Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Педагогическая диагностика в дошкольной образовательной организации
10. С какой целью в ДОО может проводиться педагогическая диагностика?
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников 5.
В рамках педагогической диагностики может проводиться оценка индивидуального развития детей 6. Она может быть направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Педагогическая диагностика позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
11. Нужно ли проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?
Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга) 7.
12. В чем состоит специфика педагогической диагностики в ДОО?
Специфика педагогической диагностики в ДОО определяется требованиями ФГОС ДО:
- планируемые результаты освоения Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - Федеральной программы) заданы как целевые ориентиры дошкольного образования (далее - ДО) и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей 8;
- освоение Федеральной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся 9;
- педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
13. Какова периодичность проведения педагогической диагностики?
Периодичность проведения педагогической диагностики указывается в образовательной программе дошкольного образования, разработанной в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Программа). Оптимальным является ее проведение на начальном этапе прихода ребенка в дошкольную группу (стартовая диагностика) и при достижении ребенком конца каждого психологического возраста (финальная диагностика). При проведении стартовой диагностики учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить динамику в развитии ребенка.
14. Какие методы могут быть использованы педагогом в процессе проведения педагогической диагностики?
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и других), специальных диагностических ситуаций, простых тестовых проб. При необходимости, педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития. Ведущим, основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
15. Почему наблюдение является ведущим методом педагогической диагностики?
Наблюдение представляет собой ведущий метод сбора информации (фактических данных) о ребенке/группе детей.
В ходе наблюдения педагог может:
- изучать педагогические явления в динамике;
- непосредственно воспринимать поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;
- фиксировать факты, которые невозможно зарегистрировать никаким иным методом (например, стиль поведения, жесты, мимику, движения, взаимодействие детей и целых групп);
- оперативно получать информацию и непосредственную связь с объектом изучения;
- проводить фиксацию фактов сразу по нескольким параметрам (отдельного ребенка, группы детей, взаимодействия между детьми и другие);
- собирать факты независимо от готовности наблюдаемых объектов, умений обучающихся, их желания вступать в общение.
Таким образом, эффективность наблюдения заключается в его информативности и универсальности, с его помощью можно изучать почти любой процесс или явление, оно не искажает естественного поведения обучающихся, практически не требует дополнительных средств.
При организации наблюдения педагог должен учитывать факторы, которые могут повлиять на его результаты: желание непреднамеренно вмешаться в естественный ход наблюдения, влияние настроения и ожиданий на восприятие ситуации и толкование результатов, отсутствие умений целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В процессе наблюдения сложно получить информацию о целях и мотивах поведения детей, невозможно его повторить, перепроверить результаты.
Важно помнить, что наблюдение используется в совокупности с другими методами сбора информации (беседой, опросными методами, диагностическими ситуациями и другими), обогащая и объясняя полученные данные.
16. Как организуется наблюдение и фиксируются его результаты?
Наблюдение организуется педагогом в рамках образовательного процесса и направлено на достижение определенной цели. Оно основано на точной фиксации получаемых фактов и их последующем анализе.
Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возрастов. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка, представленные в пункте 15 "Планируемые результаты реализации Федеральной Программы" 10. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.
В процессе наблюдения педагог может использовать следующие критерии анализа наблюдаемых явлений:
- частоту проявления каждого показателя;
- самостоятельность его выполнения;
- инициативность ребенка в деятельности.
Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Если действие выполняется ребенком самостоятельно, без помощи взрослого, то это свидетельствует о зоне его актуального развития. Если же ребенок выполняет действие только с помощью взрослого, то это указывает на перспективные задачи его развития, обозначает зону его ближайшего развития. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения могут фиксироваться, при этом педагог может самостоятельно выбрать способ и форму фиксации результатов наблюдения. Оптимальной формой для фиксации результатов наблюдения является карта наблюдения с включенными показателями и критериями их анализа. Педагог может составить ее самостоятельно, а также использовать готовые карты. Для самостоятельного составления карты наблюдения можно использовать представленный ниже шаблон.
Шаблон для составления карты наблюдения
N |
Показатели возрастного развития |
Критерии анализа показателей возрастного развития |
Примечание |
||
Частота проявления |
Самостоятельность в выполнении |
Инициативность |
|||
В области социально-коммуникативного развития 11
| |||||
1. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
Показатель n |
|
|
|
|
В области познавательного развития
| |||||
2. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
Показатель n |
|
|
|
|
В области речевого развития
| |||||
3. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
Показатель n |
|
|
|
|
В области художественно-эстетического развития
| |||||
4. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
Показатель n |
|
|
|
|
В области физического развития
| |||||
5. |
Показатель 1 |
|
|
|
|
|
Показатель 2 |
|
|
|
|
|
Показатель n |
|
|
|
|
------------------------------
11 Образовательные области могут быть заменены на сферы развития ребенка или виды деятельности
------------------------------
В таблицу вписываются показатели возрастного развития детей, представленные в Федеральной программе. При анализе их проявления могут использоваться универсальные маркеры - "обычно", "изредка", "никогда", которые имеют следующие значения:
- "обычно" (+) - означает, что данный показатель является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего;
- "изредка" (+-) - означает, что данный показатель не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности и/или поведении время от времени;
- "никогда" (-) - означает, что данный показатель не проявляется в деятельности и поведении ребенка.
Анализ полученных результатов позволит педагогу сделать вывод об освоении ребенком разных видов деятельности, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, его интересах, предпочтениях, склонностях, личностных особенностях и другом. На основе полученных данных педагог может разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.
! Карты развития, протоколы, записи являются рабочими материалами педагога и не подлежат проверке. Их форма и способ ведения выбираются ДОО и закрепляются локальными актами.
17. Какие готовые карты развития детей можно использовать при проведении педагогической диагностики?
При проведении педагогической диагностики педагог может использовать готовые карты развития:
- Карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов) 12;
- Карта проявления самостоятельности (A.M. Щетинина) 13;
- Карта проявления активности (A.M. Щетинина, Н.А. Абрамова);
- Карта проявлений инициативности (A.M. Щетинина);
- и другие авторские разработки.
18. Что такое специальная диагностическая ситуация, с какими целями она создается и чем отличается от наблюдения?
Диагностическая ситуация - это метод, с помощью которого можно выявить и зафиксировать характерные свойства исследуемого явления (объекта, процесса) в реальном действии.
Диагностические ситуации позволяют выявить направленность личности ребенка, мотивы поведения и деятельности, предпочтения и интересы детей, их отношение к людям, событиям, межличностные контакты, предпочтения в общении и другое. Диагностические ситуации возникают естественным образом либо целенаправленно создаются самим педагогом. Это могут быть ситуации выбора, игровые, проблемные ситуации, а также ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий (театрализованных, спортивных, досуговых и другие), социальные акции.
В ситуациях выбора детям предлагают выбрать деятельность, ее содержание, материалы, партнера для выполнения совместной деятельности и другое. Диагностическое задание должно включать предложение к действию и альтернативу выбору. Обычно это достигается простым словом "или". Например, выполнить легкое или сложное задание; пойти играть или помочь сверстнику убрать игрушки, помочь малышам одеться на прогулку, выбрав в помощь два человека; пойти играть или подготовить сюрприз для болеющего сверстника; выбрать цвет бумаги для аппликации космической станции: белый или голубой.
Диагностическая ситуация может не включать выбор действия, а предлагать условия для решения игровой задачи. Пример такой игровой диагностической ситуации для детей трех-четырех лет: заболели игрушки, у мишки забинтовано ушко, а доктора нет. Педагог обращается к ребенку: "Полечишь мишку?" У меня есть зеркальце (крышка от баночки), капли (пластиковая баночка от сока) и пипетка (счетная палочка). Педагог изучает умение ребенка принимать роль, вести ролевой диалог с игровым персонажем, использовать предметы-заместители (на основе материалов Солнцевой О.А.) 14.
При организации диагностических ситуаций важно обеспечить их органичное включение в образовательный процесс, в котором дети действуют и проявляют исследуемые свойства в естественных условиях, продумать способы фиксации наблюдаемых проявлений и действий. Полученные результаты позволяют педагогу выявить детей, нуждающихся в индивидуальной работе. На их основании осуществляется проектирование образовательной работы: меняется та
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.