г. Краснодар |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А32-9981/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (ИНН 2315992962, ОГРН 1172375001688) - Буланова М.С. (доверенность от 25.04.2019) и Дивеева Н.А. (доверенность от 12.01.2019), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Алтынниковой Е.С. (доверенность от 24.04.2019), Мин А.И. (доверенность от 11.09.2018) и Помыкиной Ю.Б. (доверенность от 17.09.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-9981/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - заявитель, общество, ООО "Авангард") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконными изложенных в письмах от 12.01.2017: N 02-35/00589 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/250314/0007974, N 02-35/00591 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/110314/0006435; N 02-35/00595 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/010314/0005396; N 02-35/00594 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/250314/0007975; N 02-35/00592 отказа таможни внести изменения в ДТ N 10317110/210314/0007640; обязании произвести возврат таможенных платежей в размере 1 479 604 рублей 38 копеек.
Решением суда от 11.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт излишней уплаты таможенных платежей не подтвержден.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, общество вправе вернуть излишне уплаченные таможенные платежи, начисленные решением таможни. Заявитель считает, что экспортная декларация товара является основанием для корректировки таможенной стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к ним, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Авангард" является правопреемником ООО "Альтернатива" (ранее - ООО "БСГрупп"). Общество во исполнение контракта от 20.07.2010 N 20072010, заключенного с фирмой "WINNER DIS TICARET LIMITED SIRKETI" (Турция), в 2014 году на территорию Российской Федерации ввезло товар "плиты (слябы) полированные", страна происхождения Турция, на условиях CFR- Новороссийск.
Указанный товар оформлен в таможенном отношении по ДТ N 10317110/250314/0007974, 10317110/210314/0007640, 10317110/110314/0006435, 10317110/010314/0005396, 10317110/250314/0007975, таможенная стоимость определена по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
По ДТ N 10317110/250314/0007975 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 11.03.2014 N 856329, приложения от 11.03.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 77900/75540 кг, на общую сумму 41 548,62 долларов США.
По ДТ N 10317110/210314/0007640 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 07.03.2014 N 856328, приложения от 07.03.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 77850/75490 кг, на общую сумму 41 520,1 долларов США.
По ДТ N 10317110/110314/0006435 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 19.02.2014 N 856323, приложения от 19.02.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 51450/50170 кг, на общую сумму 27 593,16 долларов США.
По ДТ N 10317110/010314/0005396 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 20.02.2014 N 856324, приложения от 20.02.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 25900/25180 кг, на общую сумму 13 847,7 долларов США.
По ДТ N 10317110/250314/0007974 задекларирован товар "плиты (слябы) полированные", поставленный на основании инвойса от 20.02.2014 N 856326, приложения от 25.02.2014 б/н к контракту от 20.07.2010 N 20072010, вес брутто/нетто товара - 19780/19300 кг, на общую сумму 10615,27 долларов США.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара общество представило в таможенный орган документы, в том числе: контракт от 20.07.2010 N 20072010 с приложениями от 11.03.2014 б/н, от 07.03.2014 б/н, от 19.02.2014 б/н, от 20.02.2014 б/н, от 25.02.2014 б/н, инвойсы от 11.03.2014 N 856329, от 07.03.2014 N 856328, от 20.02.2014 N 856326, от 20.02.2014 N 856324, от 19.02.2014 N 856323.
Таможенный орган не согласился с заявленным обществом первым методом определения таможенной стоимости товара по спорным ДТ, обосновав это тем, что при использовании системы управления рисков (далее - СУР) выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления обществу решений о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10317110/250314/0007974, N 10317110/210314/0007640, N 10317110/110314/0006435, N 10317110/010314/0005396, N 10317110/250314/0007975 с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров. Заявитель дополнительно запрошенные документы не предоставил.
Таможня, сочтя, что заявленные обществом сведения о таможенной стоимости товара документально не подтверждены, приняла решения о корректировке таможенной стоимости товара от 18.04.2014 по ДТ N 10317110/110314/0006435, от 30.04.2014 по ДТ N 10317110/210314/0007640, 10317110/250314/0007974, 10317110/250314/0007975, от 03.04.2014 по ДТ N 10317110/010314/0005396.
На основании КТС-1 таможенным органом 02.06.2014 произведена корректировка таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/210314/0007640, 10317110/250314/0007974, 10317110/250314/0007975, 22.04.2014 - по ДТ N 10317110/010314/0005396, 15.05.2014 - по ДТ N 10317110/110314/0006435, по 6 методу на основе 3 метода определения таможенной стоимости товаров.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317110/210314/0007640, обществу доначислены таможенные пошлины и налоги в сумме 618 917 рублей 81 копейки, по ДТ N 10317110/110314/0006435 - 410 290 рублей 87 копеек, по ДТ N 10317110/250314/0007974 - в размере 158 024 рублей 81 копейки, по ДТ N 10317110/250314/0007975 - в размере 618 500 рублей 59 копеек, по ДТ N 10317110/010314/0005396 - в размере 205 834 рублей 95 копеек.
Таможней в период с 17.06.2014 по 31.03.2015 проведена камеральная таможенная проверка после выпуска товара в отношении ООО "БСГрупп", в том числе, по ДТ N 10317110/250314/0007974, 10317110/210314/0007640, 10317110/110314/0006435, 10317110/010314/0005396, 10317110/250314/0007975. В ходе проведения камеральной таможенной проверки, письмом от 28.11.2014 N 10-21/12225 Южной оперативной таможней предоставлены копии документов, полученных из таможенной службы Турции, произведена идентификация товара, по результатам которой сделан вывод об указании декларантом недостоверных сведений относительно таможенной стоимости.
Полагая, что экспортными декларациями подтверждена ценовая информация, необходимая для применения первого метода определения таможенной стоимости спорного товара, общество обратилось в таможню с письмами о внесении изменений в ДТ исх. от 09.11.2016 N 30, 31, 32, 33, 34, в которых просило внести изменения ДТ N 10317110/250314/0007974, 10317110/210314/0007640, 10317110/110314/0006435, 10317110/010314/0005396, 10317110/250314/0007975, путем включения в графы 44 сведений о таможенной стоимости товара, содержащихся в экспортных декларациях, а также указать первый метод определения таможенной стоимости и исчислить таможенные платежи исходя из таможенной стоимости, определенной первым методом.
К письмам приложены формы (КДТ 1) и ДТС-2, копия акта камеральной таможенной проверки N 103170000/400/310315/А0035 от 31.03.2015, флеш-носитель с заполненной декларацией таможенной стоимости, форма корректировки таможенной стоимости по ДТ N 10317110/250314/0007974, 10317110/210314/0007640, 10317110/110314/0006435, 10317110/010314/0005396, 10317110/250314/0007975.
Общество также обратилось в таможню с заявлением от 09.11.2016 N 40 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Письмом от 15.11.2016 3 13-13/37630 данное заявление возвращено обществу без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Таможенный орган указал, что представленные декларантом корректировки ДТ не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Письмами Новороссийской таможни от 12.01.2017 N 02-35/00589, 12.01.2017 N 02-35/00591, 12.01.2017 N 02-35/00595, 12.01.2017 N 02-35/00594, 12.01.2017 N 02-35/00592 во внесении изменений в ДТ отказано.
Заявитель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в спорный период (далее - Таможенный кодекс), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В силу пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. Полный перечень таких документов указан в статье 183 Кодекса.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление) в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса и пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
В пункте 7 Постановления разъясняется, что таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 16.09.1997 предусмотрен обмен информацией между таможенными службами государств, который не предусматривает дополнительной легализации документов, представляемых по запросу в рамках указанного Соглашения. Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что документ, полученный в иностранном государстве, признается письменным доказательством в суде, если не опровергается его подлинность.
Суды учли, что законность решений Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товара по ДТ N 10317110/250314/0007974 подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-32126/2015, по ДТ N 10317110/210314/0007640 - вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-32132/2015, имеющими преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Как видно из мотивировочной части судебных актов по делам N А32-32126/2015, А32-32132/2015, суды исследовали соответствующие экспортные декларации при определении обоснованности примененного таможней метода и величины таможенной стоимости. В силу положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не вправе был принимать ненормативные акты, направленные на преодоление вступивших в законную силу судебных актов, не наделены соответствующими полномочиями и суды.
Доводы общества основаны на тех же доказательствах и направлены на иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, необоснованное преодоление законной силы судебных актов и принятию противоположных решений относительно одних и тех же обстоятельств, что недопустимо. В силу этого, доводы общества подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным не подлежат отмене судебные акты об отказе в удовлетворении требований общества о признании недействительными отказов таможни о внесении изменений в ДТ, изложенных в письмах от 12.01.2017 N 02-35/00589 и 02-35/00592, и о возврате обществу 520 297 рублей 71 копейки таможенных платежей.
В остальной части требования общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили суды, таможня, отказывая во внесении изменений в ДТ, указала на факт недостоверности заявленных сведений о товаре, установленной в ходе дополнительной проверки, а также в ходе камеральной проверки.
В пункте 2 статьи 191 Таможенного кодекса (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) указано, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" внесенные в декларацию на товары сведения могут быть изменены (дополнены) после выпуска товаров по инициативе декларанта, если им выявлена недостоверность сведений, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных платежей (пункт 2 статьи 191 Таможенного кодекса и пункт 11 Порядка N 289).
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, регламентируется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
Согласно пункту 3 статьи 147 Федерального закона, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
Как установили суды, к обращениям общества о внесении изменений в ДТ приложены формы КДТ, ДТС-1 на бумажном и электронном носителе, копия акта камеральной таможенной проверки N 103170000/400/310315/А0035 от 31.03.2015, флеш-носитель с заполненной декларацией таможенной стоимости, форма корректировки таможенной стоимости по ДТ.
Суды сочли обоснованным довод таможни о том, что данные документы не подтверждают необходимость внесения изменений в декларации и указали на отсутствие иных документов, подтверждающих необходимость внесения таких изменений.
Между тем, суды не обоснованно не приняли во внимание экспортные декларации, в подтверждение заявленных обществом изменений.
Таможенный кодекс, Федеральный закон и Порядок N 289 не определяют конкретный перечень документов, которыми должны подтверждаться изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ.
Как установили суды, таможня на основании документов и сведений, представленных таможенной службой Турции, произвела сравнение товара, вывезенного из Турции по экспортным декларациям, с товаром, ввезенным на территорию Российской Федерации и задекларированным обществом по ДТ N 10317110/110314/0006435, 10317110/010314/0005396, 10317110/250314/0007975. Таможня выявила, что сведения, указанные в экспортных декларациях, идентифицируются со сведениями, заявленными обществом в вышеуказанных ДТ по следующим основаниям: получатель товара; отправитель товара "WINNER DIS TICARET LIMITED SIRKETI", Турция; количество товара и весовые характеристики (вес брутто, вес нетто, количество грузовых мест); наименование товара ("плиты (слябы)"); номер инвойса, в рамках которого поставлялся товар. Сопоставимы дата оформления экспортных деклараций и дата отправления товаров из Турции по коносаментам; номера инвойсов, на основании которых ввезен и задекларирован товар. Суды данные выводы таможенного органа исследовали полно и всесторонне, установили величину стоимости товара по каждой экспортной декларации и декларациях общества, сравнили их и сочли достоверной информацию, содержащуюся в экспортных декларациях.
Учитывая условия поставки CFR- Новороссийск, пакет документов, находящийся у таможенного органа, препятствия для определения таможенной стоимости товаров по указанным ДТ на основе экспортных деклараций отсутствовали.
Трех летний срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 147 Федерального закона для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, на дату подачи заявления в таможенный орган общество не пропустило.
Приведенный обществом расчет измененной таможенной стоимости таможенным органом не оспорен, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора подтверждено, факт уплаты таможенной стоимости по первоначальной корректировке таможенной стоимости товаров таможенный орган не опровергает. Следовательно, требования общества в указанной части подлежали удовлетворению.
В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправильное применение судами норм процессуального права является основанием для отмены обжалуемых судебных актов о принятии обеспечительных мер. Для разрешения данного вопроса по существу кассационной инстанции не требуется установления новых обстоятельств и исследования новых доказательств, поэтому согласно пункту 2 статьи 287 Кодекса суд вправе, не передавая дела на новое рассмотрение, принять решение об удовлетворении требований общества о признании недействительными отказов таможни о внесении изменений в ДТ, изложенных в письмах от 12.01.2017 N 02-35/00591, 02-35/00595, 02-35/00594, и возврате обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (ИНН 2315992962, ОГРН 1172375001688) из федерального бюджета 959 306 рублей 67 копеек таможенных платежей.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А32-9981/2017 оставить без изменения в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными отказов таможни о внесении изменений в ДТ, изложенных в письмах от 12.01.2017 N 02-35/00589 и 02-35/00592, и о возврате обществу 520 297 рублей 71 копейки таможенных платежей, в остальной части судебные акты отменить.
Признать недействительными отказы таможни о внесении изменений в ДТ, изложенные в письмах от 12.01.2017 N 02-35/00591, 02-35/00595, 02-35/00594, и возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (ИНН 2315992962, ОГРН 1172375001688) из федерального бюджета 959 306 рублей 67 копеек таможенных платежей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2019 г. N Ф08-2790/19 по делу N А32-9981/2017