Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 9 июня 2023 г. N 412/пр
Методика
оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них
I. Общие положения
1. Настоящая Методика используется в отношении налогового расхода Российской Федерации, связанного с имущественным налоговым вычетом в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, предусмотренного положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - налоговый расход, налоговая льгота).
2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговой льготы.
3. Понятия, используемые в настоящей Методике, соответствуют понятиям, предусмотренным статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (далее - Правила).
4. Оценка эффективности налогового расхода включает в себя оценку целесообразности налогового расхода и оценку результативности налогового расхода.
5. Целевая категория налогового расхода относится к социальным налоговым расходам Российской Федерации.
6. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налогового расхода, подлежащей включению в Паспорт налогового расхода Российской Федерации, а также используемой для проведения оценки эффективности налогового расхода, в соответствии с настоящей Методикой могут использоваться данные федеральных органов исполнительной власти и организаций, необходимые для оценки эффективности налогового расхода.
II. Оценка эффективности налогового расхода
7. Оценка целесообразности налогового расхода проводится в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии со следующими критериями:
а) соответствие налогового расхода целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
б) востребованность плательщиками налоговой льготы, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на налоговую льготу, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение налоговой льготы, за пятилетний период.
Налоговый расход оказывает влияние на достижение цели "Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и выражается в дополнительном финансовом стимулировании улучшения жилищных условий семей при приобретении (строительстве) ими жилья.
Востребованность плательщиками налоговой льготы определяется как соотношение количества граждан, получивших налоговый вычет, и количества граждан, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства, за пять лет, по следующей формуле:
,
где:
L j - востребованность плательщиками налоговой льготы в j-м году;
O Bj - количество граждан, обратившихся впервые и получивших налоговый вычет в j-м году, определяется на основании сведений, представляемых Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 12 Правил;
O pj - количество граждан, являющихся налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и купивших жилое помещение по договору купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства в j-м году, определяется на основании сведений, представляемых Министерством финансов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 12 Правил;
j - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5 (j = 1 при расчете показателей в рамках отчетного года).
Количество граждан, обратившихся впервые и получивших налоговый вычет (O B ), определяется по следующей формуле:
O B=(Н 3-ндфл+Н 2-ндфл)К К,
где:
Н 3-ндфл - количество налогоплательщиков, которым предоставлены имущественные налоговые вычеты по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества, по декларациям о доходах, определяемое на основании сведений Федеральной налоговой службы;
Н 2-ндфл - количество физических лиц, которым предоставлены имущественные налоговые вычеты по коду вычета 311, определяемое на основании сведений Федеральной налоговой службы;
К К - корректировочный коэффициент, учитывающий средний расчетный срок (количество лет) получения налогового вычета в размере 260 тысяч рублей, исходя из среднегодового дохода налогоплательщика, рассчитываемый по формуле:
,
где:
ЗП - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в отчетном году, в рублях, определяемое на основании сведений Федеральной службы государственной статистики;
Н ст - ставка налога на доходы физических лиц, установленная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Количество граждан, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства (О р), определяется на основании данных по показателю федерального проекта "Жилье", "Количество семей, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства" по формуле:
О р=О сК П,
где:
О с - количество семей, купивших жилое помещение по договорам купли-продажи или зарегистрировавших право собственности на основании договора участия долевого строительства, определяемое на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
К П - коэффициент пересчета, показывающий количество граждан, являющихся налогоплательщиками НДФЛ, приходящихся в среднем на 1 семью в отчетном году, рассчитываемый по формуле:
,
где:
Н - общее количество физических лиц, получивших доходы в отчетном году, определяемое на основании сведений Федеральной налоговой службы;
Ч населения - численность населения Российской Федерации на конец отчетного года, по данным Федеральной службы государственной статистики;
2,2 - средний размер частного домохозяйства по данным Всероссийской переписи населения 2020 года, рассчитанный в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Налоговая льгота считается востребованной в случае, если ей воспользовались не менее 30 процентов плательщиков от их общего количества.
Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в настоящем пункте. Если налоговый расход не соответствует хотя бы одному из таких критериев, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход.
8. Оценка результативности налогового расхода включает:
а) оценку вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;
б) оценку бюджетной эффективности налоговых расходов;
в) оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода не производится в соответствии с пунктом 17 Правил.
Для целей оценки результативности налогового расхода, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, в качестве показателя, на значение которого оказывает влияние налоговый расход, используется показатель "Количество семей, улучшивших жилищные условия".
Оценка результативности налогового расхода, указанная в подпункте "а" настоящего пункта, в значение показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия" (I j ) проводится по следующей формуле:
I j=S баз-S ne,
где:
S баз - количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году, определяемое в соответствии с методикой расчета показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия" за отчетный период (прошедший год), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542.
S ne - количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году без учета лиц, получивших налоговую льготу.
Количество семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году без учета лиц, получивших налоговую льготу (S ne ), определяется по следующей формуле:
S ne=S баз-S вычет,
где:
,
где:
S вычет - количество семей, улучшивших жилищные условия, получивших налоговый вычет в отчетном году;
О В - количество граждан, обратившихся впервые и получивших налоговый вычет, рассчитанное в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
К П - коэффициент пересчета, показывающий количество граждан, являющихся налогоплательщиками НДФЛ, приходящихся в среднем на 1 семью в отчетном году, рассчитанный в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
К Д - коэффициент пересчета, учитывающий долю домохозяйств, собирающихся улучшить жилищные условия за счет ипотечного кредита (определяется на основании данных ежегодного комплексного наблюдения условий жизни населения, осуществляющегося Федеральной службой государственной статистики. При отсутствии данных за отчетный период расчет производится на основании данных последнего наблюдения).
В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.
Сравнительный анализ результативности предоставления льгот осуществляется путем сравнения объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот.
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, могут учитываться субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета.
Вывод о бюджетной эффективности налогового расхода определяется на основе расчета бюджетной эффективности, по следующей формуле:
B=A 1-N 1,
где:
В - бюджетная эффективность налогового расхода;
A 1 - объем расходов федерального бюджета, определяемый с учетом принципа адресности и (или) критерия нуждаемости, (с учетом средств, предусмотренных на администрирование альтернативного механизма при необходимости), направленный получателям по альтернативному механизму поддержки, обеспечивший достижение показателя в отчетном году;
N 1 - общий объем налоговых льгот, полученных плательщиками, обеспечивший достижение показателя в отчетном году.
Налоговый расход признается эффективным если показатель бюджетной эффективности принимает значение больше либо равное нулю.
Вывод по результатам оценки эффективности налогового расхода должен включать в себя:
вывод о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налогового расхода;
вывод о вкладе налогового расхода в достижение целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;
вывод о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.
По итогам оценки эффективности налогового расхода Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует вывод о необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход.
III. Отчет по результатам проведения оценки эффективности налогового расхода
9. По результатам оценки налогового расхода Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формируется отчет, содержащий сведения о результатах оценки эффективности налогового расхода, а также рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам налоговых льгот.
10. В соответствии с пунктом 23 Правил указанные сведения совместно с Паспортом налогового расхода Российской Федерации направляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта) и в Министерство экономического развития Российской Федерации ежегодно до 1 марта. Рекомендуемый образец Паспорта налогового расхода Российской Федерации приведен в приложении к настоящей Методике.
11. Все результаты оценки эффективности налогового расхода должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода включают в себя обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.