В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 21.02.2019 N 110-ПП "Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области до 2035 года" ("Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области" (от 28.06.2019 N 391-ПП, от 25.12.2019 N 997-ПП, от 12.03.2020 N 135-ПП, от 17.12.2020 N 929-ПП, от 24.12.2020 N 966-ПП, от 17.06.2021 N 345-ПП, от 28.10.2021 N 723-ПП, от 29.12.2021 N 999-ПП, от 08.12.2022 N 837-ПП и от 27.12.2022 N 943-ПП, следующие изменения:
1) часть первую части 1 после слов "от 26.01.2016 N 80-р," дополнить словами "Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р),";
2) часть вторую части 1 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:
"7) иные документы стратегического планирования.";
3) часть третью части 1 изложить в следующий редакции:
"Разработчиком Стратегии является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской (далее - Министерство).";
4) часть 1 дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:
"В рамках реализации Стратегии Министерство взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими свою деятельность на территории Свердловской области.
Мониторинг достижения целей, решения задач и выполнения мероприятий Стратегии, среди которых целевые установки национальных проектов, содержащие результаты для жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ), осуществляется в том числе на основе государственной автоматизированной информационной системы "Управление" и государственной информационной системы ЖКХ.";
5) часть 2 после заголовка дополнить частью следующего содержания:
"Исторически ЖКХ является одной из самых значимых отраслей экономики Российской Федерации, определяет динамику ее развития, занятость, доходы миллионов граждан, а также вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.";
6) в части первой раздела 1 слова "выступает жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ)" заменить словами "выступает ЖКХ";
7) раздел 1 после части четвертой дополнить частями следующего содержания:
"Важными компонентами улучшения качества жизни граждан являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Достижение данной целевой установки является приоритетом развития сферы ЖКХ.";
8) раздел 1 после части восьмой дополнить частями следующего содержания:
"В 2022 году наша страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки новых подходов к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений.
Развитие и поддержка ЖКХ будут способствовать импортозамещению, созданию новых рабочих мест, а результаты, которые могут быть достигнуты в этой отрасли, окажут непосредственное влияние на улучшение качества жизни граждан, создание комфортной и безопасной среды, качество инфраструктуры для жизни, работы и отдыха человека - главного капитала нашей страны.";
9) подпункты 1 - 4 части девятой раздела 1 изложить в следующей редакции:
"1) устойчивое и надежное функционирование сферы ЖКХ (далее - задача 1). Особое внимание следует уделять минимизации негативного воздействия ЖКХ на окружающую среду. В рамках решения обозначенной задачи необходимо в том числе рассмотреть следующие вопросы:
в сфере капитального ремонта жилищного фонда:
создание эффективного механизма технического учета жилищного фонда, в том числе позволяющего формировать достоверную и актуальную информацию о составе жилищного фонда, его состоянии, уровне благоустройства и изменении этих показателей;
формирование региональной программы капитального ремонта и краткосрочных планов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из их фактического технического состояния с учетом соблюдения требований к финансовой устойчивости регионального оператора и при дополнительном достаточном финансовом обеспечении региональных программ капитального ремонта за счет бюджетных средств;
определение механизмов, позволяющих проводить капитальный ремонт объектов культурного наследия и работы по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах;
повышение эффективности использования средств фондов капитального ремонта и обеспечение финансовой устойчивости региональных программ капитального ремонта, в том числе за счет формирования дополнительных источников их финансирования;
в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:
ресурсосбережение и максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов, полученных в результате обработки твердых коммунальных отходов, в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Решение задачи 1 планируется достигать в том числе за счет:
снижения степени износа объектов инженерной инфраструктуры;
реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы" (далее - Региональная программа капитального ремонта);
реализации мероприятий по обращению с твердыми коммунальными отходами и снижению негативного влияния на окружающую среду;
профессионального использования государственной информационной системы ЖКХ (далее - ГИС ЖКХ);
обеспечения качественного и надежного функционирования систем генерации энергоресурсов и состояния инженерных сетей коммунальной инфраструктуры;
2) поступательное эффективное развитие сферы ЖКХ (далее - задача 2). Особое внимание следует уделять формированию высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли ЖКХ и повышению энергоэффективности строящихся и существующих объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. В рамках решения обозначенной задачи необходимо в том числе рассмотреть следующие вопросы:
в сфере теплоснабжения:
доведение темпов замены сетей теплоснабжения до уровня не менее 5% в год; повышение эффективности тарифных источников финансирования капитальных затрат и бюджетных инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли для частных компаний;
снижение потерь, повышение энергетической эффективности сферы теплоснабжения и снижение аварийности на сетях теплоснабжения и объектах капитального строительства сферы теплоснабжения;
повышение качества разработки схем теплоснабжения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации; в сфере водоснабжения:
обеспечение потребителей качественной питьевой водой;
доведение доли сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой, до уровня доли городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой;
повышение темпов замены сетей водоснабжения до уровня не менее 5% в год;
сокращение нормативных и коммерческих потерь на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения;
повышение качества разработки схем водоснабжения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоснабжения; в сфере водоотведения:
обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов;
повышение темпов замены сетей водоотведения до уровня не менее 5% в год;
снижение уровня аварийности на сетях водоотведения; повышение качества разработки схем водоотведения в части их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
разработка мер стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере водоотведения.
Решение задачи 2 планируется достигать в том числе за счет:
реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
внедрения современных технологических решений, обеспечивающих снижение количества аварий и потерь энергоресурсов в сетях;
реализации механизмов заключения энергосервисных контрактов;
реализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения комфортности жилых помещений и технической доступности коммунальных услуг;
достижения порогового уровня заработной платы работников сферы ЖКХ для обеспечения высокопроизводительных рабочих мест;
реализации инвестиционных проектов и программ в сферах тепло-, водоснабжения, водоотведения;
обеспечения процесса синхронизации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития с документами территориального планирования муниципальных образований и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций;
3) формирование собственника - потребителя ЖКУ (далее - задача 3). Особое внимание следует уделять улучшению качества городской среды. В рамках решения обозначенной задачи необходимо в том числе рассмотреть следующие вопросы:
сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой;
ежегодный прирост индекса качества городской среды;
увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.
Решение задачи 3 планируется достигать в том числе за счет:
повышения роли и ответственности собственников помещений в многоквартирных домах в сфере управления принадлежащей им недвижимостью;
повышения уровня благоустройства жилищного фонда для улучшения условий проживания граждан;
применения механизма инициативного бюджетирования, направленного на повышение активности участия граждан в обсуждении вопросов создания благоприятной среды проживания;
осуществления лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, включая организацию и проведение лицензионного контроля;
вовлечения бизнес-структур в коммунальную сферу и граждан в управление жилищным фондом;
реализации механизмов заключения концессионных соглашений, развития государственно-частного партнерства;
оказания финансовой помощи социально незащищенным категориям граждан и обеспечения экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения;
проведения информационно-просветительской работы средств массовой информации по освещению проблем развития жилищно-коммунального комплекса Свердловской области;
4) обеспечение энергетической безопасности сферы ЖКХ (далее - задача 4). В рамках решения обозначенной задачи необходимо в том числе рассмотреть следующие вопросы:
создание условий для развития газотранспортных и газораспределительных сетей для газификации населенных пунктов Свердловской области, в том числе в сельской местности;
определение потребности и создание условий для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры по производству, транспортировке и потреблению сжиженного природного газа в целях автономного обеспечения теплоснабжения малонаселенных и территориально удаленных от газовых магистралей населенных пунктов Свердловской области.
Решение задачи 4 планируется достигать в том числе за счет:
применения альтернативной технологии производства энергоресурсов;
обеспечения процесса синхронизации схем электро-, газоснабжения с документами территориального планирования муниципальных образований и инвестиционными программами ресурсоснабжающих организаций;
создания информационной системы "Региональный портал по технологическому присоединению к электрическим сетям, к сетям газораспределения, к системам теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, расположенным на территории Свердловской области";
проведения мониторинга наличия и расхода топлива организациями ЖКХ и объектами энергетики в зимних условиях.";
10) главу 1 после части пятой дополнить частями следующего содержания:
"Учитывая, что основную часть жизненного цикла жилого дома занимает период эксплуатации, проблема своевременного обновления жилищного фонда за счет проведения капитального ремонта имеет особую актуальность.
В Российской Федерации с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют на региональном уровне механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.";
11) главу 1 после части шестой дополнить частью следующего содержания:
"Исполнение функций регионального оператора возложено на Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, созданный Указом Губернатора Свердловской области от 16.08.2013 N 444-УГ "О создании Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области".";
12) главу 1 после части пятнадцатой дополнить частью следующего содержания:
"Несмотря на стабильно функционирующую региональную программу капитального ремонта, имеются направления развития, требующие принятия системных решений, в том числе на федеральном уровне, для обеспечения дальнейшего совершенствования сферы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.";
13) в части девятой главы 2 слова "Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" заменить словами "указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
14) главу 2 после части двадцать шестой дополнить частью следующего содержания:
"Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности.";
15) главу 2 после части тридцать второй дополнить частями следующего содержания:
"Важно отметить, что изменение климата характеризуется изменением среднегодовых температур. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р, по данным Всемирного банка, ежегодный ущерб от воздействия опасных гидрометеорологических явлений в России составляет 30-60 млрд. рублей (не менее 0,05% валового внутреннего продукта). Поэтому адаптация к последствиям изменения климата и противодействие климатическим изменениям также являются приоритетными задачами для российской экономики в целом.
Центральное место в рамках реализации климатической политики занимает энергоэффективность.
В современном мире большое внимание уделяется проблемам рационального использования энергетических ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду при их использовании.";
16) часть тридцать третью главы 2 изложить в следующей редакции:
"В связи с этим наряду с реконструкцией и заменой изношенных объектов коммунальной инфраструктуры активно реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, являющиеся эффективным ресурсом экономического роста Свердловской области.";
17) главу 2 после части сорок второй дополнить частями следующего содержания:
"Комплексная реализация мероприятий по обеспечению энергетической эффективности позволит снизить потребность в объемах выработки энергии, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению объемов выбросов парниковых газов и снижению углеродного следа объектов строительства.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрено участие в реализации долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Данные мероприятия необходимы наравне с кардинальными решениями, направленными на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.";
18) главу 3 после части второй дополнить частью следующего содержания:
"Необходимо обеспечить проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования с учетом порядка, определяемого Правительством Российской Федерации.";
19) часть третью главы 3 изложить в следующей редакции:
"В связи с этим в части повышения эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры в Свердловской области реализуется механизм передачи таких объектов в концессию.";
20) главу 3 после части третьей дополнить частями следующего содержания:
"Использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере ЖКХ имеет большие перспективы для развития отрасли. Инструмент концессий позволяет не только привлечь необходимые инвестиции, но и комплексно развивать инфраструктурные объекты, обеспечивая высокий уровень услуг для населения.
Кроме того, мероприятия по модернизации, реконструкции, новому строительству объектов коммунальной инфраструктуры, подготовке к отопительному периоду, а также возмещению выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций осуществляются за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.";
21) часть четырнадцатую главы 3 изложить в следующей редакции:
"Наравне с развитием коммунального комплекса отдельной задачей является формирование благоприятной среды жизнедеятельности. Формирование комфортной городской среды является неотъемлемой частью комплексного развития территорий и не может рассматриваться в отрыве от градостроительного планирования, создания городской инфраструктуры, возведения жилья, объектов торгового, культурного, спортивного и иного назначения, создания безбарьерной среды для маломобильных групп населения. На 1 января 2017 года, к началу реализации приоритетного регионального проекта "Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области", на территории Свердловской области насчитывалось более 16 тыс. дворов, из них благоустроено 6370 дворов, что составило 39,8% от их общего количества.";
22) главу 3 после части девятнадцатой дополнить частями следующего содержания:
"Работа с городской средой направлена на решение социальных и экономических задач, обеспечение конкурентоспособности городов и сельских поселений и поддержание их устойчивого развития.
Особое значение в настоящее время приобретают комплексные практики работы с городской средой, направленные на сохранение здоровья жителей, - от теории "пешеходного города", который побуждает человека к движению, удобен для жизни и предпринимательской деятельности, до "здоровых улиц", не только эргономичных, безопасных и экологичных, но также обеспечивающих психологический комфорт.
Не менее важным направлением является реализация проектов по созданию комфортной городской среды с учетом необходимости адаптации городов к изменениям климата. Сегодня работа с зелеными территориями города нацелена не только на обеспечение комфорта для жителей, но и на решение задач по сбережению энергии, экономному расходованию ресурсов.";
23) часть двадцатую главы 3 изложить в следующей редакции:
"Одной из основных целевых установок в рамках формирования комфортной городской среды, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", является повышение индекса качества городской среды и сокращение в соответствии с этим количества городов с неблагоприятной средой проживания. В связи с этим с целью оценки состояния городской среды на федеральном уровне разработан индекс качества городской среды.";
24) главу 3 после части двадцать первой дополнить частью следующего содержания:
"В Свердловской области организована работа по вовлечению жителей в процессы благоустройства в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 913/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды".";
25) главу 3 после части двадцать четвертой дополнить частью следующего содержания:
"Задолженность граждан и организаций за потребленные услуги и ресурсы является еще одной проблемой ЖКХ.";
26) главу 3 дополнить частью тридцать пятой следующего содержания:
"Необходимо отметить, что в Свердловской области проводится работа по оснащению жилищного фонда интеллектуальными системами учета потребляемых коммунальных услуг и ресурсов, в том числе в рамках реализации проекта "умный город". Результатом данных мероприятий является повышение доли коммунальных ресурсов и услуг, оплаченных по показаниям приборов учета, что может также способствовать частичному решению проблемы с задолженностью граждан и организаций за потребленные коммунальные услуги и ресурсы.";
27) главу 4 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"В связи с этим задачи развития ЖКХ требуют синхронизации с развитием энергетической отрасли. Отдельно стоит обратить внимание на процесс развивающегося строительства, которое требует обеспечения энергоресурсами. Увеличение объемов строительства повысит спрос на энергоресурсы, что требует своевременного наращивания мощностей в районах застройки.
Необходимо отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках достижения задачи 4, взаимосвязаны с решением ключевых задач, обозначенных в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, - энергосбережение и повышение энергоэффективности, в том числе переход на более экологичные виды топлива.";
28) в абзаце четвертом главы 4 слова "Энел Россия" заменить словами "ЭЛ5 - Энерго";
29) абзац тридцать второй главы 4 изложить в следующей редакции:
"В целях выполнения перечня поручений по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации регионов, утвержденного Президентом Российской Федерации от 31.05.2020 N Пр-907, в части вопроса о поэтапной газификации Российской Федерации до 2030 года разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Свердловской области до 2028 года и перспективу до 2035 года, в соответствии с которой уровень потенциальной газификации населения превысит 92%, а увеличение объема потребления природного газа прогнозируется к окончанию 2035 года на 3 млрд. куб. метров за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов системы газоснабжения Свердловской области.";
30) главу 4 после абзаца тридцать восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"Необходимо отметить, что важным аспектом развития жилищно-коммунальной отрасли является ее цифровая трансформация, которая должна быть обеспечена соответствующим уровнем развития информационных технологий. Это требует принятия мер, направленных на стимулирование создания новых и развитие существующих информационных продуктов.";
31) главу 4 после абзаца сорокового дополнить абзацами следующего содержания:
"Кейс по развертыванию информационной системы признан автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" лучшей практикой в категории "Эффективное управление" и размещен на федеральной цифровой платформе "СМАРТЕКА", а также рекомендован для тиражирования в других субъектах Российской Федерации.
На сегодняшний день информационная система внедрена на территориях следующих регионов Российской Федерации:
1) Свердловская область (seti.midural.ru) в 2017 году;
2) Архангельская область (techpris.dvinaland.ru) в 2018 году;
3) Красноярский край (techpris.krskcit.ru) в 2019 году;
4) Омская область (tprso.omskportal.ru) в 2019 году;
5) Камчатский край (techpris.kamgov.ru) в 2020 году.";
32) главу 4 после абзаца сорок первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Особое внимание уделяется развитию сельских территорий - одному из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. Инфраструктурное обеспечение данных территорий и формирование комфортной среды, реализуемые в рамках Стратегии, позволят повысить интенсивность освоения сельских территорий.";
33) абзац сорок седьмой главы 4 изложить в следующей редакции:
"Также требуют особого рассмотрения кадровые вопросы в отрасли ЖКХ, в том числе:
1) развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд отрасли ЖКХ;
2) повышение уровня компетенций руководителей и специалистов предприятий ЖКХ, профильных ведомств.
В рамках решения кадровых вопросов также необходимо уделять внимание:
1) развитию схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочное обучение и переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка) по профильным направлениям с учетом современных потребностей отрасли;
2) вовлечению работодателей в процесс подготовки специалистов, что позволит в том числе:
обеспечить подготовку специалистов, обладающих компетенциями, соответствующими современным потребностям сферы ЖКХ;
обеспечить мотивирующие факторы для повышения уровня профессионального развития работников, а также совершенствования системы подготовки кадров в сфере ЖКХ.";
34) в абзаце пятьдесят третьем главы 4 слова "Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области", "Чистая вода (Свердловская область)" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Свердловская область)" заменить словами "Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области" (национальный проект "Жилье и городская среда"), "Чистая вода (Свердловская область)" (национальный проект "Жилье и городская среда") и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Свердловская область)" (национальный проект "Экология")";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзаце пятьдесят четвертом главы 4"
35) главу 4 после абзаца пятьдесят третьего дополнить абзацем следующего содержания:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "главу 4 после абзаца пятьдесят четвертого"
"Важно отметить, что при реализации на территории Свердловской области национального проекта "Жилье и городская среда" в рамках исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.03.2019 N Пр-555ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 12 февраля 2019 года, необходимо обеспечивать синхронизацию мероприятий с мероприятиями национальных проектов "Образование", "Здравоохранение", "Безопасные качественные дороги" и иными проектами и программами в целях достижения максимального эффекта для конкретной территории.";
36) главу 4 дополнить абзацами пятьдесят седьмым - шестьдесят четвертым следующего содержания:
"Важно отметить, что при проявлении "сильных сторон" и (или) использовании "возможностей", указанных в SWOT-анализе жилищно-коммунального комплекса Свердловской области, в том числе возможны следующие положительные аспекты или эффекты:
1) улучшение жилищных условий граждан за счет развития жилищно-коммунальной сферы;
2) повышение уровня удовлетворенности граждан предоставляемыми ЖКУ, а именно приведение в нормативное состояние объектов жилищного фонда, повышение конкурентоспособности организаций в сфере ЖКХ, модернизация коммунальной инфраструктуры, снижение потерь и ограничений в предоставлении коммунальных ресурсов, вызванных аварийными инцидентами;
3) повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;
4) рост объемов работ за счет снятия ограничений по обеспечению необходимой инфраструктурой объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов путем создания (модернизации) объектов инфраструктуры;
5) снижение административной нагрузки, повышение оперативности и эффективности управленческих решений на всех уровнях;
6) повышение эффективности капитальных вложений, увеличение спроса на продукцию отечественного производства для нужд ЖКХ Свердловской области;
7) увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и поступлений во внебюджетные фонды за счет увеличения объемов прибыли организаций;
8) оказание мультипликативного эффекта на смежные секторы экономики и социальную сферу в результате реализации мероприятий Стратегии.
При проявлении "слабых сторон" или "угроз", указанных в SWOT-анализе жилищно-коммунального комплекса Свердловской области, в том числе возможны следующие отрицательные аспекты или вызовы:
1) эксплуатация неэффективных отопительных котельных, использующих твердые и жидкие виды топлива;
2) новое строительство, недостаточная развитость системы централизованного водоотведения и очистки коммунальных бытовых стоков, недостаточный уровень обеспечения социально значимых объектов в малых и средних населенных пунктах Свердловской области системами централизованного водоотведения и очистки бытовых стоков, недостаточный уровень развития инфраструктуры по производству, транспортировке и потреблению сжиженного природного газа в целях автономного обеспечения теплоснабжения малонаселенных и территориально удаленных от газовых магистралей населенных пунктов Свердловской области, недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с отходами производства и потребления, в том числе для организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов, низкая доля сортируемых твердых коммунальных отходов;
3) внедрение в сферу ЖКХ новых технологий, автоматизации и цифровизации, которые поднимают на новый уровень требования к компетенциям кадрового состава организаций, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ;
4) дефицит профессиональных кадров в сфере ЖКХ, обусловленный низкой привлекательностью рабочих мест и связанный с недостаточным уровнем развития системы профессиональной подготовки кадров для нужд отрасли ЖКХ;
5) неэффективное использование аккумулируемых гражданами взносов на капитальный ремонт ввиду недостаточного качества организации и исполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, фонды капитального ремонта по которым формируются на специальных счетах;
6) недостаточный объем работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в связи с особенностями ремонта таких объектов, а также их дороговизной;
7) недостаточные темпы прироста индекса качества городской среды в ряде муниципальных образований;
8) дефицит тарифных источников финансирования капитальных вложений, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность отрасли;
9) недостаточный уровень развития газотранспортной инфраструктуры, выражающийся в наличии "запертых" газораспределительных станций (станций, имеющих дефицит пропускной способности);
10) недостаточное финансовое обеспечение Региональной программы капитального ремонта;
11) отсутствие системы технического учета жилищного фонда;
12) несогласованность законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере сохранения объектов культурного наследия, с законодательством Российской Федерации о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах.
Отдельно стоит отметить вызовы, связанные с действием временных негативных факторов, в том числе внешних.
С февраля 2022 года наблюдаются существенные изменения экономических условий - ухудшение рыночной конъюнктуры, высокая волатильность на финансовом рынке и резкие колебания курса национальной валюты, вызванные в том числе внешнеполитическими обстоятельствами. Также существенное влияние оказывают торговые, транспортные и технологические ограничения, вызванные введением санкций. Применительно к отрасли ЖКХ следствием указанных обстоятельств являются дефицит оборудования и материалов импортного производства, существенный рост стоимости ресурсов, дефицит кадров, нарушение логистических цепочек.
В текущих условиях, а также при возникновении аналогичных факторов в период реализации Стратегии возрастает вероятность снижения финансовой устойчивости организаций сферы ЖКХ, неисполнения инвестиционных и производственных программ, в том числе снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное ростом стоимости материалов и оборудования в связи с введенными ограничениями.
Избежать вышеуказанные негативные факторы позволят:
1) запуск пятилетней программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
2) переориентация импорта материалов, оборудования;
3) формирование новых логистических цепочек поставок, транспортных коридоров;
4) импортозамещение материалов и оборудования, а также комплектующих и запасных частей, что в свою очередь будет способствовать:
5) недопущение замедления темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры;
6) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организаций ЖКХ;
7) замедление процесса развития и модернизации отраслевых информационных систем в связи с недоступностью IT-товаров, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для всех этапов жизненного цикла объектов ЖКХ.
Реализация мероприятий по поддержке разработки отечественных решений в части применения технологий информационного моделирования и цифрового взаимодействия всех участников позволит снизить обозначенный риск.
Результатом осуществления указанных мероприятий является сохранение темпов развития и модернизации отраслевых информационных систем.";
37) абзац второй раздела 2 изложить в следующей редакции:
"Непосредственно решение вопроса развития муниципальных образований, в том числе населенных пунктов Свердловской области, с учетом новых приоритетов и новых территорий (опорных и прилегающих населенных пунктов) напрямую зависит от разработки (актуализации) и реализации документов территориального планирования, схем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.";
38) раздел 2 после абзаца сорок четвертого дополнить абзацами следующего содержания:
"Особого внимания требует вопрос климатических изменений на территории Российской Федерации (среднегодовая температура, продолжительность выпадения интенсивных осадков, рост числа опасных гидрометеорологических и иных явлений), которые могут приводить к увеличению количества аварийных ситуаций на системах коммунальной и инженерной инфраструктуры, объектах ЖКХ.
В рамках рассмотрения вопроса климатических изменений на территории Российской Федерации важно уделить внимание:
1) адаптации к неблагоприятным последствиям изменения климата систем коммунальной и инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ;
2) повышению энергоэффективности зданий и сооружений, снижению внутренних потерь энергоресурсов, в том числе электроэнергии.
Необходимые решения обозначенных вопросов:
1) совершенствование нормативной базы технического регулирования и стандартизации, связанное с адаптацией объектов капитального строительства и сетей инженерно-технического обеспечения к климатическим изменениям;
2) внедрение технологических и инфраструктурных инноваций, повышающих устойчивость систем коммунальной и инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ к неблагоприятным погодно-климатическим воздействиям;
3) проведение системного мониторинга реализации мер по адаптации систем коммунальной и инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ.
Решение выше обозначенных вопросов позволит обеспечить безопасность систем коммунальной и инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ от последствий изменения климата.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли ЖКХ, позволит обеспечить рост инвестиций и увеличение вклада отрасли ЖКХ в валовой внутренний продукт.";
39) часть первую раздела 3 изложить в следующей редакции:
"Целью Стратегии является обеспечение качественных ЖКУ и доступности энергетических ресурсов с учетом обеспечения достижения национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".";
40) в главе 5 в таблице в строке 4 графу 2 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"цифровая трансформация в сфере ЖКХ в рамках Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Свердловской области, утвержденной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым 18 августа 2021 года";
41) главу 5 после таблицы дополнить абзацами следующего содержания:
"В рамках реализации основных мероприятий по достижению задач Стратегии особое внимание требуется уделять следующим вопросам:
1) участие в обеспечении необходимой инфраструктурой для раздельного сбора отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, и подготовке их к утилизации, реализация единых требований к порядку обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, и организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов;
2) участие в разработке мер стимулирования, направленных на использование в различных отраслях экономики вторичных материальных ресурсов и продукции, произведенной с использованием вторичного сырья, полученного в результате утилизации отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов;
3) стимулирование вовлечения твердых коммунальных отходов во вторичный оборот;
4) совершенствование системы по учету актуального технического состояния многоквартирных домов;
5) создание механизма корректировки региональных программ капитального ремонта с учетом действительного технического состояния многоквартирных домов и достаточности финансовых средств в отношении каждого многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта;
6) уточнение квалификационных требований к отбору подрядных организаций, привлекаемых для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
7) уточнение правил проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части порядка выбора видов работ исходя из технического состояния дома, определенного на основании результатов технического обследования и достаточности финансовых средств в отношении каждого многоквартирного дома, включенного в Региональную программу капитального ремонта;
8) совершенствование механизма использования средств на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
9) привлечение бюджетных средств для увеличения объема средств, направляемых ежегодно на проведение капитального ремонта;
10) установление особого порядка финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, с привлечением бюджетных средств;
11) проведение оценки состояния систем теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения, водоотведения на постоянной основе;
12) участие в разработке и реализации комплексного плана по повышению обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой;
13) разработка мер в целях поддержки развития систем централизованной очистки коммунальных бытовых стоков в малых и средних населенных пунктах Свердловской области и местах компактного проживания граждан;
14) обновление объектов коммунальной инфраструктуры посредством реализации программы модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов с прогнозом до 2030 года в рамках комплекса инструментов, предусмотренных федеральным проектом "Инфраструктурное меню";
15) создание механизмов реализации проектов по модернизации действующих или строительству новых централизованных систем водоснабжения, централизованных систем водоотведения поверхностного стока, в том числе на основе принципов государственно-частного партнерства;
16) разработка мер в целях поддержки развития инвестиционных проектов в сфере очистки и обеззараживания коммунальных бытовых стоков, сбора и утилизации биогаза с очистных сооружений коммунальных бытовых стоков;
17) стимулирование увеличения объема и доли внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий по модернизации и развитию инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения;
18) вовлечение граждан в реализацию проектов по благоустройству дворовых и общественных территорий, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с применением платформы по голосованию за объекты благоустройства;
19) формирование и совершенствование нормативной правовой базы Свердловской области по вопросам вовлечения граждан в формирование комфортной городской среды, предусматривающей в том числе порядок информирования граждан о ходе реализации мероприятий по благоустройству;
20) создание комфортных и безопасных общественных территорий, сохранение и развитие пространств населенных пунктов Свердловской области;
21) синхронизация мероприятий по благоустройству населенных пунктов Свердловской области с мероприятиями комплексного развития территорий, новым жилищным строительством, программой модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта и иными программами и проектами;
22) применение инновационных технологий при осуществлении мероприятий по благоустройству населенных пунктов Свердловской области, таких как "умное освещение", "оздоровительные ландшафты";
23) реализация схем и программ развития газоснабжения Свердловской области.
В рамках результатов основных мероприятий по достижению задач Стратегии пристальное внимание следует уделять следующим вопросам:
1) сокращение объемов захораниваемых твердых коммунальных отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, и минимизация вреда, наносимого окружающей среде в результате загрязнения отходами производства и потребления;
2) обеспечение условиями, необходимыми для беспрепятственного и повсеместного доступа населения к инфраструктуре раздельного накопления твердых коммунальных отходов;
3) увеличение вовлеченности вторичного сырья, полученного в результате утилизации отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, в хозяйственный оборот;
4) создание системы технического учета жилищного фонда;
5) осуществление актуализации данных о техническом состоянии многоквартирных домов для их использования в целях планирования своевременного капитального ремонта на постоянной основе;
6) осуществление работ по капитальному ремонту с учетом результатов технического обследования многоквартирных домов и соблюдением возвратности средств в фонд капитального ремонта;
7) совершенствование механизма использования средств на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
8) соответствие лифтов в многоквартирных домах требованиям технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов";
9) ежегодное снижение уровня потерь тепловой энергии и аварийности на тепловых сетях, в том числе за счет увеличения темпа обновления объектов теплосетевой инфраструктуры;
10) улучшение показателей надежности и энергоэффективности систем теплоснабжения, в том числе снижение удельного расхода топлива, увеличение доли использования в виде топлива природного и сжиженного газа;
11) развитие магистральных и распределительных сетей теплоснабжения, в том числе для надежного и качественного обеспечения потребностей нового жилищного строительства;
12) повышение эффективности муниципальных унитарных предприятий, эксплуатирующих отопительные котельные;
13) увеличение доли населения Свердловской области, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения, в том числе за счет увеличения доли обеспеченности качественной питьевой водой сельского населения до 83,5%;
14) повышение уровня надежности и эффективности систем водоснабжения, водоотведения, обеспечение сокращения коммерческих и нормативных потерь воды на сетях водоснабжения, снижение уровня аварийности на сетях и объектах водоснабжения, водоотведения;
15) достижение доли привлеченных средств, в том числе средств частных инвесторов, а также средств, привлекаемых Свердловской областью на возвратной основе, в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения за весь период реализации Стратегии - не менее 25%, системы водоснабжения, водоотведения за весь период реализации Стратегии - не менее 15%;
16) сокращение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты, определенные как ключевые водные объекты Свердловской области;
17) восстановление нормативной работы существующих систем поверхностного водоотвода в населенных пунктах Свердловской области, создание новых систем;
18) улучшение качества городской среды в 1,5 раза по отношению к 2019 году;
19) сокращение количества городов с неблагоприятной городской средой в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом (не менее 28 городов станут городами с благоприятной городской средой);
20) повышение уровня активности граждан, в том числе обеспечение вовлечения не менее 30% граждан старше 14 лет в решение вопросов развития городской среды;
21) благоустройство не менее 470 общественных территорий (набережных, центральных площадей, парков), выполняющих оздоровительные, культурно-эстетические и рекреационные функции, и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды;
22) создание условий для газификации объектов капитального строительства, расположенных на территории Свердловской области;
23) обеспечение условий для автономного, энергоэффективного и экологичного теплоснабжения малонаселенных и территориально удаленных от магистрального газа населенных пунктов Свердловской области путем увеличения потребления сжиженного природного газа.";
42) в главе 6 в таблице строку 29-1 изложить в новой редакции (приложение);
43) главу 6 после таблицы дополнить абзацами следующего содержания:
"Мониторинг, а также утверждение методик и источников расчета значений показателей Стратегии осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области, статистическими данными, данными органов местного самоуправления муниципальных образований и иными данными.
За основу долгосрочного прогнозирования динамики развития жилищно-коммунальной отрасли до 2035 года приняты среднесрочный и долгосрочный прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации, долгосрочный прогноз Правительства Свердловской области и прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2023 - 2025 годов, одобренный постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2022 N 698-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2023 - 2025 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период).
На реализацию целей и задач Стратегии также будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, региональные и местные социально-экономические условия и особенности.
При прогнозе значений показателей Стратегии учитывались в том числе следующие макроэкономические риски, влияющие на реализацию Стратегии:
1) финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
2) низкие темпы экономического роста или спад экономики;
3) инфляционные риски, влияющие на снижение рентабельности бизнеса;
4) регуляторные риски, связанные с необходимостью внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность отрасли ЖКХ;
5) демографические риски, сопряженные с динамикой роста населения, продолжением оттока населения из малых и средних населенных пунктов Свердловской области;
6) рыночные риски, связанные с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса;
7) технологические риски, связанные с ограничением поставок, сокращением (прекращением) деятельности на российском рынке иностранных компаний - поставщиков материалов и оборудования для всех этапов жизненного цикла объектов ЖКХ;
8) риск отклонения фактических значений макроэкономических показателей в период реализации Стратегии от значений, предусмотренных среднесрочным и долгосрочным макроэкономическим прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации, долгосрочным прогнозом Правительства Свердловской области и прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период;
9) иные риски.
При прогнозе значений показателей Стратегии учитывались два сценария: рисковый (минимальный) и базовый (целевой):
1) рисковый (минимальный) сценарий Стратегии предполагает в том числе сохранение с учетом инфляции текущего уровня финансового обеспечения отрасли ЖКХ;
2) базовый (целевой) сценарий реализации Стратегии предусматривает в том числе повышение уровня конкурентоспособности отрасли ЖКХ, улучшение макроэкономического климата, рост реальных располагаемых доходов населения, увеличение финансирования жилищно-коммунальной сферы.";
44) главу 9 дополнить пунктом 18 следующего содержания:
"18. Программа развития газоснабжения и газификации Свердловской области на период 2022 - 2025 годов".";
45) часть 4 после заголовка дополнить абзацами следующего содержания:
"Реализация Стратегии осуществляется за счет средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Размер средств консолидированного бюджета, необходимый для реализации Стратегии, ежегодно определяется и корректируется в рамках бюджетного процесса. Основными прямыми механизмами реализации Стратегии являются соответствующие мероприятия, реализуемые в рамках национальных, федеральных и региональных проектов, государственных программ Свердловской области.
Необходимо отметить следующие инструменты государственной поддержки:
1) предоставление средств Фонда национального благосостояния публично-правовой компании "Фонд развития территорий";
2) программа модернизации коммунальной инфраструктуры на период 2023 - 2027 годов с прогнозом до 2030 года.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Первый Заместитель Губернатора Свердловской области |
А.В. Шмыков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 24 августа 2023 г. N 609-ПП "О внесении изменений в Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 21.02.2019 N 110-ПП"
Вступает в силу с 24 августа 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 24 августа 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) 25 августа 2023 г. N 6600202308250001