Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Принципы истребования
1.1. При истребовании документов (информации) должностным лицам налоговых органов необходимо руководствоваться Принципами истребования документов (информации), утвержденными распоряжением ФНС России от 27.12.2022 N 406@:
законность. Истребуются документы (информацию, пояснения) только когда на это имеются полномочия;
риск-ориентированный подход. Истребуются документы (информацию, пояснения) для проверки правомерности применения льгот, имеющихся противоречий между сведениями (имеющегося несоответствия сведений) и в иных случаях при наличии риска нарушения законодательства о налогах и сборах и с учетом его существенности. Само по себе использование налогоплательщиком льгот, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или заявление налога к возмещению не является основанием для обязательного истребования у налогоплательщика или у всех его контрагентов подтверждающих документов. Истребуются документы по отдельным операциям (сделкам), а не за период или тем более за несколько периодов. Истребуются документы за период (за несколько периодов), только если эти документы необходимы для подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений;
определенность. Используются четкие формулировки в поручении (требовании), чтобы дать налогоплательщику однозначное понимание, какие документы (информация, пояснения) должны быть представлены налоговому органу;
однократность. Истребуются документы (информацию, пояснения), только если имеется информация, что они не представлялись налогоплательщиком в налоговый орган ранее.
приоритет получения информации из доступных государственных ресурсов. Истребуются документы (информацию) только если они не могут быть получены из имеющихся у налоговых органов информационных ресурсов и от других органов власти;
цифровая среда. Максимально используется электронный документооборот для отправки поручений (требований) и получения соответствующих документов (информации);
срочность. Готовность продлить срок представления документов при получении мотивированного обращения налогоплательщика.
При истребовании у налогоплательщика документов и информации, налоговому органу рекомендуется исходить из указанных принципов, а также предполагаемого эффекта, в частности добровольного уточнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств, отказа от применения схем уклонения от уплаты налогов и т.д.
Истребование документов и информации в целях выполнения иных задач, не обусловленных налоговым контролем (например, в интересах иных лиц и государственных органов), не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
1.2. Истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с иными мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными статьей 31 и главой 14 Кодекса.
1.3. При проведении выездной налоговой проверки целесообразно истребование документов, после ознакомления с ними проверяющих должностных лиц налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 12 статьи 89 Кодекса.
1.4. При определении перечня документов, подлежащих истребованию, следует учитывать наличие обязанности по составлению таких документов, а также относимость их к документам, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документам, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса). В частности, налоговым органом не могут быть истребованы документы, обязанность по ведению которых у налогоплательщика отсутствует, например, в связи с применением специального налогового режима.
1.5. Приоритетным необходимо считать истребование документов у проверяемого лица, истребование документов у его контрагента либо иного лица, ими располагающего осуществляется в случае невозможности истребовать документы у проверяемого лица либо в случае обоснованных сомнений относительно полученных у проверяемого лица документов.
При проведении контрольно-аналитической работы необходимо использовать полномочия, предоставленные налоговым органам пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса, учитывая, что данная норма позволяет истребовать документы (информацию) у любой стороны конкретной сделки.
В иных случаях, в частности, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, приоритетным следует считать истребование документов (информации) у контрагентов проверяемого лица, или иных третьих лиц, ими располагающими.
В частности, при истребовании документов по цепочке необходимо последовательно истребовать документы начиная с непосредственного контрагента проверяемого лица. При этом не допускается истребование документов в первую очередь у крупнейших налогоплательщиков.
1.6. При истребовании документов (информации) целесообразно рассмотреть возможность получения отдельных истребуемых документов (информации) из открытых источников, в том числе открытых баз данных государственных органов в сети "Интернет".
1.7. Замена истребования документов (информации) путем включения в иные документы, направляемые плательщикам, просьб, требований и иных текстов, смысл которого определенно позволяет предположить плательщику, что он обязан представить (от него ожидается представление) вне рамок статей 93, 93 1 Кодекса те или иные документы, или получение документов при наличии ограничений на такое истребование (статья 88 Кодекса), иными способами, не предусмотренными Кодексом, в том числе "на добровольной основе" (запрос по телефону, по электронной почте и т.д.), не допускается, так как не соответствует законодательству о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 101 Кодекса не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса.
1.8 При истребовании документов (информации) по основаниям, установленным пунктом 2.1 статьи 93 1 Кодекса, следует руководствоваться приказом ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/85@ "Об утверждении перечня документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации (индивидуального предпринимателя) - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) в соответствии с пунктом 2 1 статьи 93 1 Налогового кодекса Российской Федерации".
1.9. При истребовании документов (информации) в соответствии со статьей 93.2 Кодекса необходимо учитывать, что у аудиторской организации (индивидуального аудитора) налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае, если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с Кодексом и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке при проведении в отношении его выездной налоговой проверки (пункт 2 статьи 93 2 Кодекса).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.