г. Краснодар |
|
24 июня 2019 г. |
Дело N А32-11155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская"" (ИНН 2349031389, ОГРН 1092349000215) - Кузнецова А.С. (доверенность от 22.08.2018) и Муренького О.С. (доверенность от 18.01.2017), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019) и Мефоденко М.Г. (доверенность от 28.12.2018), от третьих лиц: индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Елены Сергеевны - Широкова В.М. (доверенность от 05.07.2018), в отсутствие индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пискуна Михаила Александровича, индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова Павла Олеговича, Стешенко Михаила Викторовича, Макаревича Олега Александровича, Муренького Олега Степановича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зерновая компания "Новопетровская"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 по делу N А32-11155/2018 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Зерновая компания "Новопетровская"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в котором просило:
- признать незаконными действия департамента по размещению извещений о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:10:0301000:514, 23:30:0301000:516, 23:10:0301000:517, 23:10:030:1000:518, 23:10:0301000:519, 23:50:0301000:520, 23:10:0301000:521, 23:10:0301000:522, 23:10:0301000:523, 23:10:0301000:524, 23:10:0301000:525, 23:10:0301000:526, 23:10:0301000:527, 23:10:0301000:528, 23:10:0301000:530, 23:10:0301000:531, 23:10:0301000:532, 23:10:0301000:533, 23:10:0301000:534, 23:10:0301000:535, 23:10:0301000:536, 23:10:0301000:539, 23:10:0301000:540, 23:10:0301000:541, 23:10:0301000:542, 23:10:0301000:543, 23:10:0301000:544, 23:10:0301000:545, 23:10:0301000:546, 23:10:0301000:547, 23:10:0301000:548, 23:10:0301000:549, 23:10:0301000:550, 23:30:0301000:553, 23:10:0301000:554, 23:10:030:1000:555; 23:10:0301000:556, 23:10:0301000:557, 23:10:0301000:558, 23:10:0301000:559, 23:10:0301000:560, 23:10:0301000:561, 23:10:0301000:562, 23:10:03011000:564, 23:10:0301000:565 в аренду без торгов на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ереминой Е.С. и отказу в предоставлении указанных земельных участков обществу в аренду сроком на пять лет без проведения торгов;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность предоставить заявителю названные земельные участки в аренду сроком на пять лет без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ; уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена глава крестьянского (фермерского) хозяйства Еремина Е.С. (далее - глава хозяйства).
Решением от 22.10.2018 (судья Боровик А.М.) заявленные требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что заявление главы хозяйства о предоставлении в аренду на 49 лет данных земельных участков подлежало возврату, поэтому на дату принятия оспариваемого отказа конкурирующие заявки отсутствовали.
Апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя - главу крестьянского (фермерского) хозяйства Пискун М.А., индивидуального предпринимателя - главу крестьянского (фермерского) хозяйства Воронцова П.О., Стешенко М.В., Макаревича О.А. и Муренького О.С.
Постановлением апелляционного суда от 20.03.2019 решение от 22.10.2018 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Судебная коллегия исходила из того, что до обращения общества за предоставлением спорных земельных участков в аренду аналогичное заявление подал глава хозяйства. Департамент, рассматривая указанное заявление, осуществлял исключительные полномочия публичного органа власти, находящиеся в его компетенции.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель не согласен с выводом апелляционного суда о том, что положениями статьи 39.17 Земельного кодекса не предусмотрена обязанность формулировать цель предоставления земельного участка в точном соответствии с классификацией, установленной приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - приказ N 540) и статьей 19 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ). Доказательства направления главой хозяйства дополнения к заявлению в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу департамент указал на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность постановления апелляционного суда.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является участником государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Общество обратилось в департамент с заявлениями от 22.11.2017 о предоставлении земельных участков в аренду сроком на пять лет без проведения торгов для сельскохозяйственного производства. Заявления получены департаментом 23.11.2017.
В письме от 15.12.2017 N 52-46222/17-32-20 уполномоченный орган отказал заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков, мотивируя тем, что по ранее поданному заявлению иного лица департаментом проводится правовая экспертиза возможного предоставления в аренду без торгов данных земельных участков в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса.
Общество, полагая, что действия департамента нарушают его права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях: предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса); предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 Земельного кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. При этом ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по основаниям, указанным в пункте 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, кроме порядка, предусмотренного статьей 39.18 Земельного кодекса. Поэтому предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган, уполномоченный на распоряжение участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса. Следовательно, заявление крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в любом случае рассматривается по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса. Наличие у одного из претендентов документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 Земельного кодекса.
Апелляционный суд установил, что 25.10.2017 (до обращения общества с заявлением о предоставлении земельных участков без торгов), от главы хозяйства в департамент поступило заявление N 52-1486-У/17 о предоставлении в аренду на 49 лет земельных участков, в том числе 45 спорных, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями использования, предусмотренными статьей 16 Закона N 532-КЗ. В заявлении указаны реквизиты паспорта, удостоверяющего личность заявителя. В дополнении к заявлению глава хозяйства уточнил цель использования земельных участков: "Для выращивания риса с соблюдением севооборота и урожайностью не менее 61,7 ц/га", в соответствии со статьей 19 Закона N 532-КЗ.
Апелляционный суд признал неправомерным вывод суда первой инстанции о наличии у заинтересованного лица обязанности возвратить заявление главы хозяйства и отсутствии конкурирующих заявок на дату принятия оспариваемого отказа департамента (15.12.2017), указав на то, что в названном заявлении указана цель использования земельных участков (в соответствии с целями, предусмотренными статьей 19 Закона N 532-КЗ). Запрет на уточнение цели использования земельных участков после подачи заявления и до принятия по нему решения уполномоченным органом законодательством не установлен. Доказательства того, что разрешенное использование земельных участков не соответствует целям их использования, указанным в заявлении третьего лица, в деле отсутствуют.
Установив, что на дату подачи обществом заявления на рассмотрении департамента находилось заявление иного лица о предоставлении спорных земельных участков, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о необходимости предоставления испрашиваемых земельных участков по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, из материалов дела следует, что в ходе осуществления департаментом процедуры предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности по правилам статьи 39.18 Земельного кодекса от Стешенко М.В., главы КФХ Воронцова П.О., главы КФХ Пискуна М.А., Макаревича О.А., Муренького О.С. поступили заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды. При наличии нескольких конкурирующих заявлений в отношении одних и тех же земельных участков уполномоченный орган не вправе отдавать предпочтение одному из претендентов. Предоставление земельных участков в аренду таких участков без проведения торгов повлекло бы необоснованное ограничение конкуренции.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2019 по делу N А32-11155/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.