Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июля 2023 г. N 03-07-07/69938
Вопрос: АО просит дать письменный ответ по вопросу определения среднемесячной начисленной заработной платы в целях применения подп. 38 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
АО зарегистрировано на территории города Тюмени (Тюменская область). Основным видом деятельности АО является деятельность по организации общественного питания. За предшествующий год общая сумма доходов организации, определяемых в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ, не превысила в совокупности два миллиарда рублей, а удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов организации составил не менее 70 процентов.
Согласно нормам, установленным статьей 149 Налогового кодекса РФ в отношении осуществляемых АО# установлены следующие льготы при исчислении налога на добавленную стоимость:
- подпункт 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;
- подпункт 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2022 г.): не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
При этом, начиная с 01.01.2024 г. дополнительным условием для применения льготы по НДС согласно подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ является следующее условие: за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". При отсутствии указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года.
Размер среднемесячной начисленной заработной платы по региону "Тюменская область" и региону "Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа)" существенно различается.
Учитывая вышеизложенное просим разъяснить, какой именно показатель среднемесячной заработной платы следует использовать в целях применения подп. 38 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ: показатель по региону "Тюменская область" или показатель по региону "Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа)"?
Ответ: В связи с письмом по вопросу определения среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, определяемого исходя из данных расчетов по страховым взносам, в целях применения положений абзаца восьмого и девятого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса с 1 января 2024 года организации, оказывающие услуги общественного питания вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Одновременно следует отметить, что на основании пункта 7 статьи 431 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса организации - плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
В связи с этим организация, не имеющая обособленные подразделения и представляющая расчеты по страховым взносам по месту своего нахождения, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, определяет в вышеизложенном порядке. При этом среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией в пользу физических лиц, сравнивается с размером среднемесячной начисленной заработной платы в том субъекте Российской Федерации, в налоговый орган которого представляются расчеты по страховым взносам, то есть по месту своего нахождения.
Что касается размера среднемесячной начисленной заработной платы в Тюменской области, то необходимо учитывать, что в состав Тюменской области входят два других субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ. Поэтому организации, представляющей расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения в г. Тюмени, для сравнения следует использовать размер среднемесячной начисленной заработной платы в Тюменской области (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Размер выплат и иных вознаграждений сравнивается организацией общепита с размером зарплаты в том регионе, в налоговый орган которого направляются расчеты по страховым взносам, то есть по месту своего нахождения. Организация, направляющая расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения в Тюмени, для сравнения должна использовать размер зарплаты в Тюменской области кроме Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июля 2023 г. N 03-07-07/69938
Опубликование:
-