Регистрация через киоск...
Принцип "одного окна"
В развитие принципа "одного окна" МНС по налогам и сборам издало Приказ от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 октября 2002 г., регистрационный N 3830). Согласно этому Приказу одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица и комплектом документов, представленным в соответствии со ст.12 и 14 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", подается заявление о постановке на учет в налоговом органе.
Форма заявления та же, что и раньше, однако теперь заявитель заполняет только пункты, расшифровывающие полное и сокращенное наименование юридического лица, а также указывающие на причину обращения (создание или реорганизация).
Очевидно, что остальные сведения будут заполнены налоговым органом. Вся необходимая информация у него имеется, поскольку государственная регистрация осуществлялась им же.
Для удобства предпринимателя ему предоставлено право выбрать способ представления документов в налоговый орган.
Такие документы могут быть представлены заявителем непосредственно либо направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Государственная регистрация юридического лица должна осуществляться в срок не более 5 рабочих дней с момента представления необходимых документов. В тот же срок регистрирующий орган обязан выдать (направить по почте) Свидетельство о государственной регистрации.
Постановка на учет в налоговом органе должна происходить в течение пяти дней со дня государственной регистрации. Представления дополнительных документов для этого не требуется.
В тот же срок выдается (направляется) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Такое Свидетельство может быть выдано (направлено) и одновременно со Свидетельством о государственной регистрации. В этом случае постановка на учет в налоговом органе должна осуществляться не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.
Так ли все просто?
Казалось бы, все просто и понятно. Исходя из буквы закона и здравого смысла начинающий предприниматель вправе предположить, что теперь посещение чиновничьих кабинетов превращается в простую формальность.
Мы попытались зарегистрировать предприятие и поставить его на учет в налоговом органе на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга. Нам было интересно пройти процедуру с точки зрения обычного предпринимателя, не отягощенного знанием тонкостей законодательства и связями в налоговом ведомстве.
Подготовили комплект документов для регистрации юридического лица, включив туда заявление о постановке на учет в налоговом органе. Документы было решено представить непосредственно в налоговый орган. В нашем случае - в инспекцию МНС по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС).
На практике решить столь элементарную задачу оказалось непросто. Прием документов в ИМНС строго ограничен по дням и часам. К началу приема скапливается очередь из полусотни желающих заняться предпринимательской деятельностью.
Вспомнив недавние времена всеобщего дефицита, занимаем очередь и получаем порядковый номер. В нашем случае это номер 58. Путем несложных подсчетов приходим к выводу, что прием закончится намного раньше, чем номер 58 станет номером 1.
Наблюдаем... Оказывается, чиновникам ИМНС недостаточно самих документов и нужно еще предоставить для них упаковку (папки, скоросшиватели и пр.) Где это взять? Купить в киоске, расположенном в холле инспекции.
А ведь предприниматель уже оплатил госпошлину в размере двух тыс. руб. Что побуждает чиновников заставлять его нести дополнительные расходы, остается тайной. Вероятно, торговля бланками официальных документов и канцелярскими товарами приносит неплохую прибыль.
Многочасовое ожидание скрашивается возможностью ознакомиться с размещенными на стендах нормативными документами, которыми руководствуется в своей деятельности ИМНС.
Однако Приказа МНС РФ от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" там нет.
Опрос очередников показывает, что никто из них не знает о возможности подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе одновременно с комплектом документов для государственной регистрации предприятия.
По правилам ИМНС по Василеостровскому району для постановки на учет в качестве налогоплательщика нужно после государственной регистрации подготовить новый комплект документов и обратиться уже в другой кабинет (для этого тоже есть приемные дни, часы и очереди).
Оппонент
Прояснить ситуацию у должностных лиц ИМНС не удалось по причине окончания приема. Зато удалось узнать, как увеличить шансы попасть на аудиенцию к чиновникам, принимающим документы.
Оказывается, нужно прибыть к помещению ИМНС около 6 часов утра приемного дня и записаться в очередь у неизвестных лиц. Получив порядковый номер, можно вернуться домой и терзаться мыслью о том, что опоздавшие лишаются заветного номера и ставятся в общую очередь.
Подвергнуть себя такому испытанию мы не решились даже ради подготовки этого материала и направили документы почтой.
Ответа пришлось ждать более месяца (вместо максимального срока в 10 дней). В полученной корреспонденции был только один документ - Свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Документ подписан заместителем руководителя ИМНС Г.А. Мусатовой. Причем, судя по дате подписания (на 21 день раньше, чем направлен документ), никакого нарушения сроков регистрации не было.
Со слов той же Г.А. Мусатовой, виной всему плохая работа почтового ведомства. Видимо, манипуляции с датой и подписью на высланном документе производились с целью подтверждения такой версии. Спорить было бы трудно, если не сохранить конверт со штемпелем о дате отправки.
Заявление о постановке на учет в налоговом органе оставлено без рассмотрения. Оказалось, что помимо всего прочего г-жа Мусатова является жестким оппонентом вышестоящего министерства. Выражаясь ее словами, она попросту "не принимает" Приказ МНС РФ от 09.08.2002 N БГ-3-09/426. Причиной такого неприятия г-жа Мусатова провозглашает несвоевременность (по ее мнению) этого документа и его противоречие Налоговому кодексу. Такое недоверие к профессиональной компетенции собственного министра и МНС РФ в целом вызывает по меньшей мере удивление.
Сложилась ситуация, когда государственный служащий, обладающий властными полномочиями на территории целого района пятимиллионного города, самостоятельно определяет целесообразность исполнения нормативных документов, принятых федеральным органом исполнительной власти.
Может, это делается по недомыслию или в ложно понятых интересах службы. Или кому-то выгодно превращать элементарную процедуру в фарс, а потом разрешать проблемы по своим негласным правилам?
"Прецедентов нет"
Вполне резонно предположение о том, что описанная выше ситуация не единична.
Для получения ответа на этот вопрос мы связались с УМНС РФ по Санкт-Петербургу. Вразумительно ответа об исполнении Приказа МНС РФ N БГ-3-09/426 получить не удалось, однако должностные лица управления не отрицали факт его действия.
Удалось лишь выяснить, что прецедентов одновременного осуществления государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе в Санкт-Петербурге не было. А где они были?
Создается впечатление, что информация о наличии Приказа МНС РФ от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 не предназначена для чужих глаз. А ведь он зарегистрирован в Министерстве юстиции и опубликован.
Почему должностные лица налоговых органов вместо исполнения федерального законодательства демонстрируют его саботаж?
Тем временем МНС проводит грандиозную кампанию в СМИ, направленную на воспитание у граждан уважения к налоговому законодательству. Судя по всему, огромный и хорошо отлаженный механизм постоянно ждет новых нарушителей и готов наказать их по всей строгости закона. Может, министерству параллельно заняться популяризацией собственных нормативных документов и жестко искоренять правовой нигилизм среди служащих налоговых органов на местах?
В противном случае получается, что в сфере налоговых правоотношений права и обязанности в прямом смысле поделены пополам. Права - у налоговых органов. Обязанности - у налогоплательщиков.
Между тем недобросовестные чиновники, "не принимающие" нормативные документы, регламентирующие их деятельность, должны помнить об уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, служебный подлог, халатность и другие преступления против интересов государственной службы.
Тогда не смогут "спать спокойно" не только неплательщики налогов, но и бюрократы, нарушающие права добросовестных предпринимателей. Надеемся, что на поднятую проблему обратит внимание заместитель министра РФ по налогам и сборам М.В. Мишустин, на которого возложена обязанность контроля за исполнением Приказа N БГ-3-09/426.
И. Евтушенко,
Л. Евтушенко,
юридическая компания "Илеком",
г.Санкт-Петербург
"эж-ЮРИСТ", N 33, август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru