г. Краснодар |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А32-51758/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Алексеева Р.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" (ИНН 2308206128, ОГРН 1132308020844) - Лысенко К.А. (доверенность от 03.12.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон" (ИНН 2313023070, ОГРН 1082313000230) и третьего лица - товарищества собственников жилья "Десяточка" (ИНН 2313023440, ОГРН 1082313000582), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон" и общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 (судьи Мисник Н.Н., Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-51758/2017, установил следующее.
ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Микрорайон" (далее - общество) о взыскании 1 550 804 рублей 25 копеек задолженности за поставленный коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) для содержания общего имущества с 01.07.2017 по 30.09.2017 и 15 283 рублей 99 копеек пеней с 16.08.2017 по 21.11.2017 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ "Десяточка" (далее - товарищество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2018 иск удовлетворен только в части 6437 рублей 61 копейки неустойки, в остальной части в иске отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 решение отменено, принят новый судебный акт. С общества в пользу компании взыскано 512 159 рублей 72 копейки задолженности с 01.07.2017 по 30.09.2017, а также 15 283 рубля 99 копеек пеней с 16.08.2017 по 21.11.2017. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 31.01.2019, а решение от 19.06.2018 оставить в силе. По мнению заявителя, представленный истцом в апелляционную инстанцию уточненный расчет не был представлен ответчику. Не весь объем индивидуального потребления горячей воды нежилыми помещениями в МКД исключен из объема потребления для общедомовых нужд (далее - ОДН). Независимо от наличия общедомового прибора учета в МКД количество горячей воды на ОДН определяется нормативом расхода. Кроме того, управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД или с даты заключения договора управления МКД, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении данного ресурса. Ответчик не может нести обязанность по оплате объема коммунального ресурса большего, чем объем, который должны оплатить собственники помещений МКД.
Компания в кассационной жалобе просит изменить постановление от 31.01.2019 и взыскать с общества задолженность в размере 1 730 625 рублей 72 копейки. Заявитель полагает, что потребление коммунального ресурса на ОДН не является коммунальной услугой и на него не распространяются правила о применении норматива тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, в том числе соответствующие положения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Объем тепловой энергии подлежит определению на основании прибора учета тепловой энергии.
Отзывы на жалобы в суд не поступили.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, компания поставляет горячую воду в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.
В спорный период 2017 года компания осуществляла поставку коммунального ресурса - горячей воды, в том числе на общедомовые нужды, без письменного договора. В соответствии с решениями общих собраний собственников помещений МКД оплата за потребленный ресурс, за исключением ресурса на ОДН, осуществлялась собственниками жилых и нежилых помещений в МКД непосредственно ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую компанию.
Истец указывает, что ответчиком обязательства по внесению платежей в июле - сентябре 2017 года исполнены ненадлежащим образом, что явилось основанием для обращения в суд с иском.
Согласно статье 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Кодекса могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Общество не доказало возможность содержания общего имущества без использования коммунального ресурса, то есть между сторонами независимо от отсутствия договора сложились названные фактические отношения.
Кроме того, с 01.01.2017 в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за содержание жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила N 124.
Таким образом, при наличии управляющей компании в МКД ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять собственникам помещений и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые на ОДН.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между компанией и обществом в рассматриваемом случае не изменяет статуса общества по отношению к собственникам помещений в МКД как лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
Доводы компании о необходимости расчета объема задолженности по показаниям общедомовых приборов учета, фиксирующих как количество поданной воды, так и объем тепловой энергии, правильно отклонены судами.
Поскольку подача горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Утверждение истца о том, что данные правила не применяются в отношении горячего водоснабжения на ОДН, поскольку оно не является коммунальной услугой, основано на ошибочном понимании норм жилищного законодательства. В частности, согласно пунктам 2 и 4 Правил N 354 коммунальными услугами является осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования не только жилых, нежилых помещений, находящихся в собственности отдельных лиц, но и общего имущества в многоквартирном доме.
В представленном расчете ответчика в качестве множителя выступает не все количество потребленной МКД в спорный период горячей воды, а лишь ее нормативно установленное количество из расчета 0,031 м/3 на 1 м/2 общей площади дома.
Данный расчет противоречит приведенным законоположениям и также основан на неправильном их толковании.
Довод общества о том, что не весь объем индивидуального потребления горячей воды нежилыми помещениями в МКД исключен из объема потребления для ОДН, не подкреплен доказательствами.
Утверждение общества о том, что оно не может нести обязанность по оплате объема коммунального ресурса большего, чем объем, который должны оплатить собственники помещений МКД, противоречит нормам пункта 21(1) Правил 124 и пункта 44 Правил N 354. Возложение на управляющую организацию оплачивать коммунальный ресурс на ОДН сверх норматива направлено на ее стимулирование к выполнению мероприятий по эффективному управлению домом и содержанию его в надлежащем состоянии.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2019 по делу N А32-51758/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2019 г. N Ф08-1886/19 по делу N А32-51758/2017