г. Краснодар |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А53-19522/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженикова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Команда+" (ИНН 6165200355, ОГРН 1166196071590), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное хозяйство Советского района г. Ростова-на-Дону" (ИНН 6168024549, ОГРН 1086168004625), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 51345 0, 51346 7, 51347 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Команда+" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2018 (судья Андрианова Ю.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьёва М.В.) по делу N А53-19522/2018, установил следующее.
ООО УК "Команда+" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным приказа от 18.06.2018 N 687-Л "О внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области".
Определением суда от 29.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону".
Решением суда от 10.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2019, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы соответствием оспариваемого приказа инспекции лицензионному и жилищному законодательству Российской Федерации, отсутствием нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неправомерное принятие судом во внимание письма прокуратуры Советского района города Ростова-на-Дону; отсутствие у инспекции полномочий по отмене ранее принятого ненормативного правового акта в порядке самоконтроля, исключительно судебный порядок отмены приказа. Деятельность инспекции является публичной. Оспариваемый приказ нарушил законные права и интересы не только общества, но и многочисленных собственников помещений в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), проголосовавших за передачу их домов в управление обществу.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД от 07.09.2016 N 462.
04 мая 2017 года, 15.05.2017, 23.05.2017, 28.05.2017 и 29.05.2017 общими собраниями собственников жилых помещений МКД, расположенных по адресам: Ростов-на-Дону, Содружества, 43/1; пр. Стачки, 182/1; пр. Коммунистический, 25/3, 4/1; 2-я Краснодарская, 68/1, приняты решения о выборе новой управляющей организации - общества (предыдущее наименование ООО "ПКФ "ЮГ-ТТ"", протоколы общих собраний собственников от 04.05.2017 N 1, 15.05.2017 N 1, 23.05.2017 N 1, 28.05.2017 N 1, 29.05.2017 N 1).
01 августа 2017 года собственники домов и общество заключили договоры управления названными МКД.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 15.02.2018 N 37/579 о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договоров управления указанными МКД.
Рассмотрев заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области, в соответствии с заключением от 02.03.2018 N 150-З инспекция сделала следующие выводы: заявление и документы, представленные обществом, соответствуют пунктам 2 и 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр; сведения, содержащиеся в документах, являются достоверными; представленные сведения противоречат сведениям, уже содержащимся в реестре лицензий Ростовской области, а именно: реестр содержит информацию об управлении МКД по адресам: Ростов-на-Дону, Содружества, 43/1; пр. Стачки, 182/1; пр. Коммунистический, 25/3, 4/1; 2-я Краснодарская, 68/1 ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону", многоквартирным домом N 43/1 по ул. Содружества в г. Ростове-на-Дону ООО "Жилищник"; информация о наличии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление МКД, указанными в приложении, в инспекции отсутствует; информация, указанная в заявлении, размещена обществом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании этого заключения от 02.03.2018 N 150-З инспекция издала приказ от 02.03.2018 N 214-Л о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области сроком до 03.04.2018.
02 марта 2018 года у лицензиатов запрошены соответствующие документы.
28 марта 2018 года по запросу от 02.03.2018 N 88/214-П общество представило сведения о направлении ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" уведомлений о расторжении договоров управления.
Инспекция вынесла приказ от 03.04.2018 N 372/2-Л о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в части отнесения МКД по адресам: Ростов-на-Дону, Содружества, 43/1; пр. Стачки, 182/1; пр. Коммунистический, 25/3, 4/1; 2-я Краснодарская, 68/1 в управление общества.
Впоследствии приказом от 18.06.2018 N 687-Л инспекция отменила пункт 1 ранее вынесенного приказа от 03.04.2018 N 372/2-Л со ссылкой на допущенные инспекцией нарушения при принятии решения о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.
Общество обжаловало приказ инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес МКД; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления МКД; в) копию договора управления МКД; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления МКД управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в МКД, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении МКД из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов и соблюдение следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление МКД, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В силу пункта 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же МКД.
При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора: в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же МКД, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (пункт 15 Порядка).
В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней (пункт 16 Порядка).
Суд установил, что в заключении инспекции о результатах проверки рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области от 02.03.2018 N 150-З содержится информация о противоречии сведений, представленных обществом, сведениям, содержащимся в реестре.
В связи с этим инспекция правомерно приняла решение о приостановлении рассмотрения заявления в целях устранения имеющихся противоречий.
ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону", которому направлен запрос, не представило запрошенные документы, письменные пояснения об имеющихся в реестре противоречиях.
Инспекция, не устранив противоречия об управляющей организации, находящейся в реестре управления МКД (в реестре значилось ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" и информация о прекращении договорных отношений между собственниками МКД с указанной организацией отсутствовала), издала приказ от 03.04.2018 N 373/2-Л о внесении изменений в реестр, заменив ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" на ООО "ПКФ "ЮГ-ТТ"".
Однако, 14.05.2018 в инспекцию поступило письмо ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" от 11.05.2018 N 1184 с пояснениями о незаконности приказа от 03.04.2018 N 373/2-Л в связи с нарушением обществом процедуры уведомления о расторжении договора управления МКД, фальсификации документов, послуживших основанием для внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области.
В инспекцию также поступило из Прокуратуры Советского района г. Ростова-на-Дону от 09.06.2018 N 1р-2018 коллективное заявление собственников помещений МКД, расположенного по адресу: Ростов-на-Дону, Стачки, 182/1, в котором сообщалось о непроведении каких-либо собраний и решений по вопросу смены управляющей организации.
Проведенной служебной проверкой инспекцией выявлено наличие в лицензионном деле общества недостоверных сведений о досрочном расторжении договоров управления МКД с ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" - отсутствие почтовых идентификаторов на квитанциях, свидетельствующих о направлении уведомлений, препятствует установлению факта их отправки по местонахождению данной организации.
ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" представило в инспекцию информацию о неполучении каких-либо уведомлений об односторонних отказах от договора.
Таким образом, инспекция не выявила факт отказа собственников помещений в МКД по договорам управления с ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону".
Инспекция, осуществив служебную проверку после получения письма ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" от 11.05.2018 N 1184, сделала правомерный вывод о допущенных обществом нарушениях при подаче заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и отменила приказ от 03.04.2018 N 373/2-Л.
Судебные инстанции также посчитали, что о прекращении договора управления с прежней управляющей компанией не свидетельствует только отправка и получение ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" уведомлений при отсутствии принятого в соответствии с требованиями Кодекса решения общего собрания собственников помещений МКД.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что представленные обществом уведомления не являются надлежащим доказательством уведомления об отказе от договора управления МКД по смыслу части 8.2. статьи 162 Кодекса.
Доводу общества об отсутствии у инспекции полномочий по отмене собственного ненормативного правового акта получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ инспекции правомерно признан судом соответствующим лицензионному и жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по делу N А53-19522/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов и соблюдение следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление МКД, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).
...
Судебные инстанции также посчитали, что о прекращении договора управления с прежней управляющей компанией не свидетельствует только отправка и получение ОАО "ЖКХ Советского района г. Ростова-на-Дону" уведомлений при отсутствии принятого в соответствии с требованиями Кодекса решения общего собрания собственников помещений МКД.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что представленные обществом уведомления не являются надлежащим доказательством уведомления об отказе от договора управления МКД по смыслу части 8.2. статьи 162 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2019 г. N Ф08-3107/19 по делу N А53-19522/2018