г. Краснодар |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А32-26568/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профи Сервис"" (ИНН 2311133952, ОГРН 1112311002759) - Ильиновой А.Е. (директор, паспорт), Шаповаловой А.А. (доверенность от 23.03.2018), от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1052308033700) - Черных А.А. (доверенность от 06.06.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профи Сервис"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-26568/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профи Сервис"" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным акта проверки от 27.06.2018 N 00263 и предписания от 27.06.2018 N 1095.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2019, производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 27.06.2018 N 00263 прекращено, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена внеплановая проверка общества по вопросу правомерности начисления платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Есенина 108/7 литер "Б" (далее - много квартирный дом).
В ходе проведения проверки установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом от 30.12.2013 N 1, выбран способ управления домом - управление управляющей организацией ООО "Управляющая компания "Профи Сервис"" с января 2014 года, а также утвержден размер платы на содержание жилого помещения с 01.01.2014 в размере 11 рублей 70 копеек за 1 м2 в месяц.
Вместе с тем с 01.07.2017 общество производит начисление платы за содержание жилого помещения в указанном многоквартирном доме в размере 16 рублей 06 копеек за 1 м2 общей площади помещения в месяц при отсутствии соответствующего решения собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта проверки от 27.06.2018 N 263 и выдачи обществу предписания от 27.06.2018 N 1095, согласно которому обществу необходимо произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения потребителям многоквартирного дома за период с июля 2017 года по май 2018 года, исходя из утвержденного собственниками помещений указанного дома размера платы на содержание жилого помещения с 01.01.2014 в размере 11 рублей 70 копеек за 1 м2 общей площади помещения в месяц. Указанным предписанием обществу также требуется производить начисление платы потребителям в многоквартирном доме за содержание жилого помещения исходя из размера 11 рублей 70 копеек за 1 м2 без применения индексации.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 156 Кодекса установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно части 4 статьи 158 Кодекса если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Кодекса в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан, в том числе, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 данного Кодекса.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу пункта 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления, - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом от 30.12.2013 N 1, утвержден размер платы на содержание жилого помещения с 01.01.2014 в размере 11 рублей 70 копеек за 1 м2 в месяц.
Вместе с тем с 01.07.2017 общество производит начисление платы за содержание жилого помещения в указанном многоквартирном доме по иной цене (16 рублей 06 копеек за 1 м2 общей площади помещения в месяц).
При этом тарифы на содержание имущества собственниками жилых помещений в многоквартирном доме после принятия решения от 30.12.2013 не изменялись. Управляющая компания не обращалась к собственникам с предложением об изменении установленных тарифов.
Таким образом, при вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически обществом самостоятельно, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в доме, изменен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Вместе с тем действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения управляющей компанией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, исходя из самостоятельно произведенной индексации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения предписания от 27.06.2018 N 1095.
Довод жалобы о том, что гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по договору работы, не может быть обличено в форме предписания государственного органа, подлежит отклонению, поскольку в данном случае оспариваемое в рамках настоящего дела предписание инспекции не содержит требований об обязании общества возвратить денежные средства собственникам многоквартирного дома.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2019 по делу N А32-26568/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
...
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф08-2600/19 по делу N А32-26568/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2600/19
09.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19478/18
09.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26568/18
10.07.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-26568/18