в обязательном порядке учитывает требования пожарной безопасности, установленные действующим законодательством;
при утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в обязательном порядке принимает меры по соблюдению установленных законодательством требований к наличию и размерам противопожарных разрывов, проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, а также к источникам наружного противопожарного водоснабжения;
при заключении договоров о развитии застроенных территорий в обязательном порядке принимает меры по учету установленных требований к наличию источников наружного противопожарного водоснабжения - водопроводных сетей с пожарными гидрантами, к размещению пожарных депо и других объектов пожарной охраны, а также к созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в целях повышения пропускной способности дорог.
Проекты планировки территории в обязательном порядке должны включать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
5. Основные требования к видам, содержанию и изложению инструкций о мерах пожарной безопасности в муниципальных организациях
5.1. Инструкции о мерах пожарной безопасности (далее - инструкции) разрабатываются на основе действующих норм и правил пожарной безопасности, других нормативных документов (стандартов, норм строительного и технологического проектирования, ведомственных норм и правил), а также требований паспортной документации на установки и оборудование, применяемые в организации, в части требований пожарной безопасности.
Инструкции устанавливают основные направления обеспечения систем предотвращения пожара и противопожарной защиты в муниципальной организации, порядок обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей, а также создание условий для успешного тушения пожара.
5.2. Инструкции подразделяются на следующие виды:
объектовая инструкция - общая инструкция о мерах пожарной безопасности для муниципальной организации;
инструкция для отдельных зданий, сооружений, помещений, производственных процессов;
инструкции по обеспечению в муниципальной организации безопасного производства временных пожаро- и взрывоопасных работ;
положения об организации деятельности противопожарных формирований и обучении работающих мерам пожарной безопасности.
Разработка инструкций производится лицами, ответственными за пожарную безопасность муниципальной организации.
5.3. Инструкции утверждаются руководителем муниципальной организации, согласовываются со службой (специалистом) охраны труда и вводятся приказом по муниципальной организации. Нарушение требований инструкций влечет за собой дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
5.4. В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать вопросы в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
5.5. Инструкции для отдельных зданий, сооружений и помещений, а также технологических процессов производства разрабатываются на основании требований общеобъектовой инструкции и дополняют ее, более подробно анализируют пожарную опасность и конкретизируют требования пожарной безопасности.
5.6. Инструкции для подразделений и технологических процессов не должны дублировать требования общеобъектовой инструкции. Обязанности при пожаре должны конкретно определять действия работающих по вызову пожарной охраны, эвакуации людей, спасанию материальных ценностей, действиям по тушению пожара. Выписки из инструкции вывешиваются на видных местах в каждом защищаемом помещении.
5.7. Инструкции для выполнения временных взрыво- и пожароопасных, огневых, строительно-монтажных и других работ, на которые выдается наряд-допуск, разрабатываются конкретно для проведения данных видов работ в муниципальной организации. До начала производства работ по этим инструкциям проводится инструктаж работающих, о чем в установленном порядке делается отметка в наряде-допуске.
6. Оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения
6.1. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Ростова-на-Дону проводят пропаганду в области пожарной безопасности при осуществлении ими своей деятельности - целенаправленное информирование населения города Ростова-на-Дону о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности через средства массовой информации, путем проведения собраний персонала, бесед с гражданами, распространения листовок, памяток на противопожарную тематику и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации, форм информирования населения.
Пропаганда в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Комплексом по реализации первичных мер пожарной безопасности и Планом проведения Администрацией города Ростова-на-Дону пропаганды и информирования населения о мероприятиях в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - План пропаганды), в котором детализированы предусмотренные Комплексом по реализации первичных мер пожарной безопасности мероприятия.
Ежегодно разрабатываемый План пропаганды на очередной год подлежит рассмотрению и утверждению на ежегодном итоговом заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Ростова-на-Дону.
7. Порядок подготовки муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" к пожароопасному сезону
7.1. Порядок подготовки муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" к пожароопасному сезону устанавливает последовательность действий по организации работы отраслевых (функциональных) и территориальных органов и функциональных подразделений Администрации города Ростова-на-Дону по предупреждению возникновения угрозы ландшафтных пожаров в период пожароопасного сезона.
7.2. Мероприятия по подготовке муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" к пожароопасному сезону выполняются ежегодно.
7.3. Началом пожароопасного сезона является дата, ежегодно устанавливаемая правовым актом Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области "О начале пожароопасного сезона".
7.4. Подготовка к пожароопасному сезону и выполнение мероприятий в течение пожароопасного сезона:
7.4.1. Управление по делам ГО и ЧС:
7.4.1.1. Ежегодно до начала пожароопасного сезона обеспечивает:
взаимодействие с Ростовским гидрометцентром Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Гидрометцентр) в целях получения информации об установившемся на территории города Ростова-на-Дону классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
осуществляет разработку плана мероприятий по предупреждению возникновения и распространения ландшафтных пожаров на территории города Ростова-на-Дону, представление его на согласование и утверждение, доведение информации до определенных этим планом исполнителей.
7.4.1.2. С началом пожароопасного сезона обеспечивает:
обобщение поступающей из Гидрометцентра информации об установившемся на территории города Ростова-на-Дону классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
подготовку правового акта Администрации города Ростова-на-Дону об установлении на территории города Ростова-на-Дону особого противопожарного режима (с установлением дополнительных требований пожарной безопасности);
готовность к выезду по запросу Центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ЦППС) автотранспорта, выделяемого для подвоза воды на нужды пожаротушения, в том числе для тушения загораний сухой растительности, и спасателей Поисково-спасательной службы Управления по делам ГО и ЧС для оказания содействия в тушении загораний сухой растительности на территории города Ростова-на-Дону.
7.4.2. Администрации районов города Ростова-на-Дону:
7.4.2.1. Ежегодно до начала пожароопасного сезона:
обеспечивают подготовку правового акта администрации района города Ростова-на-Дону о создании межведомственной оперативной группы для объезда в пожароопасный период территорий, подверженных угрозе загораний сухой растительности, в целях предотвращения загораний и экстренного информирования ЦППС, в случае обнаружения очагов возгорания. В состав межведомственной оперативной группы включаются по согласованию представители районных отделений Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ростову-на-Дону Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области, 2-го пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы Федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ростовской области, казачьей дружины Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", отделов полиции Управления Министерства внутренних дел России по городу Ростову-на-Дону. Общее руководство межведомственной оперативной группой возлагается на одного из заместителей главы администрации района города Ростова-на-Дону;
определяют места наиболее часто возникающих на территории района города Ростова-на-Дону загораний сухой растительности, а также наиболее часто посещаемые места отдыха населения города Ростова-на-Дону на природе.
7.4.2.2. С началом пожароопасного сезона:
обеспечивают силами межведомственных оперативных групп патрулирование мест массового отдыха населения, а также территорий садоводческих, дачных и огороднических некоммерческих объединений, летних оздоровительных лагерей, иных территорий района города Ростова-на-Дону, прилегающих к городским лесам и подверженных угрозе ландшафтных пожаров;
обеспечивают информирование комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону о выявленных межведомственными оперативными группами нарушениях Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 "Об утверждении "Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону" (далее - Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону);
проводят регулярные рейды в целях проверки соблюдения Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону в части выполнения мероприятий, препятствующих возникновению и распространению загораний сухой растительности, и принятия мер административного воздействия в соответствии с Областным законом от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях";
обеспечивают контроль за уборкой возникающих свалочных очагов сгораемого мусора на территории района города Ростова-на-Дону;
обеспечивают в границах района города Ростова-на-Дону организацию и контроль за уборкой и содержанием длительное время не используемых и не осваиваемых муниципальных территорий (в части уборки сгораемого мусора, сухой растительности, порубочных остатков) в соответствии с требованиями Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону;
обеспечивают готовность к выезду по запросу ЦППС автотранспорта, выделяемого для подвоза воды на нужды пожаротушения, в том числе для тушения загораний сухой растительности, и техники, которая может быть использована для создания противопожарных преград;
обеспечивают осуществление противопожарной пропаганды, включая размещение листовок-памяток через организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, информирование населения при проведении сходов, собраний граждан по месту жительства и другими методами информирования;
обеспечивают соблюдение запрета, установленного Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), на землях общего пользования города Ростова-на-Дону, а также на территории частных домовладений, расположенных в муниципальном образовании, на использование открытого огня для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, установленных Администрацией города Ростова-на-Дону, а также сжигание мусора, травы, листвы и иных отходов, материалов или изделий.
7.4.3. Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону:
7.4.3.1. До начала пожароопасного сезона:
обеспечивает заключение с подрядными организациями муниципальных контрактов на охрану и защиту городских лесов;
определяет места наиболее часто возникающих загораний сухой растительности на территории городских лесов, а также наиболее часто посещаемые гражданами места отдыха на территории городских лесов.
7.4.3.2. С началом пожароопасного сезона:
обеспечивает силами подрядных организаций выполнение на территории городских лесов профилактических противопожарных мероприятий, установленных Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах" и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, в том числе создание технологических коридоров, минерализованных полос и иных противопожарных барьеров, установку информационных аншлагов;
обеспечивает выполнение профилактических противопожарных мероприятий в местах наиболее часто возникающих на территории городских лесов загораний сухой растительности, а также в местах отдыха в городских лесах, наиболее часто посещаемых гражданами, в первоочередном порядке;
обеспечивает осуществление на территории городских лесов муниципального лесного контроля в соответствии со статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации;
проводит проверку осуществления подрядными организациями мер противопожарного обустройства городских лесов на лесных участках, обслуживаемых на основании муниципальных контрактов.
7.4.4. Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Ростова-на-Дону:
7.4.4.1. До начала пожароопасного сезона:
составляют планы мероприятий по очистке территорий подведомственных муниципальных организаций (далее - подведомственных территорий) от горючих отходов, сухой растительности, выкашиванию сорной растительности;
определяют, в случае примыкания подведомственных территорий к территории городских лесов, вид и способ устройства на всей протяженности границы подведомственных территорий с лесными участками противопожарных преград, предусмотренных пунктом 70 раздела II Правил противопожарного режима в Российской Федерации, и обеспечивают устройство этих преград в течение пожароопасного сезона;
обеспечивают проверку состояния имеющихся на подведомственных территориях источников наружного противопожарного водоснабжения.
7.4.4.2. С началом пожароопасного сезона:
обеспечивают проведение своевременной очистки подведомственных территорий, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, от свалочных очагов сгораемого мусора, тары, опавших листьев, сухой растительности;
обеспечивают содержание источников наружного противопожарного водоснабжения на подведомственных территориях в постоянной готовности с запасом воды для целей пожаротушения, а также принимают меры для их обнаружения в любое время суток путем установки указателей и освещения, подъезд к ним для забора воды пожарной техникой;
обеспечивают наличие подъездов пожарной техники к зданиям и сооружениям, расположенным на подведомственных территориях.
8. Установление особого противопожарного режима на территории города Ростова-на-Дону, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия
8.1. Особый противопожарный режим на территории (части территории) города Ростова-на-Дону устанавливается постановлением Администрации города Ростова-на-Дону в случае повышения пожарной опасности.
8.2. На период действия особого противопожарного режима на территории города Ростова-на-Дону устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Дополнительные требования пожарной безопасности перечисляются в постановлении Администрации города Ростова-на-Дону, которым вводится особый противопожарный режим.
8.3. Сведения о введении особого противопожарного режима и установленных дополнительных требованиях пожарной безопасности доводятся до населения города Ростова-на-Дону путем опубликования постановления в городской газете "Ростов официальный".
Начальник управления |
Д.К. Денисенко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 16 августа 2023 г. N 806 "О порядке обеспечения первичных мер пожарной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.