г. Краснодар |
|
29 мая 2019 г. |
Дело N А25-1369/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Калашниковой М.Г. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901024631, ОГРН 1030900721830) - Матакаева И.И. (доверенность от 06.08.2018) в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Строй Мастер Домофоны Черкесск" (ИНН 7602079650, ОГРН 1107602003948), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй Мастер Домофоны Черкесск" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2018 (судья Калмыкова М.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А25-1369/2018, установил следующее.
ООО "Строй Мастер Домофоны Черкесск" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) с требованием: признать незаконным и отменить решение от 28.05.2018 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе; предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 28.05.2018 N 3; постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 17.07.2018 N 104-р.
Решением 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.02.2019, требования удовлетворены частично, суд признал недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон 38-ФЗ) предписание управления от 28.05.2018 N 3 в части возложения на общество обязанности прекратить размещение рекламы с нарушением требований статьи 9 Закона; в остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы ссылается на то, что реклама не должна в обязательном порядке содержать указание на стоимость товара, на сроки проведения акции; в данном случае нет искажения смысла информации или введения в заблуждение потребителя, информация, содержащаяся в рекламе, отвечает действительности. Как указывает податель жалобы, привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа не соответствует характеру правонарушения.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель управления возражал против доводов жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе мониторинга управлением рекламной информации, распространяемой на территории Карачаево-Черкесской Республики, был выявлен факт размещения обществом в помещении расчетно-кассового центра, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ленина, д. 36, рекламы следующего содержания: "Строй Мастер Домофоны; www.s-m-d.ru; у Вас еще нет трубки в квартире?; Многие установили и довольны! Теперь скидка 50%; Предложение ограничено; г. Черкесск, ул. Октябрьская, д. 354 в (8782) 27-06-02, 8-988-914-14-35, 8-800-200-08-04; единый звонковый центр, звонок бесплатный со всех телефонов".
10 мая 2018 года в отношении общества управление возбудило дело N 4 по признакам нарушения Закона N 38-ФЗ.
28 мая 2018 года управление рассмотрело материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и приняло решение, согласно которому размещенная заявителем реклама признана ненадлежащей; в отношении общества вынесено предписание от 28.05.2018 N 3 о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Постановлением от 17.07.2018 обществу назначено административное наказание в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Несогласие общества с решением и предписанием и постановлением управления явилось основанием для обращения его в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 данного постановления, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
В пункте 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).
Объектом рекламирования может быть товар (работа, услуга), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона N 38-ФЗ). Исходя из цели проведения стимулирующего мероприятия - побуждения потребителей к совершению пробной или повторной покупки рекламируемого товара в период, ограниченный по времени, для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретения определенного товара.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что размещенная обществом реклама не содержит признаков стимулирующего мероприятия, содержащихся в статье 9 Закона N 38-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 38 Закона N 38-ФЗ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Закона.
По части 1 статьи 5 названного Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Частью 7 данной статьи предусмотрен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По смыслу приведенной нормы в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующей продукции (товаре, услуге).
Частью 7.1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление о рекламодателе, объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Суды правомерно исходили из того, что стоимость товара для потребителя снижена на 50%, скидка предоставляется краткосрочно, то есть потребители могут получить возможность приобрести товар со значительным снижением цены по сравнению с ранее установленными ценами в течение короткого периода времени. Однако в рекламе отсутствует информация об условиях проведения акции, связанной с реализацией товара по скидке. Суды верно отметили, что размещенная обществом реклама не содержит сроков действия акции либо информация о начале или окончании ее распространения.
Отсутствие информации об условиях проведения акции приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Поскольку факт административного правонарушения, совершенного обществом, установлен судами, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнут обществом, суды правомерно заключили, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности не выявлены; о времени и месте составления протокола и рассмотрении материалов административного дела общество было уведомлено надлежащим образом, что самим обществом не оспаривается; на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, не истек; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции вмененной статьи.
Судебные инстанции правильно указали на отсутствие оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса, поскольку совершенное обществом правонарушение нарушает права потребителей.
Доводы общества основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 делу N А25-1369/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку факт административного правонарушения, совершенного обществом, установлен судами, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнут обществом, суды правомерно заключили, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности не выявлены; о времени и месте составления протокола и рассмотрении материалов административного дела общество было уведомлено надлежащим образом, что самим обществом не оспаривается; на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, не истек; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в пределах санкции вмененной статьи.
Судебные инстанции правильно указали на отсутствие оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса, поскольку совершенное обществом правонарушение нарушает права потребителей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2019 г. N Ф08-3956/19 по делу N А25-1369/2018