Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецовой Веры Александровны к Правительству Свердловской области о признании не действующим в части нормативного правового акта,
заинтересованные лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга,
при участии в судебном заседании:
представителя административного истца Кузнецовой В.А. - Сердюка М.А.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области - Тертышного А.Н.,
представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - Романовой Т.И.,
старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области - Васильевой М.А.,
установил:
Кузнецова В.А. обратилась в Свердловский областной суд (далее также - суд) с административным иском к Правительству Свердловской области (далее также - Правительство), в котором с учетом принятых судом уточнений оспорила строку 26451 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы", действующей в редакции постановления Правительства от 1 июня 2023 года N 377-ПП, в части установления на 2039 - 2041 годы планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в отношении ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонта подвальных помещений, строительного контроля, ремонта крыши, ремонта систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта.
В судебном заседании, назначенном для разбирательства административного дела, приняли участие представители Кузнецовой В.А., Правительства и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство), а также старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области (далее - прокурор отдела).
В связи с надлежащим извещением всех лиц, участвующих в деле, о времени, месте и повестке судебного заседания разбирательство административного дела проведено в отсутствие тех заинтересованных лиц, которые не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание (часть 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, тогда как представители административного ответчика и заинтересованного лица просили в удовлетворении административного иска отказать.
Прокурор отдела в своем заключении полагал, что основания для удовлетворения административного иска имеются.
Заслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Представленным административным истцом в форме копии свидетельством о государственной регистрации права подтверждается то обстоятельство, что Кузнецова В.А. является собственником <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> (далее также - <адрес>).
22 апреля 2014 года Правительством было издано Постановление N 306-ПП (далее также - Постановление N 306-ПП), пунктом 1 которого была утверждена прилагаемая к названному нормативному правовому акту Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее также - Программа).
Приложением к Программе являлся Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее также - Перечень).
Первоначальный текст Постановления N 306-ПП был опубликован на "Официальном и интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) (далее также - портал) 29 апреля 2014 года (N 1331).
Впоследствии в Постановление N 306-ПП ежегодно вносились изменения.
Изначально сроки проведения и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества <адрес>, были установлены строкой 190 Перечня, согласно которой названные сроки и перечень являлись следующими:
Перечень работ: |
Сроки проведения: |
ремонт фасада ремонт фундамента ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт и замена лифтового оборудования ремонт подвальных помещений |
2015 - 2017 годы |
ремонт крыши |
2033 - 2035 годы |
ремонт системы холодного водоснабжения ремонт системы горячего водоснабжения |
2036 - 2038 годы |
ремонт системы водоотведения |
2039 - 2041 годы |
Постановлением Правительства от 19 августа 2015 года N 756-ПП (далее - Постановление N 756-ПП) Перечень был изложен в новой редакции, согласно которой сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества <адрес>, были урегулированы строкой 176 Перечня, дополнившей первоначально предусмотренные работы по капитальному ремонту <адрес> работами по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта и услугами строительного контроля со сроками их проведения (оказания), установленными в зависимости от года проведения последнего капитального ремонта на 2033 - 2035, 2036 - 2038 и 2039 - 2041 годы (соответственно для 2017, 2035 и 2037 годов).
Постановление N 756-ПП было опубликовано на портале 24 августа 2015 года.
Постановлением Правительства от 22 декабря 2016 года N 905-ПП (далее - Постановление N 905-ПП) Перечень был изложен в новой редакции, согласно которой сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества <адрес>, были изложены в строке 21485 и являлись следующими:
Перечень работ (услуг): |
Сроки проведения: |
ремонт фасада ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт подвальных помещений разработка проектной документации на проведение капитального ремонта услуги строительного контроля |
2018 - 2020 годы |
услуги строительного контроля |
2033 - 2035 годы |
ремонт крыши |
2033 - 2035 годы |
услуги строительного контроля |
2036 - 2038 годы |
ремонт системы холодного водоснабжения ремонт системы горячего водоснабжения |
2036 - 2038 годы |
услуги строительного контроля |
2039 - 2041 годы |
ремонт системы водоотведения |
2039 - 2041 годы |
Таким образом, в названной редакции Перечня из ранее предусмотренного перечня работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества <адрес>, были исключены ремонт фундамента, ремонт и замена лифтового оборудования, тогда как срок проведения первой группы работ был перенесен на 2018 - 2020 годы.
Постановление N 905-ПП было опубликовано на портале 26 декабря 2016 года.
До издания постановления Правительства от 10 августа 2018 года N 508-ПП (далее - Постановление N 508-ПП) последующие внесенные в Программу и Перечень изменения не затрагивали установленных Постановлением N 905-ПП перечня и сроков проведения работ по капитальному ремонту общего имущества <адрес>, однако такие перечень и сроки регламентировались иными номерами строк Перечня: строкой 21198 - согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства от 5 июля 2017 года N 493-ПП, строкой 21164 - согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП (далее - Постановление N 1007-ПП). При этом начиная с Постановления N 1007-ПП указанные в перечне работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества <адрес>, услуги строительного контроля стали именоваться строительным контролем.
Постановлением N 508-ПП, опубликованным на портале 15 августа 2018 года, Перечень был изложен в новой редакции, регулирующей сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества <адрес>, строкой 26341 Перечня, согласно которой названные сроки и перечень установлены следующими:
Перечень работ (услуг): |
Сроки проведения: |
ремонт фасада ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт подвальных помещений разработка проектной документации на проведение капитального ремонта строительный контроль |
2039 - 2041 годы |
ремонт крыши |
2039 - 2041 годы |
ремонт системы холодного водоснабжения ремонт системы горячего водоснабжения |
2039 - 2041 годы |
ремонт системы водоотведения |
2039 - 2041 годы |
Таким образом, в названной редакции Перечня срок проведения всех работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества <адрес> был установлен на период 2039 - 2041 годов.
Последующие внесенные в Программу и Перечень изменения не затрагивали установленных Постановлением N 508-ПП перечня и сроков проведения работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества <адрес>, однако такие перечень и сроки регламентировались иными номерами строк Перечня: строкой 26329 - согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, строкой 26522 - согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства от 27 августа 2020 года N 578-ПП, строкой 26451 - согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства от 11 ноября 2021 года N 757-ПП и действующим в отношении капитального ремонта общего имущества <адрес> на дату рассмотрения данного дела.
При этом изданным после возбуждения производства по данному делу постановлением Правительства от 1 июня 2023 года N 377-ПП (далее - Постановление N 377-ПП), опубликованным на портале 2 июня 2023 года, окончание указанного в наименованиях Программы и Перечня периода действия Программы было изменено с 2044 года на 2053 год.
Мотивируя заявленные административные исковые требования с учетом их итогового уточнения, Кузнецова В.А. ссылалась на то, что в оспариваемой части Постановление N 306-ПП нарушает ее права как собственника расположенной в <адрес> квартиры, поскольку Правительство без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в названном доме перенесло на более поздние периоды первоначально установленные Перечнем сроки капитального ремонта общего имущества <адрес>, что противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Возражая против удовлетворения административного иска Кузнецовой В.А., Правительство доказывало принятие им оспариваемого в части нормативного правового акта как уполномоченным органом, в надлежащей форме, с соблюдением требований к официальному опубликованию и в отсутствие противоречий нормам, имеющим большую юридическую силу.
Поддерживая доводы Правительства об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и Министерство ссылались на недостаточность источников финансирования, относительно большую стоимость капитального ремонта общего имущества <адрес>, обусловленную его включением в состав объекта культурного наследия, необходимость обеспечения финансовой устойчивости названного фонда как регионального оператора, законодательное ограничение объема ежегодного расходования средств соответствующего фонда, подлежащих направлению на капитальный ремонт, а также на коллизию положений статей 168 и 185 ЖК РФ.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска по следующим причинам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 15, 19 Постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50) разъяснил то, что производство по делу подлежит прекращению, в случае, если из сведений, содержащихся в заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца.
В связи с принадлежностью Кузнецовой В.А. расположенной в <адрес> квартиры, а также в связи переносом оспариваемым в соответствующей части нормативным правовым актом на более поздние периоды сроков проведения капитального ремонта общего имущества <адрес>, административный истец наряду с иными собственниками помещений, расположенных в названном доме, является одним из субъектов отношений, регулируемых Перечнем, в том числе с учетом способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества <адрес>.
При изложенных обстоятельствах суд признал наличие у Кузнецовой В.А. права на подачу рассматриваемого административного иска, обусловливающего необходимость разрешения заявленных требований по существу.
При разрешении заявленных требований применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вступившими в законную силу судебными актами (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 45-АПА19-22, решение Свердловского областного суда от 15 июля 2022 года по делу N 66OS0000-01-2022-000132-17 (производство N 3а-620/2022), оставленное без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года, решение Свердловского областного суда от 22 мая 2023 года по делу N 66OS0000-01-2023-000197-32) установлено то, что Постановление N 306-ПП в предшествующей действующей на дату разрешения настоящего дела редакции (в редакции Постановления от 6 апреля 2023 года N 242-ПП) было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Изданное в ходе рассмотрения данного административного дела Постановление N 377-ПП также было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия названного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования, что признано судом подтвержденным представленными Правительством документами (выписка от 5 июня 2023 года N 17 из протокола заседания Правительства 1 июня 2023 года со списком участников данного заседания, подтвержденные аппаратом Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области письменные сведения об опубликовании Постановления N 377-ПП на портале 2 июня 2023 года).
При этом Постановлением N 377-ПП в оспариваемые административным истцом строки Перечня изменения не вносились.
Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки, равно как и право сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, решение о переносе на более поздние периоды первоначально установленных Постановлением N 306-ПП сроков проведения капитального ремонта общего имущества <адрес> общим собранием собственников названного дома не принималось.
Доказательства обратного суду предоставлены не были.
Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 ЖК РФ, которые бы могли являться основанием для переноса первоначально установленных сроков капитального ремонта общего имущества в <адрес> на более поздние периоды в отсутствие соответствующих решений общего собрания собственников названного дома, при рассмотрении дела судом установлено не было.
Приведенные административным ответчиком и заинтересованными лицами возражения, включая возражения относительно недостаточности источников финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в <адрес>, в том числе с учетом размера внесенных названными собственниками взносов на капитальный ремонт, и относительно предусмотренного статьей 185 ЖК РФ ограничения объема ежегодного расходования средств соответствующего фонда, подлежащих направлению на капитальный ремонт, оценены судом и отклонены как не исключающие необходимости соблюдения императивных положений части 4 статьи 168 ЖК РФ, а равно как не наделяющие Правительство безусловным правом на внесение в Перечень оспариваемых прокурором изменений.
При изложенных обстоятельствах суд признал Постановление N 306 в части строки N 26451 Перечня не соответствующим положениям части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 Постановления N 50, является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением административного иска и на основании части 1 статьи 111 КАС РФ с Правительства Свердловской области в пользу Кузнецовой В.А. подлежат взысканию расходы, понесенные ею при уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
решил:
административное исковое заявление Кузнецовой Веры Александровны удовлетворить.
Признать не действующей с момента вступления настоящего решения в законную силу строку 26451 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 1 июня 2023 года N 377-ПП), в части установления на 2039 - 2041 годы планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в отношении ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем, ремонта подвальных помещений, строительного контроля, ремонта крыши, ремонта систем холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта.
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу Кузнецовой Веры Александровны судебные расходы в размере 300 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Судья |
М.С. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 12 июля 2023 г. N 3а-589/2023 "По административному исковому заявлению Кузнецовой Веры Александровны к Правительству Свердловской области о признании не действующим в части нормативного правового акта"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 12 сентября 2023 г.