Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Указу Главы
Республики Саха (Якутия)
от 21 августа 2023 г. N 2951
Политика
информационной безопасности в органах государственной власти Республики Саха (Якутия)
Определения
Защита информации |
- |
деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию |
Информация |
- |
сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления |
Информация ограниченного доступа |
- |
информация, доступ к которой ограничен федеральными законами |
Информационная система |
- |
совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств |
Конфиденциальность информации |
- |
обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя |
Обладатель информации |
- |
лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам |
Персональные данные |
- |
любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных) |
Обозначения и сокращения
Конфиденциальная информация |
- |
КИ |
Межсетевой экран |
- |
МЭ |
Несанкционированный доступ |
- |
НСД |
Система защиты информации |
- |
СЗИ |
Средство криптографической защиты информации |
- |
СКЗИ |
Средство защиты информации |
- |
СрЗИ |
Федеральная служба безопасности Российской Федерации |
- |
ФСБ России |
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю |
- |
ФСТЭК России |
1. Общие положения
1.1. Настоящая политика является документом, доступным всем сотрудникам органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее - ОГВ РС (Я)) и всем пользователям их ресурсов, и представляет собой официально принятую систему взглядов на обеспечение информационной безопасности в ОГВ РС (Я).
1.2. Основной задачей в области информационной безопасности признается совершенствование мер и средств обеспечения информационной безопасности информационных ресурсов Республики Саха (Якутия) в контексте развития законодательства и норм регулирования информационной деятельности.
1.3. В рамках своей деятельности сотрудники ОГВ РС (Я) обязуются предпринимать все возможные меры для защиты информации от риска причинения вреда, убытков и ущерба, возникающих в результате реализации угроз информационной безопасности или других противоправных действий, связанных с нарушением информационной безопасности.
1.4. Требования информационной безопасности, которые предъявляются к сотрудникам ОГВ РС (Я), соответствуют целям деятельности ОГВ РС (Я) и предназначены для снижения рисков, связанных с информационной безопасностью, до приемлемого уровня.
1.5. Реализация и контроль исполнения требований, установленных настоящей политикой, осуществляется работниками структурных подразделений ОГВ РС (Я), ответственных за информационную безопасность, в соответствии со своими должностными инструкциями и другими внутренними документами ОГВ РС (Я) по информационной безопасности.
2. Цели и задачи обеспечения информационной безопасности
2.1. Целями обеспечения информационной безопасности ОГВ РС (Я) являются:
1) защита интересов ОГВ РС (Я) от возможного нанесения ущерба их деятельности посредством случайного или преднамеренного несанкционированного вмешательства в процесс функционирования информационных систем Республики Саха (Якутия), нарушения работы технических и программных средств, приводящего к недоступности информации, разглашению, искажению, уничтожению защищаемой информации и ее незаконному использованию;
2) обеспечение устойчивого и корректного функционирования программных и аппаратных компонентов и предоставляемых сервисов;
3) соблюдение правового режима использования массивов и программ обработки информации;
4) предотвращение реализации угроз безопасности для деятельности ОГВ РС (Я).
2.2. Объектами информационных правоотношений являются:
1) информационные ресурсы, в том числе с ограниченным доступом;
2) процессы обработки информации в информационных системах ОГВ РС (Я), информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации;
3) информационная инфраструктура, включающая системы обработки, хранения и анализа информации, технические и программные средства ее обработки, передачи и отображения, в том числе каналы информационного обмена и телекоммуникации;
4) системы и средства защиты информации, объекты и помещения, в которых размещены хранилища информации.
2.3. Субъектами информационных отношений при использовании информационных систем ОГВ РС (Я), заинтересованными в обеспечении информационной безопасности, являются:
1) ОГВ РС (Я) как собственник информационных ресурсов;
2) работники подразделений ОГВ РС (Я) как пользователи и поставщики информации в информационные системы;
3) юридические и физические лица, сведения о которых накапливаются, хранятся и обрабатываются в информационных системах ОГВ РС (Я).
2.4. Субъекты информационных отношений заинтересованы в обеспечении:
конфиденциальности определенной части информации;
целостности информации;
своевременного доступа к необходимой им информации;
защиты от навязывания им ложной (недостоверной, искаженной) информации;
разграничения ответственности за нарушения законных прав (интересов) других субъектов информационных отношений и установленных правил обращения с информацией;
возможности осуществления непрерывного контроля и управления процессами обработки и передачи информации;
защиты соответствующей части информации от незаконного ее тиражирования и распространения.
2.5. Для достижения целей защиты и обеспечения указанных свойств информации система обеспечения информационной безопасности ОГВ РС (Я) должна обеспечивать решение следующих задач:
1) защита от вмешательства в процесс функционирования информационных систем посторонних лиц (возможность использования системы и доступ к ее ресурсам должны иметь только зарегистрированные пользователи);
2) разграничение доступа зарегистрированных пользователей к аппаратным, программным и информационным ресурсам информационных систем (возможность доступа только к тем ресурсам и выполнения только тех операций с ними, которые необходимы конкретным пользователям для выполнения своих служебных обязанностей);
3) регистрация и периодический контроль действий пользователей при использовании защищаемых ресурсов и периодический контроль корректности их действий;
4) контроль целостности (обеспечение неизменности) среды исполнения программ и ее восстановление в случае нарушения;
5) защита от несанкционированной модификации и контроль целостности используемых в ОГВ РС (Я) программных средств и данных, а также защита от несанкционированного внедрения вредоносных программ;
6) защита информации ограниченного доступа, хранимой, обрабатываемой в ОГВ РС (Я), от несанкционированного разглашения или искажения;
7) обеспечение аутентификации пользователей, участвующих в информационном обмене (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации), а также определение автора при создании и модификации информации;
8) обеспечение исправности применяемых в информационных системах ОГВ РС (Я) средств защиты информации;
9) своевременное выявление источников угроз безопасности информации, причин и условий, способствующих нанесению ущерба заинтересованным субъектам информационных отношений, создание механизма оперативного реагирования на угрозы безопасности информации;
10) создание условий для минимизации наносимого ущерба неправомерными действиями, ослабление негативного влияния и ликвидация последствий нарушения безопасности информации в ОГВ РС (Я).
2.6. Решение вышеперечисленных задач в ОГВ РС (Я) осуществляется путем:
1) учета всех подлежащих защите информационных ресурсов (каналов связи, аппаратных и программных средств);
2) регламентации процессов обработки подлежащей защите информации, действий работников ОГВ РС (Я) и персонала, осуществляющего обслуживание и модификацию программных и технических средств, на основе утвержденных организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения информационной безопасности;
3) назначения и подготовки работников, ответственных за организацию и осуществление мероприятий по обеспечению информационной безопасности в ОГВ РС (Я);
4) наделения каждого работника минимально необходимыми для выполнения им своих функциональных обязанностей полномочиями по доступу к информационным ресурсам;
5) знания и строгого соблюдения всеми работниками, использующими и обслуживающими аппаратные и программные средства, требований организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения информационной безопасности;
6) персональной ответственности за свои действия каждого работника, участвующего в рамках своих функциональных обязанностей в процессах автоматизированной обработки информации и имеющего доступ к ресурсам информационных систем;
7) реализации технологических процессов обработки информации с использованием комплексов организационно-технических мер защиты программного обеспечения, технических средств и данных;
8) принятия мер по обеспечению физической целостности технических средств информационных систем и поддержанию необходимого уровня защищенности их компонентов;
9) использования физических и технических (программно-аппаратных) средств защиты ресурсов ОГВ РС (Я) и административной поддержки их использования;
10) контроля соблюдения пользователями информационных систем требований по обеспечению информационной безопасности;
11) юридической защиты интересов ОГВ РС (Я) при взаимодействии с юридическими и физическими лицами от противоправных и несанкционированных действий со стороны этих лиц;
12) проведения анализа эффективности принятых мер и применяемых средств защиты информации в ОГВ РС (Я), разработки и реализации предложений по совершенствованию СЗИ в ОГВ РС (Я).
3. Принципы обеспечения информационной безопасности
3.1. Принцип законности:
1) при выборе защитных мероприятий, реализуемых системой обеспечения информационной безопасности, должно соблюдаться действующее законодательство;
2) принятые меры защиты не должны препятствовать доступу к защищаемой информации со стороны государственных или правоохранительных органов, если такой доступ необходим в случаях, предусмотренных законодательством;
3) программно-технические средства, применяемые в ОГВ РС (Я), должны иметь соответствующие лицензии, официально приобретаться ОГВ РС (Я) у представителей разработчиков этих средств.
3.2. Принцип системности:
1) при построении системы обеспечения информационной безопасности необходимо применять системный подход, который предполагает взаимосвязь процессов организации защиты информационных ресурсов ОГВ РС (Я), согласованное применение методов и средств защиты информационных ресурсов ОГВ РС (Я).
3.3. Принцип координации:
1) при организации действий по обеспечению информационной безопасности руководство ОГВ РС (Я) обеспечивает четкую взаимосвязь соответствующих структурных подразделений между собой, с представителями сторонних организаций, оказывающих услуги в рамках договорных обязательств;
2) при построении, внедрении и эксплуатации системы обеспечения информационной безопасности руководство ОГВ РС (Я) обеспечивает условия для эффективной координации действий всех лиц, обеспечивающих информационную безопасность.
3.4. Принцип дружественности и простоты:
1) система обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я) формируется таким образом, чтобы сделать максимально прозрачными для пользователей информационных систем ОГВ РС (Я) процессы ее функционирования;
2) система обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я) выстраивается таким образом, чтобы ограничения организационного и технического характера, налагаемые на сотрудников ОГВ РС (Я) в связи с реализацией защитных мер, существенно не затрудняли работу с ресурсами информационных систем ОГВ РС (Я).
3.5. Принцип превентивности:
1) меры, применяемые ОГВ РС (Я) с целью обеспечения информационной безопасности, должны носить упреждающий характер и не допускать реализацию соответствующих угроз и атак.
3.6. Принцип оптимальности и многоуровневости:
1) выбор единых программно-технических средств с целью сокращения расходов на создание и поддержку функционирования компонентов системы обеспечения информационной безопасности;
2) применение разнородных программно-технических средств защиты с целью построения целостной системы обеспечения информационной безопасности и устранения возможных уязвимостей;
3) использование для создания разных рубежей обеспечения информационной безопасности средств, которые имеют схожие друг с другом функции, но разработанные различными производителями и имеющие различную логику построения защитных механизмов.
3.7. Принцип экономической целесообразности:
1) осуществление оценки уровня затрат на обеспечение безопасности, ценности информационных ресурсов и величины возможного ущерба для ОГВ РС (Я) в случае нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информационных ресурсов;
2) выбор необходимого и достаточного уровня защиты информационных ресурсов, при котором затраты, риск и размер возможного ущерба являются приемлемыми.
3.8. Принцип непрерывности и недопустимости открытого состояния:
1) система обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я) строится таким образом, чтобы процесс защиты информационных систем ОГВ РС (Я) осуществлялся непрерывно и целенаправленно на протяжении всего жизненного цикла информационных систем;
2) система обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я) при любых возникающих обстоятельствах либо полностью выполняет свои функции, либо полностью блокирует доступ.
3.9. Принцип профессионализма:
1) привлечение для разработки и внедрения системы обеспечения информационной безопасности при необходимости специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности и имеющих соответствующие лицензии на выполнения работ и практический опыт в данной области;
2) организация профессиональной подготовки своих работников для эксплуатации компонентов системы обеспечения информационной безопасности.
3.10. Принцип выбора решений защиты:
1) ориентация на применение современных высокотехнологичных решений и программно-технических средств защиты, хорошо зарекомендовавших себя, интуитивно понятных и не сложных в эксплуатации;
2) использование оценки степени корректности функционирования и исполнения защитных функций, отказоустойчивости, проверки согласованности конфигурации различных компонентов и возможности осуществления централизованного администрирования при выборе решений по защите информационных систем.
3.11. Принцип развития:
1) развитие и обновление на регулярной основе существующей системы обеспечения информационной безопасности;
2) ориентация на преемственность принятых ранее решений по защите, анализ функционирования информационных систем и самой системы обеспечения информационной безопасности.
3.12. Принцип персональной ответственности и разделения обязанностей:
1) руководство ОГВ РС (Я) определяет права и ответственность конкретного работника (в пределах его должностных обязанностей) за обеспечение безопасности информационных ресурсов ОГВ РС (Я);
2) система обеспечения информационной безопасности ОГВ РС (Я) обеспечивает разделение полномочий в информационных системах, обязанностей и ответственности между работниками, исключающее возможность нарушения критически важных для ОГВ РС (Я) процессов или создания уязвимостей в защите информационных ресурсов.
3.13. Принцип минимизации привилегий пользователей:
1) обеспечение пользователей привилегиями минимально достаточными для выполнения ими своих функций в ОГВ РС (Я) в соответствии со своими должностными обязанностями.
4. Зоны ответственности участников процесса обеспечения информационной безопасности
4.1. Руководство ОГВ РС (Я):
1) создает условия, при которых каждый работник ОГВ РС (Я) знает свои обязанности и задачи в отношении информационных ресурсов и обеспечивает наличие необходимого разделения функций и полномочий в целях недопущения конфликта интересов;
2) назначает работников, ответственных за создание и использование СЗИ, информации, обрабатываемой в ОГВ РС (Я), реализацию процессов обеспечения информационной безопасности, а также их контроля;
3) обеспечивает достаточную численность и квалификацию персонала, ответственного за построение и поддержание процессов обеспечения информационной безопасности, внедрение и управление СЗИ, а также контроль и мониторинг текущего состояния системы обеспечения информационной безопасности ОГВ РС (Я);
4) инициирует, осуществляет поддержку и контролирует выполнение всех процессов обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я);
5) анализирует результаты работ по обеспечению информационной безопасности и на их основе принимает решения о необходимости развития системы обеспечения информационной безопасности, ее развитии, возможности принятия остаточных рисков информационной безопасности, выделении ресурсов, необходимых для реализации политики информационной безопасности.
4.2. Компетентные подразделения ОГВ РС (Я):
1) подготавливают предложения по доработке политики информационной безопасности в части технического обеспечения информационных систем ОГВ РС (Я);
2) разрабатывают процедуры эффективного управления техническими и программными средствами информационных систем и применяют их в практической деятельности в отношении всех систем, действующих в ОГВ РС (Я);
3) организуют проведение необходимого инструктажа работников структурных подразделений в части вопросов безопасной эксплуатации информационных систем;
4) обеспечивают защиту доступа ко всему серверному и коммутационному оборудованию, носителям информации, которые используются в соответствующих структурных подразделениях;
5) осуществляют мероприятия по поддержке сопровождения и использования информационных систем;
6) обеспечивают отказоустойчивость всего программно-аппаратного комплекса и процедуру регламентированного восстановления работоспособности после отказов компонентов;
7) регулярно обновляют программные и программно-аппаратные комплексы СЗИ в ОГВ РС (Я);
8) осуществляют поддержку функционирования информационных систем и принимают необходимые меры по конфигурированию систем для обеспечения необходимого уровня информационной безопасности ОГВ РС (Я);
9) контролируют работоспособность устройств бесперебойного питания критичных для ОГВ РС (Я) информационных систем;
10) обеспечивают физическую защиту помещений, в которых располагаются критичные для ОГВ РС (Я) информационные системы;
11) обеспечивают сопровождение устройств контроля доступа в помещения ОГВ РС (Я);
12) обеспечивают защиту информационных ресурсов ОГВ РС (Я) от случайного или намеренного уничтожения, искажения, разглашения;
13) контролируют выполнение установленных правил и процедур обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я).
4.3. Руководители структурных подразделений ОГВ РС (Я);
1) обязаны соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации и внутренних документов ОГВ РС (Я) в части обеспечения информационной безопасности;
2) обеспечивают контроль за соблюдением норм и правил обеспечения информационной безопасности в своем структурном подразделении и информируют компетентное подразделение о любых подозрительных событиях или нарушениях действующих правил обеспечения информационной безопасности;
3) обеспечивают соответствие действий работников подразделения политике информационной безопасности, внутренним документам по информационной безопасности и любым другим распоряжениям руководства ОГВ РС (Я) по вопросам информационной безопасности;
4) организуют проведение необходимого инструктажа по вопросам выполнения правил информационной безопасности для всех работников своего структурного подразделения;
5) контролируют выполнение работниками в своем структурном подразделении установленных правил в целях обеспечения физической безопасности компьютерного оборудования и носителей информации;
6) своевременно информируют руководство о всех выявленных сбоях в работе информационных систем;
7) контролируют доступ к необходимым информационными ресурсам работников своего структурного подразделения в соответствии с потребностью в пределах служебных обязанностей.
4.4. Работники ОГВ РС (Я):
1) соблюдают и выполняют требования политики информационной безопасности, соответствующих локальных актов, документов ОГВ РС (Я) по вопросам информационной безопасности;
2) соблюдают конфиденциальность данных, доступ к которым был ими получен;
3) обеспечивают физическую безопасность всего технического оборудования и носителей информации, используемых в работе;
4) не допускают самовольного подключения и использования в автоматизированной информационной системе личного компьютерного и цифрового оборудования, а также носителей информации;
5) не допускают самовольную установку программного обеспечения на компьютеры, входящие в состав информационной системы;
6) своевременно информируют руководителя своего структурного подразделения о всех случаях нарушения информационной безопасности и о всех выявленных сбоях в работе программных и программно-аппаратных средств;
7) проявляют осмотрительность в отношении любых действий, которые могут повлечь за собой снижение уровня информационной безопасности.
4.5. Сторонние физические и юридические лица соблюдают и выполняют требования политики информационной безопасности, соответствующих локальных актов и документов ОГВ РС (Я) и других распоряжений руководства по вопросам информационной безопасности при исполнении договорных обязательств.
5. Основные требования по защите информации ограниченного доступа
5.1. Общие требования:
1) в ОГВ РС (Я) необходимо соблюдать режим безопасности, предусматривающий реализацию организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
2) в ОГВ РС (Я) осуществляется обработка и хранение информации ограниченного доступа (доступ к которой ограничен федеральными законами и служебной необходимостью);
3) в ОГВ РС (Я) должен быть разработан перечень информации ограниченного доступа;
4) орган, как обладатель информации ограниченного доступа, при осуществлении своих прав обязан:
соблюдать права и законные интересы иных лиц;
принимать меры по защите информации;
ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами;
5) орган, как обладатель информации ограниченного доступа, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
передавать информацию другим лицам на установленном законом основании;
защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий, если эти действия не противоречат федеральным законам и другим нормативно-правовым актам регуляторов;
6) орган, являясь обладателем информации ограниченного доступа, в случаях, установленных законодательством РФ, обязан обеспечить:
предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
возможность регламентированного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
7) защита информации ограниченного доступа представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
соблюдение конфиденциальности информации (исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации);
обеспечение целостности информации (исключение неправомерного уничтожения или модифицирования информации);
реализацию права на доступ к информации (исключение неправомерного блокирования информации).
5.2. Организация защиты конфиденциальной информации:
1) при организации в ОГВ РС (Я) защиты информации ограниченного доступа необходимо руководствоваться требованиями федеральных законов от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", которые регулируют отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима обработки защищаемой информации;
2) в ОГВ РС (Я) необходимо соблюдать режим защиты конфиденциальной информации (далее - КИ):
ограничение доступа к КИ путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
учет лиц, получивших доступ к КИ, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
регулирование отношений по использованию КИ с работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско - правовых договоров;
использование материальных носителей, содержащих КИ, в соответствии с утвержденным порядком, исключающим несанкционированный доступ к ним;
3) для обеспечения защиты КИ орган вправе применять средства и методы технической защиты, предпринимать другие не противоречащие законодательству РФ меры;
4) в целях охраны КИ в рамках трудовых отношений необходимо:
ознакомить под расписку работников, доступ которых к КИ необходим для выполнения ими своих служебных обязанностей, с перечнем КИ и установленным в ОГВ РС (Я) режимом защиты КИ, а также мерами ответственности за его нарушение;
создать работникам необходимые условия для соблюдения установленного режима защиты КИ;
5) работники ОГВ РС (Я) обязаны выполнять установленный в ОГВ РС (Я) режим защиты КИ, не разглашать информацию, составляющую КИ, и не использовать эту информацию в личных целях.
5.3. Особенности защиты персональных данных:
1) при организации в ОГВ РС (Я) защиты персональных данных необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", который регулирует отношения, связанные с обработкой и хранением персональных данных граждан и определяет требования по защите их конфиденциальности;
2) ОГВ РС (Я) самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 152-ФЗ или другими федеральными законами;
3) перечень мер, выполнение которых обеспечивает ОГВ РС (Я) в качестве оператора персональных данных, должен включать:
назначение в ОГВ РС (Я) ответственного за организацию обработки персональных данных;
издание ОГВ РС (Я) документов, определяющих его политику в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений;
применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 152-ФЗ;
оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения Федерального закона N 152-ФЗ, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 152-ФЗ;
ознакомление работников ОГВ РС (Я), непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных, в том числе с требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику ОГВ РС (Я) в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и обучение, при необходимости, указанных работников;
4) ОГВ РС (Я) при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;
5) обеспечение безопасности персональных данных достигается в частности:
определением угроз и нарушителей безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (далее - ИСПДн);
проведением классификации ИСПДн в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" и определением класса защищенности для ИСПДн;
применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает выбранные уровни защищенности персональных данных;
применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию ИСПДн;
учетом машинных носителей персональных данных;
обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в ИСПДн, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в ИСПДн;
контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности ИСПДн;
6) работники ОГВ РС (Я) должны быть ознакомлены под подпись с документами ОГВ РС (Я), устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах, обязанностях и ответственности.
6. Основные требования к процессам обеспечения информационной безопасности
6.1. Общие положения:
1) методическое руководство, разработку конкретных требований по защите информации, согласование выбора средств вычислительной техники и связи, технических и программных средств защиты, организацию работ по выявлению возможностей и предупреждению утечки и нарушения целостности защищаемой информации осуществляют компетентные подразделения ОГВ РС (Я).
6.2. Физическая безопасность и безопасность на рабочем месте:
1) система защиты зданий и помещений ОГВ РС (Я), объектов и технических средств информационных систем ОГВ РС (Я) обеспечивает выполнение следующих функций:
разграничение доступа работников в помещения ОГВ РС (Я) в соответствии с их полномочиями и функциональными обязанностями;
регистрация фактов входа работников в помещения с повышенными требованиями к режиму их посещения (серверные помещения, архивы и т.д.);
регистрация фактов входа посторонних лиц в здания ОГВ РС (Я);
предотвращение доступа посторонних лиц в помещения, где размещены аппаратные и сетевые ресурсы информационных систем;
разрешительный режим вноса/выноса (ввоза/вывоза) компьютерного оборудования, средств записи и хранения информации;
2) определяется перечень технических средств, находящихся в специальных контролируемых зонах;
3) к техническим средствам, которые выделяются в специальные контролируемые зоны, необходимо отнести следующие группы ресурсов:
основные информационные серверы и средства вычислительной техники, на которых осуществляются обработка и хранение информации ограниченного распространения;
сетевое оборудование и серверы, обеспечивающие работу критических систем;
файловые серверы, на которых хранятся данные, в том числе резервные;
критичные для деятельности ОГВ РС (Я) системы и коммуникационное оборудование, обеспечивающие внешние коммуникации ОГВ РС (Я);
4) контролируемые зоны защищаются соответствующими системами контроля и управления доступом, обеспечивая доступ только авторизованному персоналу;
5) доступ в контролируемые зоны сторонних лиц или представителей других организаций возможен только в сопровождении уполномоченного работника ОГВ РС (Я);
6) размещение и эксплуатация рабочих станций, серверов и сетевого оборудования ОГВ РС (Я) осуществляются в помещениях, оборудованных замками, средствами сигнализации и (при необходимости) постоянно находящихся под охраной или наблюдением;
7) размещение технических средств вывода и отображения информации в помещениях ОГВ РС (Я) производится с учетом исключения возможности визуального просмотра информации посторонними лицами и персоналом, не допущенным к работе с данной информацией;
8) работники ОГВ РС (Я) на момент своего отсутствия на рабочем месте обязаны исключить возможность наличия на рабочем столе документов или носителей с защищаемой информацией;
9) технические средства и оборудование должны размещаться и храниться таким образом, чтобы сократить возможный риск его повреждения и угрозы несанкционированного доступа;
10) помещения ОГВ РС (Я) должны быть оборудованы детекторами огня и дыма, огнетушителями, системами кондиционирования воздуха, средствами охранно-пожарной сигнализации;
11) основное техническое оборудование ОГВ РС (Я) должно быть защищено от перебоев в подаче электроэнергии путем подключения к электросети с применением источников бесперебойного питания. Источники бесперебойного питания необходимо регулярно тестировать и проверять уполномоченным работникам ОГВ РС (Я) в соответствии с рекомендациями производителя;
12) пользователи портативных технических средств не должны оставлять техническое оборудование и носители информации без присмотра;
13) портативные технические средства не должны оставаться за пределами контролируемой зоны ОГВ РС (Я) дольше, чем того требует служебная необходимость.
6.3. Безопасность при работе с носителями информации:
1) в ОГВ РС (Я) должны соблюдаться меры по безопасной работе с электронными носителями информации с целью контроля их использования, для предотвращения несанкционированного копирования и разглашения защищаемой информации, внесения изменений или уничтожения указанной информации, а также внесения изменений в работу информационных систем;
2) работники ОГВ РС (Я) должны использовать электронные носители информации только для выполнения своих служебных обязанностей. Использование электронных носителей информации в ОГВ РС (Я) в иных целях строго запрещено;
3) электронные носители информации в ОГВ РС (Я) должны быть учтены путем присвоения каждому носителю инвентаризационного номера и назначения владельца;
4) электронные носители информации должны храниться в помещениях, исключающих получение к ним несанкционированного доступа, при этом должен быть обеспечен контроль доступа к носителям;
5) для контроля процессов использования и хранения электронных носителей информации должен быть разработан порядок плановой инвентаризации носителей;
6) в случае кражи или потери электронных носителей информации, а также иных инцидентов, которые могут привести к разглашению защищаемой информации, должны проводиться мероприятия по расследованию указанных инцидентов;
7) при снятии электронного носителя информации с эксплуатации все данные, хранящиеся на нем, должны быть гарантированно стерты;
8) при утилизации электронных носителей информации должна быть обеспечена невозможность восстановления записанной на них информации;
9) факт уничтожения информации и утилизации носителя информации фиксируется в соответствии с порядком, установленным в ОГВ РС (Я).
6.4. Техническое обслуживание оборудования:
1) технические средства всех систем ОГВ РС (Я) должны проходить на регулярной основе сервисное обслуживание в соответствии с рекомендациями производителей оборудования;
2) ремонт и сервисное обслуживание оборудования должны выполняться только квалифицированным персоналом;
3) техническое обслуживание оборудования и систем сторонними организациями не должно приводить к риску нарушения конфиденциальности защищаемой информации.
6.5. Взаимодействие с третьими лицами:
1) в целях обеспечения информационной безопасности ОГВ РС (Я) при взаимодействии с третьими лицами должны выполняться следующие мероприятия:
заключение соглашения о неразглашении конфиденциальной информации;
контроль за действиями третьих лиц;
в договорах с третьими лицами предусматривать право ОГВ РС (Я) на проведение аудита обеспечения безопасности той информации, которая передается третьим лицам.
6.6. Управление жизненным циклом информационных систем:
1) мероприятия по управлению жизненным циклом автоматизированных информационных систем должны быть направлены на обеспечение информационной безопасности при вводе в действие, эксплуатации, сопровождении и модернизации, выводе из эксплуатации информационных систем, автоматизирующих деятельность ОГВ РС (Я);
2) основой при выборе или разработке информационных систем должны являться технические задания, содержащие требования информационной безопасности для информационных систем;
3) любое планируемое к внедрению изменение информационной системы предварительно должно быть протестировано на совместимость и отсутствие нарушений работоспособности системных компонентов;
4) работы по модернизации автоматизированной информационной системы, в том числе по установке программного обеспечения и обновлений, должны проводиться в нерабочее время или время наименьшей рабочей нагрузки;
5) при выводе из эксплуатации автоматизированных информационных систем должно обеспечиваться гарантированное удаление обрабатываемой и хранимой в них информации с использованием специализированных программных средств или путем физического уничтожения носителей информации;
6) все процедуры обеспечения информационной безопасности, установленные в ОГВ РС (Я) в отношении информационных систем, должны выполняться и контролироваться ответственными за информационную безопасность лицами.
6.7. Контроль доступа к информационным системам:
1) все работники ОГВ РС (Я), допущенные к работе с информационными системами, несут персональную ответственность за нарушения установленного порядка обработки информации, правил хранения, использования и передачи находящихся в их распоряжении защищаемых ресурсов системы;
2) уровень полномочий пользователя в информационной системе ОГВ РС (Я) должен определяться в соответствии с его должностными обязанностями и производственной необходимостью;
3) доступ пользователей к информационным системам ОГВ РС (Я) должен контролироваться администратором системы;
4) осуществление регулярного контроля выполнения политик и иных документов, касающихся регламентации допуска работников ОГВ РС (Я) к информационным системам.
6.8. Идентификация и аутентификация:
1) доступ пользователей к информационным системам должен предоставляться только после успешного завершения процедур идентификации, аутентификации и авторизации;
2) получение пользователем имени в системе и парольной информации, которые обеспечивают доступ пользователя к ресурсам системы, должно осуществляться по представлению руководителей структурных подразделений.
6.9. Безопасность пароля:
1) с целью обеспечения защиты от несанкционированного доступа к информационным системам устанавливаются требования к выбору парольной информации, обеспечивающие достаточную степень стойкости паролей;
2) для обеспечения конфиденциальности парольной информации пользователю запрещается хранить значения своих паролей на бумажном носителе в открытом виде и в свободном доступе;
3) для обеспечения конфиденциальности парольной информации пользователям запрещается передавать значения своих паролей третьим лицам;
4) при вводе пароля пользователем для доступа к информационной системе ОГВ РС (Я) должно исключаться отображение парольной информации на экране монитора в открытом виде;
5) процедура смены парольной информации в информационных системах ОГВ РС (Я) должна проводиться на регулярной основе.
6.10. Регистрация событий:
1) осуществление регистрации событий безопасности на всех компонентах информационных систем ОГВ РС (Я), в которых обрабатывается, хранится или посредством которых передается защищаемая информация.
6.11. Использование средств криптографической защиты информации:
1) решение об использовании средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) в интересах защиты собственных информационных ресурсов принимается руководством ОГВ РС (Я) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) при эксплуатации СКЗИ и ключевой информации все сотрудники ОГВ РС (Я) должны выполнять требования нормативных правовых актов, издаваемых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, документов ОГВ РС (Я) по обеспечению безопасности использования СКЗИ, а также эксплуатационной документации производителя СКЗИ.
6.12. Безопасность информационной сети:
1) установление надлежащего контроля в отношении локальной вычислительной сети и всех внешних информационных коммуникаций ОГВ РС (Я) для обеспечения защиты данных и защиты информационных систем ОГВ РС (Я) от несанкционированного доступа;
2) должны быть определены цели использования сети Интернет и требования к процедуре использования ресурсов сети Интернет. Использование сети Интернет работников в личных целях должно быть строго запрещено;
3) доступ к информационным сервисам сети Интернет предоставляется работникам ОГВ РС (Я) только в случае производственной необходимости;
4) подключение к сети Интернет должно осуществляться только при организации защиты соединения путем установки МЭ и специальных программных средств защиты;
5) разрешительные политики доступа в Интернет должны технически реализовываться специализированным программным обеспечением;
6) контроль использования работниками ресурсов сети Интернет должен осуществляться уполномоченными работниками на постоянной основе.
6.13. Использование корпоративной электронной почты:
1) система корпоративной электронной почты должна использоваться в ОГВ РС (Я) с целью организации обмена электронными сообщениями между работниками, а также между работниками ОГВ РС (Я) и внешними абонентами;
2) в ОГВ РС (Я) должны быть четко определены требования к использованию системы корпоративной электронной почты;
3) предоставление и прекращение доступа к ресурсам корпоративной электронной почты должны осуществляться только на основе оформленной заявки;
4) в ОГВ РС (Я) должно быть установлено специальное программное обеспечение, осуществляющее контроль всех входящих сообщений на наличие вредоносного программного обеспечения;
5) в ОГВ РС (Я) должны быть предусмотрены механизмы архивирования и резервного копирования корпоративной электронной почты в автоматическом режиме.
6.14. Резервное копирование и восстановление данных:
1) осуществление резервного копирования для:
файловых серверов и серверов приложений, критичных для деятельности ОГВ РС (Я);
операционных систем файловых серверов и прикладных программ;
приложений, критичных для деятельности ОГВ РС (Я);
рабочих данных;
2) частота и режим резервного копирования устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить минимальную потерю данных и допустимое время восстановления;
3) резервное копирование и восстановление ресурсов информационных систем должны проводить уполномоченные работники ОГВ РС (Я);
4) резервное копирование должно осуществляться в автоматическом режиме с применением специализированного программно-аппаратного комплекса.
7. Основные требования к процессам управления информационной безопасностью
7.1. Управление рисками:
1) выбор требований по информационной безопасности и защитных механизмов, применяемых в системе информационной безопасности, должен основываться на проведении анализа рисков нарушения основных свойств безопасности для наиболее критичных информационных ресурсов ОГВ РС (Я);
2) основой оценки рисков должна быть оценка условий и факторов, которые могут стать причиной нарушения свойств целостности, конфиденциальности и доступности для ресурсов информационной системы ОГВ РС (Я);
3) результатом проведения анализа рисков должен быть комплекс мер, направленных на снижение возможного негативного влияния на основную деятельность ОГВ РС (Я) при реализации той или иной угрозы и обеспечивающих достаточный уровень защищенности информационных систем ОГВ РС (Я).
7.2. Управление инцидентами информационной безопасности:
1) для обеспечения эффективного разрешения инцидентов информационной безопасности в ОГВ РС (Я), минимизации потерь и уменьшения риска возникновения повторных инцидентов должно осуществляться эффективное управление инцидентами информационной безопасности;
2) для управления инцидентами информационной безопасности должна быть создана система учета произошедших инцидентов, которая представляет собой комплекс средств и мероприятий для сбора и консолидации информации об инцидентах;
3) в отношении каждого произошедшего инцидента требуется выполнять анализ и разработку эффективных мер реагирования на данный инцидент;
7.3. Мониторинг текущего уровня информационной безопасности:
1) для обеспечения высокого уровня контроля в отношении системы обеспечения информационной безопасности в ОГВ РС (Я) на постоянной основе должны проводиться комплексный анализ существующих защитных механизмов и возникающих инцидентов информационной безопасности, а также периодический аудит всей системы обеспечения информационной безопасности;
2) процесс мониторинга системы обеспечения информационной безопасности должен включать в себя контроль организационных и технических защитных мер, анализ параметров конфигурации и настройки защитных механизмов;
3) при проведении контрольных мероприятий, связанных с оценкой функционирования защитных мер в ОГВ РС (Я), уполномоченные работники должны придерживаться следующих принципов:
не нарушать функционирование текущей деятельности ОГВ РС (Я);
действовать в соответствии с внутренними документами ОГВ РС (Я) по информационной безопасности;
не скрывать факты выявленных инцидентов и нарушений требований информационной безопасности;
оформлять отчеты, подтверждающие выполнение мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
4) информация, полученная в ходе проведения контролирующих мероприятий о действиях, событиях и параметрах, имеющих отношение к функционированию защитных мер, должна консолидироваться и храниться в местах, исключающих получение к ней несанкционированного доступа;
5) мониторинг данных о зарегистрированных событиях информационной безопасности должен проводиться по возможности с использованием встроенных механизмов настройки и аудита событий в программных и программно-технических средствах, используемых в информационных системах ОГВ РС (Я).
7.4. Аудит системы обеспечения информационной безопасности:
1) в целях оценки текущего уровня информационной безопасности уполномоченные работники ОГВ РС (Я) на регулярной основе должны проводить аудит информационной безопасности;
2) внутренние аудиты или самооценки должны выполняться по возможности работниками ОГВ РС (Я);
3) результатом выполнения аудитов по информационной безопасности должны стать отчеты о выполненном аудите информационной безопасности, которые разрабатываются специалистами ОГВ РС (Я);
4) по результатам аудита уполномоченные работники и ответственные подразделения ОГВ РС (Я) должны определить действия, необходимые для устранения обнаруженных несоответствий в процессе аудита и вызвавших их причин.
7.5. Управление персоналом:
1) организация такого процесса управления персоналом, который обеспечит доверительное отношение к работникам, а также организует комплексное противодействие угрозам информационной безопасности, исходящим от персонала ОГВ РС (Я);
2) выполнение обязательных проверок при приеме новых работников на работу с точки зрения достоверности сообщаемых ими данных и с позиции оценки их профессиональных навыков;
3) организация работы в направлении повышения осведомленности и обучения в области информационной безопасности.
Повышение осведомленности работников ОГВ РС (Я):
по существующим в ОГВ РС (Я) политикам информационной безопасности;
по применяемым в ОГВ РС (Я) защитным мерам;
по правильному использованию защитных мер в соответствии с внутренними документами ОГВ РС (Я).
8. Заключение
8.1. Настоящая политика является общедоступной и подлежит размещению на официальных сайтах ОГВ РС (Я).
8.2. Ответственность должностных лиц ОГВ РС (Я), имеющих доступ к конфиденциальной информации, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту информации, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами ОГВ РС (Я).
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2023 г. N 2951 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия)... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.