г. Краснодар |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А53-45766/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н., Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономаревой М.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от заинтересованного лица - Министерства финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) - Подорогиной О.А. (доверенность от 09.01.2024), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743) - Барбарук Н.В. (доверенность от 21.06.2023); Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104) - Антонцева Р.А. (доверенность от 17.10.2023), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" (ИНН 6168099255, ОГРН 1026103740937), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента транспорта города Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627, ОГРН 1026103285482), муниципального унитарного предприятия "Ростовпассажиртранс" (ИНН 6163052454, ОГРН 616401001), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А53-45766/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство финансов) о взыскании 43 849 923 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация), Департамент транспорта города Ростова-на-Дону (далее - департамент транспорта), Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее - министерство труда), муниципальное унитарное предприятие "Ростовпассажиртранс".
Решением суда от 18.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2023, в удовлетворении ходатайства министерства финансов о привлечении в качестве соответчика министерства труда отказано, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Судебные акты мотивированы тем, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (2019 год) возмещены обществу в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления" (далее - постановление N 232).
В кассационной жалобе общество просит полностью отменить решение суда от 18.07.2023 и постановление суда апелляционной инстанции от 02.10.2023, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Заявитель жалобы указывает, что им понесены убытки в связи с перевозкой региональных льготников не только по электронным билетам, но и по бумажным проездным билетам, проезд по которым обществу не компенсировался. Расчет убытков произведен с учетом средней численности льготной категории граждан на 1 км фактического пробега, рассчитанного департаментом транспорта в соответствии с постановлением N 232. Судом сделан неправильный вывод о пропуске срока исковой давности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство финансов считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства финансов поддержал доводы изложенные отзыве на кассационную жалобу, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель министерства труда возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами по городским и пригородным маршрутам города Ростов-на-Дону.
В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 общество осуществляло деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростов-на-Дону Ростовской области.
29 декабря 2015 года между департаментом транспорта и обществом заключены договоры N 20-15, 20-16, 20-17, 20-18, 20-19, 20-20, 20-21, 20-22 на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростов-на-Дону. В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортом по маршрутам N 1, 10 мт, 27, 43 мт (в рамках договора N 20-15), N 40мт, 11 (в рамках договора N 20-16), N 14, 14мт, 98мт (в рамках договора N 20-17), N 49, 49мт и 80мт (в рамках договора N 20-18), N 99, 99мт (в рамках договора N 20-19) и 6бмт (в рамках договора N 20-20), N 90, 90мт (в рамках договора N 20-21), N 38мт, 2 (в рамках договора N 20-22). Согласно разделам 7 договоров они вступили в силу с 01.01.2016 со сроком действия пять лет.
02 октября 2018 между 26 октября 2018 года между епартаментом транспорта и обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 67а мкр. Левенцовский-пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 7 контракта он вступил в силу с момента подписания и действует по 31.07.2023.
26 октября 2018 года между департаментом транспорта и обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым (тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса, но не более 180 дней.
26 октября 2018 года между департаментом транспорта и обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш, но не более 180 дней, работ связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский, но не более 180 дней.
30 апреля 2019 года между департаментом транспорта и обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до полного исполнения сторонами своих обязательств. В соответствии с условиями технического задания к контракту - окончание работ - в день предшествующий дате начала выполнения работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения конкурса, но в любом случае - не позднее 31.12.2019 (в зависимости оттого, какое событие наступит ранее).
С целью возмещения расходов за предоставленные меры социальной поддержки общество заключило ряд договоров с муниципальными районами Ростова-на-Дону, ОСЗН и УСЗН по районам г. Ростова-на-Дону и Ростовской области на возмещение затрат, связанных с перевозкой региональных льготников: договор от 22.01.2019 N 1/19 с департаментом транспорта; договор от 24.01.2019 N 28 с Муниципальным образованием - городским округом город Ростовна-Дону, в лице МБУ "Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Ростова-на-Дону"; договор от 04.02.2019 N 1-ТП/19 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону"; договор от 11.01.2019 N 991/3 с администрацией; муниципальный контракт от 12.03.2019 N 36 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ростова-наДону"; договор от 20.03.2019 N 46 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону"; договор от 10.07.2019 N 3/07 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Пролетарского района г. Ростова-на-Дону"; договор от 17.09.2019 N 23/19 с Департаментом транспорта; договор от 31.10.2019 N 110-П/19 с Управлением социальной защиты населения администрации г. Азова; договор от 31.10.2019 N 93 с Управлением социальной защиты населения администрации Азовского района Ростовской области; договор от 31.10.2019 N 12 с Управлением социальной защиты населения Администрации Багаевского района Ростовской области; договор от 31.10.2019 N 67 с Управлением социальной защиты населения Администрации Аксайского района Ростовской области; договор от 31.10.2019 N 112-2019 с Управлением социальной защиты населения города Батайска; договор от 31.10.2019 N 34-19 с Управлением социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области; договор от 31.10.2019 N 14 с Управлением социальной защиты населения Кагальницкого района; договор от 31.10.2019 N 32 с Управлением социальной защиты населения Мясниковского района; от 31.10.2019 договор N 71 с Управлением труда и социального развития Администрации города Новочеркасска; договор от 31.10.2019 N 7 с Отделом социальной защиты населения Родионово-Несветайского района Ростовской области.
Полагая, что убытки в виде суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию за счет средств бюджета Ростовской области, общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании 43 849 923 рублей убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд в пригородном общественном транспорте общего пользования региональных льготных пассажиров.
Судебные инстанции, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 784, пунктами 1, 2 статьи 789, пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""", оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделали правильный вывод о том, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (2019 год) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с условиями которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств), которым установлен порядок расходования субвенций, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление, в числе прочего, полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", Областным законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", за исключением проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения.
Согласно пункту 4.1 Положения о расходовании средств администрации муниципальных образований заключают с поставщиками транспортных услуг муниципальные контракты о предоставлении транспортных услуг на очередной финансовый год.
Субвенции из бюджета Ростовской области, предназначенные для финансирования указанных льгот, направляются органам социальной защиты населения муниципальных образований, которые расходуют их на выплаты поставщикам транспортных услуг (пункт 5, подпункт 6.1 пункта 6 данного Положения).
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 ГК РФ, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
В соответствии с подпунктом 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств (действовавшему в спорном периоде) льготный проезд в соответствии с областными законами Ростовской области осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно договорам, заключенным с транспортными организациями и отчетам общества на первое число месяца.
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков установлены Положением о расходовании средств, которое являлось в спорном периоде действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (2019 год) возмещены обществу в соответствии с Положением о расходовании средств и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов. Несоответствие закону норм Положения о расходовании средств, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников за спорный период, не установлено.
Фактически в нарушение Положения о расходовании средств и заключенных контрактов заявитель в одностороннем порядке перешел к иному порядку возмещения расходов.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (абзац 5 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствовали.
Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о пропуске обществом срока исковой давности.
В статье 196 ГК установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43), бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск. Согласно пункту 15 Постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суды установили, что дата обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском (29.12.2022), и приняв во внимание период, за который общество предъявило требование о возмещении выпадающих доходов, возникающих в связи с перевозкой пассажирским транспортом льготных категорий граждан (январь - декабрь 2019 года), пришли к выводу о том, что требования о взыскании за период январь - ноябрь 2019 года заявлены с пропуском срока исковой давности.
Доводы подателя жалобы о начале течения срока исковой давности с утверждения результатов пассажиропотока, проведенного в 2019 году, - 04.03.2020 обоснованно отклонены судами, поскольку результаты пассажиропотока не являются документом, которым изменены или определены порядок и сроки возмещения денежных средств
В соответствии со статьями 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебных актах отражены доказательства, на которых основаны выводы судебных инстанций об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятых судебных актов; мотивы, по которым суды отклонили приведенные обществом в обоснование своих требований доводы.
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, нарушения норм материального и процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А53-45766/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 196 ГК установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление N 43), бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск. Согласно пункту 15 Постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2024 г. N Ф08-13383/23 по делу N А53-45766/2022