Решение Калининградского областного суда от 20 июля 2023 г. N 3а-162/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "У." об оспаривании в части Правил благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 июня 2021 года N 182 (в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 14 декабря 2022 N 249), установил:
30 июня 2021 года решением городского Совета депутатов Калининграда N 182 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград" (далее - Правила), которые опубликованы 08 июля 2021 года в официальном печатном издании - газете "Гражданин".
14 декабря 2022 года решением городского Совета депутатов Калининграда N 249, опубликованным 22 декабря 2022 года в газете "Гражданин", в указанные Правила внесены изменения, в том числе в пункты 2.1, 3.1, 11.6.4.
Общество с ограниченной ответственностью "У.", осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, просит признать недействующими пункты 2.8.1, 3.1.1, 3.1.2, 11.6.1, 11.6.4, 2.1, 15.2, подпункт 1 пункта 4.5.1.3 Правил (в ред. решения городского Совета депутатов Калининграда от 14.12.2022 N 249) в части обязанности управляющих организаций иметь паспорт фасада находящегося в управлении многоквартирного дома, осуществлять уборку и содержание территории, прилегающей к основной территории земельного участка, правообладателями которого являются собственники помещений многоквартирного дома, территории, прилегающей к контейнерным площадкам, находящимся в пользовании собственников помещений многоквартирного дома и расположенным на территории общего пользования, а также по причине правовой неопределенности подпункта 1 пункта 4.5.1.3, регулирующего порядок установки ограждения земельного участка, правообладателями которого являются собственники многоквартирного дома (т. 1 л.д. 3-5, л.д. 165-166, т. 2 л.д. 1-4).
Административный истец полагает оспариваемые нормы не соответствующими нормам жилищного и гражданского законодательства, имеющими большую юридическую силу.
Требования мотивированы тем, что паспорт фасада относится к проектной документации и не является обязательной документацией для осуществления управления многоквартирным домом, однако, ООО "У." привлечено к административной ответственности за невнесение изменений в паспорт фасада, в то время, как, по мнению административного истца, при изменении внешнего вида фасада здания и изготовлении паспорта фасада с учетом изменений такие изменения должны быть одобрены в соответствии с частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, поэтому инициатором оформления паспорта фасада может являться только собственник помещений многоквартирного дома, а не управляющая организация, не являющаяся собственником и не имеющая самостоятельного интереса к изменению фасада здания, в этой связи оспариваемые пункты 3.1.1, 3.1.2 Правил, обязывающие управляющие организации иметь актуальный паспорт фасада находящегося в управлении многоквартирного дома, полагает противоречащими части 2 статьи 44, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пунктам 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Кроме того, оспариваемые нормы не соответствуют положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, при этом согласно пункту 1 статьи 2 и пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяются гражданским законодательством, отнесенным пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, в связи с чем возложение на управляющую организацию обязанностей, предусмотренных пунктами 2.8.1, 3.1.1, 3.1.2, 11.6.1, 11.6.4, 2.1, 15.2 (в ред. решения городского Совета депутатов Калининграда от 14.12.2022 N 249) возможно только Федеральным законом либо договором, а не нормативным правовым актом органов местного самоуправления.
Представители ООО "У." Н.А.А., Б.К.А. административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель городского Совета депутатов Калининграда З.Д.А. в судебное заседание не явился, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, приведенным в письменных возражениях (т. 1 л.д. 98-105, л.д. 230-240).
Представитель администрации ГО "Город Калининград" М.Е.А. просила в удовлетворении административного иска отказать, полагая оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (т. 1 л.д. 109-111, 191-192).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Б.Л.В. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждено, что административный истец осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "У." является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (т. 1 л.д. 9-18).
Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22 сентября 2022 года N 603/2022 ООО "У." привлечено к административной ответственности на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" за нарушение пунктов 2.1, 2.8, 2.8.4, 11.5, 11.5.1, 11.5.2, 11.6, 11.6.4 Правил благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 июня 2021 года N 182 (т. 1 л.д. 21-24).
Кроме того, 17 ноября 2022 года Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области вынесено предостережение N 2926/1453-вх/обр о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено восстановить техническую документацию - паспорт фасада многоквартирного дома N 22 по улице Денисова в городе Калининграде в соответствии с требованиями, установленными пунктами 3.1.1, 3.1.2 Правил благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 июня 2021 года N 182 (т. 1 л.д. 25).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. ст. 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 этого же закона правилами благоустройства территории муниципального образования является муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В силу части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу пункта 11 части 10 статьи 35 ФЗ N 131 утверждение правил благоустройства территории муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Представительным органом муниципального образования - городской округ "Город Калининград" является городской Совет депутатов Калининграда, имеющий полномочия по установлению общеобязательных правил на территории города Калининграда, включая утверждение правил благоустройства территории городского округа (пункт 1 статьи 40, подпункт 11 пункта 1 статьи 33 Устава городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 N 257).
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта предусматривает проведение публичного обсуждения его проекта, что административным ответчиком исполнено: проект Правил был размещен на официальном сайте администрации ГО "Город Калининград" и на экспозиции в холле здания администрации ГО "Город Калининград", постановление администрации ГО "Город Калининград" о назначении общественных обсуждений по Проекту и оповещение о проведении в период с 05 по 27 ноября 2020 года общественных обсуждений опубликованы в газете "Гражданин" N 67 (2202) от 29.10.2020 и на официальном сайте администрации ГО "Город Калининград", заключение по результатам публичных обсуждений от 07.12.2020 года опубликовано в газете "Гражданин" N 74 (2209) от 10.12.2020.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Устава городского округа "Город Калининград" городской Совет депутатов Калининграда по вопросам, отнесенным к его полномочиям федеральными законами, законами Калининградской области и Уставом городского округа "Город Калининград", принимает решения.
Проект решения городского Совета депутатов Калининграда "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград" в период с 22 по 28 июня 2021 года был размещен на официальном сайте городского Совета депутатов Калининграда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
30 июня 2021 года решением городского Совета депутатов Калининграда N 182 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Данное решение опубликовано в газете "Гражданин" от 08.07.2021 N 42 (2255).
Пунктом 1 статьи 13 Устава городского округа "Город Калининград" определено, что официальным печатным изданием органов местного самоуправления ГО "Город Калининград" является газета "Гражданин".
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят городским Советом депутатов Калининграда в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом N 131-ФЗ, с соблюдением формы, процедуры принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и по этим основаниям не оспаривается.
14 декабря 2022 года городским Советом депутатов Калининграда принято решение N 249 "О внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград", в том числе в оспариваемые пункты 2.1, 3.1, 11.6.4.
В соответствии с требованиями статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, части 5 статьи 28 ФЗ N 131-ФЗ по проекту, предусматривающему внесение изменений в правила благоустройства территории муниципального образования, проводятся общественные обсуждения.
Постановлением администрации ГО "Город Калининград" от 30.05.2022 N 381, опубликованным в газете "Гражданин" N 35 (2329) от 02.06.2022 и на официальном сайте администрации ГО "Город Калининград", назначены общественные обсуждения по Проекту, которые состоялись в период с 10 июня по 10 июля 2022 года, заключение о результатах общественных обсуждений от 27.07.2022 опубликовано в газете "Гражданин" N 46 (2340) от 28.07.2022.
Форма и порядок принятия решения городского Совета депутатов Калининграда от 14 декабря 2022 года N 249 "О внесении изменений в Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград" соблюдены.
Проверяя соответствие содержания Правил в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводу о несостоятельности доводов административного истца и отсутствию оснований для удовлетворения административного иска.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемую наряду с другими видами в виде благоустройства территорий, установил, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, а элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1).
Из приведенных законоположений следует, что органу местного самоуправления федеральным законодателем предоставлено право регулировать вопросы обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, содержания территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.
В целях реализации полномочий по принятию нормативных правовых актов, обеспечения благоустройства территорий городского округа "Город Калининград" и формирования комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных объектов благоустройства и элементов, размещенных на этих объектах, решением городского Совета депутатов Калининграда 30 июня 2021 года N 182 утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, содержанию городских территорий и зеленых насаждений, определяют порядок участия граждан и правообладателей зданий (помещений в них), строений, сооружений в реализации мероприятий по благоустройству территории городского округа, в том числе в благоустройстве и содержании прилегающих территорий (пункт 1.2 Правил).
Глава 2 Правил посвящена содержанию городских территорий и порядку пользования такими территориями.
Пунктом 2.1 Правил (в ред. решения городского Совета депутатов Калининграда от 14.12.2022 N 249) установлено, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками, территориями, элементами благоустройства на праве собственности, ином вещном праве либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником, в том числе на основании разрешения на использование земель, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором (контрактом), обеспечить содержание территории, объектов и элементов благоустройства, накопление ТКО в местах, соответствующих требованиям законодательства и настоящих Правил, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил, организовать предотвращение распространения и уничтожение агрессивных чужеродных видов растений, карантинных видов растений в границах земельного участка, а также на прилегающей территории, границы которой определены установленным Правилами порядком.
Работы по содержанию объектов благоустройства, обособленных пешеходных зон, зон отдыха, расположенных на территории общего пользования и земельных участках (землях), государственная собственность на которые не разграничена, а также городских лесов организуются муниципальным заказчиком, муниципальным бюджетным учреждением в порядке, утвержденном администрацией городского округа "Город Калининград".
Таким образом, пункт 2.1 Правил определяет субъектов отношений в сфере благоустройства территории городского округа, носит общий характер, не возлагая каких-либо конкретных обязанностей на управляющие организации, а соответственно, не нарушает прав административного истца.
Согласно пункту 11.6.4 Правил (в ред. решения городского Совета депутатов Калининграда от 14.12.2022 N 249) на территории контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования, ответственными за уборку являются лица, фактически использующие эти площадки, в том числе организации, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управление общим имуществом и содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются источники образования ТКО, складируемых на данных площадках, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Калининград", на основании соглашения (договора) с уполномоченным администрацией городского округа "Город Калининград" лицом.
Оспариваемый пункт 11.6.4 Правил предусматривает заключение уполномоченным администрацией ГО "Город Калининград" лицом соглашения с организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом и фактически использующей контейнерную площадку, расположенную на территории общего пользования, поэтому управляющая организация исполняет, предусмотренные данным пунктом обязанности, только на договорной основе, то есть на добровольных началах.
Глава 15 Правил регламентирует порядок определения границ прилегающих территорий, который согласно пункту 15.1 Правил устанавливается на основании статьи 16-1 Закона Калининградской области от 05.07.2017 N 89 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области" в отношении территорий общего пользования или их частей, за исключением дорог, проездов и других транспортных коммуникаций, парков, скверов, бульваров, береговых полос, а также иных территорий, содержание которых является обязанностью правообладателя.
Пунктом 15.2 Правил определены границы прилегающей территории, которые определяются в периметре, образуемом путем отступа от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, в частности в оспариваемой части - для контейнерных площадок - расстояние отступа составляет 5 метров от ограждения, при его отсутствии - 10 метров от места установки контейнера.
В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 16-1 Закона Калининградской области от 05.07.2017 N 89 "О градостроительной деятельности на территории Калининградской области" границы прилегающей территории подлежат определению правилами благоустройства территории муниципального образования Калининградской области.
В границах прилегающих территорий могут располагаться только территории общего пользования или их части, за исключением дорог, проездов и других транспортных коммуникаций, парков, скверов, бульваров, береговых полос, а также иных территорий, содержание которых является обязанностью правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границы прилегающей территории определяются по периметру и на расстоянии, устанавливаемом правилами благоустройства территории соответствующего муниципального образования Калининградской области:
1) от границ земельного участка, если они установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства;
2) от границ здания, строения, сооружения в случае, если границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемый пункт 15.2 Правил соответствует приведенным нормам федерального и регионального градостроительного законодательства, не возлагает на административного истца какие-либо обязанности, его нормативное действие направлено исключительно на установление порядка определения границ прилегающей территории, в силу чего не может нарушать права ООО "У.".
В пункте 2.8 Правил определены ответственные за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на этих территориях, которыми в силу пункта 2.8.1 Правил на основных и прилегающих территориях являются правообладатели основных территорий.
В пункте 11.6 Правил определены лица, ответственные за уборку территории, которыми в силу пункта 11.6.1 Правил на основных и прилегающих территориях являются правообладатели основных территорий.
ООО "У." полагает, что приведенные пункты Правил, возлагающие на правообладателей основных территорий, помимо их воли, обязанность по содержанию прилегающей территории, не находящейся в их собственности или владении, подлежат признанию недействующими, поскольку федеральное законодательство такой обязанности не устанавливает.
Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 463-ФЗ дополнен Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статьей 45.1, посвященной содержанию правил благоустройства территории муниципального образования.
Данной статьей предусмотрено, что указанные правила могут регулировать в том числе вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Таким образом, из приведенных федеральных норм прямо следует, что муниципальное образование вправе установить порядок участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, в связи с чем доводы административного истца об обратном не основаны на законе.
Оспариваемым пунктом 3.1.2 Правил установлено, что лица, указанные в пункте 3.1.1 настоящих Правил, за исключением правообладателей объектов культурного наследия, объектов индивидуального жилищного строительства, линейных объектов, обязаны иметь паспорт фасада объекта капитального строительства, согласованный главным архитектором города администрации городского округа "Город Калининград", отражающий композиционные приемы и фасадные решения объекта, включая колористическое решение, архитектурно-художественную подсветку, размещение рекламы и информации, материалы и виды отделки. Типовая форма паспорта фасада, порядок его согласования и внесения в него изменений устанавливаются нормативным правовым актом администрации городского округа "Город Калининград".
Согласно пункту 3.1.1 Правил (в ред. решения городского Совета депутатов Калининграда от 14.12.2022 N 249), правообладатели зданий, исторических зданий, строений, сооружений, а также управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, собственники помещений, машино-мест в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом обеспечивают содержание зданий, исторических зданий, строений, сооружений, их ограждающих конструкций и конструктивных элементов в исправном состоянии.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22.06.2006 N 448 "О содержании фасадов объектов капитального строительства на территории Калининградской области" рекомендовано органам местного самоуправления привести правила благоустройства муниципальных образований в соответствие с данным постановлением (пункт 2 Постановления).
Данное Постановление принято Правительством Калининградской области в целях поддержания в исправном состоянии фасадов зданий и сооружений на территории Калининградской области, повышения требований к внешнему облику вновь строящихся зданий и сооружений.
Поименованным Постановлением утверждено Положение о содержании фасадов объектов капитального строительства на территории Калининградской области, пункт 3 которого обязывает собственников или их уполномоченных лиц, а также арендаторов и пользователей объектов капитального строительства иметь паспорт фасада объекта капитального строительства.
Возлагая, в том числе и на управляющие организации как на уполномоченных собственником лиц, исполняющих на договорной основе обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которому относится и фасад здания, обязанность иметь паспорт фасада объекта капитального строительств, оспариваемый пункт Правил регулирует общественные отношения в сфере обеспечения эстетического состояния территории муниципального образования и соответствует приведенному выше пункту 2 части 2 статьи 45.1 указанного Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которому правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Этой же норме закона, имеющего большую юридическую силу, соответствует и оспариваемый административным истцом подпункт 1 пункта 4.5.1.3 Правил, согласно которому установка ограждений по границам образованных земельных участков, а также в границах образованного земельного участка с целью ограничения доступа на территорию, за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома и объекты культурного наследия, проводится при наличии решения собственника земельного участка, на основании разрешения, выданного уполномоченным органом администрации городского округа "Город Калининград" в порядке, установленном администрацией городского округа "Город Калининград", за исключением ограждений, предусмотренных проектной документацией по строительству объектов и строящихся на основании разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Оспариваемые со ссылкой на статью 210 ГК РФ, часть 2 статьи 162 ЖК РФ пункты Правил не могут рассматриваться как нарушение имущественных прав административного истца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, поскольку требования к внешнему виду и содержанию фасадов зданий и сооружений, к которым относится и требование о наличии паспорта фасада объекта капитального строительства, к внешнему виду ограждений земельных участков, требования по содержанию правообладателями земельных участков основной и прилегающей к таким земельным участкам территории, установленные названными пунктами, не являются имущественными отношениями, подлежащими урегулированию гражданским и жилищным законодательством, а носят публичный характер.
Соответственно, доводы административного истца о незаконности Правил в оспариваемой части по мотиву установления ими правового регулирования правоотношений, отнесенных Конституцией РФ к ведению Российской Федерации, ошибочны.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).
Следовательно, мнение административного истца о нарушении его прав со ссылкой на положения статьи 210 ГК РФ, части 2 статьи 162 ЖК РФ основано на неверном толковании закона.
Правила в оспариваемой части не вступают в противоречие с нормами гражданского и жилищного законодательства ввиду регулирования иных правоотношений.
Возникшая в силу федерального законодательства обязанность правообладателей основного земельного участка участвовать в содержании прилегающих к нему территорий предусмотрена в Правилах с определением конкретных случаев, форм и объема такого участия, то есть Правилами фактически установлен порядок исполнения данными лицами этой обязанности, что не противоречит, вопреки утверждению административного истца, положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод административного истца о неопределенности подпункт 1 пункта 4.5.1.3 Правил, что является основанием для признания его недействующей, судом отклоняется.
Данная норма регламентирует порядок установки ограждений по границам образованных земельных участков, а также в границах образованного земельного участка, предусматривая принятие по данному вопросу собственником земельного участка решения, что соответствует требованиям статьи 209 ГК РФ и не нарушает права управляющей организации, и на основании разрешения, выданного уполномоченным органом администрации городского округа "Город Калининград" в порядке, установленном администрацией городского округа "Город Калининград", что не противоречит пункту 2 части 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что приведенная норма влечет правовую неопределенность в вопросе о конкретных обязанностях участников данных правоотношений, поскольку она изложена ясно, однозначно определяет все обязанности участников регулируемых ею правоотношений, не возлагает никаких обязанностей на управляющую организацию, которая осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами на договорной основе.
Факты привлечения административного истца к административной ответственности за нарушение оспариваемых в настоящем деле пунктов Правил, о незаконности самих Правил в приведенной в административном иске части не свидетельствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречие оспариваемых Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов административного истца, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "У." о признании не действующими в части Правил благоустройства территории ГО "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 июня 2021 года N 182 (в редакции решения городского Совета депутатов Калининграда от 14 декабря 2022 N 249).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 20 июля 2023 г. N 3а-162/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании