Ответственность должностных лиц за нарушение положений трудового
законодательства Российской Федерации
Административная ответственность
Уголовная ответственность
Определение источников финансирования расходов на уплату сумм
наложенных штрафов
В соответствии с положениями статьи 362 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) руководители и иные должностные лица предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должны нести ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
При этом статьей 419 Кодекса определено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, могут быть привлечены к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. В отдельном порядке Трудовой кодекс РФ регулирует также материальную ответственность сторон трудового договора, - этому посвящен раздел XI Кодекса.
Остановимся более подробно на нормах административной и уголовной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за нарушения положений трудового законодательства, а также правах соответствующих инспектирующих органов.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушение положений трудового законодательства установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), утвержденным Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ, а также отдельными федеральными законами, но только в части, не противоречащей КоАП РФ.
К нарушениям, которые могут повлечь за собой привлечение должностных лиц организаций к административной ответственности, можно отнести:
N п/п |
Вид нарушения | Ответственность (санкция) |
Норматив- ный акт |
1 | Отказ работодателя предоставить пре- дусмотренный законом отпуск заре- гистрированному кандидату, доверен- ному лицу зарегистрированного канди- дата, избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного канди- дата, списка кандидатов, а равно от- каз работодателя освободить от рабо- ты в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комис- сии референдума для участия в подго- товке и проведении выборов, референ- дума |
Административный штраф от 15 до 20 МРОТ (1 500 до 2 000 руб.)*(1) |
Статья 5.7 КоАП РФ |
2 | Нарушение законодательства о труде и об охране труда |
Административный штраф на должностных лиц от 5 до 50 МРОТ (от 500 до 5000 руб.)*(1). Для лиц, ранее подвергнутым административному наказанию за анало- гичное правонаруше- ние - дисквалифика- ция на срок от 1 го- да до 3 лет |
Статья 5.27 КоАП РФ |
3 | Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в пере- говорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного дого- вора (соглашения) либо нарушение ус- тановленного срока проведения пере- говоров, а равно необеспечение рабо- ты комиссии по заключению коллектив- ного договора, соглашения в опреде- ленные сторонами сроки |
Административный штраф от 10 до 30 МРОТ (от 1000 до 3000 руб.)*(1) |
Статья 5.28 КоАП РФ |
4 | Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллек- тивных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективно- го договора, соглашения |
Административный штраф от 10 до 30 МРОТ (от 1000 до 3000 руб.)*(1) |
Статья 5.29 КоАП РФ |
5 | Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения |
Административный штраф от 30 до 50 МРОТ (от 3000 до 5000 руб.)*(1) |
Статья 5.30 КоАП РФ |
6 | Нарушение или невыполнение работода- телем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному дого- вору (соглашению) |
Административный штраф от 30 до 50 МРОТ (от 3000 до 5000 руб.)*(1) |
Статья 5.31 КоАП РФ |
7 | Уклонение работодателя или его представителя от получения требова- ний работников и от участия в прими- рительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для про- ведения собрания (конференции) ра- ботников в целях выдвижения требова- ний или создание препятствий прове- дению такого собрания (такой конфе- ренции) |
Административный штраф от 10 до 30 МРОТ (от 1000 до 3000 руб.)*(1) |
Статья 5.32 КоАП РФ |
8 | Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по сог- лашению, достигнутому в результате примирительной процедуры |
Административный штраф от 20 до 40 МРОТ (от 2000 до 4000 руб.)*(1) |
Статья 5.33 КоАП РФ |
9 | Увольнение работников в связи с кол- лективным трудовым спором и объявле- нием забастовки |
Административный штраф от 40 до 50 МРОТ (от 4000 до 5000 руб.)*(1) |
Статья 5.34 КоАП РФ |
10 | Отказ работодателя в приеме на рабо- ту инвалида в пределах установленной квоты |
Административный штраф от 20 до 30 МРОТ (от 2000 до 3000 руб.)*(1) |
Статья 5.42 КоАП РФ |
11 | Сокрытие наступления страхового слу- чая в рамках обязательного социаль- ного страхования от несчастных слу- чаев на производстве и профессио- нальных заболеваний |
Административный штраф на граждан от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.), на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.); на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ (от 5000 до 10000 руб.)*(1). |
Статья 5.44 КоАП РФ |
12 | Нарушение норм, регулирующих обра- ботку и защиту персональных данных работника (см. статью 90 ТК РФ) |
Предупреждение или административный штраф на граждан от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.); на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.); на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ (от 5000 до 10000 руб.) |
Статья 13.11 КоАП РФ |
*(1) МРОТ - минимальный размер оплаты труда (согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям). |
К ответственности по статье 5.27 КоАП РФ (пункт 2 таблицы) могут быть привлечены к ответственности должностные лица организаций, нарушившие не только положения самого Трудового кодекса РФ, но также и Федеральных законов от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 23 ноября 1995 года N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и др. К нарушениям законодательства о труде также относятся нарушение прав профессиональных союзов (статья 378 ТК РФ).
К административной ответственности должностные лица организаций, в частности, могут быть привлечены:
за несоблюдение письменной формы трудовых договоров и заключение срочных трудовых договоров в случаях, когда должны заключаться договора на неопределенный срок;
за несоблюдение требований о выплате заработной платы не реже чем каждые полмесяца;
за несвоевременную выплату заработной платы;
за непредоставление или предоставление меньшей продолжительности ежегодных отпусков;
за непрохождение обучения по охране труда;
за нарушения, допущенные при приеме работников на работу и увольнении их с работы.
К нарушениям законодательства об охране труда также относиться воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, в частности неисполнение предъявляемых ими предписаний, применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к самим государственным инспекторам труда, членам их семей их имуществу (см. статью 363 ТК РФ).
За повторное нарушение положений законодательства о труде и об охране труда, должностные лица организаций в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ могут быть дисквалифицированы на срок от 1 года до 3 лет, то есть лишены права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Порядок наложения такого рода дисциплинарного взыскания установлен статьей 3.11 КоАП РФ.
Право осуществлять проверки соблюдения в организациях положений трудового законодательства, по результатам которых лица, виновные в нарушениях, могут быть привлечены к административной ответственности, в соответствии с положениями ТК РФ, КоАП РФ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года N 78 "О федеральной инспекции труда" предоставлено должностным лицам Федеральной инспекции труда Минтруда России.
Согласно статье 353 ТК РФ на Федеральную инспекцию труда (далее по тексту - Федеральная инспекция) возложены функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации.
В своей деятельности Федеральная инспекция руководствуется положениями Трудового кодекса РФ, КоАП РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а также "Положением о федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N 78 (далее по тексту - Положение по инспекции труда).
Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
Свои функции Федеральная инспекция реализует путем проведения плановых и внеплановых проверок по контролю за соблюдением положений трудового законодательства. Проверки осуществляют сотрудники Федеральной инспекции, как государственные инспекторы труда (могут делиться на правовые и по охране труда).
Основаниями (побудителями) для назначения проверок могут быть:
планы работы по контролю за соблюдением положений трудового законодательства;
факты несчастных случаев на производстве;
обращения профсоюзных органов, работников или иных лиц о фактах нарушения положений трудового законодательства, иных вопросах, находящихся в компетенции Федеральной инспекции;
информация, поступившая от правоохранительных органов и т.п.
При этом следует отметить, что в обязанности государственных инспекторов труда входит соблюдение конфиденциальности источника любой жалобы на недостатки или нарушения норм трудового права, а также воздержание от сообщения работодателю сведений о заявителе жалобы, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
В соответствии с положениями статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
При выявлении фактов нарушения положений трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права государственные инспекторы вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения самим работодателем или его представителем (статья 357 ТК РФ).
Невыполнение работодателем предписаний сотрудников Федеральной инспекции, а также иных их законных требований, может повлечь за собой применение к ним мер административной ответственности, а в ряде случаев (в пределах вышеприведенных прав государственных инспекторов) - к приостановлению работы организации, а также к возможной ее ликвидации. Все это и определяет значимость выполнения всех законных требований инспекторов.
В правах сотрудников Федеральной инспекции проверять соблюдение положений трудового законодательства без учета установленного действующим законодательством срока исковой давности в отношении фактов нарушения. Исходя из этого предметом проверки могут послужить, в том числе, и факты, произошедшие три и более лет назад.
В соответствии со статьей 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами Федеральной инспекции определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда (в частности, положениями Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле", 1947 год), Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
При назначении и проведении проверок должны также соблюдаться положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В частности, при назначении проверок должны соблюдаться следующие положения данного закона:
плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще одного раза в два года;
внеплановые проверки могут проводиться только в следующих случаях и по следующим основаниям:
для контроля исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений; при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
при наличии обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований;
при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.
Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца, а в исключительных случаях, требующих проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю и на основании мотивированного предложения ревизующего лица - двух месяцев.
При проведении мероприятий по контролю сотрудники Федеральной инспекции не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Федеральной инспекции;
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемой организации;
требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся в том числе и к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения исследований, испытаний и экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Заметим, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора) не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Несмотря на тот факт, что статья 7 Закона N 134-ФЗ предусматривает собой проведение проверок организаций только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля, необходимо учитывать положения Трудового кодекса РФ, согласно которому в правах сотрудников Федеральной инспекции беспрепятственно проходить на основании предъявляемых удостоверений в любую из организаций.
При проведении проверок государственные инспекторы вправе требовать от работодателей и иных должностных лиц организаций предъявления документов, относящихся к предмету проверки, без учета того обстоятельства, могут ли такие документы квалифицироваться (относиться) должностными лицами проверяемых организаций как документы, содержащие конфиденциальную информацию. В частности, при проведении проверок соблюдения положений трудового законодательства, могут быть истребованы трудовые договора, коллективные договора, положения по оплате труда, приказы (распоряжения) администрации, первичные документы по оплате труда, учета рабочего времени, учета кадров и т.п.
Инспектору должны быть предъявлены любые документы, требуемые им и относящиеся к предмету проверки. В свою очередь сами инспекторы должны обеспечить конфиденциальность полученной ими при проведении проверки информации. В противном случае они могут быть привлечены к установленной ответственности. Права по испрашиванию от работодателей любых документов, относящихся к предмету проверки, закреплены за государственными инспекторами труда статьей 357 ТК РФ.
Специальный порядок инспектирования установлен в отношении организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности.
В соответствии со статьей 360 ТК РФ порядок инспектирования данных организаций предусматривает следующие особенности:
доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
проведение проверок в назначенное время;
ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
В соответствии с положениями статьи 9 Закона N 134-ФЗ по результатам каждой из проверок ревизующим должен быть составлен акт установленной формы в 2-х экземплярах.
К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения ревизующих должностных лиц и работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. За отказ от дачи объяснений по фактам нарушений положений трудового законодательства должностные лица проверяемых организаций могут быть привлечены к административной ответственности.
Один экземпляр акта с копиями приложений должен быть вручен руководителю проверяемой организации или его заместителю под расписку либо направлен посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
В случае выявления административного правонарушения, ревизующим составляется протокол и выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.
При ведении в организации журнала учета мероприятий по контролю, ревизующий вносит в него запись о проведенной проверке с указанием наименования ревизующего органа, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверке, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, должность. Запись заверяется подписью.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в составляемом акте об этом факте делается соответствующая запись.
Выявленные государственными инспекторами труда правонарушения могут быть длящимися или оконченными.
Нарушения, допущенные в прошлые периоды и не устраненные на момент проведения проверки, квалифицируются проверяющими как длящиеся, и при выявлении виновных в нарушении должностных лиц, они могут быть привлечены к административной ответственности, если только не пропущен двухмесячный срок с момента обнаружения правонарушения по день вынесения постановления.
Если нарушение было устранено, оно является оконченным, и к административной ответственности виновные лица могут быть привлечены в течение двух месяцев со дня его устранения.
В указанные выше сроки ревизующими должно быть вынесено постановление о выявленном (совершенном) правонарушении.
По каждому из выявленных правонарушений оформляется протокол в порядке, установленном статьей 28.2 КоАП РФ.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Если виновное лицо отсутствует или отказывается от ознакомления и получения протокола, он направляется ему по почте по месту работы или жительства.
В оформленном постановлении указываются реквизиты, по которым следует произвести уплату штрафа. Если штраф не будет уплачен в установленный срок, постановление передается в бухгалтерию организации, в которой работает виновное лицо, привлекаемое к ответственности, или в службу судебных приставов для принудительного взыскания.
На основании оформленного протокола инспекторами выдается обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, в котором указывается какие нарушения и в какие сроки следует устранить. Об исполнении выданных предписаний, организации должны сообщать в Федеральную инспекцию.
Невыполнение указанных в предписании требований, а также прочих требований государственных инспекторов труда может повлечь за собой:
1. Неповиновение законному распоряжению инспектора, а также воспрепятствование осуществлению данным лицом его служебных обязанностей - наложение предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.), а на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ (от 1000 до 2000 руб.) (статья 19.4 КоАП РФ). Как представляется, к ответственности по статье 19.4 КоАП РФ могут быть также привлечены должностные лица, отказавшиеся давать объяснения тех или иных фактов нарушений.
2. Невыполнение в установленный срок выданного предписания об устранении нарушений законодательства - наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.); на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.); на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ (от 5000 до 10000 руб.) (статья 19.5 КоАП РФ).
3. Непринятие по выданному постановлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.) (статья 19.6 КоАП РФ).
В случае непредставления или несвоевременного представления сотрудникам Федеральной инспекции сведений, документов и иной информации, которую они вправе требовать при проведении проверок, а также в случае представления сведений, документов и иной истребуемой информации в неполном объеме или в искаженном виде, должностные лица организаций могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.).
Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда Минтруда России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ, определен в приказе Минтруда России от 13 сентября 2002 года N 184.
Следует также еще раз обратить внимание должностных лиц организаций на законодательно закрепленные права сотрудников Федеральной инспекции приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений, а также отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
В соответствии со статьей 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю в порядке подчиненности и (или) в судебном порядке.
Уголовная ответственность
Действующим в настоящее время Уголовным кодексом РФ (далее по тексту - УК РФ), утвержденным Федеральным законом от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ, за нарушение положений действующего трудового законодательства установлена следующая ответственность.
1. За нарушение правил охраны труда (статья 143 УК РФ).
Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ (от 20 000 до 50 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Те же деяния (нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда), повлекшие по неосторожности смерть человека, согласно пункту 2 статьи 143 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. За необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (статья 145 УК РФ).
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ (от 20 000 до 50 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
3. За невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (статья 145.1 УК РФ).
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, согласно части 1 статьи 145.1 УК РФ наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ (от 10 000 до 20 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, согласно части 2 статьи 145.1 УК РФ наказывается штрафом в размере от 300 до 700 МРОТ (от 30 000 до 70 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
4. За нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника (регулируется в том числе положениями статьи 90 ТК РФ).
Согласно статье 137 УК РФ незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ (от 20 000 до 50 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ (от 50 000 до 80 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, согласно статье 140 УК РФ наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ (от 20 000 до 50 000 руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.
Определение источников финансирования расходов
на уплату сумм наложенных штрафов
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также судебные приказы отнесены к исполнительным документам, обязательным к исполнению всеми организациями.
Исходя из этого, поступившие в организацию постановления и судебные приказы, содержащие требования об уплате виновными лицами сумм наложенных на них штрафов, должны приниматься к обязательному исполнению и производству удержаний из заработной платы указанных в них виновных лиц.
Удержания производятся в порядке, установленном статьей 138 ТК РФ, а именно в размере до 50 процентов начисленной суммы заработной платы до полной уплаты суммы административного штрафа. При производстве удержаний по нескольким исполнительным документам (в том числе по нескольким постановлениям о наложении административного штрафа) удерживаемая сумма также ограничивается 50 процентами.
Если наряду с удержаниями по поступившему постановлению, с работника производятся удержания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в возмещение вреда, причиненного работодателем здоровью работника, в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, или в возмещение ущерба, причиненного преступлением, общий размер удержаний не должен превышать 70 процентов.
Удержания производятся из начисленных сумм оплаты труда за минусом причитающейся к удержанию суммы налога на доходы физических лиц (статья 65 Закона N 119-ФЗ).
Не допускаются удержания с выплат, перечисленных в статье 69 Закона N 119-ФЗ, а именно с сумм, выплачиваемых:
1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам 1 группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
Не рекомендуется оплачивать суммы административных штрафов, наложенных на должностных лиц (в том числе руководителей организации и т.п.), за счет средств организации. Если это будет выявлено в ходе последующих проверок, проверяющие могут не только восстановить суммы к уплате за счет средств виновных лиц, но также и привлечь других лиц (в частности, главного бухгалтера, бухгалтера) к административной ответственности.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 270 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль не принимаются штрафы и иные санкции, взимаемые с организации государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.
В связи с этим суммы штрафов, наложенных на юридических лиц за нарушение положений трудового законодательства уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль не могут.
И.В. Березкин
"Консультант бухгалтера", N 7-8, июль-август 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru