Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Республики Марий Эл
от 16 февраля 2023 г. N 84
Рекомендуемый алгоритм
действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
1. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, - экспертная деятельность, состоящая из:
оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) нужд и потребностей, обстоятельств и состояния гражданина (далее - оценка);
заключения о наличии или об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, в целях признания его нуждающимся в социальном обслуживании;
заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и форме социального обслуживания;
заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе, рекомендуемом объеме социального пакета долговременного ухода и условиях его предоставления;
подбора гражданину социальных услуг по уходу и иных социальных услуг;
формирования проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе (далее соответственно - индивидуальная программа, дополнение к индивидуальной программе).
2. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется двумя экспертами по оценке нуждаемости одновременно.
3. Эксперт по оценке нуждаемости - работник территориального координационного центра, уполномоченный на определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и формирование проектов индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, обладающий знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.
4. Анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), - основной инструмент для проведения оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) нужд и потребностей, обстоятельств и состояния гражданина, включающий оценочную шкалу индивидуальной потребности в уходе и назначение социальных услуг по уходу и иных социальных услуг. Формы анкеты-опросника предусмотрена приложением N 3 к настоящему приказу.
5. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется поэтапно.
5.1. Подготовительный этап.
5.1.1. Место проведения: территориальный координационный центр.
5.1.2. Цель: обеспечить сбор сведений о гражданине - потенциальном получателе социальных услуг, его ограничениях, потребностях и нуждах, предварительное заполнение анкеты-опросника.
5.1.3. Задачи:
распределение между экспертами по оценке нуждаемости обязанностей по сбору и обработке информации, взаимодействию с гражданином и его ближайшим окружением (родственники, соседи, друзья или иные лица, осуществляющие уход);
получение, обработка и анализ информации из ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия, подготовка и направление запросов, ведение телефонных переговоров в указанных целях;
получение, обработка и анализ информации от гражданина и его ближайшего окружения в ходе телефонных переговоров на основании их устного согласия, обмен контактными данными;
внесение полученной от гражданина и (или) его ближайшего окружения информации в анкету-опросник (разделы 1 - 3 бланка "Блок А", разделы 1 - 2 бланка "Блок Б", разделы 1 - 3 бланка "Блок В"), в том числе в электронном виде;
подготовка предварительных выводов о нуждах и потребностях, обстоятельствах и состоянии гражданина;
формирование заключения об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (в составе бланка "Блок А" анкеты-опросника);
разработка плана визита к гражданину (согласование даты, времени, условий и цели визита, состава участников), у которого выявлены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (в составе бланка "Блок А" анкеты-опросника);
техническая подготовка к визиту.
5.1.4. Срок исполнения: не более 2 рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг.
5.1.5. Ожидаемый результат: сведения о гражданине - потенциальном получателе социальных услуг внесены в анкету-опросник, сделан предварительный вывод о его ограничениях, потребностях и нуждах, выявлено наличие или отсутствие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности (в случае, если у гражданина отсутствуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности, готовится проект решения об отказе в социальном обслуживании).
5.2. Основной этап.
5.2.1. Место проведения: место жительства или место пребывания гражданина.
5.2.2. Цель: провести оценку индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, сделать вывод об ограничениях, потребностях и нуждах гражданина.
5.2.3. Задачи:
знакомство экспертов по оценке нуждаемости с гражданином и его ближайшим окружением (из числа присутствующих), объяснение цели визита (продолжительность визита не может превышать 60 минут);
уведомление гражданина и его ближайшего окружения (из числа присутствующих) о наличии предварительных выводов о его нуждах и потребностях, сформированных на основании информации, полученной от гражданина и его ближайшего окружения;
принятие заявления гражданина (законного представителя) о предоставлении социального обслуживания, получение письменного согласия на обработку персональных данных, в том числе получаемых посредством проведения оценки;
установление доверительного контакта с гражданином и его ближайшим окружением (из числа присутствующих), распределение между экспертами по оценке нуждаемости обязанностей по организации и проведению оценки;
проведение оценки осуществляется посредством беседы, опроса, наблюдения, анализа документов гражданина в целях выявления его нужд и потребностей, обстоятельств и состояния с учетом мнения ближайшего окружения (из числа присутствующих);
актуализация (подтверждение, опровержение, корректировка) информации о гражданине, внесенной на предварительном этапе в анкету-опросник, заполнение бланков "Блок А", "Блок Б", "Блок В" анкеты-опросника;
формирование заключения о наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина в целях признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (в составе бланка "Блок А" анкеты-опросника);
формирование заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании и форме социального обслуживания (в составе бланка "Блок "Б" анкеты-опросника);
проведение оценки индивидуальной потребности гражданина в уходе, формирование заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе (в составе бланка "Блок "В" анкеты-опросника);
формирование рекомендуемого гражданину перечня социальных услуг (в составе бланка "Блок Г" анкеты-опросника);
информирование гражданина и его ближайшего окружения (из числа присутствующих) о результатах визита, предварительных выводах об индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, рекомендуемой форме социального обслуживания, условиях предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг, возможных поставщиках социальных услуг;
определение прав и обязанностей по обеспечению ухода за гражданином между помощником по уходу (работник поставщика социальных услуг) и иными лицами (представители ближайшего окружения);
согласование с гражданином (законным представителем) и его ближайшим окружением (из числа присутствующих) формы социального обслуживания, условий предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг;
завершение общения с гражданином и его ближайшим окружением (из числа присутствующих), объяснение дальнейших действий со стороны экспертов по оценке нуждаемости и поставщика социальных услуг и его работников, необходимых для организации социального обслуживания гражданина, в том числе ухода.
5.2.4. Срок исполнения: не более 3 рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг.
5.2.5. Ожидаемый результат: проведена оценка индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, сделан вывод об ограничениях, потребностях и нуждах гражданина на базе заполненной анкеты-опросника.
5.3. Завершающий этап.
5.3.1. Место проведения: территориальный координационный центр.
5.3.2. Цели:
определить индивидуальную потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
определить уровень нуждаемости гражданина в уходе;
сформировать проект решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе гражданину в социальном обслуживании;
подобрать гражданину оптимальную форму социального обслуживания;
сформировать проекты индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
5.3.3. Задачи:
- распределение между экспертами по оценке нуждаемости обязанностей:
по итоговому заполнению анкеты-опросника;
по переносу сведений, содержащихся в анкете-опроснике, в ведомственную информационную систему;
по подготовке проекта решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проектов индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, проекта решения об отказе гражданину в социальном обслуживании;
по подготовке копии анкеты-опросника для поставщика социальных услуг;
по формированию личного дела гражданина;
- обсуждение и внесение согласованных сведений в анкету-опросник:
заключения об индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе;
заключения о форме социального обслуживания; перечня социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
условий предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
перечня иных социальных услуг;
- итоговое заполнение анкеты-опросника;
- разработка на основании анкеты-опросника проекта решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе гражданину в социальном обслуживании;
формирование перечня и объема социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, на основании рекомендуемого гражданину перечня социальных услуг по уходу, внесенных в бланк "Блок Г" анкеты-опросника;
разработка проектов индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе на основании рекомендуемого гражданину перечня социальных услуг, внесенных в бланк "Блок Г" анкеты-опросника.
5.3.4. Срок исполнения: не более 4 рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг.
5.3.5. Ожидаемый результат:
подготовлен проект решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
подготовлен проект индивидуальной программы;
подготовлен проект дополнения к индивидуальной программе;
подготовлен проект решения об отказе гражданину в социальных услугах по уходу в случае, если гражданину не установлен уровень нуждаемости в уходе и он отказался от социального обслуживания;
подготовленные проекты решений направлены в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан или уполномоченную данным органом организацию, не являющуюся поставщиком социальных услуг.
6. После принятия уполномоченной организацией, не являющейся поставщиком социальных услуг, решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (решения об отказе гражданину в социальном обслуживании), и надлежащего его оформления уполномоченной организацией, не являющейся поставщиком социальных услуг, эксперт по оценке нуждаемости (в срок не более 5 рабочих дней со дня поступления первичной информации о потенциальном получателе социальных услуг):
информирует гражданина (законного представителя) о принятом решении и передает ему оригиналы индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе;
информирует поставщика социальных услуг о новом получателе социальных услуг и передает ему копию анкеты-опросника, копии индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, заверенные в установленном порядке;
вносит в ведомственную информационную систему сведения, сформированные при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
7. При сборе сведений о гражданине и проведении оценки экспертами по оценке нуждаемости соблюдаются следующие правила:
вести непринужденный диалог, не говорить одновременно, не отвлекаться от цели визита;
не вызывать у гражданина и его ближайшего окружения (из числа присутствующих) излишнего эмоционального напряжения, при получении ответов на вопросы соблюдать принцип добровольности;
не использовать недопустимые способы и методы получения информации, внимательно выслушивать мнение гражданина и его ближайшего окружения (из числа присутствующих);
задавать гражданину закрытые (предполагают короткий ответ "да" либо "нет") и открытые (предполагают развернутый ответ) вопросы, уточнять и конкретизировать детали ответов (последовательность вопросов из анкеты-опросника может быть различной);
не додумывать и не досказывать ответы за гражданина и его ближайшее окружение (из числа присутствующих);
уточнять у гражданина сведения, содержащиеся в его документах (при необходимости);
просить ближайшее окружение (из числа присутствующих) подтверждать, опровергать или дополнять ответы гражданина;
просить гражданина (при его согласии) продемонстрировать навыки самообслуживания, если их выполнение не представляет опасности для его жизни и здоровья;
вносить в анкету-опросник сведения с учетом всей информации, полученной от гражданина и его ближайшего окружения;
обеспечивать объективность и достоверность результатов своей деятельности;
помнить, что анкета-опросник является документом, в котором содержатся персональные данные гражданина, распространение которых влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а сведения, внесенные в анкету-опросник, являются в том числе основанием для проведения проверок и судебных разбирательств.
8. При подготовке к повторному (очередному) определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, том числе в социальных услугах по уходу, используются анкеты-опросники, заполненные в предыдущие периоды, хранящиеся в территориальном координационном центре в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.