г. Краснодар |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А63-4688/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "ПМК-2" (ИНН 2634098487, ОГРН 1162651077346), ответчика - управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска (ИНН 2628800669, ОГРН 1122651001494), третьего лица - Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПМК-2" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2018 (судья Волошина Л.Н.) постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2017 (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А63-4688/2017, установил следующее.
ООО "Арцахгрупп" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска (далее - управление) с иском о взыскании 47 057 887 рублей задолженности за работы, выполненные в соответствии с муниципальным контрактом от 19.10.2016 N 18б/к.
Определением от 15.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Определением от 15.10.2018 судом произведена замена истца на ООО "ПМК-2" (далее - общество) в порядке процессуального правопреемства в связи с заключением договора уступки требования (цессии).
ООО "ПМК-2" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования, согласно которым просило взыскать с управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в пользу ООО "ПМК-2" неосновательное обогащение за выполненные работы по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения городакурорта Кисловодска ул. Окопная, ул. Энгельса, ул. Мичурина, ул. Коммунальная в размере 47 057 887 рублей.
Решением от 19.12.2018, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2019, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что государственный контракт на выполнение работ между истцом и ответчиком отсутствует, а, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на жалобу управление сослалось на несостоятельность ее доводов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Общество обратилось в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, возникшего у ответчика в связи с неоплатой выполненных обществом по муниципальному контракту от 19.10.2016 N 18 б/к работ.
Отказывая в удовлетворении иска, суды установили, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2017 по делу N А63-10105/2017 в удовлетворении исковых требований администрация города-курорта Кисловодска отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.02.2018, решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Муниципальный контракт от 19.10.2016 N 18 б/к, заключенный между УГХ администрации города-курорта Кисловодска и ООО "АРЦАХГРУПП", признан недействительной (ничтожной) сделкой. Суды установили, что стороны заключили контракт не в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Данные судебные акты имеют преюдициальное значение.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью.
Суды правильно указали, что взыскание задолженности за фактически оказанные услуги без заключения государственного (муниципального) контракта открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ. Между тем, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13).
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона N 44-ФЗ (статья 10 Кодекса, пункт 4 раздела II "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Общество, осуществляя работы без государственного (муниципального) контракта, в нарушение установленных Законом N 44-ФЗ обязательных процедур, не могло не знать, что работы оно выполняет при очевидном отсутствии обязательств. В условиях отсутствия муниципального контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, фактическое выполнение обществом работ не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Суд кассационной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и полномочий суда кассационной инстанции, соглашается с указанным выводом судов.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.12.2018 постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2017 по делу N А63-4688/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правильно указали, что взыскание задолженности за фактически оказанные услуги без заключения государственного (муниципального) контракта открывало бы возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ. Между тем, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13).
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона N 44-ФЗ (статья 10 Кодекса, пункт 4 раздела II "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Общество, осуществляя работы без государственного (муниципального) контракта, в нарушение установленных Законом N 44-ФЗ обязательных процедур, не могло не знать, что работы оно выполняет при очевидном отсутствии обязательств. В условиях отсутствия муниципального контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, фактическое выполнение обществом работ не может влечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2019 г. N Ф08-4536/19 по делу N А63-4688/2017