г. Краснодар |
|
07 июня 2019 г. |
Дело N А25-516/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании истца - акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ИНН 0901000327, ОГРН 1020900510784) - Богатырева У.Д. (доверенность от 22.01.2019), в отсутствие ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А25-516/2018, установил следующее.
АО "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 439 560 рублей 81 копейки задолженности и 13 798 рублей 34 копеек пеней (уточненные требования).
Решением суда от 12.09.2018 производство по делу в части взыскания 439 560 рублей 81 копейки задолженности прекращено в связи с отказом общества от иска в названной части ввиду погашения ответчиком задолженности. С учреждения в пользу общества взыскано 13 798 рублей 34 копейки пеней, 11 908 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2019 решение суда изменено, с учреждения в пользу общества взыскано 9047 рублей 79 копеек пеней, 11 908 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель указывает на то, что фактически начисление пеней произведено с 19.01.2018, что не нарушает интересы ответчика и вывод суда апелляционной инстанции о невозможности начисления пеней с 19.01.2018 ошибочен, поскольку расчетным периодом является декабрь 2017 года и пени подлежат начислению с 16.01.2018.
Отзыв на кассационную жалобу в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не поступил.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец и ответчик заключили договор ресурсоснабжения от 13.12.2017 N 0905012000063 (далее - договор).
Расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяцу. Плата за приобретенную электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором, по цене, определенной в соответствии с разделом 6 договора, вносится исполнителем не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 7.1 договора).
Истец направил в адрес ответчика претензию от 23.01.2018 N 01/2119 о наличии задолженности и необходимости ее погашения. Неисполнение последним обязательств по оплате электроэнергии явилось основанием для обращения истца в суд с иском.
В ходе рассмотрения спора общество отказалось от взыскания задолженности в связи с её оплатой учреждением. Отказ общества от иска в части взыскания 439 560 рублей 81 копейки задолженности принят судом первой инстанции, производство по делу в данной части прекращено.
Истец также заявил требование о взыскании с ответчика 13 798 рублей 34 копеек пеней за период с 19.01.2018 по 21.06.2018.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 Кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания пеней за период с 19.01.2018 по 21.06.2018, суд первой инстанции проверил представленный истцом расчет и признал верным. Возражений относительно расчета от ответчика не поступило.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение, указал, что судом первой инстанции неправильно определена начальная дата периода начисления неустойки (19.01.2018), поскольку в силу абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ неустойка за период с 19.01.2018 по 15.02.2018 не подлежит начислению.
Определяя начальную дату начисления неустойки, суд апелляционной инстанций исходил из того, что с учетом условий пункта 7.1 договора в рассматриваемом случае окончательный расчет за электроэнергию, поставленную в декабре 2017 года, должен был быть произведен в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ. (т. 2, люд ю 88 - 89.стр.4 - 5 постановления).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учел следующего.
В пункте 7.1 договора стороны согласовали, что расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяцу. Плата за приобретенную электрическую энергию и услуги, предоставляемые по договору, по цене, определенной в соответствии с разделом 6 договора, вносится исполнителем не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Согласно статье 190 Кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 Кодекса).
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (пункт 1 статьи 194 Кодекса).
Из указанных норм при их буквальном толковании следует, что дата окончания исполнения обязательств включается в установленный по договору или закону срок исполнения.
Пунктом 1 статьи 314 Кодекса установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Таким образом, должник, не перечисливший кредитору денежные средства, считается просрочившим исполнение денежного обязательства с началом дня (суток), следующего за последним днем срока надлежащего исполнения обязательств.
Следовательно, начало периода просрочки должно определяться следующим календарным днем по истечении периода для исполнения обязательства и оканчиваться в соответствующий календарный день фактического его исполнения включительно.
Последним днем исполнения обязательства по оплате ресурса стороны согласовали 15 число месяца, следующего за расчетным месяцем. Сведения о том, что сторонами достигнуто соглашение об изменении сроков оплаты ресурса, в материалах дела отсутствуют.
Поэтому в связи с нарушением ответчиком обязательства по оплате ресурса, поставленного в декабре 2017 года, истец вправе начислить неустойку с 16.01.2018. Однако истец произвел начисление пеней с 19.01.2018, что не нарушает прав ответчика, а, напротив, произведено в его интересах.
Суд первой инстанции счел уточненный расчет истца (по ставке 7,25% Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату принятия решения) соответствующим положениям абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, согласно которому управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поэтому вывод суда апелляционной инстанции о том, что неустойка за период с 19.01.2018 по 15.02.2018 составляет ноль рублей, не соответствует приведенным положениям и не мог служить основанием для отмены решения суда первой инстанции
Решение суда основано на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств и принято при правильном применении норм права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 по делу N А25-516/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 12.09.2018 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
А.Х.Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Кодекса).
...
Согласно статье 190 Кодекса установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
...
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 Кодекса).
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (пункт 1 статьи 194 Кодекса).
...
Пунктом 1 статьи 314 Кодекса установлено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2019 г. N Ф08-2982/19 по делу N А25-516/2018