г. Краснодар |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А15-5332/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования "Новолакский район" (ИНН 0524000520, ОГРН 1020500909660) - Айдиева М.Ш. (глава администрации) и Кайтмазовой Ф.П. (доверенность от 25.02.2019), от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулкадырова Рамазана Абдулкадыровича (ИНН 052400071040, ОГРНИП 313054402800069) - Раджабова А.А. (доверенность от 29.05.2019), в отсутствие ответчиков: администрации муниципального образования "Кумторкалинский район" (ИНН 0552004445, ОГРН 1070546000271), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391) и третьих лиц - администрации муниципального образования "село Гамиях", филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан, Правительства Республики Дагестан, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования "Новолакский район" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2018 (судья Гридасова К.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Бейтуганов З.А.) по делу N А15-5332/2017, установил следующее.
Администрация Новолакского района Республики Дагестан (далее - администрация Новолакского района) обратилась в арбитражный суд к администрации Кумторкалинского района Республики Дагестан (далее - администрация Кумторкалинского района), индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Абдулкадырову Р.А. (далее - глава хозяйства) и управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия администрации Кумторкалинского района, связанные с формированием земельного участка с кадастровым номером 05:50:000083:40 и изданием распоряжения "О формировании земельного участка" от 08.02.2013, опубликованием сообщения о наличии предполагаемого для предоставления в аренду земельного участка и изданием распоряжения "Об опубликовании сообщения о наличии предполагаемого для предоставления в аренду земельного участка" от 02.07.2014 и дальнейшей передачей его по договору аренды земельного участка, заключенному между главой хозяйства и администрацией Кумторкалинского района 07.04.2015;
- признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 07.04.2015, заключенный между администрацией Кумторкалинского района и главой хозяйства;
- аннулировать и исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 05:05:000083:40 площадью 100 га, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кумторкалинский район, с. Гамиях, Новострой (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Иск основан на положениях статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 198, 201 Кодекса и мотивированы отсутствием у администрации Кумторкалинского района права распоряжения земельным участком с кадастровым номером 05:50:000083:40. Требования мотивированы следующим. В ходе рассмотрения дела N А15-3471/2016 администрации Новолакского района стало известно о незаконном формировании администрацией Кумторкалинского района земельного участка с кадастровым номером 05:50:000083:40 и дальнейшей его передачи в аренду главе хозяйства по результатам торгов (аукциона). Данный участок расположен в границах с. Гамиях (Новострой), который в соответствии с Законом Республики Дагестан от 13.01.2005 N 6 "О статусе муниципальных образований Республики Дагестан" (далее - Республиканский закон N 6) со статусом "сельское поселение" входит в состав муниципального образования Новолакский район. Следовательно, в силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) администрация Кумторкалинского района не вправе была формировать, выставлять на торги (аукцион) и предоставлять в аренду главе хозяйства данный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: администрации муниципального образования "село Гамиях"; филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан; Правительство Республики Дагестан.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2018, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что постановлением III съезда народных депутатов Дагестанской Советской Социалистической Республики от 23.07.1991 "О практических мерах по выполнению решений съезда народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"" принято решение об отводе земель под переселение лакского населения Новолакского района с последующим образованием на этих землях одноименного района. Согласно государственному акту исполнительного комитета Кизилюртовского районного (городского) Совета народных депутатов от 12.11.1991 А-1 N 410155 за вновь образуемым Новолакским районом Дагестанской ССР закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 9474,73 га земли в границах плана землепользования для сельскохозяйственного использования. Распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 05.07.1994 N 300-р "Об экспликации земель, закрепляемых за вновь организуемыми хозяйствами, переселяемыми из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района Республики Дагестан" во исполнение постановления III съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" приняты предложения администрации Новолакского района и Госкомзема Республики Дагестан, согласованные с Минсельхозом Республики Дагестан, Минархстроем Республики Дагестан и администрациями Кумторкалинского района и города Махачкалы. Решено утвердить проект межхозяйственного землеустройства вновь организуемых хозяйств, переселяемых из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района, и закрепить за ними земли согласно приложению N 2. Администрациям Кумторкалинского, Новолакского районов и г. Махачкалы, Госкомзему Республики Дагестан, Комитету Республики Дагестан по лесному хозяйству в срок до 01.08.1994 предписано: выполнить работы по установлению границ вновь организуемых хозяйств в натуре; обеспечить выдачу документов на право владения землей; внести соответствующие изменения в земельно-учетные документы и планово-картографические материалы землепользователей, города и районов. Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 N 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района" земли, отведенные постановлением III Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" для переселения лакского населения Новолакского района и закрепленные за переселяемыми хозяйствами районы, переданы в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района. Согласно Государственному акту N 0-22 совхозу "Гамияхский" с. Гамиях Кумторкалинского района Республики Дагестан решением администрации Кумторкалинского района от 17.06.1994 N 20 предоставлено 905,38 га земель в границах Кумторкалинского района Республики Дагестан для сельскохозяйственного использования. Во исполнение постановления III съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" МУП "Гамиях" по акту приема-передачи от 20.05.2004 осуществило передачу администрации села Гамиях земель, находящихся в пользовании МУП "Гамиях" согласно государственному акту на право пользования землей общей площадью 920 га. Муниципальное образование "Кумторкалинский район" наделено статусом "муниципальный район" (статья 21.1 Республиканского закона N 6). Статусом "муниципальный район" также наделено и муниципальное образование "Новолакский район", в состав которого со статусом "сельское поселение" входят, в том числе, населенные пункты Новокули, Чапаево, Новолакское, Тухчар, Гамиях, Дучи, Новочуртах, Ахар и Шушия (статья 26 Республиканского закона N 6). На основании распоряжения главы администрации Кумторкалинского района от 08.02.2013 N 29-р сформирован земельный участок площадью 100 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования "Кумторкалинский район", с. Гамиях (Новострой). Главе муниципального образования "село Гамиях" рекомендовано обеспечить установление уточненных границ на местности и поставить данный земельный участок на кадастровый учет. Сведения о сформированном земельном участке с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования" внесены 12.07.2013 в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 05:50:000083:40, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.10.2017. На основании распоряжения администрации Кумторкалинского района от 02.07.2014 N 215-р подготовлено информационное извещение о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Создана комиссия по организации и проведению торгов в форме открытого аукциона, на торговой площадке "В2В Коннект" опубликовано соответствующее сообщение. От главы хозяйства 17.03.2015 поступила заявка на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, заключено соглашение о задатке от 17.03.2015 N 2. Из протокола аукционной комиссии от 23.03.2015 N 3 следует, что глава хозяйства признан победителем торгов. Администрация Кумторкалинского района и глава хозяйства (арендатор) 07.04.2015 заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:50:000083:40. Участок общей площадью 100 га предоставлен арендатору для сельскохозяйственного производства на срок по 06.04.2064. Земельный участок передан арендатору по акту от 07.04.2015. Договор аренды процедуру государственной регистрации не прошел. На основании распоряжения главы администрации Кумторкалинского района от 01.06.2015 N 224-р отменены распоряжения главы администрации Кумторкалинского района от 08.02.2013 N 29-р и от 02.07.2014 N 215-р. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.12.2015 по делу N А15-3773/2015 признано недействительным распоряжение администрации Кумторкалинского района от 01.06.2015 N 223-р "Об отмене договора аренды земельного участка от 07.04.2015" как несоответствующее статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Истцом в адрес администрации Кумторкалинского района направлена претензия от 07.08.2017 N 1205/01-38 (получена 15.08.2017) с просьбой представить в срок до 15.08.2017 все документы, послужившие основанием для формирования и передачи земельного участка в аренду и принятые администрацией Кумторкалинского района решения в отношении спорного участка. Ответчику предложено также отменить указанные решения (распоряжения), а также расторгнуть договор аренды земельного участка. Неисполнение претензии послужило основанием для обращения администрации Новолакского района в арбитражный суд с заявленными требованиями. Судебные инстанции при разрешении спора установили, что статус населенных пунктов на территории муниципального образования "Кумторкалинский район", предназначенной для переселения лакского населения Новолакского района присвоен только селам Дучи, Ницовкра (сельсовета "Дучинский"), селам Ахар, Шушия муниципального образования "Новолакский район". В силу статей 21.1, 26 Республиканского закона N 6 расположенное на территории Новолакского района муниципальное образование "село Гамиях" наделено статусом "сельское поселение" и входит в состав Новолакского района. Переселенческое село Гамиях (Новострой), расположенное на территории Кумторкалинского района, не наделено статусом "сельское поселение" и не входит в состав Новолакского района. Описание границ муниципального образования "село Гамиях", включенного в состав Новолакского района, приведенное в приложении к Республиканскому закону N 6, не соответствует местоположению села Гамиях (Новострой), расположенного на территории Кумторкалинского района. Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в пределах административных границ Кумторкалинского района, в том числе спорным участком осуществляется администрацией Кумторкалинского района. Государственный акт от 12.11.1991 А-1 N 410155, согласно которому за вновь образуемым Новолакским районом Дагестанской ССР закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 9474,73 га земли в границах плана землепользования для сельскохозяйственного использования, не предоставляет право администрации Новолакского района распоряжаться земельными участками, находящимися в ведении администрации с. Гамиях (Новострой), расположенных на территории муниципального образования "Кумторкалинский район". Ссылка администрации Новолакского района на содержание вступивших в законную силу судебных актов по делам N А15-2603/2015 и N А15-2604/2015 признана несостоятельной. Указанные дела рассматривались именно в отношении земельных участков, расположенных на территории населенного пункта село Ахар муниципального образования "Кумторкалинский район", предназначенной для переселения лакского населения Новолакского района, которому в установленном порядке присвоен статус населенного пункта. Селу Гамиях не присвоен статус населенного пункта на территории муниципального образования "Кумторкалинский район", предназначенной для переселения лакского населения Новолакского района. Муниципальное образование "село Гамиях" не имеет территории, статуса населенного пункта на данной территории, в отличие от села Ахар. Исходя из приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали недоказанными заявленные в иске требования о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 07.04.2015 и аннулировании в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 05:05:000083:40. Удовлетворение требований администрации Новолакского района не приведет к восстановлению прав, которые истец считает нарушенными. Кроме того, о нарушении законных интересов администрации Новолакского района должно было быть известно не позднее декабря 2016 года, а обратился истец в арбитражный суд лишь 22.09.2017. Следовательно, процессуальный срок для оспаривания решений (действий) администрации Кумторкалинского района, предусмотренный частью 4 статьи 198 Кодекса, заявителем пропущен.
Администрация Новолакского района обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судебными инстанциями норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судами при разрешении спора проигнорирован факт нарушения администрацией Кумторкалинского района по распоряжению земельным участком прав администрации Новолакского района, за которой данный участок закреплен в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с государственным актом А-1 N 410155, который приравнивается к записи в ЕГРН. Не приняты во внимание судами решения арбитражного суда по аналогичным делам, а также сложившаяся судебная практика по вопросам распоряжения земельными участками на данной территории. Суды при рассмотрении дела не учли, что все земли Республики Дагестан распределены по поселениям районов и городским округам. Оспариваемый земельный участок не относится к землям ни одного из поселений Кумторкалинского района. Все полномочия органов местного самоуправления на данной территории осуществляется органами местного самоуправления Новолакского района и его поселениями, одним из которых является село Гамиях. Суды противоречат сам себе, указывая, что землей села Гамиях (Новострой) вправе распоряжаться администрация Кумторкалинского района. Судами игнорируется то обстоятельство, что акт приема-передачи земельного участка от 20.05.2004 о передаче земель администрации села Гамиях был составлен именно администрацией Новолакского района, а не органом местного самоуправления Кумторкалинского района. Кроме того, об оспариваемых в рамках данного дела решениях (действиях) администрация Новолакского района узнала 25.08.2017, после ознакомления с материалами другого дела и получением необходимых документов. С указанной даты начал течь трехмесячный срок для оспаривания распоряжений, поскольку до их получения обратиться в суд с заявлением об их оспаривании было невозможности, так как в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства такие решения должны быть приложены к заявлению. Судом первой инстанции не проанализированы в должной мере все доказательства по делу, поэтому вынесенное им решение незаконно. В своем отзыве правительство Республики Дагестан отразило правовую позицию относительно спора о праве распоряжаться земельными участками на переселенческой территории (Новострой). На протяжении продолжительного периода времени различными государственными структурами давались соответствующие рекомендации (разъяснения) по вопросам распоряжения земельными участками на территории Новостроя, отведенного для переселения Новолакского района на новое место жительства.
Управление Росреестра в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 05.07.1994 N 300-р границы районов не изменены. В указанном распоряжении речь идет лишь о переселении хозяйств из Новолакского района. Более того, данное распоряжение не реализовано. Кроме того, государственная собственность в отношении земель, переданных в ведение муниципального образования село Гамиях разграничена, такие земли в силу закона находятся в собственности сельского поселения, а администрация Новолакского района является ненадлежащим истцом по делу. Спорный участок не входит в состав села Гамиях или Новолакского района, а расположен на территории Кумторкалинского района. На территории Кумторкалинского района, предназначенной для переселения лакского населения Новолакского района, отсутствует территория села Гамиях или территория Новолакского района.
Администрации Кумторкалинского района в отзыве просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством отнесено к ведению органа местного самоуправления, в пределах административных границ которого расположен соответствующий участок. Оснований для распоряжения спорного земельным участком у администрации Новолакского района не имеется.
В отзыве глава хозяйства, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы. Ответчик поддерживает выводы судов в рамках настоящего дела, дополнительно указывая, что администрацией Новолакского района пропущен срок исковой давности по требованию о признании недействительным (ничтожным) договора аренды, поскольку торги проведены 23.03.2015, оспариваемый истцом договор аренды заключен 07.04.2015. Таким образом, администрацией Новолакского района пропущен годичный срок на оспаривание договора аренды, заключенного ответчиками по результатам аукциона (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса).
От администрации муниципального образования "село Гамиях" в суд округа поступили отзывы как в поддержку доводов кассационной жалобы администрации Новолакского района, так и в поддержку позиции, изложенной в отзыве администрации Кумторкалинского района. При этом в отзыве в поддержку правовой позиции администрации Кумторкалинского района также отмечено, что если в окружной суд поступит какой-либо иной отзыв, то его не следует принимать во внимание. В случае поступления в суд доверенности от 12.07.2017 (либо от иной даты) на представление в арбитражных судах интересов администрации муниципального образования "село Гамиях", выданной на имя Кайтмазовой Ф.П., то третье лицо просит также не принимать ее во внимание, поскольку такая доверенность не выдавалась. Учитывая поступление от администрации муниципального образования "село Гамиях" отзывов различного содержания (противоположных по содержанию), суд кассационной инстанции полагает невозможным принимать во внимание данные отзывы, ввиду невозможности установить, какой из них выражает действительную позицию органа местного самоуправления.
В судебном заседании представители администрации Новолакского района поддержали доводы кассационной жалобы, которую просили удовлетворить.
Представитель главы хозяйства возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителей присутствующих в судебном заседании сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением III съезда народных депутатов Дагестанской Советской Социалистической Республики от 23.07.1991 "О практических мерах по выполнению решений съезда народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов"" принято решение об отводе земель под переселение лакского населения Новолакского района с последующим образованием на этих землях одноименного района.
Согласно государственному акту исполнительного комитета Кизилюртовского районного (городского) Совета народных депутатов от 12.11.1991 А-1 N 410155 за вновь образуемым Новолакским районом Дагестанской ССР закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 9474,73 га земли в границах плана землепользования для сельскохозяйственного использования.
Распоряжением Совета Министров Республики Дагестан от 05.07.1994 N 300-р "Об экспликации земель, закрепляемых за вновь организуемыми хозяйствами, переселяемыми из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района Республики Дагестан" во исполнение постановления III съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" приняты предложения администрации Новолакского района и Госкомзема Республики Дагестан, согласованные с Минсельхозом Республики Дагестан, Минархстроем Республики Дагестан и администрациями Кумторкалинского района и города Махачкалы. Решено утвердить проект межхозяйственного землеустройства вновь организуемых хозяйств, переселяемых из Новолакского района на территорию Кумторкалинского района, и закрепить за ними земли согласно приложению N 2. Администрациям Кумторкалинского, Новолакского районов и г. Махачкалы, Госкомзему Республики Дагестан, Комитету Республики Дагестан по лесному хозяйству в срок до 01.08.1994 предписано: выполнить работы по установлению границ вновь организуемых хозяйств в натуре; обеспечить выдачу документов на право владения землей; внести соответствующие изменения в земельно-учетные документы и планово-картографические материалы землепользователей, города и районов.
Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 N 108 "О передаче земель, отведенных переселяемым хозяйствам Новолакского района в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района" земли, отведенные постановлением III Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" для переселения лакского населения Новолакского района и закрепленные за переселяемыми хозяйствами районы, переданы в ведение сельских муниципальных образований Новолакского района.
Согласно Государственному акту N 0-22 совхозу "Гамияхский" с. Гамиях Кумторкалинского района Республики Дагестан решением администрации Кумторкалинского района от 17.06.1994 N 20 предоставлено 905,38 га земель в границах Кумторкалинского района Республики Дагестан для сельскохозяйственного использования.
Во исполнение постановления III съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23.07.1991 "Об отводе земель под переселение Лакского населения Новолакского района" МУП "Гамиях" по акту приема-передачи от 20.05.2004 осуществило передачу администрации села Гамиях земель, находящихся в пользовании МУП "Гамиях" согласно государственному акту на право пользования землей общей площадью 920 га.
На основании распоряжения главы администрации Кумторкалинского района от 08.02.2013 N 29-р сформирован земельный участок площадью 100 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования "Кумторкалинский район", с. Гамиях (Новострой). Главе муниципального образования "село Гамиях" рекомендовано обеспечить установление уточненных границ на местности и поставить данный земельный участок на кадастровый учет.
Сведения о сформированном земельном участке с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного использования" внесены 12.07.2013 в государственный кадастр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 05:50:000083:40, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.10.2017.
На основании распоряжения администрации Кумторкалинского района от 02.07.2014 N 215-р подготовлено информационное извещение о наличии предлагаемого для предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Создана комиссия по организации и проведению торгов в форме открытого аукциона, на торговой площадке "В2В Коннект" опубликовано соответствующее сообщение.
От главы хозяйства 17.03.2015 поступила заявка на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, заключено соглашение о задатке от 17.03.2015 N 2.
Из протокола аукционной комиссии от 23.03.2015 N 3 следует, что глава хозяйства признан победителем торгов.
Администрация Кумторкалинского района и глава хозяйства (арендатор) 07.04.2015 заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:50:000083:40. Участок общей площадью 100 га предоставлен арендатору для сельскохозяйственного производства на срок по 06.04.2064.
Земельный участок земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:50:000083:40 передан арендатору по акту от 07.04.2015. Договор аренды процедуру государственной регистрации не прошел.
На основании распоряжения главы администрации Кумторкалинского района от 01.06.2015 N 224-р отменены распоряжения главы администрации Кумторкалинского района от 08.02.2013 N 29-р и от 02.07.2014 N 215-р.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 22.12.2015 по делу N А15-3773/2015 признано недействительным распоряжение администрации Кумторкалинского района от 01.06.2015 N 223-р "Об отмене договора аренды земельного участка от 07.04.2015" как несоответствующее статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Истцом в адрес администрации Кумторкалинского района направлена претензия от 07.08.2017 N 1205/01-38 (получена 15.08.2017) с просьбой представить в срок до 15.08.2017 все документы, послужившие основанием для формирования и передачи земельного участка в аренду и принятые администрацией Кумторкалинского района решения в отношении спорного участка. Ответчику предложено также отменить указанные решения (распоряжения), а также расторгнуть договор аренды земельного участка.
Неисполнение претензии послужило основанием для обращения администрации Новолакского района в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными решений (действий) администрации Кумторкалинского района, связанных с образованием участка с кадастровым номером 05:50:000083:40; опубликованием сообщения о его предстоящем предоставлении в аренду и предоставлением главе хозяйства в аренду. Истец просил также признать недействительным (ничтожным) договор аренды от 07.04.2015, заключенный администрацией Кумторкалинского района и главой хозяйства, а также исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 05:05:000083:40.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений (действий) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Заявление о признании незаконными решений (действий) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
При разрешении требований администрации Новолакского района о признании незаконными решений (действий) администрации Кумторкалинского района, связанных с образованием земельного участка с кадастровым номером 05:50:000083:40 и предоставлением его в аренду главе хозяйства судебные инстанции пришли к выводу о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса. О наличии оспоренных решений (действий) заявителю стало известно из решения от 20.12.2016 по делу N А15-3471/2016, тогда как с заявлением в арбитражный суд администрация Новолакского района обратилась 22.09.2017. Доказательства наличия чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий (находящихся вне контроля заявителя), свидетельствующих об отсутствии у него возможности подать соответствующее заявление до истечения процессуального срока, не представлены. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований администрации Новолакского района в соответствующей части.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
На основании пунктов 1 и 3 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Статья 168 Гражданского кодекса определяет, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пунктах 73 - 75, 78 и 84 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 23.06.2015 N 25) содержатся следующие разъяснения. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой. Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке. Допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной.
Таким образом, не участвующее в договоре лицо, заявляющее иск о признании его недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности, должно доказать законный интерес в предъявлении соответствующего иска, а также обосновать, как будет обеспечена его защита (восстановлено нарушенное право истца) в результате возврата ответчиками всего полученного по оспариваемой им сделке.
В обоснование требований о признании недействительным договора аренды от 07.04.2015, заключенного по результатам торгов администрацией Кумторкалинского района и главой хозяйства и исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 05:05:000083:40, истец ссылается на отсутствие у администрации Кумторкалинского района соответствующих полномочий. Данный земельный участок расположен в границах села Гамиях (Новострой), которое на основании Республиканского закона N 6 со статусом "сельское поселение" входит в состав Новолакского района, администрация которого и вправе распоряжаться таким участком.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права на основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются участниками земельных отношений (пункт 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ). Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (абзац 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ).
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что муниципальное образование "Кумторкалинский район" наделено статусом "муниципальный район" (статья 21.1 Республиканского закона N 6). Статусом "муниципальный район" также наделено и муниципальное образование "Новолакский район", в состав которого со статусом "сельское поселение" входят, в том числе, населенные пункты Новокули, Чапаево, Новолакское, Тухчар, Гамиях, Дучи, Новочуртах, Ахар и Шушия (статья 26 Республиканского закона N 6). Расположенное на территории Новолакского района муниципальное образование "село Гамиях" наделено статусом "сельское поселение" и входит в состав Новолакского района, а переселенческое село Гамиях (Новострой), расположенное на территории Кумторкалинского района, не наделено статусом "сельское поселение" и не входит в состав Новолакского района. Описание границ муниципального образования "село Гамиях", включенного в состав Новолакского района, приведенное в приложении к республиканскому закону N 6, не соответствует местоположению села Гамиях (Новострой), расположенного на территории Кумторкалинского района. Следовательно, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в пределах административных границ Кумторкалинского района, в том числе спорным участком, осуществляется администрацией Кумторкалинского района (пункт 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ). Государственный акт от 12.11.1991 А-1 N 410155, а также судебные акты по делам N А15-2603/2015 и N А15-2604/2015, на которые в обоснование требований ссылается истец, не подтверждают, что администрации Новолакского района предоставлено право распоряжения земельными участками, находящимися в границах муниципального образования "Кумторкалинский район". Установив, что у администрации Новолакского района отсутствует материально-правовая заинтересованность в отношении предмета спора, а признание договора аренды от 07.04.2015 недействительным и аннулирование сведений о земельном участке в ЕГРН не приведет к восстановлению прав (законных интересов) истца, судебные инстанции отказали ему в удовлетворении соответствующих требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы, приведенные администрацией Новолакского района в кассационной жалобе, не опровергают обоснованность выводов судебных инстанций о наличии у администрации Кумторкалинского района полномочий по формированию и распоряжению земельным участком с кадастровым номером 05:50:000083:40. Данные выводы сделаны судами первой и апелляционной инстанций по результатам исследования материалов дела и их оценки по правилам статьи 71 Кодекса. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (часть 2 статьи 287 Кодекса). Судебные акты, на которые администрация ссылается в обоснование заявленных требований, приняты по иным фактическим обстоятельствам, чем те, которые установлены судами по настоящему делу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.08.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А15-5332/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июля 2019 г. N Ф08-3288/19 по делу N А15-5332/2017