Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Зотиной Е.Г.
судей Ощепкова Н.Г. и Мочаловой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ишметовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Надымского района на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2023 года, которым постановлено:
административный иск Надымского городского прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда постановление Администрации Надымского района от 20.12.2022 года N 741-пк "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа".
Административный иск индивидуального предпринимателя Лалаева Игоря Валентиновича удовлетворить в части.
Признать незаконными пункт 3.2, абзац 3 пункта 3.12. абзац 4 пункта 3.19, абзац 3 пункта 4.11 Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., возражения прокурора Губайдулиной Г.А. на апелляционную жалобу заявителя, судебная коллегия
установила:
Административный истец ИП Лалаев И.В. обратился в суд с иском к Администрации Надымского района о признании недействительным нормативного правового акта.
В обоснование иска указал, что является субъектом правоотношений, регулируемых постановлением N 741-пк, принятым Администрацией Надымского района 20 декабря 2022 года, и приказом 83-п Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года, поскольку осуществляет пассажирские перевозки в г. Надым по муниципальному маршруту N 7к по результатам открытого конкурса с 15 июня 2016 года на осуществление пассажирских перевозок на основании свидетельства серии 000040 N 000001, выданного Департаментом муниципального хозяйства Администрации Надымского района на бессрочной основе. Полагал, что оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, нарушает его права как субъекта малого предпринимательства, а также его работников и членов их семей. Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район ЯНАО в п.п.п. 3.12, 3.19, 4.2, 4.11 противоречит требованиям федерального законодательства. Так, в п.п. 3.12, 3.19, 4.11 Администрация Надымского района добавила следующее условие: в случае, если свидетельство выдано на неопределенный срок, то Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок (изменении вида перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, отмене муниципального маршрута регулярных перевозок) обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу. Данное содержание противоречит положениям ст. 12 Федерального закона N 220-ФЗ. В тоже время проект постановления, размещенный на официальном сайте Администрации Надымского района, по своему содержанию отличается от постановления N 741-пк от 20 декабря 2022 года, а именно: в проекте отсутствует условие, включенное в текст п.п.п. 3.12, 3.19, 4.11. Помимо этого считал о нарушении ст. 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Закона ЯНАО от 20 декабря 2016 года N 111-ЗАО, постановления Правительства ЯНАО от 18 августа 2016 года N 794-П, поскольку п.п.п. 3.12, 3.19, 4.11 не прошли оценку регулирующего воздействия ввиду их отсутствия в проекте постановления. Также п. 3.2 Положения, утвержденного постановлением N 741-пк, установлено не предусмотренное законодательством РФ требование в виде минимального временного интервала в размере не менее одной минуты между автобусами. Тем самым, Администрация Надымского района допустила ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по отношению к другим участникам оказания услуг (и к нему, в частности) и создала преимущество для МУП "Автотранспортное предприятие". МУП "Автотранспортное предприятие" является доминирующей организацией на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров. Установив указанный интервал, Администрация Надымского района зафиксировала факт наличия такового, и не оценила его целесообразность с точки зрения наполняемости автобусов пассажирами (пассажиропотока) и рентабельности. Необоснованные действия по установлению интервала движения транспортных средств для перевозчика, который осуществляет регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам в отсутствие бюджетного финансирования, приводит к ограничению конкуренции на рынке. Также вступившими в законную силу судебными актами по делу А81-2333/2021, по делу 2а-2035/2022 установлено, что Департамент муниципального хозяйства Администрации Надымского района, являясь уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок на территории Надымского района, обязан обеспечить согласование в письменной форме с ним, как с перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по ранее установленному муниципальному маршруту регулярных перевозок, с которым имеются общие остановочные пункты, и оценить предлагаемые изменения в расписании с точки зрения разумного соблюдения его прав. Вместе с тем в п. 4.2 постановления N 741-пк закреплено право отменять маршруты на основании оптимизации маршрутной сети. В нормативных актах, в соответствии с которыми разработано Положение и издано постановление N 741-пк, такой формулировки не имеется. Постановление N 741-пк противоречит норме ст. 15 Федерального закона о защите конкуренции. При таком положении просил признать незаконными п.п.п. 3.2, 3.12, 3.19, 4.2, 4.11 постановления Администрации Надымского района "Об утверждении положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа" N 741-пк от 20 декабря 2022 года.
Надымский городской прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Надымского района о признании незаконным постановления Администрации Надымского района.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка соответствия требованиям законодательства Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район, утвержденного постановлением Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 741-пк. По результатам проверки установлено, что в нарушение п. 7 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 2 Закона ЯНАО от 20 декабря 2016 года N 111-ЗАО, п.п. 1.2, 4.2 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Надымский район, утвержденного постановлением Администрации Надымского района от 4 августа 2021 года N 619-пк, общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе относительно проекта приведенного постановления не информировался, организации, осуществляющие перевозки по муниципальным маршрутам (МУП "Автотранспортное предприятие" и ИП Лалаев И.В.) к публичным консультациям Администрацией Надымского района не привлекались. По результатам изучения проекта постановления городской прокуратурой выявлены противоречия федеральному законодательству и 13 декабря 2022 года подготовлено отрицательное заключение на него. По результатам рассмотрения заключения прокурора в проект внесены изменения. Вместе с тем, повторная оценка регулирующего воздействия на проект муниципального нормативного правового акта не проводилась, его актуализированный проект на сайте Администрации Надымского района не размещался. В тоже время п.п.п. 4.11, 3.12, 3.19 Положения, утвержденного постановлением N 741-пк, противоречат ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Протест прокурора оставлен без удовлетворения. При этом принятие данного нормативного правового акта повлекло издание Департаментом муниципального хозяйства Администрации Надымского района 20 декабря 2022 года приказа N 83-п, который с 1 июля 2023 года отменяет все муниципальные маршруты регулярных перевозок на территории муниципального округа Надымский район, в том числе маршрут N 7к, движение по которому осуществляет ИП Лалаев И.В. Тем самым, просил признать недействующим со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу постановление Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 741-пк "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район ЯНАО".
Определением суда от 2 марта 2023 года административное дело N 2а-442/2023 по иску Надымского городского прокурора объединено в одно производство с административным делом N 2а-384/2023 по иску ИП Лалаева И.В.
Административный истец ИП Лалаев И.В. и представитель процессуального истца заместитель Надымского городского прокурора Якунин В.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по доводам, изложенным в административных исках.
Представитель административного ответчика Целовальникова О.В. в судебном заседании требования исков не признала, полагала об отсутствии нарушений, указанных административными истцами, настаивала на отсутствии обязанности проводить повторно оценку регулирующего воздействия после внесения изменений в нормативный правовой акт по результатам проверки прокурора.
Представители заинтересованных лиц МУП "Автотранспортное предприятие" Гаврюшин О.Н., Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района Ионов А.В. позицию представителя административного ответчика поддержали, просили в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Волочкова А.А. направила в адрес суда письменные пояснения, в которых указала об обоснованности требований административного истца ИП Лалаева И.В. Так, проект постановления N 741-пк не прошел в установленном порядке оценку регулирующего воздействия, что является основанием для его отмены. Пункт 3.2 постановления N 741-пк в действующей редакции не соответствует ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ и ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 220-ФЗ. Пункт 3.12 постановления N 741-пк в действующей редакции противоречит ч. 5 ст. 12, ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 220-ФЗ; пункт 3.13 постановления N 741-пк в действующей редакции не соответствует ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 220-ФЗ; пункт 3.19 постановления N 741-пк не соответствует ч. 5 ст. 12, ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 220-ФЗ; пункт 4.12 противоречит ч. 1 ст. 12 и другим нормам закона N 220-ФЗ; пункт 4.11 постановления не соответствует требованиям ч. 5 ст. 12, ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 220-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Часть 5 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ отсутствует
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе, Общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Надымском районе ЯНАО отсутствуют.
Свидетель ФИО 1, руководитель МАУ "Бизнес-инкубатор" в судебном заседании пояснил, что после получения письма о проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проекта Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район им, как руководителем МАУ "Бизнес-инкубатор" были проинформированы резиденты и другие субъекты предпринимательской деятельности. МУП "Автотранспортное предприятие" и ИП Лалаев И.В. не привлекались к участию в проведении ОРВ, МУП "Автотранспортное предприятие" не является субъектом предпринимательской деятельности, ИП Лалаев И.В. не являлся резидентом МАУ "Бизнес-инкубатор". Общественного помощника уполномоченного по защите прав предпринимателей в Надымском районе и в ЯНАО не имеется, поэтому им извещалось лицо, ранее занимавшее эту должность в муниципальном образовании.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен административный ответчик. В апелляционной жалобе по доводам, приведенным в судебном заседании суда первой инстанции, просит об отмене обжалуемого решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве и возражениях на апелляционную жалобу ИП Лалаев И.В., прокурор, участвующий в деле, просят оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец ИП Лалаев И.В., представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 150, ч. 1 ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 204 КАС РФ в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.
Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания. В случае, если по поручению председательствующего в судебном заседании протокол составлен помощником судьи, он подписывается председательствующим в судебном заседании и помощником судьи. Все внесенные в протокол изменения, дополнения, исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями председательствующего в судебном заседании и секретаря судебного заседания либо председательствующего в судебном заседании и помощника судьи (ч. 2 ст. 206 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что по результатам судебного заседания по настоящему делу по состоянию на 24 апреля 2023 года, то есть на дату рассмотрения административных исков по существу с вынесением решения, 26 апреля 2023 года был изготовлен письменный протокол судебного заседания (том 4 л.д.19-62). При этом данный протокол судебного заседания секретарем судебного заседания Кавтасьевой Д.Л. не подписан, в связи с чем, в материалах дела отсутствует соответствующий требованиям процессуального закона письменный протокол судебного заседания.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 310 КАС РФ отсутствие в деле протокола судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда. Нарушение данного требования с учетом положений ч. 2 ст. 309 КАС РФ является основанием для безусловной отмены судебного акта и рассмотрения дела апелляционным судом общей юрисдикции с принятием по делу нового решения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как видно из дела, ИП Лалаев И.В. осуществляет деятельность по результатам открытого конкурса с 15 сентября 2016 года на осуществление пассажирских перевозок в г. Надым по маршруту N 7к "Кольцевой" (свидетельство серия 000040 N 000001 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, срок действия (бессрочно)), промежуточные остановочные пункты: 11 микрорайон - Школа искусств N 1 - Северный гостиный двор - Надымские строители - Мемориал "Вечный огонь" - Поликлиника - ул. Геологоразведчиков - Запсибкомбанк - Дом культуры "Прометей" - Магазин "Север".
В соответствии с данными Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Лалаева И.В. является осуществление регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
Согласно постановлению Администрации муниципального образования Надымский район от 2 июля 2020 года N 370 "Об утверждении автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории муниципального образования город Надым" добавлен маршрут N 9 СОК "Арктика" (Кольцевой), осуществляющий регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, который идентичен пути следования маршруту N 7к "Кольцевой". Победителем открытого конкурса с 13 октября 2020 года на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 9 "СОК "Арктика" (Кольцевой)" является МУП "Автотранспортное предприятие".
МУП "Автотранспортное предприятие" занимается обслуживанием маршрута N 9 СОК "Арктика" (Кольцевой) (свидетельство серия 000040 N 000002 об осуществлении перевозок, по маршруту регулярных перевозок), промежуточные остановочные пункты: микрорайон Олимпийский - 11 микрорайон - Школа искусств N 1 - Северный гостиный двор - Надымские строители - Мемориал "Вечный огонь" - Поликлиника - ул. Геологоразведчиков - Запсибкомбанк - Дом культуры "Прометей" - Магазин "Север" - Северный гостиный двор - Школа искусств N 1 микрорайон - Микрорайон Олимпийский).
ИП Лалаев И.В. и МУП "Автотранспортное предприятие" осуществляют деятельность по организации пассажирских перевозок на территории г. Надым и являются конкурентами.
Регулирование правоотношений в сфере перевозок регламентировано положениями Федерального закона от 13 июля 2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с п.п. 17,18 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 220-ФЗ к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленным порядке, а к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В рамках предоставленных законом полномочий уполномоченные органы местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа обладают правом установить, изменить либо отменить муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа. При этом, в случае необходимости перевода маршрута с нерегулируемого тарифа на регулируемый должен быть изменен вид регулярных перевозок (ч. 1 ст. 11 и ст. 18 Федерального закона N 220-ФЗ).
Частями 2 и 3 статьи 18 названного Федерального закона N 220-ФЗ закреплено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу. Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.
Вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов первой, апелляционной и кассационных инстанций по делу N А81-2333/2021 установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту УФАС) по результатам рассмотрения жалобы ИП Лалаева И.В. выявлено наличие в действиях Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении нового автобусного маршрута на территории муниципального образования город Надым без учета времени отправления ранее установленного маршрута с совпадающими остановочными пунктами, что создало неравные условия для субъектов предпринимательской деятельности.
Решением Надымского городского суда ЯНАО от 20 декабря 2022 года, вступившим в законную силу 30 марта 2023 года, постановлено признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Постановление Администрации Надымского района от 22 февраля 2022 года N 83-пк "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа". При этом суд констатировал, что Положением, утвержденным оспариваемым постановлением N 83-пк, а именно: п. 3.1 установлены интервалы движения между пассажирскими автобусами, повлекшие впоследствии изменение расписания маршрутов МУП "Автотранспортное предприятие", тогда как Департамент муниципального хозяйства Администрации Надымского района, являясь уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок на территории Надымского района, обязан был обеспечить согласование этого с ИП Лалаевым И.В. и другими перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки по ранее установленному муниципальным маршрутам, так как данное изменение повлекло для ИП Лалаева И.В. негативные последствия, выразившиеся в том, что при установлении интервала менее одной минуты перед его автобусом по маршруту N 7к проходит маршрут N 9, который забирает всех пассажиров, а его автобусы остаются невостребованными, что повлекло снятие нескольких автобусов с маршрута.
Решением Арбитражного суда ЯНАО от 31 января 2023 года по делу N А81-10322/2022, по заявлению Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района к УФАС по ЯНАО об оспаривании решения от 25 июля 2022 года N 089/01/15-204/2022 и предписания от 25 июля 2022 года N 089/01/15-204/2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2023 года, определено, что при установлении минимальной разницы в расписаниях отправления транспортных средств, следующих по совпадающим маршрутам, органам местного самоуправления рекомендуется использовать положения приказа Минтранса России от 24 января 2018 года N 27 "Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 220-ФЗ, в соответствии с которым установление разницы в расписании отправления транспортных средств производится с учетом расстояния совпадающих маршрутов. В соответствии с данным приказом минимальная разница во времени отправления при движении транспортных средств между общими остановочными пунктами в прямом и обратном направлениях должна быть не менее 10 минут при протяженности ранее установленного маршрута до 100 километров, при протяженности изменяемого маршрута до 100 километров при суммарной протяженности - совпадающего пути следования транспортных средств до 100 километров. Утверждение расписания отправления транспортных средств по маршруту N 9 без учета времени отправления по маршруту N 7к ведет к ограничению прав ИП Лалаева И.В. и ограничению конкуренции на рынке регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 46 Федерального закона N 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения.
Департаментом муниципального хозяйства Администрации Надымского района разработан проект Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту проект Положения).
Пунктом 3.2 проекта Положения предусматривалось следующее: при установлении или изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок интервал движения между пассажирскими автобусами для любого остановочного пункта, при прохождении через него нескольких муниципальных маршрутов регулярных перевозок, должен составлять не менее одной минуты.
Пунктом 3.12 проекта Положения предусматривалось: установление нового муниципального маршрута регулярных перевозок взамен существующего осуществляется при наличии условий, обеспечивающих безопасность движения, и при невозможности организации перевозки пассажиров путем изменения схем движения существующего маршрута.
Пункт 3.19 в проекте Положения отсутствовал.
Пунктом 4.2 предусматривалось: основаниями для отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок являются:
- заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок (далее заявление об отмене маршрута) согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
- оптимизация маршрутной сети, в том числе в случае утверждения Комплексной схемы транспортного обслуживания на территории населенных пунктов Надымского района;
- отсутствие устойчивого пассажиропотока и потребности населения в регулярных перевозках по муниципальному маршруту регулярных перевозок;
- невозможность обеспечения безопасных условий организации регулярных перевозок по ранее утвержденному муниципальному маршруту регулярных перевозок, подтверждаемая решением Комиссии о соответствии либо несоответствии указанного маршрута требованиям безопасности дорожного движения;
- прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Пунктом 4.11 предусматривалось: сведения об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок вносятся Департаментом в реестр муниципальных маршрутов не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
22 ноября 2022 года состоялось заседание Комиссии по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Надымский район ЯНАО, протокол N 23-22, согласно которого проект постановления "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа" содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета Надымского района, имеет среднюю степень регулирующего воздействия. Принято решение о проведении публичных консультаций, о невозможности проведения оценки проекта нормативного правового акта в упрощенном порядке.
В целях обеспечения участия в публичных консультациях 24 ноября 2022 года проект постановления Администрации Надымского района "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район" размещен на официальном сайте Администрации Надымского района.
Одновременно на официальном сайте Администрации Надымского района МАУ "Бизнес-инкубатор" размещено уведомление о проведении публичных консультаций, информация доведена до СМСП-резидентов МАУ "Бизнес-инкубатор". Срок приема предложений установлен с 24 ноября 2022 года по 7 декабря 2022 года.
МУП "Автотранспортное предприятие" и ИП Лалаев И.В. не привлекались к участию в проведении публичных консультаций.
8 декабря 2022 года проект постановления "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район", сводный отчет и свод предложений, поступивших в ходе публичных консультаций Департаментом муниципального хозяйства Администрации Надымского района направлены в Комиссию по проведению оценки регулирующего воздействия. Согласно сводного отчета, замечаний и предложений на проект не поступило.
Заключением об оценке регулирующего воздействия от 8 декабря 2022 года N О-12-22 Комиссией по проведению оценки регулирующего воздействия установлено отсутствие в проекте Постановления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности.
После проведенных публичных консультаций и оценки регулирующего воздействия на проект постановления N 741-пк от Надымской городской прокуратуры поступило отрицательное заключение, направленное 13 декабря 2022 года, в котором прокурор, со ссылкой на нормативное обоснование, указал, что ввиду отсутствия общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Надымском районе, аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе не информировался. К публичным консультациям не привлекались организации, осуществляющие перевозки по муниципальным маршрутам (МУП "Автотранспортное предприятие", ИП Лалаев И.В.). Пункт 4.12 Положения противоречит нормам ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ. Раздел III Положения не содержит норм, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона N 220-ФЗ, отсутствуют сроки уведомления о принятии решений об изменении маршрута. Со ссылкой на подп. "ж" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года, прокурор указал, что проект постановления нуждается в доработке и не может быть рекомендован к применению.
Поступившие 13 декабря 2022 года в адрес Администрации Надымского района от ИП Лалаева И.В. отзыв и предложения на проект постановления, оставлены без внимания, за исключением решения о дополнении проекта понятием "оптимизация маршрутной сети" с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30 декабря 2021 года N 482 "Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения.
С учетом позиции прокурора, изложенной в отрицательном заключении на проект постановления N 741-пк, Положение было переработано, о чем 20 декабря 2022 года направлено письмо в адрес Надымской городской прокуратуры.
Положение в последующем принято в следующей редакции:
- в пункте 3.2: при установлении или изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок интервал движения между пассажирскими автобусами для любого остановочного пункта, при прохождении через него нескольких муниципальных маршрутов регулярных перевозок, должен составлять не менее одной минуты.
- в пункте 3.12: если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
В случае, если свидетельство выдано на неопределенный срок, то Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Пункт 3.19 изложен в следующей редакции: изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Решение об изменении вида регулярных перевозок принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока, на который предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок и вступает в силу до окончания данного срока, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано такое свидетельство об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок.
Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении вида перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
В случае, если свидетельство выдано на неопределенный срок, то Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Пунктом 4.2 установлено: основаниями для отмены муниципального маршрута регулярных перевозок являются:
- заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок (далее заявление об отмене маршрута) согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
- оптимизация маршрутной сети, в том числе в случае утверждения Комплексной схемы транспортного обслуживания на территории населенных пунктов Надымского района;
- отсутствие устойчивого пассажиропотока и потребности населения в регулярных перевозках по муниципальному маршруту регулярных перевозок;
- невозможность обеспечения безопасных условий организации регулярных перевозок по ранее утвержденному муниципальному маршруту регулярных перевозок, подтверждаемая решением Комиссии о соответствии либо несоответствии указанного маршрута требованиям безопасности дорожного движения;
- прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Пунктом 4.11 установлено: если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в течение срока действия такого свидетельства решение об отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
В случае, если свидетельство выдано на неопределенный срок, то Департамент или территориальный орган, принявший решение об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, обязан уведомить перевозчика, осуществляющего регулярные перевозки по данному маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Постановлением Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 741-пк утверждено Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район.
Протест прокурора на постановление от 20 декабря 2022 года оставлен административным ответчиком без удовлетворения.
В соответствии с приказом Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 83-п с 1 июля 2023 года принято решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, в том числе N 7к.
В силу требований ч. 1 ст. 2 Закона ЯНАО от 20 декабря 2016 года N 111-ЗАО "Об отдельных вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее по тексту Закон ЯНАО N 111-ЗАО) проекты муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования город Салехард, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов в автономном округе, включенных в перечень согласно приложению к настоящему Закону, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления данных муниципальных образований в автономном округе, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом.
В указанный Перечень включен муниципальный округ Надымский район автономного округа.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона ЯНАО N 111-ЗАО оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и местных бюджетов.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что оценка регулирующего воздействия проводится в отношении всех проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Постановлением Администрации Надымского района от 4 августа 2021 года N 619-пк (далее по тексту Порядок) и определяет процедуру проведения Администрацией Надымского района оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности.
Согласно п. 1.2 Порядка, оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (ОРВ) проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета Надымского района.
В силу требований Порядка проект муниципального нормативного правового акта размещается на Официальном сайте для проведения публичных консультаций. Одновременно с проектом муниципального нормативного правового акта, размещается уведомление о проведении публичных консультаций. МАУ "Бизнес-инкубатор" информирует о размещении уведомления в обязательном порядке общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе в Надымском районе.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора являются, в числе прочего, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 года N 144, установлено, что основными направлениями правотворческой деятельности прокуратуры являются: инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти; подготовка правовых заключений на законопроекты (п. 1.2).
Пунктом 6.5 этого Положения предусмотрено, что прокуроры городов и районов, иные территориальные прокуроры реализуют полномочия, предусмотренные пунктами 6.1 и 6.2 настоящего Положения, в рамках взаимодействия с органами местного самоуправления.
Согласно п.п. 6.1 - 6.3 раздела 6 приведенного Положения, на старших помощников прокуроров возлагаются следующие основные задачи: обеспечение участия прокуратуры в разработке проектов региональных нормативных правовых актов; предотвращение принятия законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Выполнение этих задач обеспечивается путем: изучения проектов нормативных правовых актов, подготовки и направления замечаний и предложений (заключений) в случае несоответствия проектов нормативных правовых актов федеральному и региональному законодательству, наличия коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники.
В соответствии с п. 1.12 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов, процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов: подготовка и направление органом-разработчиком в Комиссию проекта муниципального нормативного правового акта, сводного отчета и сравнительного анализа (при необходимости); рассмотрение Комиссией документов, предоставленных органом-разработчиком; размещение органом-разработчиком на официальном сайте уведомления о проведении публичных консультаций, проекта муниципального нормативного правового акта; сводного отчета; размещение органом-разработчиком на официальном сайте свода предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку; направление органом-разработчиком в Комиссию проекта муниципального нормативного правового акта, доработанного по результатам публичных консультаций сводного отчета, свода предложений; рассмотрение Комиссией документов, предоставленных органом-разработчиком и подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия.
Прядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, утвержденный постановлением Администрации Надымского района от 4 августа 2021 года N 619-пк, не предусматривает условий о доработке проекта нормативного правового акта после получения отрицательного заключения прокурора на проект нормативного правового акта.
В силу п. 5.5 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия, если в результате учета предложений и замечаний, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, органом - разработчиком в проект муниципального нормативного правового акта будут внесены изменения, содержащие положения с высокой степенью регулирующего воздействия или средней степенью регулирующего воздействия, в отношении которых не проведены публичные консультации, проект муниципального нормативного правового акта с доработанным сводным отчетом подлежит повторному размещению на официальном сайте с целью проведения публичных консультаций в соответствии с разделом IV настоящего порядка.
Согласно п. 1.7 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия, высокая степень регулирующего воздействия предполагает наличие положений в проекте муниципального нормативного правового акта, устанавливающих ранее не предусмотренные запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению; средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные муниципальным нормативным правовым актом обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, способствующие увеличению ранее предусмотренных муниципальными правовыми актами расходов субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности и бюджета Надымского района).
Поскольку по результатам рассмотрения отрицательного заключения прокурора в проект нормативного правового акта были внесены изменения, содержащие положения с высокой степенью регулирующего воздействия, в отношении которых не проведены публичные консультации, проект муниципального нормативного правового акта подлежал повторному размещению на официальном сайте с целью проведения публичных консультаций.
В рассматриваемом случае утвержденное постановлением Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 741-пк "Положение о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район ЯНАО" было принято без проведения публичных консультаций, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдении процедуры проведения оценки регулирующего воздействия, и как следствие, нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, что является достаточным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, а потому оснований для применения заявленных административным истцом ИП Лалаевым И.В. в отношении отдельных его положений последствий, не имеется.
Исходя из квалификации сложившихся правоотношений, доводы апелляционной жалобы административного ответчика подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела по существу.
В соответствии с п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт до вынесения апелляционного определения применялся в отношении субъектов предпринимательской деятельности (в соответствии с приказом Департамента муниципального хозяйства Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 83-п с 1 июля 2023 года принято решение об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе N 7к) постановление Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 741-пк подлежит признанию не действующим со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
В соответствии с п. 2 ч. 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании - газете "Рабочий Надыма" и на официальном сайте Администрации Надымского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу апелляционного определения постановление Администрации Надымского района от 20 декабря 2022 года N 741-пк "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа".
Сообщение о принятии апелляционного определения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном издании - газете "Рабочий Надыма" и на официальном сайте Администрации Надымского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья (подпись) |
Е.Г. Зотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2023 г. N 33а-2026/2023 "Об отмене решения Надымского городского суда от 24.04.2023 и признании недействующим постановления Администрации Надымского района от 20.12.2022 N 741-пк "Об утверждении Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа"
Опубликование:
официальный сайт суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)