В соответствии со статьями 7, 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Пермского края от 14 сентября 2011 г. N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае", пунктом 3.81.3 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15 декабря 2006 г. N 88-п, в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения Пермского края приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30 декабря 2021 г. N 31-02-1-4-2250 (в редакции приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 19 декабря 2022 г. N 31-02-1-4-2437).
2. Начальнику управления градостроительной деятельности Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - Министерство) Фалалеевой А.Е. обеспечить опубликование настоящего приказа в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, на приказу Министерства от 20 июня 2019 г. N СЭД-31-02-2-2-689 "О назначении лиц, ответственных за направление нормативных правовых актов Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края" в срок, не превышающий пяти дней со дня его подписания.
3. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Л.Г. Ведерникова |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства по управлению
имуществом и градостроительной
деятельности Пермского края
от 18.08.2023 N 31-02-1-4-1545
Изменения
в региональные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30 декабря 2021 г. N 31-02-1-4-2250
1. В разделе 1 основной части:
1.1. таблицу 1.4 пункта 2.1.5 изложить в следующей редакции:
"
N п/п |
Наименование вида объекта |
Расчетный показатель |
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
1 |
Объекты регионального значения в области физической культуры и спорта <*> |
||
1.1 |
Стадионы с трибунами на 1500 мест и более |
2 объекта на субъект Российской Федерации |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
1.2 |
Лыжные базы |
1 объект на 800 тыс. жителей |
|
1.3 |
Спортивные манежи |
1 объект на 800 тыс. жителей |
|
1.4 |
Биатлонные комплексы |
1 объект на субъект Российской Федерации |
|
1.5 |
Бассейны (длина дорожек - 50 м) |
2 объекта на субъект Российской Федерации |
|
1.6 |
Крытые ледовые объекты |
3 объекта на субъект Российской Федерации |
|
1.7 |
Краевой центр адаптивного спорта (для людей с ограниченными физическими возможностями) |
1 объект на субъект Российской Федерации |
|
1.8 |
Многофункциональный спортивный комплекс для возможности обеспечения проведения тренировочного процесса и соревнований всероссийского уровня по легкой атлетике, теннису, баскетболу, хоккею, иным видам спорта на льду единовременно <**> |
1 объект на субъект Российской Федерации |
";
1.2. дополнить таблицу 1.4 сноской следующего содержания:
"<**> Минимальный размер земельного участка составляет 54000 кв. м.";
1.3. таблицу 1.10 пункта 2.6.1 изложить в следующей редакции:
"Таблица 1.10
N п/п |
Наименование вида объекта/показатель |
Наименование нормируемого расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности |
Максимально допустимый уровень территориальной доступности |
1 |
Обеспеченность машино-местами для хранения автомобилей <*> |
Количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон, ед. |
Определяется по заданию на проектирование, но не менее значений, установленных в приложении "Ж" СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" |
Пешеходная доступность в границах жилых, общественно-деловых, смешанных зон - не более 800 м |
Количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон, ед. |
Определяется по заданию на проектирование, но не менее значений, установленных в приложении "Ж" СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" |
Длина пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей до объектов в зонах массового отдыха не должна превышать 1000 м |
";
1.4. подраздел 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.7. Площадь озелененных территорий
Таблица 1.11
Озелененные территории |
Минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских и муниципальных округов, м2 на одного человека <*> |
||
крупнейших и больших городов |
средних городов |
малых городов |
|
Общегородские |
10 |
7 |
8 (10) <**> |
--------------------------------
<*> За расчетный показатель потребности в озелененных территориях общего пользования принимается минимально допустимая площадь общегородских (в пределах города) озелененных территорий в квадратных метрах на одного человека расчетного населения, в которую вместе с озелененными территориями общего пользования (парками, садами, скверами, бульварами) могут включаться площади расположенных вне территорий общего пользования озелененных земельных участков или частей таких земельных участков, обеспеченных беспрепятственным доступом для неограниченного круга лиц (архитектурно-ландшафтные объекты, используемые для рекреационных целей, озелененные части земельных участков объектов инфраструктуры социального назначения; иные объекты).
В зависимости от природно-климатических, физико-географических условий указанные в таблице 1.11 Региональных нормативов нормы могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем на 20%.
Площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%:
- для крупнейших и больших городов, в которых более 40% территории города занимают городские леса;
- для средних и малых городов, расположенных в окружении лесов, прибрежных зонах крупных рек и водоемов.
В крупнейших и больших городах Пермского края существующие массивы городских лесов допускается преобразовывать в лесопарки (зоны рекреационной деятельности городских лесов) и относить их дополнительно к указанным в таблице озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м 2 на одного человека.
<**> В скобках приведены размеры для малых городов с численностью населения до 20 тыс. чел.";
1.5. таблицу 1.12 подраздела 2.8 изложить в следующей редакции:
"Таблица 1.12
N п/п |
Наименование вида объекта |
Расчетный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности |
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
Размер земельного участка |
Объекты велоинфраструктуры местного значения | ||||
1 |
Количество велодорожек <*> |
1 на 15 тыс. человек <**> |
в пределах населенного пункта |
Не устанавливается (по заданию на проектирование) |
Объекты местного значения в области использования электротранспорта <***> | ||||
2 |
Количество отдельных парковочных мест для хранения электротранспортных средств (электромобилей) на парковке общего пользования |
Не менее 5% мест от общего количества парковочных мест, но не менее 1 места |
в пределах населенного пункта |
Не устанавливается (по заданию на проектирование) |
3 |
Объекты зарядной инфраструктуры для зарядки электротранспортных средств (электромобилей) |
Не менее 1 на парковках общего пользования, предусматривающих хранение электротранспортных средств (электромобилей) <****> |
в пределах населенного пункта |
Не устанавливается (по заданию на проектирование) |
Не менее 1 места для стоянки и зарядки электромобилей, оборудованного быстрой зарядной станцией, на территориях автозаправочных станций |
в пределах муниципального образования |
Не устанавливается (по заданию на проектирование) |
";
1.6. таблицу 1.12 подраздела 2.8 дополнить сносками следующего содержания:
"<***> Расчетный показатель устанавливается для населенных пунктов - административных центров муниципальных образований с численностью населения более 50 тыс. человек.
<****> Выделение отдельных мест с зарядной станцией для электромобилей на парковке общего пользования - при общем количестве парковочных мест не менее 10.";
1.7. дополнить подразделом 2.9 следующего содержания:
"2.9. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями населения муниципальных образований Пермского края и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций для населения муниципальных образований Пермского края
2.9.1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями населения муниципальных образований Пермского края.
2.9.1.1. Дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации следует размещать на территории городских и сельских населенных пунктов, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта, с обеспечением их доступности для маломобильных групп населения.
2.9.1.2. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями следует принимать в соответствии с таблицей 1.13.
Таблица 1.13
Наименование вида объекта |
Наименование показателя, единица измерения |
Значения показателя, мест |
Объекты дошкольных образовательных организаций, дошкольные группы при общеобразовательных организациях, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми |
Обеспеченность населения местами, число мест в расчете на 1000 человек постоянного населения |
49 |
Объекты общеобразовательных организаций |
Обеспеченность детей, проживающих в зоне обслуживания общеобразовательной организации, общим образованием |
100% охват детей начальным и общим основным образованием (1 - 9 классы) и охват 60% детей средним общим образованием (10 - 11 классы) |
Обеспеченность населения местами, число мест в расчете на 1000 человек постоянного населения |
95 |
2.9.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций для населения муниципальных образований Пермского края.
2.9.2.1. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в городских населенных пунктах и больших сельских населенных пунктах с численностью населения от 1 тыс. человек следует принимать в границах этих населенных пунктов.
2.9.2.2. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций для малых сельских населенных пунктов следует принимать в границах муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт.
2.9.2.3. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций для административных центров муниципальных образований - транспортная доступность общественного транспорта - 15 минут.
2.9.2.4. Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций, и общеобразовательных организаций за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.9.2.3 настоящих Региональных нормативов:
2.9.2.4.1. расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов организаций дошкольного образования и общеобразовательных организаций для населения малых сельских населенных пунктов и для всех типов застройки на территории городских, муниципальных округов - транспортная доступность общественного транспорта в течение 30 минут в одну сторону;
2.9.2.4.2. расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности общеобразовательных организаций в городских населенных пунктах следует принимать не более указанных в таблице 1.14.
Таблица 1.14
Радиус обслуживания, м | |
Для многоэтажной застройки |
Для малоэтажной застройки |
500 |
750 (500 - для начальных классов) |
2.9.2.4.3. расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности общеобразовательных организаций в сельских населенных пунктах следует принимать не более указанных в таблице 1.15.
Таблица 1.15
Радиус пешеходной доступности, км, не более |
Время транспортной доступности (в одну сторону), мин., не более |
По заданию на проектирование |
30 |
".
2. В материалах по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части:
2.1. таблицу 2.8 пункта 1.5.1.5 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2.8
N п/п |
Наименование вида объекта |
Расчетный показатель |
Расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности |
1 |
Объекты регионального значения в области физической культуры и спорта |
||
1.1 |
Стадионы с трибунами на 1500 мест и более |
2 объекта на субъект Российской Федерации |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
1.2 |
Лыжные базы |
1 объект на 800 тыс. жителей |
|
1.3 |
Спортивные манежи |
1 объект на 800 тыс. жителей |
|
1.4 |
Биатлонные комплексы |
1 объект на субъект Российской Федерации |
|
1.5 |
Бассейны (длина дорожек - 50 м) |
2 объекта на субъект Российской Федерации |
|
1.6 |
Крытые ледовые объекты |
3 объекта на субъект Российской Федерации |
|
1.7 |
Краевой центр адаптивного спорта (для людей с ограниченными физическими возможностями) |
1 объект на субъект Российской Федерации |
|
1.8 |
Многофункциональный спортивный комплекс для возможности обеспечения проведения тренировочного процесса и соревнований всероссийского уровня по легкой атлетике, теннису, баскетболу, хоккею, иным видам спорта на льду единовременно 1 |
1 объект на субъект Российской Федерации |
";
2.2. дополнить таблицу 2.8 примечанием следующего содержания:
"Примечание.
1. Размеры земельных участков не нормируются, устанавливаются по заданию на проектирование с учетом СП 42.1333.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Пунктом 3.39 СП 332.1325800.2017 "Спортивные сооружения. Правила проектирования" введено понятие универсальных спортивных сооружений - объект спорта, предназначенный для проведения спортивных мероприятий по нескольким видам спорта, не прибегая к трансформации помещения. В соответствии с пунктом 5.1 СП 332.1325800.2017 требования к размерам земельных участков не предъявляются, для размещения спортивных сооружений в городской застройке размеры земельных участков следует принимать в соответствии с СП 42.1333.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (п. 5.1 СП 332.1325800.2017).
В приложении Д (таблица Д1) СП 42.1333.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" указаны размеры земельного участка для разных категорий спортивных сооружений. За основу взят показатель - 0,9 га на 1000 чел. населения в микрорайоне; для населенных пунктов численностью от 2 до 5 тыс. человек предусматривается один спортивный зал площадью 540 кв. м. Размеры земельных участков для более крупных объектов не нормируются, их значения определяются по заданию на проектирование. Минимальный размер земельного участка в 54000 кв. м обусловлен универсальностью объекта. Для единовременного проведения соревнований по различным видам спорта (футбол, баскетбол, теннис, хоккей и иные виды спорта на льду) без трансформации используемых помещений и (или) территорий необходимо в пределах земельного участка размещение самостоятельных (независимых) площадок - футбольное поле, баскетбольная площадка, теннисный корт, крытая или открытая хоккейная коробка, крытая или открытая ледовая арена, а также размещение трибун для зрителей. Кроме того, в пределах земельного участка необходимо предусмотреть объекты для размещения вспомогательных помещений (гардеробные, раздевалки для спортсменов и сотрудников; фойе; кассы; помещение для отдыха занимающихся, медицинского обслуживания; комнаты инструкторского и тренерского состава; служебные помещения административного и инженерно-технического персонала), а также места для размещения парковки автомобилей.";
2.3. подраздел "Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения" пункта 1.5.2 изложить в следующей редакции:
"Автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края составляет 3527,030 км (с развязками). Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края и Порядок внесения изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края утвержден постановлением Правительства Пермского края от 8 июля 2016 г. N 449-п.
Строительство автомобильных дорог предусматривается Адресной инвестиционной программой Пермского края, отображается в Схеме территориального планирования Пермского края, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 27 октября 2009 г. N 780-п. В соответствии с данными документами протяженность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на перспективу может составить:
3527,03 км + 299 км (оценочно) = 3826,03 км.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на перспективу может составить:
3826,03 / 16,0236 = 238,77 км на 1 га площади региона, где 16,0236 - площадь Пермского края, га, по состоянию на 01.01.2023.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности для автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не устанавливается.
Доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения устанавливается 100%.";
2.4. пункт 1.5.4 изложить в следующей редакции:
"1.5.4. Объекты по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий
Нормативы по объектам противопожарной охраны устанавливаются в соответствии с Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 25 февраля 2021 г. N 31-02-1-4-248 "Региональные нормативы градостроительного проектирования "Обеспеченность населения Пермского края объектами пожарной охраны".
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций муниципального и регионального характера, пожаров, стихийных бедствий, эпидемии и ликвидации их последствий муниципальные образования Пермского края в соответствии с пунктом 29 части первой статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) реализуют полномочие по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа, в связи с чем рекомендуется предусматривать размещение подразделений аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований в генеральном плане муниципального образования.
Муниципальным образованиям Пермского края в соответствии с полномочием в сфере пожарной безопасности, установленным ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), в части принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, реализовавшим право по созданию муниципальной пожарной охраны (далее - МПО) в соответствии с частью 8.1 ст. 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ, рекомендуется предусматривать размещение подразделений МПО в генеральном плане муниципального образования.
Муниципальным образованиям Пермского края, принявшим решение по реализации полномочий о принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы силами подразделений добровольной пожарной охраны, созданных на территории населенных пунктов муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", законами Пермского края от 30 сентября 2011 г. N 827-ПК "О добровольной пожарной охране в Пермском крае" и от 7 марта 2013 г. N 174-ПК "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Пермском крае", рекомендуется предусматривать размещение подразделений добровольной пожарной охраны в генеральном плане муниципального образования.";
2.5. подраздел "Озеленение территории" пункта 1.5.6 изложить в следующей редакции:
"Озелененные территории
Расчетные показатели представлены в таблице 2.10 с учетом муниципального и административно-территориального устройства Пермского края и норм СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*".
Таблица 2.10
Озелененные территории |
Площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских и муниципальных округов Пермского края, м2 на одного человека <*> |
||
крупнейших и больших городов |
средних городов |
малых городов |
|
Общегородские |
10 |
7 |
8 (10) <**> |
-------------------------------- <*> За расчетный показатель потребности в озелененных территориях общего пользования принимается минимально допустимая площадь общегородских (в пределах города) озелененных территорий в квадратных метрах на одного человека расчетного населения, в которую вместе с озелененными территориями общего пользования (парками, садами, скверами, бульварами) могут включаться площади расположенных вне территорий общего пользования озелененных земельных участков или частей таких земельных участков, обеспеченных беспрепятственным доступом для неограниченного круга лиц (архитектурно-ландшафтные объекты, используемые для рекреационных целей, озелененные части земельных участков объектов инфраструктуры социального назначения; иные объекты). В зависимости от природно-климатических, физико-географических условий указанные в таблице 1.11 Региональных нормативов нормы могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем на 20%. Площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%: - для крупнейших и больших городов, в которых более 40% территории города занимают городские леса; - для средних и малых городов, расположенных в окружении лесов, прибрежных зонах крупных рек и водоемов. В крупнейших и больших городах Пермского края существующие массивы городских лесов допускается преобразовывать в лесопарки (зоны рекреационной деятельности городских лесов) и относить их дополнительно к указанным в таблице озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м 2 на одного человека. <**> В скобках приведены размеры для малых городов с численностью населения до 20 тыс. чел. |
Примечание:
1. Площадь озелененных территорий общего пользования следует: уменьшать для зон тундры и лесотундры - до 2 м 2 на одного человека; зон полупустыни и пустыни - на 20% - 30%; увеличивать для зон степи и лесостепи - на 10% - 20%. Физико-географическое районирование территории Пермского края определяется в соответствии с рисунком 3. Территория Пермского края относится к таежной зоне.
Рисунок 3. Физико-географическое районирование территории Пермского края
2. Классификация городских населенных пунктов по категориям крупнейшие/крупные/большие/средние/малые принимается в соответствии со значениями, указанными в таблице 2.11.
Таблица 2.11
Группы городских населенных пунктов |
Население, тыс. чел. |
Крупнейшие |
св. 1000 |
Крупные |
от 500 до 1000 |
от 250 до 500 | |
Большие |
от 100 до 250 |
Средние |
от 50 до 100 |
Малые <*> |
от 20 до 50 |
от 10 до 20 | |
до 10 |
--------------------------------
<*> В группу малых городов включаются поселки городского типа.
Таблица 2.12
Городские населенные пункты Пермского края
Группы |
Городские населенные пункты Пермского края |
Крупнейшие
св. 1000 тыс. чел. |
г. Пермь |
Крупные |
- |
Большие
от 100 до 250 тыс. чел. |
г. Березники |
Средние
от 50 до 100 тыс. чел. |
г. Соликамск г. Чайковский г. Кунгур г. Лысьва г. Краснокамск |
Малые <*>
от 20 до 50 тыс. чел. |
г. Чусовой г. Чернушка г. Добрянка г. Кудымкар г. Верещагино г. Оса |
от 10 до 20 тыс. чел. |
г. Губаха г. Нытва г. Красновишерск г. Очер г. Кизел пгт Полазна г. Александровск г. Горнозаводск |
до 10 тыс. чел. |
пгт Октябрьский пгт Яйва пгт Звездный пгт Углеуральский г. Гремячинск пгт Суксун пгт Уральский г. Оханск г. Усолье пгт Оверята пгт Сарс пгт Ныроб г. Чердынь пгт Лямино пгт Новоильинский пгт Пашия г. Чермоз пгт Широковский пгт Павловский пгт Теплая Гора пгт Всеволодо-Вильва пгт Калино пгт Кусье-Александровский пгт Скальный пгт Сараны пгт Бисер пгт Старый Бисер пгт Промысла пгт Усьва пгт Медведка пгт Нововильвенский |
3. На основании пункта 9.4 СП 42.13330.2016 территориальная доступность городских и районных парков установлена:
- для городских парков - 30 мин. (при движении на общественном транспорте, без учета времени ожидания транспорта);
- для районных парков - 20 мин. (при движении на общественном транспорте, без учета времени ожидания транспорта).
4. Показатели благоустройства и озеленения территорий городских населенных пунктов в муниципальных образованиях Пермского края показаны на рисунке 4.
Рисунок 4. Показатели благоустройства и озеленения территорий городских населенных пунктов в муниципальных образованиях Пермского края (2020 год)
5. Анализ данных (по сводным итогам формы N 1-КХ, утвержденной приказом Росстата от 29 июля 2022 г. N 535 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством") показал, что наиболее проблематичная ситуация с озелененными территориями общего пользования сложилась в городах Губаха, Соликамск, Кудымкар, Александровск, Верещагино, Добрянка, Чернушка, Чусовой, а также в пгт. Суксун. В данных населенных пунктах требуется увеличение озелененных территорий общего пользования. Также требуется создание новых и расширение существующих озелененных территорий общего пользования в Перми и Березниках.
Однако в части некоторых муниципальных образований возникают вопросы к существующей системе учета площади зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары), в том числе в части городских лесов. Так, в городе Перми и городе Березники существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их к озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 кв. м на одного человека.
Площадь озелененных территорий общего пользования для города Перми и города Березники должна составлять не менее 10 кв. м на человека; для городов Соликамск, Чайковский, Кунгур, Лысьва, Краснокамск - не менее 7 кв. м на человека; для малых городов - 8 кв. м на человека.";
2.6. подраздел 1.5.7 дополнить пунктами следующего содержания:
"1.5.7.2. Объекты местного значения в области использования электротранспорта
В целях стимулирования использования населением электромобилей, гибридных автомобилей и развития объектов зарядной инфраструктуры в РНГП включены требования по обеспеченности населения парковочными местами для электромобилей и гибридных автомобилей, в том числе оборудованными зарядными станциями.
Расчет произведен по формуле 3 методических рекомендаций по стимулированию использования электромобилей и гибридных автомобилей в субъектах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Минтранса России от 25 мая 2022 г. N АК-131-р (далее - Распоряжение N АК-131-р):
ПЭЛ = 0,15 · НСП · КГ · ККЛ (3),
где:
ПЭЛ - количество парковочных мест для электромобилей и гибридных автомобилей;
НСП - норма парковочных мест, установленная в действующих региональных (местных) нормативах градостроительного проектирования (при наличии), или в таблице 11.8 и приложении Ж Свода правил СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция. СНиП 2.07.01-89*";
КГ - расчетный коэффициент согласно таблице 1 Распоряжения N АК-131-р;
ККЛ - корректирующий коэффициент в зависимости от климатических районов эксплуатации электрического автомобильного транспорта согласно таблице 3 Распоряжения N АК-131-р.
Для Пермского края ККЛ = 0,85, для КГ закрепляется среднее значение 0,372222:
ПЭЛ = 0,15 · КГ · ККЛ · НСП · = 0,15 x 0,372222 x 0,85 НСП = 0,047458 x НСП = 0,05 x НСП
Количество парковочных мест для электромобилей и гибридных автомобилей на парковках общего пользования устанавливается 5% от общего количества мест.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 1753 "О минимально необходимых для обслуживания участников дорожного движения требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог, а также требованиях к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса" автомобильные заправочные станции должны быть оборудованы зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями. То есть зарядные колонки для машин с электромоторами включены в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса (на АЗС, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог).
1.5.7.3. Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами дошкольных образовательных организаций и объектами общеобразовательных организаций населения муниципальных образований Пермского края и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов дошкольных образовательных организаций и объектов общеобразовательных организаций для населения муниципальных образований Пермского края
Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами дошкольных образовательных организаций населения муниципальных образований Пермского края и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов дошкольных образовательных организаций и объектов общеобразовательных организаций для населения муниципальных образований Пермского края утверждались постановлением Правительства Пермского края от 17 августа 2018 г. N 459-п (далее - Постановление N 459-п) и принимались в соответствии с таблицей 2.13.
Таблица 2.13
N п/п |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Дошкольные образовательные организации |
Уровень обеспеченности, мест на 1 тыс. чел. |
61 |
2 |
Общеобразовательные организации |
Уровень обеспеченности, мест на 1 тыс. чел. |
119 |
Расчеты, указанные в таблице 2.13, были выполнены на основе статистических данных до 01 января 2018 г.
За прошедшие пять лет изменилась демографическая ситуация:
Таблица 2.14.
Естественное движение населения Пермского края
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Все население |
2634409 |
2632097 |
2623122 |
2610800 |
2599260 |
2579261 |
2556852 |
Родившихся |
37258 |
31915 |
29526 |
26617 |
25461 |
25178 |
23291 |
Умерших |
36369 |
34861 |
35340 |
34394 |
40203 |
44252 |
35004 |
Родившиеся на 1000 |
14,1 |
12,1 |
11,3 |
10,2 |
9,8 |
9,8 |
9,1 |
Умерших на 1000 |
13,8 |
13,3 |
13,5 |
13,2 |
15,5 |
17,2 |
13,7 |
Число детей, умерших в возрасте до одного года |
217 |
171 |
139 |
113 |
119 |
102 |
112 |
Рисунок 5. Демографические волны
Исходя из статистических данных в настоящее время происходит процесс спада рождаемости, определенный выходом из основных детородных возрастов значительных по численности контингентов женского населения (рисунок 5). Спад рождаемости, по данным бюллетеня Росстата, прогнозируется до 2031 года.
При оценке численности населения необходимо также принимать во внимание миграционные данные. По состоянию на 01 января 2023 г., по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, в период 2020 - 2022 сохраняется тенденция миграционной убыли населения на уровне 5024 человек, что составляет 0,19% населения Пермского края. Для определения предельных значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами образовательных организаций предлагается данные миграции населения Пермского края не учитывать.
Таблица 2.15.
Миграция населения Пермского края
|
2020 |
2021 |
2022 |
||||||
прибывшие |
выбывшие |
миграционный прирост, убыль (-) |
прибывшие |
выбывшие |
миграционный прирост, убыль (-) |
прибывшие |
выбывшие |
миграционный прирост, убыль (-) |
|
Все население, миграция - всего |
65681 |
70711 |
-5030 |
69223 |
72558 |
-3335 |
63756 |
68780 |
-5024 |
в пределах России |
61975 |
66600 |
-4625 |
64679 |
70910 |
-6231 |
59362 |
63860 |
-4498 |
внутрирегиональная |
47044 |
47044 |
- |
50528 |
50528 |
- |
45092 |
45092 |
- |
межрегиональная |
14931 |
19556 |
-4625 |
14151 |
20382 |
-6231 |
14270 |
18768 |
-4498 |
международная миграция |
3706 |
4111 |
-405 |
4544 |
1648 |
2896 |
4394 |
4920 |
-526 |
со странами СНГ |
2773 |
3144 |
-371 |
4029 |
1202 |
2827 |
3817 |
4001 |
-184 |
с другими зарубежными странами |
933 |
967 |
-34 |
515 |
446 |
69 |
577 |
919 |
-342 |
Городская местность, миграция - всего |
41842 |
45760 |
-3918 |
42597 |
45022 |
-2425 |
40087 |
43731 |
-3644 |
в пределах России |
38872 |
42259 |
-3387 |
39605 |
43648 |
-4043 |
36934 |
39882 |
-2948 |
внутрирегиональная |
27312 |
27034 |
278 |
28898 |
27849 |
1049 |
25931 |
25268 |
663 |
межрегиональная |
11560 |
15225 |
-3665 |
10707 |
15799 |
-5092 |
11003 |
14614 |
-3611 |
международная миграция |
2970 |
3501 |
-531 |
2992 |
1374 |
1618 |
3153 |
3849 |
-696 |
со странами СНГ |
2060 |
2558 |
-498 |
2523 |
948 |
1575 |
2609 |
2970 |
-361 |
с другими зарубежными странами |
910 |
943 |
-33 |
469 |
426 |
43 |
544 |
879 |
-335 |
Сельская местность, миграция - всего |
23839 |
24951 |
-1112 |
26626 |
27536 |
-910 |
23669 |
25049 |
-1380 |
в пределах России |
23103 |
24341 |
-1238 |
25074 |
27262 |
-2188 |
22428 |
23978 |
-1550 |
внутрирегиональная |
19732 |
20010 |
-278 |
21630 |
22679 |
-1049 |
19161 |
19824 |
-663 |
межрегиональная |
3371 |
4331 |
-960 |
3444 |
4583 |
-1139 |
3267 |
4154 |
-887 |
международная миграция |
736 |
610 |
126 |
1552 |
274 |
1278 |
1241 |
1071 |
170 |
со странами СНГ |
713 |
586 |
127 |
1506 |
254 |
1252 |
1208 |
1031 |
177 |
с другими зарубежными странами |
23 |
24 |
-1 |
46 |
20 |
26 |
33 |
40 |
-7 |
В связи с изложенным показатели обеспеченности объектами дошкольных и школьных учреждений снижены пропорционально на процент снижения уровня рождаемости. Учитывая, что расчеты для подготовки Постановления N 459-п производились по данным до 01 января 2018 г., процент снижения уровня рождаемости составляет:
100% - 23291 / 29526 x 100% = 100% - 79% = 21%.
Таблица 2.16.
Обеспеченность образовательными учреждениями
N п/п |
Наименование вида объекта |
Наименование расчетного показателя, единица измерения |
Значение расчетного показателя в соответствии с Постановлением N 459-П |
Расчеты |
Значение расчетного показателя в соответствии с настоящими РНГП |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
1 |
Объекты дошкольных образовательных организаций |
Уровень обеспеченности, мест на 1 тыс. чел. |
61 |
61 - 61 x 21% = 48,19 |
49 |
2 |
Объекты общеобразовательных организаций |
Уровень обеспеченности, мест на 1 тыс. чел. |
119 |
119 - 119 x 21% = 94,1 |
95 |
Целесообразно принять данные значения не менее чем на 5 лет.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности такими объектами населения муниципальных образований, устанавливаемые местными нормативами градостроительного проектирования, не могут быть ниже этих предельных значений.
Дошкольные образовательные организации
В местных нормативах градостроительного проектирования объекты дошкольных образовательных организаций, дошкольные группы при общеобразовательных организациях, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, предлагается планировать исходя из численности контингентов детей соответствующего возраста в зоне обслуживания.
При проектировании и строительстве новых объектов дошкольных образовательных организаций рекомендуется предусматривать их размещение на первых этажах жилых и общественно-деловых зданий, с учетом возможной смены функционального назначения помещений при возникновении профицита обеспеченности мест в указанных объектах образовательных организаций.
Общеобразовательные организации
Основное общее образование обязательно (ст. 43 Конституции Российской Федерации). В связи с этим настоящие Региональные нормативы устанавливают 100% охват детей начальным и общим основным образованием (1 - 9 классы). Право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования закреплены положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Выбор выпускников 9-х классов в городских и сельских населенных пунктах различен: более половины учащихся в городских и крупных сельских населенных пунктах отдают предпочтение среднему общему образованию в общеобразовательных организациях, в сельской местности - менее 20%. Такой выбор обусловлен в том числе состоянием материально-технической базы, кадрового обеспечения образовательного учреждения, что оказывает влияние на результаты, а также на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации в 11 классе.
Настоящие Региональные нормативы устанавливают показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения общеобразовательными организациями: охват 60% детей - средним общим образованием (10 - 11 классы).
В местных нормативах градостроительного проектирования общеобразовательные организации, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, предлагается планировать исходя из численности детей соответствующего возраста в зоне обслуживания.
Показатель максимального допустимого уровня территориальной доступности
Санитарные нормы допускают транспортное обслуживание воспитанников дошкольных организаций на расстояние не более 30 км в одну сторону (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28).
В связи с этим теряет значение ранее утвержденный норматив расчетного показателя максимально допустимого уровня территориальной доступности для малых сельских населенных пунктов и для всех типов застройки на территории городских округов не более 2,5 км.
В отношении общеобразовательных организаций для условий стесненной городской застройки и труднодоступной местности указанные санитарные правила допускают увеличение радиуса пешеходной доступности до 800 м. В качестве основной нормы предлагается сохранить в условиях малоэтажной застройки для II и III ступеней обучения (основное и среднее общее образование) ранее установленное значение 750 м. Санитарные нормы допускают транспортное обслуживание обучающихся на расстояние не более 30 км в одну сторону.
Для административных центров муниципальных образований расчетный показатель максимально допустимого уровня территориальной доступности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций для административных центров муниципальных образований - транспортная доступность общественным транспортом - 15 минут.
Значение в 15 минут определено по формуле:
T = S / V x 60 мин.,
где S = R x k;
T - транспортная доступность в минутах;
S - расстояние по улично-дорожной сети (маршрут движения общественным транспортом);
V - усредненная скорость движения транспорта в населенном пункте, принимаемая в 20 км/ч;
R - расстояние по прямой от места жительства до объекта, не более 3,5 км;
k - коэффициент преобразования расстояния "R" в "S" (равен 1,4, получен расчетно-аналитическим путем).
Расстояние "R" принято в значении "не более 3,5 км" с учетом проведенного анализа наиболее протяженных территорий муниципальных образований (город Пермь, г. Березники, г. Чусовой, г. Соликамск), фактического расположения объектов образовательных организаций, планов по их развитию и их возможному размещению.
Размеры земельных участков образовательных организаций
В связи с различной плотностью застройки и численностью населения, размеры земельных участков не нормируются. Базовую норму площади земельного участка для объектов образования, планируемых к строительству, рекомендуется устанавливать в местных нормативах градостроительного проектирования и принимать в соответствии с СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (с изменениями N 1 и N 2).".
3. В Правилах и области применения расчетных показателей:
3.1. раздел 1 дополнить пунктом 1.3 следующего содержания:
"1.3. При планировке, застройке и реконструкции территорий городских и сельских населенных пунктов, муниципальных образований Пермского края, разработке документов по планировке территорий, проектной документации и осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории муниципальных образований в границах зон с особыми условиями территорий следует предусматривать соответствующие мероприятия, в том числе по инженерной защите от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней.";
3.2. раздел 2 дополнить пунктом 2.4 следующего содержания:
"2.4. Настоящие Региональные нормативы не применяются для территорий, в отношении которых принято решение о комплексном развитии, в случае если для такой территории нормативными актами установлены иные расчетные показатели.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 18 августа 2023 г. N 31-02-1-4-1545 "О внесении изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 30 декабря 2021 г. N 31-02-1-4-2250"
Вступает в силу с 8 сентября 2023 г.
Опубликование:
Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, 28 августа 2023 г. N 34