Решение Калининградского областного суда от 13 февраля 2023 г. N 3а-39/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.В.И. об оспаривании Генерального плана ГО "Город Калининград" и понуждении внести в него изменения, установил:
М.В.И. обратился в суд с административным иском, указав, что осуществляет строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участка N по адресу: <адрес>. К его земельному участку прилегает грунтовая дорога. На участке ул. Семипалатинской от ул. Мичурина до ул. Одесской дорога имеет грунтовое покрытие. Муниципальной программой "Развитие дорожно-транспортного комплекса городского округа "Город Калининград", сформированной в рамках выделенного финансирования на 2022 и плановый период 2023-2024 г.г., мероприятия по разработке проектной документации на строительство дороги на ул. Семипалатинской не предусмотрены. Кроме того, не предусмотрено строительство дороги и действующим Генеральным планом ГО "Город Калининград". Отсутствие прилегающей дороги, тротуара и освещения на пути к его земельному участку нарушает его право на комфортную и безопасную среду обитания, создает препятствия в период строительства дома и в последующем при его эксплуатации. Согласно уточненным требованиям, просит признать не действующим Генеральный план городского округа "Город Калининград" в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 в части отсутствия на карте планируемого размещения автомобильных дорог местного значения указания дороги на ул. Семипалатинской от ее пересечения с ул. Мичуринской до дома N, обязать административных ответчиков внести соответствующие изменения в генеральный план городского округа "Город Калининград".
Административный истец М.В.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержал и пояснил, что он зарегистрирован и фактически проживает вместе с семьей по адресу: <адрес> Проезд и проход к дому затруднен ввиду необустроенности улицы. При рассмотрении административного дела N 2а-7041/2022 в Центральном районном суде г. Калининграда по его административному иску об обязании включить в муниципальную программу мероприятия по разработке проектной документации для строительства участка улицы представитель администрации ГО "Город Калининград" указывал на невозможность сделать это ввиду отсутствия в Генеральном плане ГО "Город Калининград"; в рамках настоящего дела он же ссылается на отсутствие необходимого финансирования. Наделение дороги, проходящей по ул. Семипалатинской, статусом "муниципальная", позволит выделить необходимое финансирование на ее обустройство и наделит соответствующими обязательствами орган местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Министерства градостроительной политики Калининградской области И.В.С. заявленные административные исковые требования не признала. В обоснование указала, что, согласно Карте размещения объектов местного значения Генерального плана ГО "Город Калининград", на ул. Семипалатинской расположена дорога местного значения. Таким образом, объект, на необходимость включения которого в Генеральный план настаивает административный истец, уже имеется.
Представитель заинтересованного лица администрации ГО "Город Калининград" А.Э.Л. против удовлетворения административного иска возражала, поддержала доводы, изложенные представителем Министерства градостроительной политики Калининградской области, а также пояснила, что, согласно, проектам межевания от 6 июля 2011 года и 1 сентября 2016 года, кадастровый квартал, в который входит улица Семипалатинская, размежеван, обозначены красные линии, отделяющие территории общего пользования. Поскольку данная улица с дорогой обозначена на документах территориального планирования и градостроительного зонирования, препятствием к ее немедленному обустройству является лишь отсутствие денежных средств; ввиду ограниченности местного бюджета определена очередность благоустройства городских территорий, улично-дорожной сети. Улица Семипалатинская не относится к линейным объектам с интенсивным движением, в связи с чем необходимости в первоочередном устройстве на ней твердого покрытия не имеется.
Представитель Совета депутатов городского округа "Город Калининград" З.Д.А. поддержал позицию представителей Министерства градостроительной политики Калининградской области и администрации ГО "Город Калининград".
Административный ответчик Правительство Калининградской области, будучи надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.
В силу п. 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги относятся к категории линейных объектов.
Проектирование улиц и дорог населенных пунктов регламентировано СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (утв. Приказом Минстроя России от 01.08.2018 N 474/пр).
Согласно п. 4.9 указанного Свода правил, для обеспечения рационального пользования УДС необходимо обеспечивать возможность движения транспорта с постепенным повышением (понижением) параметров используемых категорий улиц: следует предусматривать выезды с территорий кварталов на УДС местного значения; с улиц и дорог местного значения - на улицы и дороги районного значения; с улиц и дорог районного значения - на улицы и дороги общегородского значения.
Как указано в п. 5.1.2, при подготовке генерального плана в составе материалов обоснования подготавливается обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа, регионального значения (для городов федерального значения) в области транспорта на основе: сведений о планируемых документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации объектах федерального и регионального значения в области транспорта, их основных характеристиках, местоположении, характеристиках зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; прогноза объемов пассажирских и грузовых перевозок и их распределения по видам транспорта; определения потребностей в развитии транспортной инфраструктуры; оценки возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, регионального значения (для городов федерального значения) в области транспорта на комплексное развитие городских территорий; предложений по размещению требуемых объектов транспортной инфраструктуры во взаимоувязке с транспортом, осуществляющим транспортное сообщение городского населенного пункта с прилегающими территориями, другими городскими и иными населенными пунктами.
Согласно п. 5.1.3 при проектировании УДС населенного пункта в составе генерального плана должны быть, в том числе, спрогнозированы объемы пассажирских и грузовых перевозок и их распределение по видам транспорта. На этой основе должны быть определены потребности в развитии транспортной инфраструктуры, разработаны предложения по размещению требуемых объектов транспортной инфраструктуры во взаимоувязке с внешним транспортом, включая автомобильные дороги.
Как следует из таблицы 5.1, допускается устройство улиц (не дорог) в зонах жилой застройки как элемента улично-дорожной сети.
В разделе 5.4 изложены требования к устройству улично-дорожной сети в зонах жилой застройки.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа; согласно ч. 9 ст. 6 к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Установлено, что М.В.И. является собственником земельного участка N по адресу: <адрес>, площадью 770 кв. м. На момент рассмотрения данного дела он имеет регистрацию по месту жительства в индивидуальном жилом доме по указанному адресу.
На участке ул. Семипалатинской от ул. Мичурина до ул. Одесской улица твердого покрытия не имеет.
Как следует из письма Комитета городского развития и цифровизации администрации ГО "Город Калининград" исх. N и-КГРиЦ-1169 от 9 февраля 2023 года, ул. Семипалатинская на участке от ул. Мичурина до ул. Одесской не строилась, имеет грунтовое покрытие на участке от ул. Мичурина до земельного участка N, состояние неудовлетворительное. Далее дороги нет, растут деревья и кустарник. На данном участке возможно строительство дороги местного значения с дорожным покрытием переходного типа. По результатам наблюдений во время мониторинга улично-дорожной сети интенсивность движения автомобилей по ул. Семипалатинской низкая, порядка 51 автомобиля/сутки.
В настоящее время действует Генеральный план ГО "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225. Постановлением Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474 в него были внесены изменения (а фактически он был изложен в новой редакции).
Порядок принятия и опубликования нормативного акта постановления Правительства Калининградской области от 05 августа 2021 года N 474 являлись предметом судебной проверки по иным административным делам, рассмотренным Калининградским областным судом (3а-44/2022, 3а-98/2022).
В актуальной редакции Генеральный план ГО "Город Калининград" содержит Карту автомобильных дорог местного значения городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок, согласно которому ул. Семипалатинская обозначена как "селитебная территория".
Согласно Карте развития городских магистралей и улично-дорожной сети этого же генерального плана ул. Семипалатинская обозначена как "существующие улицы и дороги местного значения", причем в качестве таковой была отображена на соответствующей карте и в первоначальной редакции генерального плана ГО "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225.
Таким образом, улица Семипалатинская является составной частью улично-дорожной сети населенного пункта город Калининград, имеет статус улицы, дороги местного значения. В силу положений п. 9 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" этот объект относится к собственности городского округа, в связи с чем наделение его каким-либо дополнительным статусом, как на том настаивает административный истец, не требуется.
Таким образом, применительно к заявленным административным исковым требованиям Генеральный план ГО "Город Калининград" содержит все необходимые сведения для последующего обустройства улично-дорожной сети на ул. Семипалатинской; сроки и условия такого обустройства предметом рассмотрения настоящего дела не являются.
Поскольку оспариваемые положения Постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474 не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения административных исковых требований М.В.И. не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления М.В.И. о признании недействующим Генерального плана ГО "Город Калининград" (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 5 августа 2021 года N 474) в части отсутствия на карте планируемого размещения автомобильных дорог местного значения указания дороги на ул. Семипалатинской г. Калининграда от ул. Мичурина до д. N - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 13 февраля 2023 г. N 3а-39/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании