Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 29.08.2023 N 791
"УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 14 мая 2021 г. N 365
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Нижегородской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Нижегородской области (далее - региональная система оповещения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и определения:
оповещение населения Нижегородской области - доведение до населения Нижегородской области (далее - население) сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами ГО и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС Нижегородской области), а также для применения населением средств и способов защиты;
экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты, незамедлительно передаваемая по региональной системе оповещения;
зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
места массового пребывания людей - территория общего пользования муниципального округа или городского округа Нижегородской области, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться большое количество человек;
автоматический режим функционирования - режим, при котором система оповещения (элементы системы оповещения) включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) системы оповещения населения;
автоматизированный режим функционирования - режим, при котором включение (запуск) системы оповещения (элементов системы оповещения) осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) системы оповещения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений;
муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения - сегмент региональной системы оповещения, представляющий собой совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера муниципального уровня;
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС Нижегородской области и до населения в зонах экстренного оповещения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах функционирования;
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
2. Назначение, состав региональной системы оповещения и управление ей
2.1. Региональная система оповещения является неотъемлемой частью системы управления ГО и ТП РСЧС Нижегородской области и представляет собой совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматическом режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера регионального (межмуниципального) уровня.
2.2. Границей зоны действия региональной системы оповещения является административная граница Нижегородской области.
2.3. Региональная система оповещения включает в себя:
- технические средства государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - Управление ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области), предназначенные для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматическом режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации;
- комплексы программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов КСЭОН в зонах экстренного оповещения регионального (межмуниципального) уровня;
- технические средства, предназначенные для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматическом режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации муниципальных систем оповещения.
2.4. В целях обеспечения задействования региональной системы оповещения (элементов региональной системы оповещения) предусмотрены следующие уровни управления системой:
при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального (межмуниципального) уровня - региональный уровень управления системой оповещения, являющийся верхним уровнем управления для всех систем оповещения населения, создаваемых на территории Нижегородской области;
при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального уровня - муниципальный уровень управления системой оповещения, являющийся верхним уровнем управления для систем оповещения населения, создаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями в рамках своих полномочий на территории соответствующего муниципального образования, и элементов КСЭОН.
2.5. Определение основных принципов построения региональной системы оповещения, состав сил и средств органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организаций, привлекаемых для обеспечения выполнения системой возложенных на нее основных задач, порядок передачи сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется при планировании мероприятий ГО и защиты населения (планами основных мероприятий Нижегородской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах).
3. Основные задачи региональной системы оповещения
Основными задачами региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС Нижегородской области;
Главного управления МЧС России по Нижегородской области, как органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС России по Нижегородской области);
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Нижегородской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области;
сил ГО и ТП РСЧС Нижегородской области;
людей, находящихся на территории Нижегородской области.
4. Порядок задействования региональной системы оповещения
4.1. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Нижегородской области (органа повседневного управления ТП РСЧС Нижегородской области), получив в системе управления ГО и ТП РСЧС Нижегородской области сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их через службу ответственных дежурных аппарата Правительства Нижегородской области до Губернатора Нижегородской области с рекомендацией по задействованию региональной системы оповещения и (или) использовании для оповещения населения сетей связи операторов связи в соответствии с заключенными договорами (соглашениями).
Служба ответственных дежурных аппарата Правительства Нижегородской области доводит до отдела оповещения Управления ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области о принятом или непринятом Губернатором Нижегородской области решении по вопросу задействования региональной системы оповещения Нижегородской области. Отдел оповещения Управления ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области информирует дежурные (дежурно-диспетчерские) службы Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Нижегородской области (органа повседневного управления ТП РСЧС Нижегородской области) о принятом решении.
4.2. Решение о задействовании региональной системы оповещения для выполнения мероприятий, в соответствии с возложенными на нее задачами, принимается Губернатором Нижегородской области и оформляется распоряжением Губернатора Нижегородской области.
Решение о задействовании региональной системы оповещения может быть передано устно с последующим направлением распоряжения Губернатора Нижегородской области в отдел оповещения Управления ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области.
Запрос и обоснование необходимости задействования региональной системы оповещения, а также использования для доведения экстренной информации населения сетей связи операторов связи в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) осуществляется Центром управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Нижегородской области, в рамках доклада о получении в системе управления ГО и ТП РСЧС Нижегородской области сигналов оповещения и (или) экстренной информации Губернатору Нижегородской области через службу ответственных дежурных аппарата Правительства Нижегородской области.
Доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов исполнительной власти Нижегородской области, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС Нижегородской области соответствующего уровня, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, населения и организаций в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации регионального (межмуниципального) характера, осуществляется отделом оповещения Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области на основании принятого Губернатором Нижегородской области решения о задействовании системы оповещения.
Доведение сигналов и (или) экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите до населения осуществляется отделом оповещения Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области при введении на территории Нижегородской области режимов повышенной готовности (угроза возникновения чрезвычайной ситуации), или режима режим чрезвычайной ситуации (при возникновении или ликвидации чрезвычайной ситуации) и установления регионального (межмуниципального) уровня реагирования для соответствующих органов управления ТП РСЧС Нижегородской области на основании принятого Губернатором Нижегородской области решения о задействовании системы оповещения.
4.3. Задействование систем оповещения (элементов систем оповещения) населения нижестоящих уровней, в рамках выполнения задач, возложенных на региональную систему оповещения по передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации осуществляется решением Губернатора Нижегородской области с последующим (не позднее одних суток) информированием руководителя органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области.
Элементы КСЭОН на территориях муниципальных образований задействуются в автоматическом режиме функционирования от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме функционирования по решению Губернатора Нижегородской области.
Задействование элементов региональной системы оповещения, систем оповещения (элементов систем оповещения) населения нижестоящих уровней в рамках мероприятий проверки их готовности по итогам технического обслуживания и (или) ремонта осуществляется по согласованию с собственниками профильных систем (элементов систем) в рамках утвержденного органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения, графиком проверки элементов системы оповещения населения.
4.4. Элементы КСЭОН на территориях муниципальных образований Нижегородской области могут задействоваться в составе муниципальных систем оповещения решением руководителя органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области при условии аппаратно-программного сопряжения исключительно в автоматизированном режиме функционирования.
4.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется в автоматизированном режиме функционирования со специализированных автоматизированных рабочих мест отдела оповещения Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области, при этом муниципальные системы оповещения (элементы муниципальных систем оповещения), в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения осуществляют передачу данных в автоматическом режиме функционирования.
4.6. Для оповещения населения на территории Нижегородской области устанавливается единый сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".
Сигнал представляет собой непрерывное, до трех минут, звучание тоновой частоты (звук "сирены"), передаваемой акустическими системами муниципальных систем оповещения.
По этому сигналу населению, рабочим и служащим объектов производственной и социальной сферы необходимо принять все возможные меры к дальнейшему прослушиванию экстренной речевой информации, передаваемой акустическими установками систем оповещения и других громкоговорящих средств (ведомственных систем доведения информации) на территории муниципальных образования Нижегородской области, а также, включить абонентские устройства и телевизионные приемники на общедоступных региональных каналах вещания для обеспечения возможности прослушивания экстренных сообщений.
4.7. Сигналы оповещения и экстренная информации длительностью не более 5 минут передаются непосредственно с рабочих мест отдела оповещения Управления по делам ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений.
4.8. Обеспечение оповещения населения на территориях Нижегородской области, неохваченных техническими средствами систем оповещения, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области с использованием всех имеющихся возможностей экстренного распространения информации.
4.9. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения в рамках региональной системы оповещения осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС и ОПБ Нижегородской области).
5. Поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения
5.1. Поддержание в состоянии постоянной готовности региональной системы оповещения осуществляется с учетом требований, предусмотренных Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 769 (далее - Правила).
5.2. В рамках обеспечения готовности региональной системы оповещения органами исполнительной власти Нижегородской области осуществляются следующие функции:
- департаментом региональной безопасности Нижегородской области обеспечивается:
разработка проектов нормативных правовых актов Губернатора Нижегородской области и Правительства Нижегородской области в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования региональной системы оповещения, а также проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области о задействовании региональной системы оповещения;
утверждение паспорта региональной системы оповещения;
создание и обеспечение деятельности дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) региональной системы оповещения и необходимый уровень его профессиональной подготовки;
заблаговременное формирование экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
формирование требований и согласование технических параметров каналов (сетей) связи необходимых для обеспечения функционирования региональной системы оповещения;
соответствие развернутых в составе региональной системы оповещения технических средств оповещения проектной документации, своевременное внесение (установленным порядком) необходимых изменений;
регулярное, в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения, проведение проверок наличия и готовности технических средств оповещения региональной системы оповещения в соответствии с проектно-технической документацией;
своевременное эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств региональной системы оповещения;
создание запасов (резервов) средств региональной системы оповещения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
осуществление реконструкции региональной системы оповещения в случаях, установленных пунктом 6 Правил.
- министерством цифрового развития и связи Нижегородской области обеспечивается организация и содержание каналов (сетей) связи необходимых для обеспечения функционирования региональной системы оповещения.
5.3. Контроль за поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию региональной системы оповещения осуществляется в ходе комплексных и технических проверок, проводимых в соответствии с порядком проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения, являющимся приложением к Правилам.
6. Порядок создания, реконструкции, в том числе совершенствования региональной системы оповещения
6.1. Создание, реконструкция региональной системы оповещения осуществляется в соответствии с Правилами.
6.2. Внесение предложения о необходимости создания или реконструкции региональной системы оповещения, рассмотрение плана мероприятий по созданию или реконструкции региональной системы оповещения населения (далее - План) и предложений об источниках, сроках и порядке финансирования мероприятий по ее созданию или реконструкции, определение органов исполнительной власти Нижегородской области, ответственных за выполнение профильных мероприятий Плана, контроль полноты выполнения мероприятий Плана и внесение рекомендаций по их завершению (приемке), осуществляется межведомственной рабочей группой по координации создания, развития и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения на территории Нижегородской области, созданной распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 марта 2020 г. N 185-р (далее - Рабочая группа).
6.3. Департаментом региональной безопасности Нижегородской области организуется, обеспечивается выполнение и представляется на рассмотрение Рабочей группе:
согласованные с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области План, техническое задание и проектно-техническая документация на создание или реконструкцию региональной системы оповещения;
результаты проектно-изыскательских работ по определению технических решений для достижения максимального охвата населения (ситуационные планы зон звукопокрытия оконечными средствами оповещения) с обоснованием расчетов, наличием согласования собственников объектов и технических условий для размещения технических средств оповещения и его подключения к системам обеспечения их функционирования;
результаты проектно-изыскательских работ по определению порядка взаимодействия с профильными системами оповещения и распространения информации;
согласованную с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, а также собственниками взаимодействующих с региональной системой оповещения профильных систем распространения информации, собственниками объектов, выдавших технические условия для размещения технических средств оповещения и их подключения к системам обеспечения их функционирования, техническую проектную документацию;
сметную документацию по мероприятиям создания или реконструкции региональной системы оповещения, имеющую положительное заключение экспертизы сметной документации государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Нижегородсмета";
согласованную с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, а также собственниками взаимодействующих с региональной системой оповещения профильных систем распространения информации, собственниками объектов, выдавших технические условия для размещения технических средств оповещения и их подключения к системам обеспечения их функционирования, методику приемочных испытаний для приемки региональной системы оповещения в эксплуатацию;
согласованное с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, а также собственниками взаимодействующих с региональной системой оповещения профильных систем распространения информации, собственниками объектов, выдавших технические условия для размещения технических средств оповещения и их подключения к системам обеспечения их функционирования, предложение о включение их представителей в состав комиссии по приемке этапов реконструкции региональной системы оповещения в эксплуатацию.
6.4. План, техническое задание, проектно-техническая документация на создание или реконструкцию региональной системы оповещения утверждается распоряжением заместителя Губернатора Нижегородской области, курирующего в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Губернатора Нижегородской области, заместителями Председателя Правительства Нижегородской области, утвержденным Указом Губернатора Нижегородской области от 28 января 2019 г. N 10, реализацию полномочий Правительства Нижегородской области в области обеспечения общественной безопасности.
Состав комиссии по приемке этапов реконструкции региональной системы оповещения в эксплуатацию утверждаются протоколом заседания Рабочей группы.
6.5. Организация мероприятий по реализации утвержденного распоряжением заместителя Губернатора Нижегородской области Плана осуществляется департаментом региональной безопасности Нижегородской области.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Нижегородской области от 29 августа 2023 г. N 791 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.