г. Краснодар |
|
13 июня 2019 г. |
Дело N А63-15867/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанова Мирзабека Хызыровича (ИНН 090400121906, ОГРНИП 313265103700056; паспорт) и его представителя Зубкова Р.Ю. (доверенность от 19.06.2018), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Цимлянское" (ИНН 26230192014, ОГРН 1062645002815) - Антипова А.В. (доверенность от 09.01.2019), Мамедовой Л.А. (доверенность от 09.01.2019) и Коваленко И.М. (доверенность от 13.05.2019), в отсутствие заинтересованных лиц - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанова Мирзабека Хызыровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2018 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А63-15867/2018, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хасанов М.Х. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство) о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 16 км на юго-восток от ориентира: Ставропольский край, г. Ставрополь; возложении обязанности на управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении главе хозяйства в аренду сроком на 49 лет указанного земельного участка в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решения суда, а также в течение 7 дней с даты принятия решения о предоставлении земельного участка осуществить подготовку проекта договора аренды и направить его заявителю (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Цимлянское" (далее - общество).
Решением суда от 22.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.02.2019, в удовлетворении требований отказано. Суды исходили из того, что заявитель документально не обосновал необходимость предоставления ему в аренду земельного участка площадью 7 796 632 кв. м, в связи с чем признали действия заинтересованных лиц соответствующими пункту 1 статьи 39.16 и подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, выводы судов о правомерности действий заинтересованных лиц не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды не исследовали доводы главы хозяйства о непринятии заинтересованными лицами решения по его заявлению в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса. Превышение площади земельного участка под объектом недвижимости не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для отказа в его предоставлении. Судебные инстанции не учли, что в рамках дела N А63-7042/2018 суды сделали вывод о наличии у главы хозяйства исключительного права на оформление в аренду без проведения торгов спорного земельного участка. Согласно заключению кадастрового инженера от 14.08.2018 N 044-п для эксплуатации фермы заявителя необходима площадь всего земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970, поэтому в данном случае необходимость в его разделе отсутствует. Испрашиваемый земельный участок не превышает допустимые максимальные размеры, предоставляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.
В отзывах на кассационную жалобу общество и управление указали на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании глава хозяйства и представители общества повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства" (впоследствии реорганизовано в ФГБНУ "Северо-Кавказский Федеральный научный аграрный центр"; далее - учреждение, арендатор) и администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края (арендодатель) заключили договор от 22.03.2006 N 88, по условиям которого учреждению сроком до 16.03.2055 передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:000000:129 общей площадью 23 222 га, находящийся по адресу: примерно в 1,6 км по направлению на юго-восток от ориентира Ставропольский край, г. Ставрополь.
12 апреля 2006 года учреждение (арендатор) и общество (субарендатор) заключили договор субаренды названного земельного участка сроком до 28.02.2054 (зарегистрирован 15.05.2006).
Вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19.06.2014 по делу N 2-1275/14 за главой хозяйства признано право собственности на недвижимое имущество, состоящее из нежилого строения (кошары) общей площадью 868 кв. м, расположенной по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, пос. Новый Бешпагир, животноводческая точка "Пятилетка", N 2А. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с поручениями агентства от 30.06.2016 N ГШ-10/26809 и от 30.12.2016 NЕГ-10/54740 по заявлениям общества, главы хозяйства и других лиц с согласия учреждения распоряжением управления от 21.02.2017 N121 утверждена схема расположения земельных участков, земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:129 разделен с образованием 28 новых земельных участков.
6 марта 2017 года образованный в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6970 площадью 7 796 632 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет.
11 апреля 2017 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
26 марта 2018 года глава хозяйства обратился в управление с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 сроком на 49 лет на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении главе хозяйства земельного участка управление 24.04.2018 направило в агентство пакет документов, о чем уведомило заявителя.
7 мая 2018 года глава хозяйства повторно обратился в управление с заявлением о заключении договора аренды земельного участка.
Сопроводительным письмом от 23.05.2018 управление направило заявление и приложенные документы в агентство, о чем проинформировало главу хозяйства.
В ответ на поступившие заявления агентство направило управлению поручение от 09.07.2018 N ИБ-10/22519 осуществить мероприятия по формированию пакета документов для раздела земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:6970 с целью недопущения случая приобретения права аренды свободного от застройки земельного участка без проведения торгов.
В письме от 17.07.2018 N 5579/04 управление уведомило главу хозяйства о принятом решении агентства с указанием на необходимость предоставления пакета документов для проведения процедуры раздела участка.
14 августа 2018 года глава хозяйства направил в управление дополнительные документы для предоставления земельного участка, в том числе заключение кадастрового инженера от 14.08.2018 N 044-п, которые перенаправлены в агентство 30.08.2018.
В письме от 29.08.2018 глава хозяйства указал на отсутствие необходимости в разделе земельного участка, так как он состоит из пастбищ и сенокосов, необходимых для эксплуатации животноводческой фермы, настаивал на предоставлении земельного участка без его раздела.
Управление направило указанное письмо агентству, о чем уведомило заявителя в письме от 26.09.2018.
Глава хозяйства, полагая, что бездействие заинтересованных лиц по непринятию решения о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Тождественное правило до 01.03.2015 содержалось в статье 36 Земельного кодекса.
При этом исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Удовлетворение требования собственника недвижимости о предоставлении земельного участка в отсутствие доказательств, подтверждающих площадь участка, необходимую для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, недопустимо. Сам по себе факт постановки земельного участка на кадастровый учет, как и предшествующее ему утверждение схемы расположения участка, такими доказательствами выступать не могут. Собственник объектов недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях. Площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Указанный правовой подход изложен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.06.2014 N 1152/14, определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394.
Из материалов дела следует, что глава хозяйства обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что площадь испрашиваемого земельного участка (7 796 632 кв. м) многократно превышает площадь застройки (868 кв. м), заявитель не представил надлежащее обоснование такого превышения, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое бездействие законным и обоснованным, не влекущим нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а главу хозяйства как собственника объекта недвижимости - не подтвердившим наличие права на приобретение в аренду земельного участка заявленной площадью. При этом суды отметили, что глава хозяйства не лишен возможности сформировать в установленном порядке земельный участок, занятый принадлежащим ему объектом недвижимости и необходимый для его эксплуатации, и обратиться к уполномоченному органу с соответствующим заявлением.
Кроме того, суды установили, что на территории спорного земельного участка имеются пашня и сенокосы; часть спорного земельного участка используется обществом для посева озимой пшеницы (письмо управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 18.07.2018 N 684, акт проверки от 19.07.2018 Комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, ответ прокуратуры Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 26.07.2018 N 694ж-2018).
Суды учли, что в состав земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений и сооружений, используемых в сельскохозяйственном производстве, не включаются сельскохозяйственные угодья (пастбища, пашня, сенокосы), являющиеся иным видом земель сельскохозяйственного назначения.
В подтверждение размера участка, необходимого для функционирования фермы, заявитель представил заключение кадастрового инженера от 14.08.2018 N 044-п, согласно которому для осуществления выпаса скота потребуется 427,2 га пастбищ, для осуществления кормления скота - 368,5 га сенокосных угодий (покосов), всего - 795,7 га сельскохозяйственных угодий. В заключении также указано, что по составу угодий земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6970 состоит из имеющих пересеченный рельеф со значительными уклонами сельскохозяйственных угодий (пастбищ и сенокосных участков). Заключение основано на информации ФГБНУ "СевероКавказский ФНАЦ" от 13.08.2018 N 295 о площадях, необходимых для выпаса 125 голов крупного рогатого скота, 200 овец и 30 лошадей, и площади участка под сенокошение. Глава хозяйства также представил справку от 25.07.2018 N 19 администрации муниципального образования Цимлянского сельсовета о наличии личного подсобного хозяйства, согласно которой численность его крупного рогатого скота составляет 125 голов, овец - 200 голов, лошадей - 30 голов.
Вместе с тем глава хозяйства обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Для осуществления (расширения) крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки могут предоставляться хозяйствам по иному основанию - в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, однако данное положение не исключает проведение торгов (лишь при отсутствии иных претендентов; статья 39.18 Земельного кодекса).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норма права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Кодекса кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.11.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу N А63-15867/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подтверждение размера участка, необходимого для функционирования фермы, заявитель представил заключение кадастрового инженера от 14.08.2018 N 044-п, согласно которому для осуществления выпаса скота потребуется 427,2 га пастбищ, для осуществления кормления скота - 368,5 га сенокосных угодий (покосов), всего - 795,7 га сельскохозяйственных угодий. В заключении также указано, что по составу угодий земельный участок с кадастровым номером 26:11:000000:6970 состоит из имеющих пересеченный рельеф со значительными уклонами сельскохозяйственных угодий (пастбищ и сенокосных участков). Заключение основано на информации ФГБНУ "СевероКавказский ФНАЦ" от 13.08.2018 N 295 о площадях, необходимых для выпаса 125 голов крупного рогатого скота, 200 овец и 30 лошадей, и площади участка под сенокошение. Глава хозяйства также представил справку от 25.07.2018 N 19 администрации муниципального образования Цимлянского сельсовета о наличии личного подсобного хозяйства, согласно которой численность его крупного рогатого скота составляет 125 голов, овец - 200 голов, лошадей - 30 голов.
Вместе с тем глава хозяйства обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Для осуществления (расширения) крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельные участки могут предоставляться хозяйствам по иному основанию - в порядке подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, однако данное положение не исключает проведение торгов (лишь при отсутствии иных претендентов; статья 39.18 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2019 г. N Ф08-4146/19 по делу N А63-15867/2018