г. Краснодар |
|
28 июня 2019 г. |
Дело N А32-33802/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Астарта Девелопмент" (ИНН 7723847056, ОГРН 1127746698837) - Сухова Е.Л. (доверенность от 07.03.2019), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Буримовой И.Н. (доверенность от 10.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2018 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-33802/2018, установил следующее.
ООО "Астарта Девелопмент" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), в котором просило:
- признать недействительным решение министерства от 26.06.2018 N 202-06.3-18489/18 об отказе в предоставлении заявителю в аренду лесных участков общей площадью 13,4069 га сроком на 49 лет, расположенных по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б часть выдела 39 площадью 0,8670 га, квартал 62Б часть выделов 22, 41, 42, 45, 46 площадью 10,5262 га, квартал 62Б часть выделов 22, 51 площадью 2,0137 га;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду заявителю указанных лесных участков с видом использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры";
- заключить с заявителем договор аренды данных лесных участков (уточненные требования).
Решением от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.03.2019, суд обязал министерство принять решение о предварительном согласовании предоставления обществу лесного участка в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры" согласно условиям лицензии на пользование недрами серии КРД N 05344, выданной Департаментом по недропользованию по Южному федеральному округу. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения, распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суды пришли к выводу о том, что общество в заявлении от 18.05.2018 N 7 указало все необходимые сведения, предусмотренные административным регламентом предоставления Министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов), утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N 1018 (далее - регламент N 1018).
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что общество обосновало цель использования земельного участка, не основан на материалах дела. В лесном законодательстве отсутствует такой вид использования земельного участка, как образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое и иное назначение. Общество, являясь обладателем лицензии с целевым назначением и видами работ - для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры", обратилось в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с видом использования лесов - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Эксплуатация особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры" связана исключительно с использованием подземной полости. В пункте 2.4.14 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2018 N 222 "О памятниках природы регионального значения, расположенных на территориях муниципальных образований Абинский район, Апшеронский район, город Армавир, Белореченский район, Брюховецкий район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Гулькевичский район, Кавказский район, Каневской район, Крымский район, Лабинский район, Ленинградский район, Мостовский район, город Новороссийск, Отрадненский район, Северский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Усть-Лабинский район" (далее - постановление N 222) содержится запрет на проведение мероприятий по геологической разведке и добыче полезных ископаемых, а также выполнению иных, связанных с пользованием недрами, работ на всей территории памятника природы "Большая и Малая Азишские пещеры". Суды не учли, что фактически спорные участки будут использоваться обществом в рекреационных целях. Апелляционный суд не исследовал представленную министерством выписку из государственного лесного реестра, согласно которой часть испрашиваемого земельного участка обременена правами третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.06.2019 объявлялся перерыв до 21.06.2019, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, 22.09.2017 Департамент по недропользованию по Южному федеральному округу выдал обществу лицензию КРД 05344 ПД с бессрочным сроком действия на пользование участком недр с видом пользования - для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры".
Поскольку особо охраняемый геологический объект расположен на территории несформированного лесного участка, общество с целью исполнения условий лицензии обратилось в министерство с заявлением от 18.05.2018 N 1 о предварительном согласовании предоставления в аренду лесных участков общей площадью 13,4069 га сроком на 49 лет с местоположением: Краснодарский край, Апшеронский район, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество квартал 62Б часть выдела 39 площадью 0,8670 га; квартал 62Б часть выделов 22, 41, 42, 45, 46 площадью 10,5262 га; квартал 62Б часть выделов 22, 51 площадью 2,0137 га.
В письме от 26.06.2018 N 202-06.3-18489/18 министерство отказало обществу в предоставлении государственной услуги и возвратило представленные обществом документы, сославшись на то, что в заявлении отсутствует обоснование цели по предполагаемому виду использования лесных участков.
Общество, считая незаконным отказ министерства, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса одним из видов использования лесов может быть выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи (часть 2 статьи 43 Лесного кодекса). Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Лесного кодекса (пункт 1 части 3 статьи 73.1).
Пунктом 12 "Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденного Приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, определено, что в случае, если испрашиваемый лесной участок предстоит образовать или границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществляется предварительное согласование предоставления лесного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 2.6 регламента N 1018 для получения государственной услуги заявителю необходимо подать заявление в министерство, отправив его по почте, факсимильной связью, лично или через законного представителя при посещении министерства, посредством МФЦ, Единого портала, Регионального портала (без использования электронных носителей), иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявление о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов (за исключением предоставления в аренду лесного участка на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ и обращений арендаторов находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнивших договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров) в соответствии с приложением N 1 к регламенту, которое должно содержать обоснование цели, вида (видов) и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка (за исключением предоставления в аренду лесного участка на срок не более 1 года для выполнения изыскательских работ) является подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных подпунктами 1, 2 пункта 2.6 регламента N 1018 (подпункт 1 пункта 2.10).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что общество в заявлении от 18.05.2018 N 7 указало как вид использования лесов (выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых), так и цель использования участков (для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры"). В пределах границ испрашиваемых лесных участков общество, в соответствии с разработанной проектной документацией и условиями полученной лицензии, намерено осуществлять работы по геологическому изучению недр для наблюдения за предоставленным участком недр в целях обеспечения безопасности при его использовании. Учитывая, наличие у заявителя статуса пользователя недр, суды отклонили доводы министерства о лишении неопределенного круга лиц права на участие в торгах.
Между тем суды не учли следующее.
Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются для следующих видов пользования: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы но прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу пункта 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - положение N 3314-1), лицензии установленного образца выдаются в соответствии с видами пользования недрами для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых (пункт 6.2 положения N 3314-1).
Лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии (пункт 6.3 положения N 3314-1).
Допускается предоставление лицензии на право добычи полезного ископаемого на участке недр, где действует лицензия на право геологического изучения недр, после проведения государственной экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых (пункт 6.4 положения N 3314-1).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 73.1, статье 43, статье 25 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов лишь при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Таким образом, земельный участок, необходимый для использования участка недр, должен использоваться в соответствии с целевым назначением, указанным в лицензии на пользование недрами.
Являясь обладателем лицензии с целевым назначением и видами работ "Для образования особо охраняемого геологического объекта "Большая и Малая Азишские пещеры"", общество обратилось в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с видом использования лесов "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых".
Работы по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых являются лицензируемыми. При этом общество не представило лицензию, дающую право на выполнение данных работ.
Предоставление в аренду лесных участков без проведения торгов в целях образования особо охраняемых геологических объектов Лесным кодексом не предусмотрено.
Из абзацев четвертого и пятнадцатого статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что недра как компоненты природной среды являются природными ресурсами, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (абзац первый преамбулы и часть 1 статьи 1.2 Закона о недрах).
Частью 3 статьи 8 Закона о недрах предусмотрено, что пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Согласно абзацу первому преамбулы и пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) определяющим признаком территорий как особо охраняемых является режим их особой охраны. Данные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима.
Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения (пункт 5 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Постановлением N 222 Большая и Малая Азишские пещеры отнесены к памятникам природы регионального значения, в отношении которых утвержден режим особой охраны территорий.
Согласно пунктам 2 и 2.4 на территории памятников природы регионального значения, расположенных в муниципальных образованиях Абинский район, Апшеронский район, город Армавир, Белореченский район, Брюховецкий район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Гулькевичский район, Кавказский район, Каневской район. Крымский район, Лабинский район, Ленинградский район, Мостовский район, город Новороссийск, Отрадненский район, Северский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Усть-Лабинский район, запрещаются деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта и естественного состояния свойств и качеств природных компонентов, имеющих важное значение для реализации целевых функций памятника природы, а также иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, в том числе, геологическая разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных связанных с пользованием недрами работ - для всей территории памятников природы "Большая и Малая Азишские пещеры" (Апшеронский район).
Общество обратилось в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков с видом использования лесов "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых", что заведомо противоречит и нарушает запрет, установленный постановлением N 222.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения заявленных требований сделаны на основании неправильного применения норм материального права (пункт 2 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 указанного Кодекса полагает возможным отменить обжалуемые решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требований общества и принять в указанной части новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
При этом общество не лишено возможности реализовать право на заключение договора аренды в отношении спорного лесного участка в общем порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 73.1 Лесного кодекса.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 по делу N А32-33802/2018 в части удовлетворения ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Астарта Девелопмент" об уточнении заявленных требований, а также в части отказа в удовлетворении заявленных требований - оставить без изменения.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Астарта Девелопмент" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.