О некоторых вопросах дополнительного материального
обеспечения за особые заслуги перед государством
В настоящее время в российском пенсионном праве наряду с общепризнанными и традиционными институтами пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий можно выделить институт дополнительного материального обеспечения граждан за особые заслуги и выдающиеся достижения перед государством и обществом. Основой такого деления на перечисленные институты является вид предоставляемого обеспечения. При этом нормы данных институтов регулируют отдельные виды отношений в зависимости от юридических фактов, при наступлении которых назначаются те или иные пенсионные выплаты, а также определяют основания и условия их предоставления.
В настоящей публикации рассматриваются некоторые вопросы развития и формирования института дополнительного материального обеспечения особенно заслуженных граждан, а также комментируется действующая нормативная правовая база, в которой закреплены нормы данного института российского пенсионного права.
Советский период: персональные пенсии за особые заслуги
В советском пенсионном праве признание государством особых заслуг граждан выражалось в установлении им персональных пенсий.
Система названных пенсий начала формироваться еще на заре советской власти. Так, 16 февраля 1923 г. Совнарком РСФСР принял декрет "О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед Республикой", согласно которому персональные пенсии назначались лицам, имеющим исключительные заслуги в области революционной и профессиональной деятельности, а также в области науки, искусства и техники, а в случае смерти данных лиц - их семьям. Также в этот период действовали и другие акты, регулирующие вопросы установления персональных пенсий (постановление Совнаркома СССР от 21 декабря 1926 г. "О порядке выплаты персональных пенсий, назначенных органами союзных республик", постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 30 мая 1928 г. "О персональных пенсиях" и др.).
14 ноября 1956 г. было принято постановление Совета Министров СССР N 1075, утвердившее Положение о персональных пенсиях. В связи с этим все предыдущие постановления и распоряжения органов государственной власти по вопросам персональных пенсий были признаны утратившими силу. В данное Положение затем неоднократно вносились дополнения и изменения. Постановлением Совета Министров СССР от 19 декабря 1977 г. N 1128 оно было утверждено в новой редакции.
Согласно указанному Положению, персональные пенсии устанавливались лицам, имеющим особые заслуги перед Советским государством в области революционной, государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся заслуги в области культуры, науки, техники и спорта, а в случае смерти этих лиц - членам их семей; устанавливались персональные пенсии: союзного значения - за заслуги перед СССР; республиканского значения - за заслуги перед союзной республикой; местного значения - за заслуги местного значения.
Персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения назначались лицам, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), или независимо от возраста, если они являлись инвалидами. Гражданам, имеющим также право на пенсию по старости на льготных условиях, персональные пенсии устанавливались по достижении ими возраста, дающего право на льготную пенсию. Также могли назначаться персональные пенсии по случаю потери кормильца.
Персональные пенсии назначались по ходатайствам государственных и партийных органов, профсоюзов, а также творческих союзов (например, Союза писателей СССР, Союза художников СССР и т.п.) комиссиями по установлению персональных пенсий названных выше видов. Такие комиссии создавались и действовали соответственно при Совете Министров СССР, Советах Министров союзных республик, Советах Министров автономных республик и исполнительных комитетах краевых, областных, автономных областей и округов, городских Советов народных депутатов.
Определение размера персональной пенсии производилось в каждом отдельном случае в зависимости от заслуг лица, от степени утраты им трудоспособности, материальной обеспеченности и числа находящихся на его иждивении членов семьи. При этом персональные пенсии союзного значения устанавливались в размере не свыше 250 руб. в месяц, республиканского значения - не свыше 160 руб., а местного значения - 160 руб. Работающим персональным пенсионерам пенсии выплачивались в полном размере, если общая сумма пенсии и получаемого ими заработка не превышала 350 руб. в месяц.
Существовали и специальные персональные пенсии, которые назначались в соответствии с решениями Совета Министров СССР членам Политбюро ЦК КПСС, секретарям ЦК КПСС и некоторым другим высшим государственным и партийным деятелям. Размеры таких персональных пенсий могли составлять до 500 руб. в месяц.
Примечательно, что персональным пенсионерам предоставлялись многочисленные льготы социально-бытового характера.
Так, персональные пенсионеры имели право на: дополнительную жилую площадь; 50%-ную скидку в оплате жилой площади и коммунальных услуг; специализированную медицинскую помощь и бесплатное протезирование всех видов (за исключением протезов из драгоценных металлов); прикрепление к специальным поликлиникам и оплату лекарств по рецептам врачей в размере 20% их стоимости; единовременные пособия в случае особой нужды (пожар или другое стихийное бедствие, тяжелое заболевание и т.п.). Кроме того, персональным пенсионерам, имевшим значительный партийный стаж, а также бывшим политкаторжанам, ссыльнопоселенцам и политзаключенным при буржуазных правительствах (как членам КПСС, так и беспартийным) ежегодно выдавалось денежное пособие в размере до двухмесячной пенсии, а также по заключению лечебного учреждения предоставлялась бесплатная путевка в санаторий или дом отдыха, которая могла быть заменена денежной компенсацией. При этом данная категория персональных пенсионеров обладала правом на значительные транспортные льготы (бесплатный проезд на городском транспорте и др.).
Гражданин мог быть лишен персональной пенсии в случае совершения им преступления, недостойного поведения, а также в случае обнаружения ошибочности данных, на основании которых пенсия была установлена.
Источником финансирования персональных пенсий, а также льгот являлись средства соответствующего бюджета.
Постсоветский период (1991-2002 гг.): отмена персональных пенсий
и установление дополнительного материального обеспечения за особые
заслуги указами и распоряжениями Президента РФ
Политические и социально-экономические изменения, происходившие в нашей стране с начала демократических реформ, непосредственно затронули и пенсионную систему. 20 ноября 1990 г. был принят Закон РФ N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации"*(1), который установил единую систему республиканских государственных пенсий в России. Согласно ст.134 данного закона, с 21 ноября 1990 г. на территории РФ было приостановлено назначение персональных пенсий, а все персональные пенсии, назначенные ранее, отменялись с 1 января 1992 г. Персональным пенсионерам размеры пенсии пересчитывались на общих для всех других граждан основаниям. Таким образом, институт персональных пенсий был упразднен.
По словам непосредственного разработчика Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I М.Л. Захарова "основной причиной отмены персональных пенсий являлось то, что они устанавливались чаще всего за верную службу власти, режиму, независимо от реальных результатов деятельности, то есть преимущественно чиновникам различных властных структур, партийных и профсоюзных органов"*(2).
И действительно, персональные пенсии во многом являлись привилегией государственных и партийных чиновников. Однако нельзя утверждать, что персональные пенсии назначались данным лицам независимо от результатов их труда. В то время именно партийная и государственная работа признавалась государством наиболее важной, и это необходимо учитывать при рассмотрении проблемы персональных пенсий. Отметим, что в настоящее время пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, деятельность которых признается государством особо значимой (федеральные государственные служащие, военнослужащие, работники органов прокуратуры и т.д.), осуществляется по особым правилам за счет средств федерального бюджета. Так, федеральным государственным служащим с 1995 г. на основании указов Президента РФ устанавливалась доплата к государственной пенсии. После вступления в силу с 1 января 2002 г. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" данную доплату заменила пенсия за выслугу лет.
Кроме того, всегда были, есть и будут в нашей стране граждане, имеющие заслуги в области культуры, кинематографии, литературы, спорта и т.д. не только общероссийского, но и планетарного масштаба. Такие лица прославляют Россию, утверждают ее международный престиж, и поэтому их особое поощрение (в том числе и в сфере пенсионного обеспечения) является обязанностью государства. По нашему мнению, установление особо выдающимся гражданам наряду с пенсией дополнительного материального обеспечения позволяет наиболее полно реализовываться базовому принципу пенсионного обеспечения - принципу справедливости.
Отмена института персональных пенсий в начале 1990 г. не выглядит необходимой. Требовалась только его модернизация, в частности введение объективных критериев заслуг, упорядочение оснований, дающих право на дополнительные пенсионные выплаты за особые заслуги, а также условий их предоставления. Отметим, что некоторые авторы рассматривают упразднение института персональных пенсий как конъюнктурную поддержку развернувшейся в то время борьбы против льгот и преимуществ государственной и партийной номенклатуры*(3).
После отмены персональных пенсий необходимость материального поощрения в области пенсионного обеспечения особенно заслуженных граждан не только сохранилась, но, учитывая сложные экономические условия, даже возросла.
И уже 30 ноября 1992 г. Указом Президента РФ N 1490 "О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией", И.С. Козловскому, Б.А. Покровскому, С.Т. Рихтеру и Г.С. Улановой, принимая во внимание их выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового искусства, их просветительскую и воспитательную деятельность по подготовке новых поколений артистов, было установлено за счет республиканского бюджета РФ дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение за особые заслуги в сумме 10-кратного минимального размера оплаты труда.
При этом пунктом 3 данного Указа Правительству РФ было поручено в 3-месячный срок подготовить и представить проект Закона РФ о дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Россией.
Такой проект был подготовлен, но не был принят.
В связи с этим с 1993 г. сформировалась практика установления заслуженным лицам дополнительного материального обеспечения указами и распоряжениями Президента РФ. Размер названного обеспечения составлял обычно 10 минимальных размеров оплаты труда и в последние годы значительно превышал максимальный размер обычной государственной пенсии по старости, определенный по нормам ст.18 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I*(4).
Заметим, что в указах и распоряжениях Президента РФ конкретные заслуги лица, которому устанавливалось дополнительное материальное обеспечение, как правило, не назывались.
Данную практику нельзя было признать эффективной, поскольку в ней отсутствовали четкие критерии оценки заслуг и, следовательно, назначение дополнительного материального обеспечения осуществлялось с известной долей субъективизма.
Поэтому проблема законодательного решения вопроса условий и оснований для установления дополнительного обеспечения за особые заслуги всегда находилась на виду.
Законодательное оформление института дополнительного
материального обеспечения за особые заслуги перед государством
В 2000 г. Правительство РФ вернулось к подготовке законопроекта, регулирующего вопросы назначения дополнительного материального обеспечения за особые заслуги.
В начале 2001 г. соответствующий проект федерального закона был внесен в Государственную Думу. После долгих дебатов о круге лиц, которым следует устанавливать дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги, он был принят Государственной Думой 6 февраля 2002 г. Затем данный федеральный закон 13 февраля 2002 г. был одобрен Советом Федерации и 4 марта того же года подписан Президентом РФ.
Итак, Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" вступил в силу с 1 января 2002 г.
Основными юридическими фактами, определяющими право лица на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечение, согласно данному закону, являются:
- наличие гражданства России;
- проживание на территории России;
- статус пенсионера или получателя ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье;
- отсутствие оплачиваемой работы;
- наличие выдающихся достижений и особых заслуг перед нашей страной, которые в установленном порядке отмечены высшими государственными наградами и званиями.
Круг лиц, обладающих необходимыми для назначения дополнительного материального обеспечения наградами и званиями, исчерпывающим образом определен в п.2 ст.1 данного закона.
Право на материальное обеспечение имеют:
- Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда;
- граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного;
- граждане, награжденные орденом Ленина;
- граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, граждане, награжденные орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;
- граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
- граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
- граждане, награжденные орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней;
- чемпионы Олимпийских игр;
- лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий РФ и РСФСР. Следует иметь в виду, что к лауреатам государственных премий СССР относятся лауреаты премии Совета Министров СССР и Государственной премии СССР, к лауреатам государственных премий РСФСР - лауреаты премии Совета Министров РСФСР и Государственной премии РСФСР, к лауреатам государственной премии РФ -лауреаты премии Президента РФ, премии Правительства РФ и Государственной премии РФ.
В настоящее время существуют следующие государственные премии РФ, лауреаты которых имеют право на дополнительное материальное обеспечение*(5):
- премии в области науки и техники: Государственная премия РФ в области науки и техники; Государственная премия РФ для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники; Государственная премия РФ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова; премия Правительства РФ в области науки и техники;
- премии в области образования: премия Президента РФ в области образования; премия Президента РФ работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года России" и обучающимся в общеобразовательных учреждениях - победителям международных олимпиад по учебным предметам; премия Правительства РФ в области образования;
- премии в области культуры, литературы и искусства: Государственная премия РФ в области литературы и искусства; премия Президента РФ в области литературы и искусства; премия Правительства РФ имени Федора Волкова "За вклад в развитие театрального искусства РФ"; Пушкинская премия в области поэзии; премия имени Булата Окуджавы.
Государственные премии РФ присуждаются решениями Президента РФ и Правительства РФ.
Право на материальное обеспечение у вышеперечисленных категорий лиц, за исключением граждан, награжденных орденом Ленина, возникло с момента вступления в силу Закона от 4 марта 2002 г., т.е. с 1 января 2002 г. Граждане, награжденные орденом Ленина, такое право на основании ст.8 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приобрели только с 1 января 2003 г.
Обращаем внимание, что лицам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, материальное обеспечение назначается только при наличии одновременно двух орденов указанных степеней.
Материальное обеспечение на основании ст.2 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ устанавливается в следующих размерах:
- Героям Советского Союза, Героям России, Героям Социалистического Труда, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, - 415% базовой части трудовой пенсии по старости;
- гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий РФ и РСФСР, - 330% базовой части трудовой пенсии по старости;
- гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, - 250% базовой части трудовой пенсии по старости.
Для определения суммы материального обеспечения применяется размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на день его установления. Напомним, что данный размер по состоянию на 1 января 2002 г. составлял 450 руб.
В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ при увеличении размера базовой части трудовой пенсии по старости одновременно повышается размер выплачиваемого материального обеспечения, исходя из этого увеличения. Фактически это означает, что сумма материального обеспечения автоматически увеличивается при каждой индексации и установлении более высокого размера базовой части трудовой пенсии. Сам же размер данной части пенсии, согласно п.6 ст.17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год. При этом коэффициент индексации, а также ее периодичность определяются Правительством РФ.
Кроме того, размер базовой части трудовой пенсии наряду с индексацией может в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
По состоянию на 1 апреля 2003 г. индексация базовой части трудовой пенсии проводилась трижды. С 1 февраля 2002 г. ее размер был увеличен на 6,5%, с 1 августа 2002 г. - на 9, а с 1 февраля 2003 г. - на 6%*(6).
Таким образом, с 1 февраля 2002 г. размер базовой части трудовой пенсии составил 479 руб. 25 коп., с 1 августа 2002 г. - 522 руб. 38 коп., с 1 февраля текущего года - 553 руб. 72 коп.
Сумма материального обеспечения с указанных дат определяется именно исходя из этих размеров.
Гражданам, имеющим одновременно право на получение материального обеспечения по нескольким основаниям, материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград. Например, гражданину, который имеет звание Героя Советского Союза и одновременно является чемпионом Олимпийских игр, будет установлено материальное обеспечение за звание Героя Советского Союза, поскольку его размер (415% базовой части трудовой пенсии по старости) выше, чем за наличие золотой олимпийской медали (250% базовой части трудовой пенсии по старости).
Лицам, имеющим право на материальное обеспечение и одновременно на иные денежные выплаты, указанные в п.3 ст.1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, назначается по их выбору либо материальное обеспечение, либо одна из данных выплат. Это означает, что получение иных денежных выплат фактически лишает права на материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ и что его установление в таком случае возможно только при условии прекращения данных выплат, к которым относятся:
- дополнительное материальное обеспечение на основании иных нормативных актов;
- пенсия за выслугу лет, устанавливаемая лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и РСФСР, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы;
- доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов РФ и актами органов местного самоуправления;
- оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук.
Кроме того, гражданам, в отношении которых предусмотрены повышения пенсий в соответствии с п."а" и "в" ст.45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при назначении материального обеспечения размер пенсии не повышается. Это обусловлено тем, что данные повышения устанавливаются за те же награды и звания, что и дополнительное материальное обеспечение (право на повышения имеют Герои Советского Союза и России, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, и лица, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней).
Здесь отметим, что во многих субъектах РФ (Республики Татарстан, Адыгея, Дагестан, Волгоградская и Воронежская области и др.) действуют собственные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед республикой, областью и т.д.*(7). Из этого следует, что в нашей стране система дополнительного материального обеспечения за особые заслуги сложилась и на федеральном, и на региональном уровнях.
Основные положения порядка назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения определяются в ст.3 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ.
Юридическим фактом, который приводит в действие механизм реализации права на установление дополнительного материального обеспечения, является подача лицом, имеющим на него право, соответствующего заявления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 390 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"" утверждено, что назначение и выплата материального обеспечения производятся по заявлению лица, за ним обратившегося, в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Например, при установлении материального обеспечения гражданину, получающему трудовую пенсию согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, могут применяться нормы главы V данного закона о назначении и выплате трудовых пенсий. При назначении материального обеспечения военным пенсионерам действует порядок назначения и выплаты пенсий, определенный в разделе VI Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Материальное обеспечение назначается и выплачивается за счет средств федерального бюджета органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье. Так, лицам, получающим трудовую пенсию на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ или пенсию по Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, материальное обеспечение назначает и выплачивает территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Граждане, которые пенсионируются по Закону РФ от 12 февраля 1993 г., за назначением материального обеспечения должны обращаться в пенсионный орган министерства или ведомства, за службу в котором им была установлена пенсия (Минобороны России, МВД РФ, ФСБ РФ, ГТК РФ и др.).
По общему правилу днем обращения за материальным обеспечением считается день приема соответствующим пенсионным органом заявления со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления, которая, как правило, определяется по дате, указанной на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
Материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается пенсия или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье.
Отметим, что пункт 3 ст.3 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ предусматривает, что гражданам, получающим пенсию или пожизненное содержание судьи, материальное обеспечение назначается с даты вступления в силу данного закона, если обращение за ним последовало не позднее трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ. Это означает, что гражданам, имевшим право на материальное обеспечение и получавшим пенсию или пожизненное содержание судьи по состоянию на 1 января 2002 г., материальное обеспечение могло быть назначено с указанной даты, если обращение за ним последовало не позднее 31 марта 2002 г. При этом напомним, что в отношении граждан, награжденных орденом Ленина, Закон от 4 марта 2002 г. вступил в силу с 1 января 2003 г. Поэтому для назначения материального обеспечения с 1 января 2003 г. указанные лица, получающие пенсию или пожизненное содержание судьи, должны были обратиться за ним до 1 апреля 2003 г.
При обращении за материальным обеспечением граждане должны представить документы, подтверждающие право на это обеспечение.
Перечень документов, необходимых для назначения материального обеспечения, утвержден Минтрудом России по согласованию с Минфином России и Федеральной архивной службой РФ постановлением от 6 августа 2002 г. N 53.
К заявлению об установлении материального обеспечения лица, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Россией, должны приложить следующие документы:
- Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда - книжку и грамоту к соответствующей государственной награде;
- граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом Ленина, орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней, орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" трех степеней - соответствующее удостоверение к государственной награде или орденскую книжку;
- лауреаты Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии РФ (РСФСР) - диплом лауреата, постановление Правительства РФ о присуждении премии Правительства РФ и присвоении звания лауреата, Указ Президента РФ о присуждении премии;
- чемпионы Олимпийских игр - справку Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту (либо его правопреемника).
Для назначения материального обеспечения можно предъявлять как подлинные документы, так и их копии, заверенные нотариусом в установленном порядке. При этом достаточно одного из перечисленных выше документов, если он содержит все необходимые сведения. Например, при представлении диплома лауреата Государственной премии РФ, постановление Правительства РФ о присвоении звания лауреата тому же лицу не требуется.
В случаях отсутствия у гражданина документов, необходимых для назначения материального обеспечения, принимаются справки архивных учреждений.
Материальное обеспечение выплачивается одновременно с пенсией или пожизненным содержанием судьи. Выплата производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя материального обеспечения.
Выплата материального обеспечения может быть прекращена в случаях:
- лишения получателя государственных наград и званий, указанных в ст.1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ;
- установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено материальное обеспечение;
- поступления (приема) получателя материального обеспечения на оплачиваемую работу;
- выхода лица из гражданства РФ.
Получатель материального обеспечения обязан безотлагательно известить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты материального обеспечения (например, поступление на оплачиваемую работу).
Излишне выплаченные по вине получателя суммы материального обеспечения должны удерживаться с него в порядке, установленном для удержания переплаченной по вине пенсионера соответствующей пенсии. Так, согласно ст.26 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, удержания из трудовой пенсии могут производиться на основании: исполнительных документов; решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру; решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. При этом удержано может быть не более 50% трудовой пенсии (в установленных законодательством РФ случаях не более 70%), а удержания на основании решений пенсионных органов производятся в размере, не превышающем 20% трудовой пенсии.
При восстановлении лица в гражданстве РФ, в правах на государственные награды и звания, а также при увольнении с оплачиваемой работы выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется.
Статья 4 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ устанавливает, что получателю материального обеспечения, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, материальное обеспечение выплачивается в полном размере.
Суммы материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях. Это означает, что в таком случае применяются нормы части 3 Гражданского кодекса РФ о наследственном праве.
И последнее. Гражданам, не названным в Федеральном законе от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ, но имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, материальное обеспечение может устанавливаться Президентом РФ. Таким образом, практика установления дополнительного материального обеспечения указами и распоряжениями Президента РФ сохранена.
С.А. Чирков,
зам. начальника отдела обобщения,
анализа и контроля за применением пенсионного законодательства
Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР
"Гражданин и право", N 4, июль-август 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Наименование Закона дается в редакции Федерального закона от 14 января 1997 г. N 19-ФЗ.
*(2) Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С.344.
*(3) См.: Айбазов А.Д. О дополнительном пожизненном ежемесячном материальном обеспечении // Пенсия. 1998. N 3. С.52-54.
*(4) Максимальный размер обычной государственной пенсии по старости, определенный, согласно ст.18 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I, составлял 555 руб. 96 коп.
*(5) См.: Совместная телетайпограмма Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 12 апреля 2002 г. N 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539.
*(6) См.: Постановления Правительства РФ от 24 января 2002 г. N 42; от 18 июля 2002 г. N 535; от 24 января 2003 г. N 47.
*(7) См.: Закон Республики Татарстан от 11 марта 1999 г. N 2040; Закон Республики Адыгея от 29 ноября 2002 г. N 99; Закон Воронежской области от 3 апреля 1998 г. N 36-II-03; Постановление Волгоградского Совета народных депутатов и Администрации г. Волгограда от 10 января 2003 г. N 48/905/29; Постановление Государственного Совета Республики Дагестан от 26 декабря 2002 г. N 189.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых вопросах дополнительного материального обеспечения за особые заслуги перед государством
Автор
С.А. Чирков - зам. начальника отдела обобщения, анализа и контроля за применением пенсионного законодательства Департамента организации назначения и выплаты пенсий ПФР
"Гражданин и право", 2003, N 4